Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
материал на тему
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_profilaktike.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
Цель: Приоритет позитивной профилактики основанной на формировании ЗОЖ и развитии внутренних ресурсов ребёнка.
Ведущей деятельностью в период младшего школьного возраста является - игра. Через игру идёт формирование культуры здоровья. Проводятся уроки здоровья.
« Главный лепесток цветика- семицветика»
« Как чёрные братья решили завоевать мир»( о злых чародеях Алкоголе и Никотине».
Конкурсы рисунков « Здоровье- это здорово»
« Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья».
Действует программа профилактических занятий для детей младшего школьного возраста « Если хочешь быть здоров»
Учебно- тематический план для учащихся младшего школьного возраста.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Знакомство. | 1 |
2 | Привычки и здоровье. | 1 |
3 | Мои эмоции. Как справиться с гневом. | 1 |
4 | Я и мои друзья. Как поддерживать дружбу. | 1 |
5 | Мы и наши близкие . Взаимодействие с другими взрослыми. | 1 |
6 | Навык аккуратного обращения с лекарствами. | 1 |
7 | Курение –это зло. | 1 |
8 | Что такое алкоголь. | 1 |
9 | Привычка сохранять здоровье. | 1 |
Особенности профилактической работы в подростковом возрасте.
Идёт активный поиск своего «Я». Желание быть как все продиктовано для этого возраста страхом одиночества, отсутствием друзей.
Эффективным средством освоения подростками навыков безконфликтного общения и формирования поведения, которое позволит подросткам ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, « здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления является тренинг.
-Ктоя? Каков Я.
- Тренинг профилактики правонарушений
-Ценность моей и твоей личности
-Умение говорить нет!
При организации педагогической профилактики анкетирование выполняет ряд важных функций:
-определяется актуальность
-полученные данные позволяют выявить направление профилактики
-служат показателем эффективности работы педагогов.
Для этого на начало учебного года и конец проводится
-опросник ЗОЖ
-Анкетирование « О здоровом образе жизни».
Создана программа « Помогая другим помогаю себе». Целью которой является создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям.
Среди причин явного неблагополучия со здоровьем обучающихся немаловажным фактором является и отсутствие необходимых знаний у детей по организации здорового образа жизни, так как большинство воспитанников из неблагополучных семей, в которых детям не прививаются элементарные навыки ведения здорового образа жизни.
Поэтому, работая в рамках программы «Социальный педагог», я большое внимание уделяю вопросу «Внедрения и распространения здорового образа жизни».
Основная цель моей работы:
«Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью».
Для достижения цели выделила ряд первоочередных задач:
- сформировать у детей и подростков внутреннюю потребность положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- проведение пропагандистской работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- разработка и внедрение системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
- сформировать потребность в применении полученных знаний и умений на практике через привлечение обучающихся к участию в проводимых мероприятиях.
В связи с этим в своей работе опираюсь на дидактические принципы коррекционной педагогики.
1. Индивидуальный и дифференцированный подход.
2. Принцип развития, т.е. выделение в процессе обучения и воспитания тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Опора на успех ребенка в любой деятельности.
Изучая детей на занятиях, наблюдая за их деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности, анализируя результаты анкетирования выделила те трудности, с которыми чаще всего сталкиваются обучающиеся , и над преодолением которых я работаю.
Это:
1. Отсутствие знаний теоретического материала по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
2. Низкий уровень самостоятельности и самоконтроля в вопросе отношения к собственному здоровью .
3. Работа в составе коллектива.
В своей работе использую здоровье сберегающую технологию, направленную на формирование навыков здорового образа жизни. Повышая свой теоретический уровень:
-через работу в школьном МО учителей «Коррекция и развитие», в рамках которого выступала с сообщением «Здоровьесбережение образовательного учреждения, как направление деятельности социального педагога»;
- через курсы повышения квалификации по теме «Профилактика суицидального поведения детей и подростков», по теме «Современные технологии профилактики потребления психоактивных веществ в образовательной среде» по программе «Безопасность жизнедеятельности при ГБОУ ДПО НСО Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- курсы повышения по теме «Технологии работы в светлой и темной комнате с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» при НГПУ;
- через участие во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме «Социокультурные и психолго-педагогические факторы детского и подросткового отклоняющегося поведения в современном обществе».
Воплощение «Внедрения и распространения здорового образа жизни на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий» происходит через участие учеников в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении дней здоровья и т.д.
Трудности восприятия и освоения теоретического материала преодолеваем как на групповых занятиях «Помогая другим, помогаю себе», так и индивидуальных, с учетом личностных особенностей ребенка, а так же через работу лектория «На пути к здоровью»
Для проведения теоретических занятий, приглашаются как медицинские работники образовательного учреждения, так и специалисты Ордынской ЦРБ (нарколог, психиатр, педиатр), которые рассказывают о «Здоровом образе жизни».
Специалисты ОГИБДД МО МВД России «Ордынский» проводят занятия с воспитанниками «Соблюдая правила дорожного движения - сохраняешь свою и чужую жизнь».
Проведение конференций «Алкоголь и подросток» для учащихся 6-8 классов, «Скажем наркотикам-НЕТ» для учащихся 9-11классов, «Табокурение и пиво» для учащихся 5-8 классов, в рамках месячника «Здоров –значит счастлив» , где учащиеся выступают со своими проектами, написанными под моим руководством, позволяют школьникам закрепить полученные теоретические знания.
Полученные теоретические знания закрепляются и при участии в проводимых конкурсах как внутри школы: конкурс рисунков «Здоровье- это здорово», «Все мы дети одной планеты»,
так и районном конкурсе «Зеленая волна-2013», районном слете «Техника пешего туризма»,
районном фестивале «Я все сумею, всё смогу»
в областном конкурсе «Моя планета – Земля
Олимпиаде «По основам безопасности жизнедеятельности», на которых учащиеся школы показывают хорошие как теоретические, так и практические навыки и занимают призовые места. При этом решается ещё одна трудность наших детей это низкий уровень самостоятельности и самоконтроля.
Воспитанники школы принимают активное участие в проведение ежегодной акции «Чистый берег» «Конфета за сигарету», «Письмо самому себе», «Сделай правильный выбор», «За здоровье и безопасность детей» в ежегодной декаде инвалидов «». Участие в проводимых акциях учит детей работать в коллективе.
практические практикумы (классные часы) «Жизнь одна», «Поделись добротой» диспуты « Зачем пришел я в этот мир», занятие –тренинг « Мир моих чувств и эмоций». Слайд –шоу «Невозможное – возможно» «Творчество – как образ жизни» и другие формы работы – все это способствует пропаганде здорового образа жизни.
В школе организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, работают секции по различным видам спорта.
Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями, воспитателями организуются экскурсионные поездки в заповедники, музеи, прогулки по городу.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
По результатам диагностики учащихся школы в 2012-2013 учебном году был определен уровень мотивации участия обучающихся в мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Диагностика проводилась в 2 этапа: в начале и в конце года. анализ которых показал процентный рост - сформированности у детей и подростков внутренней потребности положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Уменьшилось количество курящих детей. В течение 2013\14 учебного года увеличилось число учащихся постоянно участвующих в проводимых мероприятиях, где применялись на практике полученные знания по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.
Награды, полученные детьми на областных и районных конкурсах явились для них положительной мотивацией в вопросе сохранения здоровья и здорового образа жизни;
В настоящее время свою работу строю, опираясь на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача дальнейшей моей работы – создание системы работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду школы.
Прогнозируемый результат данной технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Социальный педагог: Колесникова Г.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя расс...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...
Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля"
Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля”....
Использование интернет-ресурсов в профилактической деятельности социального педагога
Про интернет, особенности работы в нем, плюсы и минусы - все пользователи могут довольно много рассказать. Но ценность в статье - это подборка ссылок на разнообразные ресурсы, которые мне кажется целе...
«Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)»
laquo;Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)...
Аналитическая справка по проверке индивидуальной профилактической работы социального педагога с социально-опасными, неблагополучными семьями
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18526395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...