Проект "Игротерапия в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ"
проект на тему
«Игра – это творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование их
и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_igroterapii.docx | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: « ИГРОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
«Игра – это творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование их
и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский.
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий, групповой.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в группу здоровых сверстников, социальная адаптация и реабилитация детей средствами игротерапии.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формирование познавательного интереса детей к окружающей действительности средствами игротерапии;
- Укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
- Развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «Ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»;
- Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА:
1) дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в семьях (всего 68 детей- инвалидов, проживающих на территории Катайского района Курганской области);
2) 36 детей составляют ближайшее социальное окружение детей, входящих в состав целевой группы Проекта «Развиваемся – играя»; 3) 67 родителей, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Списки детей, участвующих в мероприятиях проекта, будут согласовываться с ГБУ «Катайский реабилитационный центр»
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: декабрь 2013 – декабрь 2014гг.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Имеется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в развитии, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, слепота, тяжелые посттравматические расстройства, различные варианты сложных нарушений у детей с генетическими или нейрохирургическими заболеваниями и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. А осуществление игровых программ, ориентированных на эту категорию детей и подростков является важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребёнка-инвалида осуществляется, во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку с учётом степени и вида его инвалидности, во-вторых, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер ИГРОТЕРАПИИ.
Проектом предусмотрено также проведение открытых досугово – игровых программ и театрализованных праздников, которые специально ориентированы на организацию игрового поведения детей-инвалидов.
ПРИНЦИПЫ ИГРОТЕРАПИИ:
Стимуляция и поддержка игровой деятельности.
Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка.
Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком.
Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности.
Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо - генератора идей.
Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку.
Малыш может выбирать "глупую", "примитивную" с точки зрения взрослого игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником, только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна).
Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре.
Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка.
Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности и малой привлекательности).
Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек.
Оптимальная организация игровой среды.
Необходимость оборудования игровой среды для ребенка с особенностями развития. Оборудование игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда разделена на зоны: социально-эмоциональная; познавательная; театрализованная; зона сюжетно-ролевой игры, так что бы облегчить приспособление к ней ребенка и приучить его к порядку.
Игротека как специально-продуманная развивающая игровая среда позволит не только «пригласить» к себе в гости детей, но и «организовать» выездные игровые сеансы на дом. Все занятия в игровой гостиной - в центре и на дому - организуются и проводятся с учётом заболеваний детей, адаптированы к их потребностям.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- Предупреждение развития у детей нервно-психических паталогий (снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим).
- Коррекция поведенческих проблем.
- Развитие творческого потенциала.
ИГРОТЕРАПИЯ будет включена в реабилитационный процесс детей и подростков с ограниченными возможностями, проходящих курс реабилитации в центре и на дому и окажет положительный эффект на развитие эмоциональной сферы детей- инвалидов, существенно повысить качество жизни всех членов семьи.
Проект предназначен для использования специалистами реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ
№№ п/п | Наименование мероприятия | Период реализации 2013 – 2014гг | Ожидаемые результаты | Достигнутый результат | ||||
| ||||||||
Декабрь Январь февраль | Март апрель май | Июнь июль август | Сентябрь октябрь ноябрь | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. | Проведение анализа реабилитационной работы с детьми-инвалидами на территории муниципального образования и разработка стратегии по улучшению качества их жизни в пространстве игровой гостиной | Декабрь январь | - | - | - | Создание игровой гостиной направленной на включение родителей как активных участников в реабилитационный процесс, с целью оказания новых видов услуг, увеличения числа детей-инвалидов и их родителей, получивших помощь в психолого-педагогическом сопровождении семей. | Пространство игровой гостиной обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности, игровая гостиная укомплектована специальным оборудованием по принципу лекотеки. | |
2. | Выступление на ПМПК по организации проекта «Игротерапия в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ» | февраль | - | - | - | Информирование о целях и этапах реализации Проекта. | Прежде всего, следует отметить несомненную значимость и своевременность мероприятий этого Проекта, т.к. его актуальность определяется необходимостью социализации детей и подростков с ОВЗ через игровую деятельность. В настоящее время в нашем учреждении имеются все необходимые условия для оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье и их семьям. Разработаны и внедрены инновационные методики и формы работы реабилитации детей – инвалидов и социализации их семей. Анализируя проведённые мероприятия, необходимо отметить, что данное инновационное направление реабилитационной работы нашло отклик в семьях, заинтересованность со стороны родителей особых детей, желание сотрудничества и соучастия в рамках мероприятий данного Проекта | |
3. | Формирование целевой группы Проекта, групп ближайшего окружения (из числа родителей, законных представителей и др. ближайшего социального окружение детей-инвалидов, входящих в состав целевой группы Проекта). Проведение организационной встречи с родителями детей целевой группы | - | Апрель | - | - | Комплектование целевой группы Проекта, в которую будут входить - 68 детей-инвалидов; 36 детей составляют ближайшее социальное окружение детей, входящих в состав целевой группы Проекта; 67 родителей, воспитывающих детей-инвалидов | Совместно с социальным педагогом, педагогом-психологом была составлена Целевая группа. В целевую группу участников Проекта были включены семьи с детьми-инвалидами, проживающие на территории г.Катайска и Катайского района, а также дети с ОВЗ, проходящие курс реабилитации в группах дневного и стационарного пребывания из всех районов Курганской области. Родителям была предложена презентация Проекта, так же они были ознакомлены с Положением о работе игровой гостиной для организации индивидуальных занятий в группе детей со сложным и изолированным дефектом «Особые дети». | |
4. | Конкурсно-игровая программа «Добрый свет» | - | Май | - | - | Сплочение и объединение семей с общими проблемами по воспитанию детей посредством культурно-досугового мероприятия. В мероприятии примут участие 35 детей, проходящих курс реабилитации в группах дневного и стационарного пребывания и 20 детей-инвалидов, проживающих на территории Катайского района | Для популяризации игротерапии в реабилитационном процессе детей-инвалидов, развитие игровой культуры детей и их родителей было проведено мероприятие «День открытых дверей игровой гостиной «Развиваемся, играя». Приглашенные гости, и родители целевой группы имели возможность посетить 4 мастер-площадки по оказанию детям-инвалидам социально-медико-педагогической помощи в РЦ, а в это время дети были заняты веселыми играми с «Карлсоном». В завершении мероприятия все дети получили в подарок развивающие игры, а после все гости угощались ароматным чаем со сладостями. | |
5. | Терапевтический игровой сеанс «Развивай-ка!» | Декабрь февраль | Март май | Июнь август | Сентябрь ноябрь | В сеансах участвуют все семьи целевой группы. Занятия проводятся 5 раз в неделю | При организации игрового взаимодействия специалиста с ребёнком в присутствии или с участием родителей, в ситуации совместных игр и занятий «особые» дети имели возможность расширять собственную «зону ближайшего развития». Эти занятия проводились 5 раз в неделю. Всего проведено 165 ТИС. | |
6. | Арт-терапевтический групповой сеанс | Декабрь январь | март | июнь | Сентябрь | Сплочение и объединение семей с общими проблемами по воспитанию детей посредством культурно-досуговых мероприятий к значимым календарным датам | Основным методом игротерапии является анимационная деятельность. Такие мероприятия проводились в форме массовых культурно-досуговых программ к значимым календарным датам. Проведено 20 арт-терапевтических групповых сеанса: Рождественские приключения по мотивам сказки «Морозко», театрализованная игровая программа «Как на масленой неделе, мы блиночков захотели», игра по станциям «Весёлые приключения Шрека и Фионы», «Лунтик иК°», «Карлсон и веселая компания», «Путешествие в подводное царство Нептуна», «Цветик – семицветик», «Гуси – Лебеди», «Зов Джунглей», «В поисках сокровищ». На театрализованных представлениях присутствовало 260 детей (в т.ч.72 ребёнка-инвалида) и 71 родителя; специалистов- 9; волонтёров - 8 | |
7. | Обучающий игровой сеанс для родителей «Играй-город» | февраль | Март - май | Июнь -август | Сентябрь - ноябрь | Один раз в месяц проводятся сеансы для родителей с целью ознакомления их с новыми игровыми приёмами и играми для детей определенного возраста и степени ограничения (по диагнозу). Выпуск буклетов, памяток, методических рекомендации «Вместе легче» | Для обучения родителей эффективным формам и методам игрового взаимодействия с детьми с нарушениями развития на базе гостиной проводились ОИС. Всего проведено 6 обучающих игровых сеансов, целью которых являлось ознакомление родителей приёмам игротерапии для дальнейшего использования в условиях домашнего обучения и развития детей-инвалидов. Такие сеансы проводились в форме дидактических сессий, дидактических презентаций, ролевых игр. | |
8. | Проведение цикла групповых занятий «Подари улыбку детям» в группах детей-инвалидов | Декабрь - февраль | Март - май | Июнь - август | Сентябрь - ноябрь | Использование игротерапии как средства комплексного развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка с ОВЗ. При помощи педагога - психолога и социального педагога в ситуации совместных игр и занятий «особые» дети имеют возможность расширять собственную «зону ближайшего развития». Групповыми формами работы планируется охватить 40 детей-инвалидов. Игротерапия будет проводиться 1 раз в неделю каждого месяца. | Цикл групповых занятий с детьми, проходящими курс реабилитации в группах дневного и стационарного пребывания, организуется в течение 21 календарного дня. Коррекционно-развивающие занятия проводятся регулярно по плану педагога – организатора с привлечением других специалистов РЦ. Групповыми формами работы проведено 40 игровых сеансов. | |
9. | Организация и проведение мероприятия «День открытых дверей игровой гостиной «Развиваемся, играя» к Международному дню инвалидов с привлечением волонтёров | Декабрь | - | - | - | Популяризация игротерапии в реабилитационном процессе детей-инвалидов, развитие игровой культуры детей и их родителей. В мероприятии примет участие 30 семей и 5 волонтёров | Составлен план мероприятии службы «Выездная игротека» по селам Катайского района Курганской области с целью: интеграция детей- инвалидов в обществе здоровых сверстников. Внедрение инновационной технологии «Игровой автобус». | |
10. | Выезды мобильной игротеки в населённые пункты Катайского района | Декабрь январь | Март май | Июнь август | Сентябрь октябрь | Игровые программы, организованные волонтёрами будут проведены в 11 сёлах Катайского района, их посетят 220 детей | Организовано 11 выездов мобильной игротеки в сёла Катайского района с массовыми театрализованными игровыми программами: с. Верхнеключевское Катайского района Новый год по сказке «Морозко»; с. Ушаковское Катайского р-на с театрализованными представлениями «Как на масленой неделе, мы блиночков захотели»; с.Ушаково «Весёлые приключения Шрека и Фионы»; с. Верхнеключевское с игровой программой «Весёлые приключения Шрека и Фионы», с.Боровское «Карлсон иК°», с.Ильинское «Зов Джунглей», пос.Хвоиный «Цветик семицветик», д.Черемиское «Путешествие с пиратами в поисках клада», с.Корюково «В поисках сокровищ». Ещё одним направлением мобильной игротеки стали выезды на дом к детям- инвалидам в день рождения. Такие игровые программы проведены в семьях целевой группы проекта. Всего в мобильной игротеке участвовало 527 детей, в т.ч. 59 детей-инвалидов и 468 детей из их ближайшего социального окружения. Материал о проведении мобильной игротеки опубликован на информационном сайте ГУСЗН Курганской области, ГАУ «Редакция Катайской районной газеты «Знамя» |
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
Подводя итог за весь период реализации Проекта можно отметить, что взаимодействие целевой группы с организаторами Проекта позволило достичь определенных изменений в личностной и социальной сфере детей-инвалидов, существенно повысило качество жизни всех членов семей. Реализация проектных мероприятий предоставила возможность организовать эффективную систему работы, направленную на преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, создать условия для развития и формирования мотивации к обучению, расширить собственную «зону ближайшего развития» детей с ограниченными возможностями через игру и игровую деятельность. По всем направлениям Проекта были поставлены и достигнуты конкретные цели, а так же были соблюдены сроки реализации запланированных мероприятий. В результате апробирования инновационных форм и методов работы с семьями целевой группы Проекта повысился уровень социальной активности данной категории участников. Отмечено, что позитивной чертой данного Проекта является стабильное увеличение общего числа детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях Проекта. Выезды мобильной игротеки смогла организовать и провести в 11 сельских поселениях Катайского района, что составляет 100% от запланированного. Эта форма работы в рамках Проекта приносит большое удовольствие всем участникам, как специалистам и волонтёрам, так и целевой группе. Главы сельских поселений, директора школ и др. сельская интеллигенция заинтересованы в мероприятиях мобильной игротеки, что позволяет нам собрать наибольшее число участников мероприятий. В отдалённых сёлах района проживает около 50% семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые, к сожалению, не могут стать участниками всех мероприятий Проекта. К сожалению, их участие носит периодический характер, т.е. разовые посещения открытых досуговых мероприятий и мероприятий мобильной игротеки. Отметим, что включённая в мобильную игротеку технология «День именинника», заслужила отличные отзывы родителей детей-инвалидов, т.к. организовать день рождение ребёнка непростая задача для родителей, а специалисты нашего центра могут это сделать профессионально и интересно. Считаем, что данная форма работы с семьями будет и далее приносить только положительные результаты. Одним из значимых мероприятий Проекта стал проведённый семинар, объединённый общей темой «Внедрение новых форм работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в рамках реализации государственной программы Курганской области «Лига помощи: профилактика сиротства, лишения родительских прав». Одним из индикаторов эффективности работы учреждения в рамках Проекта является то, что реализацией нашего Проекта заинтересовалась пресс-служба губернатора Курганской области, и опыт работы в рамках Проекта был освещён на уровне областного телевидения в программе «Вертикаль», где в образе «Незнайки» я показала на примере посещения семьи, где воспитываются дети-инвалиды «Выездную игротеку». Вовлекла в игровую деятельность и детей и взрослых. Собрав из конструктора «Пожарную часть» по схеме, после обыграли. Все от этого получили массу положительных эмоции.
В рамках Проекта разрабатывала консультативный материал для оформления информационных стендов «Для вас, родители», «Советы специалистов».
- Консультативный материал на тему «Гендерное воспитание в семье»
- Консультативный материал на тему «Какие игрушки необходимы детям»
- Консультативный материал на тему «Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей»
- Консультативный материал на тему «Воспитание сказкой»
- Консультативный материал на тему «Детское конструирование»
Для формирования педагогической культуры родителей в воспитании и развитии «особых детей» им предоставлялись консультативные материалы в виде буклетов, памяток. А так же было создано методическое пособие «Развиваемся, играя», в котором обобщён опыт работы в рамках реализуемого Проекта. В созданном методическом пособии подробно показаны возможности и формы использования метода игротерапии в реабилитации детей с нарушениями в развитии. Материал о реализации мероприятий Проекта своевременно размещался на сайте учреждения http:gukataiskrc.uco.ru. ГБУ Катайский реабилитационный центр, на страницах районной газеты «Знамя», информационном сайте ГУСЗН Курганской области unfoszn@kyrqanobl.ru. На Социальном сайте работников образования создана страничка с целью распространения педагогического опыта.
В мероприятиях Проекта (как и предполагалось) участвовали дети-инвалиды и дети с ОВЗ, проживающие на территории 7 районов Курганской области: Далматовский, Каргапольский, Шадринский, Шатровский, Варгашинский, Лебяжьевский, Белозерский. Проводя анализ состояния реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, мы выявили, что на территории Катайского района проживает 70 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитываются 72 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Но, к сожалению, не все родители детей-инвалидов дали согласие на участие в Проекте по разным причинам (н-р: у детей имеются многочисленные врождённые аномалии; по заключению МСЭк имеются противопоказания для пребывания в детском коллективе; некоторые из них находятся на постоянном контроле в психоневрологических диспансерах; послеоперабельное состояние; 45% семей проживают в отдалённых сёлах Катайского района и т.д.)
Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии, по сравнению с их познавательной деятельностью, метод игротерапии является одним из эффективных методов реабилитации детей данной категории. Ежедневно с детьми проводятся групповые занятия-игры, направленные на формирование памяти, мышления, развития мелкой моторики рук, социального поведения и т.д. Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игровых занятий: игротерапия по сценариям народных сказок, ролевые игры, куклотерапия. При этом осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, преодоление страхов.
Наиболее продуктивными формами игротерапии являются технологии:
Технология «День именинника» К каждому ребёнку в день его рождения приезжают герои любимых сказок и мультфильмов с игровой программой, в которой участвуют все члены семьи или ближайшее социальной окружение. При организации «Дня именинника» специалисты согласовывают и учитывают все пожелания родителей и детей. Такие игровые программы мы провели в 16 семьях целевой группы Проекта для 17 детей-инвалидов.
Технология «Мобильная игротека» - форма разновидности Лекотеки, которая предусматривает выездные мероприятия в форме развивающих досуговых и игровых программ для детей и родителей в насёленные пункты сельской местности;
Технология «Игровая гостиная» - пространство игровой гостиной обустраивается в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности. Материальная база комплектуется специальным оборудованием по принципу лекотеки. Основной формой работы гостиной является игра, рассматриваемая как деятельность, приносящая ребенку удовольствие и создающая условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения.
Учитывая достигнутые результаты и имеющиеся тенденции улучшения взаимодействия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, работа по внедрению игротерапии в ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» будет продолжаться и после завершения проекта «Развиваемся, играя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности
В коррекционной педагогике и специальной психологии известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди сюжетно-...
Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»
Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....
Конспект открытого занятия: «Коррекционно – педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей, средствами театральной деятельности».
Конспект открытого занятия, в формате игра - драматизация сказки "Колобок". Для детей дошкольного возраста, с особыми образовательными потребностями....
Открытое занятие "Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности". Драматизация сказки "Пых"
Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Пых"...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. По...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через театрализованную деятельность и игры драматизации.
Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918...