Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины
статья по теме
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. В статье рассматриваются возможные проблемы и выясняются их причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_neuspevaemost.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины
Захаркина Н.А.
учитель-логопед ГБОУ №6 г. Санкт-Петербург.
По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям.
В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Рассмотрим возможные проблемы и попытаемся выявить причины этих трудностей.
1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.
Причины:
-Недоразвитие фонематического восприятия.
-Слабая концентрация внимания.
2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений
Причины:
-Недостаточность звукобуквенного анализа
-Неустойчивость внимания
-Сниженная работоспособность (астеническое состояние)
3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов
Причины:
-Несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока
4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных
Причины:
-Недоразвитие фонематического восприятия
-Недостаточность звукового анализа
-Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова
5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв
Причины:
-Недостаточность зрительного анализа
6. Недоговаривание, добавление звуков
Причины:
-Недоразвитие фонематического восприятия
-Недостаточность звукового анализа
7. Лишняя вставка букв, удваивание букв
Причины:
-Несформированность звукобуквенного анализа
-Невнимательность
8. При списывании - пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах
Причины:
-Недостаточность зрительного анализа
-Недостаточность звукобуквенного анализа
9. Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами
Причины:
- Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов
-Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза
-Пространственные отношения не абстрагируются от предметов
10. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова
Причины:
-Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов
11. Побуквенное чтение
Причины:
-Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов
12.Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.
Замена букв по пространственному сходству
Причины:
- Недостаточность зрительного анализа
-Недостаточное развитие пространственных представлений
-Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы
13. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.
Причины:
-Не усвоено понятие «рабочая строка»
-Нарушена тонкая моторика.
-Не сформированы зрительно-двигательные координации
-Недостаточное развитие пространственных представлений
14. При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней
Причины:
- Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз
-Недостаточно развиты пространственные представления
-Неустойчивость внимания
15. Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр
Причины:
- Недоразвитие мелкой моторики
-Нарушение зрительно-моторной координации
-Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.
-Неправильный выбор образца при написании буквы
16. Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш
Причины:
-Недоразвитие мелкой моторики
-Несформированность определенных личностных качеств
17. Очень медленный темп письма
Причины:
-Недостаточное развитие мелкой моторики
-Трудности в произвольном управлении движениями
-Инертность нервных процессов
18. Искажение почерка (нестабильность графических форм)
Причины:
-Недостатки зрительно-моторной координации
-Недостаточность зрительного анализа
-Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
19. Сложности при переводе звука в букву и наоборот
Причины:
- Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение
-Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы
20. Неправильное чтение похожих по начертанию букв
Причины:
-Недоразвитие пространственных представлений
21. Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво
Причины:
-Недостатки в развитии кратковременной памяти
-Недостаточное владение произвольным запоминанием
-Слабая концентрация внимания
22. Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда
Причины:
-Недостаточное развитие кратковременной памяти
-Недостаточное владение произвольным запоминанием
23. Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв)
Причины:
-Недостаточность зрительного анализа
-Недостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв
24. Тремор (дрожание руки) при письме
Причины:
-Трудности в произвольном управлении мелкой моторикой
-Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)
25. Потеря строки при чтении
Причины:
-Неустойчивость произвольного внимания
26. Возрастание ошибок к концу работы
Причины:
-Постепенная утрата контроля.
-Недостаточность саморегуляции
-Нарушение функции внимания.
-Астеническое состояние.
27. Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему
Причины:
-Не усвоены соответствующие правила
-Трудности в применении правила
28. Затруднения в употреблении заглавной буквы
Причины:
-Не усвоено правило.
-Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.
-Широкая иррадиация нервного возбуждения.
29. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений
Причины:
-Неспособность вычленять предложение из текста.
-Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
30. Ограниченный словарный запас
Причины:
-Недостаточное развитие процессов памяти.
-Слабая познавательная активность.
Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.
А без выявления причин невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости. На помощь в решении проблем приходит логопедический пункт.
Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Если причины неуспеваемости вовремя не выявить, дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе, то это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников
В современной педагогике достаточно полно исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части диагностики и развития одаренных д...
Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.
По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...
Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".
В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...
Причины возникновения неуспеваемости у школьников и рекомендации по её устранению
Данная статья содержит материал, в котором раскрываются причины неуспеваемости у школьников и даны рекомендации по решению этой проблемы....
Определение причин трудностей в обучении младших школьников.
ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ...
Статья по логопедии: "Причины появления дисграфии у младших школьников"
В статье описываются извесные науки причины появления дисграфии у детей младшего школьного возраста....
Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"
Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы....