Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины
статья по теме

Захаркина Наталья Алексеевна

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. В статье рассматриваются возможные проблемы и выясняются их причины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neuspevaemost.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины

                                                                                                      Захаркина Н.А.

                                           учитель-логопед ГБОУ №6 г. Санкт-Петербург.

По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности  при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям.

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Рассмотрим возможные проблемы и попытаемся  выявить причины этих трудностей.

1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.

Причины:

-Недоразвитие фонематического восприятия.

-Слабая концентрация внимания.

2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений

Причины:

-Недостаточность звукобуквенного анализа

-Неустойчивость внимания

-Сниженная работоспособность (астеническое состояние)

3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов

Причины:

-Несформированность умения производить звукобуквенный  анализ, выделять слово из речевого потока

4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных

Причины:

-Недоразвитие фонематического восприятия

-Недостаточность звукового анализа

-Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова

5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв

 Причины:

-Недостаточность зрительного анализа

6. Недоговаривание, добавление звуков

Причины:

-Недоразвитие фонематического восприятия

-Недостаточность звукового анализа

7. Лишняя вставка букв, удваивание букв

Причины:

-Несформированность звукобуквенного анализа

-Невнимательность

8. При списывании - пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах

Причины:

-Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточность звукобуквенного анализа

9. Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами

 Причины:

- Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов

-Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза

-Пространственные отношения не абстрагируются от предметов

10. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Причины:

 -Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов

11. Побуквенное чтение

Причины:

-Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов 

12.Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Замена букв по пространственному сходству

Причины:

- Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточное развитие пространственных представлений

-Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы

13. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.

Причины:

-Не усвоено понятие «рабочая строка»

-Нарушена тонкая моторика.

-Не сформированы зрительно-двигательные координации

-Недостаточное развитие пространственных представлений 

14. При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Причины:

- Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз

-Недостаточно развиты пространственные представления

-Неустойчивость внимания

15. Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Причины:

- Недоразвитие мелкой моторики

-Нарушение зрительно-моторной координации

-Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.

-Неправильный выбор образца при написании буквы

16. Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш

Причины:

-Недоразвитие мелкой моторики

-Несформированность определенных личностных качеств

17. Очень медленный темп письма

Причины:

-Недостаточное развитие мелкой моторики

-Трудности в произвольном управлении движениями

-Инертность нервных процессов

18. Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Причины:

-Недостатки зрительно-моторной координации

-Недостаточность зрительного анализа

-Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

19. Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Причины:

- Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение

-Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы

20. Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Причины:

-Недоразвитие пространственных представлений

21. Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво

Причины:

-Недостатки в развитии кратковременной памяти

-Недостаточное владение произвольным запоминанием

-Слабая концентрация внимания

22. Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда

Причины:

-Недостаточное развитие кратковременной памяти

-Недостаточное владение произвольным запоминанием

23. Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв)

Причины:

-Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв

24. Тремор (дрожание руки) при письме

Причины:

-Трудности в произвольном управлении мелкой моторикой

-Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)

25. Потеря строки при чтении

Причины:

-Неустойчивость произвольного внимания

26. Возрастание ошибок к концу работы

Причины:

-Постепенная утрата контроля.

-Недостаточность саморегуляции

-Нарушение функции внимания.

-Астеническое состояние.

27. Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему

Причины:

-Не усвоены соответствующие правила

-Трудности в применении правила

28. Затруднения в употреблении заглавной буквы

Причины:

-Не усвоено правило.

-Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.

-Широкая иррадиация нервного возбуждения.

29. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений

Причины:

-Неспособность вычленять предложение из текста.

-Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

30. Ограниченный словарный запас

Причины:

-Недостаточное развитие процессов памяти.

-Слабая познавательная активность.

Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.

А без  выявления причин  невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости. На помощь в решении проблем приходит логопедический пункт.

Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Если причины неуспеваемости вовремя не выявить, дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе, то это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Причины возникновения неуспеваемости у школьников и рекомендации по её устранению

Данная статья содержит материал, в котором раскрываются причины неуспеваемости у школьников и даны рекомендации по решению этой проблемы....

Статья по логопедии: "Причины появления дисграфии у младших школьников"

В статье описываются извесные науки причины появления дисграфии у детей младшего школьного возраста....

Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"

Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы....