Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»
учебно-методический материал на тему

Никифорова Елена Анатольевна

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalno_2.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

  Эмоции являются важнейшей составляющей жизнедеятельности человека.          

   Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Природа самих эмоций различна. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью - положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.). Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев. 

    Как известно, ребенок, с рождения получавший мало эмоций, родительской любви и заботы, развивается намного хуже своих сверстников, даже при равном исходном состоянии здоровья. Врачи объясняют это состояние эмоциональным голодом, так именно эмоции поставляют человеческому организму энергию, направляющую его развитие.

     Учащиеся с умственной отсталостью характеризуются бедностью эмоциональных состояний, отсутствием оттенков эмоций.

      Перечислим особенности эмоциональной сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях:

  • неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания
  • частая смена настроения
  • повышенная тревожность, склонность к страхам
  • нестабильность эмоциональных контактов
  • чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности: друг к другу, к любимому учителю, воспитателю

      Поэтому у  умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.

     Поэтому перед педагогами коррекционных школ восьмого вида стоит непростая задача - не только обучить умственно отсталых детей, но и осуществить коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

Рассмотрим процесс эмоционального взаимодействия  в системе «учитель – ученик».

    Ученик приходит в школу уже со своим эмоциональным багажом. По этому признаку учитель в большинстве случаев может безошибочно определить, из благополучной или неблагополучной семьи пришел ребенок. При этом понятие «благополучие» напрямую связано с эмоциональной атмосферой, царящей в семье, а не с материальным благосостоянием. Ребенок, имеющий багаж отрицательных эмоций (энергий), интуитивно будет стараться от них избавиться. При этом он может передавать эти эмоции, как своим одноклассникам, так и учителю или любому участнику образовательного процесса, провоцируя различного рода конфликты. Возможно, данный ребенок будет болезненным. Это происходит в тех случаях, когда ребенок загоняет полученные отрицательные эмоции внутрь, т.е. не дает им выхода. Реакция будет различаться в зависимости от рода полученной энергии.

    Учитель приходит в школу тоже со своим эмоциональным багажом, немалый вклад в который вносит социальная неуверенность, незащищенность. Чтобы обеспечить себе прожиточный уровень, учитель вынужден давать по пять – шесть уроков ежедневно, а это эмоциональное и психологическое взаимодействие с большим количеством учащихся. Получая в какие- либо моменты отрицательные эмоции, учитель из за своей социальной роли не имеет права их выплеснуть, т.е. в большинстве случаев эмоция загоняется внутрь организма, где и продолжает свою разрушительную работу. Любой человек обладает эмоциями двух разных уровней. Первый уровень – тот, который видят окружающие, второй – внутренний, это тот, который не замечает никто, но именно за счет энергии этих внутренних эмоций и происходят функциональные изменения в организме.

   Рассматривая взаимодействие в системе «учитель - ученик», нельзя не учитывать эти факторы. Современные требования к организации учебного процесса направлены на организацию личностно ориентированного обучения. Первый практический шаг в этом направлении можно сделать, если, учитель будет рассматривать взаимодействие с учеником с точки зрения эмоционального энергообмена. При этом важно иметь в виду следующее.

  1. Иметь информацию об эмоциональной атмосфере, царящей в семье. Знания об этом вряд ли могут быть полными, но даже самые незначительные моменты общения с родителями, учеником уже дают информацию о том, каков основной эмоциональный фон этой семьи. Хорошо бы, конечно, эту работу вести профессиональному психологу, но таких в школе катастрофически не хватает.
  2. Учитель в общении с учащимися в первую очередь должен продумывать, какую эмоциональную реакцию вызывает его воздействие. К сожалению, одна из самых распространенных эмоций, которую учитель вызывает у ученика – это эмоция страха. Учитель зачастую заставляет ученика изменить свое поведение, изменить свое отношение к учебе, действуя нотациями, жалобами родителям, разного рода угрозами (например, угрозой поставить неудовлетворительную оценку, оставить на второй год и т.п.). При этом зачастую не реализуется главная цель обучения – обеспечить позитивное развитие ученика.
  3. Эмоция страха относится к отрицательным эмоциям, вызывающим неприятные ощущения и негативные физиологические изменения. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок под действием угрозы изменил свое поведение. Причина изменения заключается в том, что ребенок не желает испытывать заново эти ощущения. Далее возможны несколько вариантов развития событий в зависимости от воспитания и уровня культуры. Стремясь избавиться от отрицательной энергии, ребенок может совершать акты агрессии или подобные им, может изменить свое отношение  данному событию, заменив эмоциональное отношение и используя свое мышление, или загнать эмоцию внутрь и постараться забыть о ней, но эмоциональная энергия, загнанная внутрь, продолжает работать, производя негативные физиологические изменения. Нельзя сказать, что данная эмоция не нужна человеку. Именно страх удерживает нас от многих необдуманных поступков. Но  в большинстве случаев у человека есть выбор: избежать эту ситуацию, быть предельно осторожным или подавить это чувство. У ребенка такого выбора зачастую нет. Если взаимоотношения с учителем, классным руководителем, одноклассниками вызывают у ребенка неприятные ощущения, зачастую он вынужден подавлять это чувство.
  4. Диалог учителя с родителями должен быть конструктивен по своей сути. Когда учитель жалуется на поведение ученика, это однозначно вызывает у родителей отрицательные эмоции, т.е. неприятные физиологические ощущения. Хорошо если родители смогут справиться с той ситуацией, с которой не может справиться учитель; в противном случае, если родители не обладают специальными знаниями, педагогическим чутьем, они начинают просто избегать школу, чтобы избежать неприятных ощущений. Сообщая родителям неприятные новости, учитель должен сразу же вместе с родителями искать пути изменения ситуации.

    Эмоции умственно отсталых учащихся можно и нужно развивать на любом уроке или занятии, некоторые из них такие как ИЗО, музыка, чтение, физическая культура, ритмика имеют для этого большие возможности.

       Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений  в школьном  возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РИТМИКИ

Ритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения.

   Для эмоционального развития детей используется цикл уроков. Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на уроках, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

Структура урока состоит из четырёх этапов:
• приветствие
• разминка
• основная часть
• заключительная часть

Приветствие представляет собой ритуал начала  урока. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, поклон закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.

Разминка. В этой части урока используются: ритмико-гимнастические упражнения (с предметами и без них), направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части урока. Элементы танцевальной терапии, а так же упражнения,  задействующие воображение, фантазию школьника.

В основной части урока используются:
- обучение детей танцам и пляскам

- музыкотерапия (упражнения с детскими музыкальными инструментами, прослушивание музыки, инсценирование песен, музыкальных сказок)
- игровая терапия (
игры развивающие эмоциональную сферу, мимические и пантомимические этюды,  игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций)

При обучение детей танцам и пляскам средствами музыки и ритмических движений,   я на уроках  посвящаю  исследованию раскрытия одной новой для детей  эмоции.
Например: каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и эмоционального образа в танце. Навыки музыкального восприятия  помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и  чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Музыкотерапия -  это особая форма работы  с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкальных сказок) – направлены на решение не только музыкальных задач, но и  значимых для развития ребенка эмоциональных проблем. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
    Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей посредством музыки. Мне близок музыкальный фольклор: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (играть на доступном музыкальном инструменте, говорить о народной музыке и воплощать ее в движениях). Сущность музыкального фольклора заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

     Например: РАДОСТЬ.
1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».
Вопросы к детям:
- О чем вы думали, когда слушали музыку?
 - Что чувствовали?
- Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
3. Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

   Так же в инсценирование музыкальных сказок осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, музыка в сказке является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Игровая терапия - использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста происходит в игровой деятельности. Игра позволяет обогатить эмоциональную сферу ребенка. В игре дети общаются друг с другом и в результате интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма.

а) Игры, развивающие эмоциональную сферу младших школьников:
- лото настроение
- назови похожее
- испорченный телевизор
- что было бы, если бы,
- угадай эмоцию

Например:                   УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. НА первых порах взрослый может помочь ребенку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Б) Мимические и пантомимические этюды. 
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, позой, походкой.
 Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего — ощущение своего тела.

 
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.

в)    Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, злость, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
   В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции, действия, отношение других детей, учится сопереживать.
  Не менее важен метод
ролевой игры, где проблемы и конфликты «гасятся» посредством драматического изображения.
   Подобные методы на уроках создают эмоциональную поддержку, укрепляют климат психической безопасности.

В заключительной части урока детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения. В этой части урока я обязательно использую спокойную музыку.
Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

   Благодаря таким урокам, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

   Сознательное  использование эмоциональных реакций является необходимым условием для эффективного обучения. И соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но и смягчить вышеназванные проблемы. Навыки преподавания позволят ему построить процесс обучения творчески и с наибольшей эффективностью. Такой подход позволяет значительно расширить возможности личностно ориентированных и развивающих технологий обучения.

Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА"

(ГКС(к)ОУ "Среднеахтубинская С(к)ОШИ")

Доклад

на тему:

«Развитие эмоциональной сферы

детей младшего школьного возраста

в процессе обучения»

   Подготовила учитель

первой категории:

Никифорова Е.А

р.п. Средняя Ахтуба

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.

В данной работе представлены теоретические основы использования принципа "учёт возрастных особенностей" в обучении детей младшего школьного возраста, особенности и методика использования дан...

Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...