Доклад на тему "Конфликтно - стрессовые ситуации у подростков"
консультация на тему
Причины возникновения конфликтных ситуаций у подростков. Классификация конфликтов. Стратегия поведения в условиях конфликта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_yavlyayutsya_chastyu_nashego_povsednevnogoopyta.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОНФЛИКТНО – СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ У ПОДРОСТКОВ»
Конфликты являются частью нашего повседневного опыта, как собственного, так и воспринимаемого через средства коммуникации. Представление о конфликте как негативном явлении во многом связано с единообразным поведением людей в совершенно не похожих ситуациях взаимодействия. В зависимости от личностных особенностей и опыта каждый человек вырабатывает определенные стратегии, позволяющие справляться конфликтами. Нередко они становятся стереотипами, не соответствующими конкретным случаям. Постоянное стремление победить или любой ценой избежать столкновения вызывает много отрицательных эмоций и разрушает отношение с окружающими.
Подростковый возраст – период активного социального развития, расширения круга общения получения нового опыта. Перед подростками возникают новые ситуации, которые подчас сложно оценить. Порой им бывает трудно выбрать верную линию поведения. Желание самоутвердится и стремление к риску, свойственные этому возрасту, часто приводит к конфликтам.
Педагоги единогласно признают наиболее проблемным ранний подростковый возраст. Уже с пятого класса увеличивается количество конфликтов детей со сверстниками и взрослыми, а пик приходится на 8-9 классы.
Основными поводами ссор со сверстниками становятся зависть, грубость, жестокость и озлобленность. И педагогов не может не волновать степень конфликтности молодежи, так как неурегулированные противоречия зачастую приводят к таким негативным социальным последствиям, как стресс, суицид, повышения уровня преступности несовершеннолетних!
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения. Стремление доказать независимость сопровождается типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие к критике, иногда даже открытое противодействие. В такой ситуации подросток вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, что приводит к повышенной подверженности групповому влиянию, которая обусловливает единство вкусов, стилей поведения, норм морали. Разнообразие взаимоотношений подростков с окружающим миром порождает сложную
систему взаимообусловленных конфликтов. По субъектному составу их можно классифицировать следующим образом:
конфликт «молодежь-молодежь»;
конфликт «молодежь - старшее поколение».
В рамках группы «молодежь-молодежь» можно выделить межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты. Наиболее распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба лидеров и их группировок за первенство. Путь к лидерству, особенно
в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости. На ранних этапах социализации агрессия может возникнуть случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из сложных ситуаций. Неосознанная внушаемость и осознанный конформизм обуславливают борьбу за лидерство как межгрупповой конфликт. Результатом такого конфликта может стать преступная деятельность подростков, мотивами которой будут солидарность, подверженность групповому влиянию, самоутверждение.
Достаточно широк спектр конфликтов группы «молодежь - старшее поколение», наиболее часто встречаемым является конфликт «отцов и детей». Неверный стиль воспитания, (безнадзорность, гиперопека, жестокое воспитание, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и т.д.) искажает характер ребенка, провоцирует невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими. Нельзя не учитывать Резко увеличенную социальную и нравственную дистанцию.
Взрослые раздража0юий фактор, они вечно, указывают, что делать, настаивают и тому подобное.
Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние участников. Стресс, возникающий в ходе бурных размолвок, может стать причиной снижения успеваемости, негативного отношения к школе, роста заболеваний.
Полностью изжить конфликты в подростковой среде практически невозможно, так конфликты со сверстниками – явление совершенно нормальное. Главное не избежать конфликта, а использовать его для достижения цели, развития Взаимоотношений, отстаивания интересов, возможности действовать без агрессии.
Выделяют пять стратегий поведения в конфликте: уход, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Для каждого человека типично использование одной или двух из них.
Уход (избегание) характеризуется отсутствием у вовлеченного в конфликт желания сотрудничать и приложить активные усилия для отстаивания собственных интересов или сделать шаги навстречу оппонентам; стремлением выбраться из конфликтного поля, уйти от конфликта физически или эмоционально.
Приспособление _ (уступчивость) отличается склонностью участников конфликта смягчить ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступок, доверия, готовности к примирению. В отличие от ухода, в большей мере учитывает интересы оппонентов, Наиболее часто встречается в конфликтах организационного характера: нижестоящий - вышестоящий, подчиненный начальник и т.д. Однако малоэффективно в случаях, когда стороны охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.
Соперничество (противодействие) ориентировано на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, а то и в ущерб им. Конфликтующий стремится навязать оппонентам свое решение проблемы, не приемлет совместных действий. При этом применяются силовое давление, запугивание и принуждение.
Компромисс - это урегулирование разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Стиль хорош тем, что позволяет, хотя и не в полной мере, удовлетворить притязания каждою из оппонентов. Правда, обе стороны могут остаться недовольны результатом.
Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками ситуации собственных интересов, предполагает совместный поиск решения, отвечающего устремлениям всех конфликтующих сторон. Этот стиль позволяет путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения интересов оппонентов. Сотрудничество охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни и потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой - либо стороне
Следует отметить, что универсальных средств урегулирования конфликтов не бывает. Любой способ имеет ограничения в зависимости от ситуации, ее участников и решаемых ими задач. Поэтому всегда нужно правильно понять и оценить ситуацию, уметь выявить причину и на основании этого выбрать подходящий способ решения. Кроме того, любому человеку необходимо научиться управлять своими эмоциями в ходе ссоры – проще говоря, нужно учиться саморегуляции.
Умение разрешать конфликты имеет огромное значение как для каждого человека, так и для государства в целом. Такие негативные социальные последствия, как преступность несовершеннолетних, суицид, многочисленные стрессовые ситуации, можно предупредить путем ознакомления молодежи с правилами поведения в условиях сложившихся противоречий. Положительных результатов можно добиться, только объединив усилия родителей, психологов и педагогов. Одним из основных условий достижения успеха в решении данной проблемы является желание подростков получить навыки преодоления конфликтных ситуаций. Таким образом, главной задачей взрослых является пробуждение интереса молодежи к конфликту и способу его решения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предложенные ниже игры – упражнения позволяют рассмотреть различные по характеру ситуации конфликтов со сверстниками и входе обсуждения найти оптимальные пути их решения. Важно, чтобы участники увидели разные стратегии поведения и, выбирая их оценивали потенциальную опасность ситуации, учитывали собственные особенности и учились с максимальной пользой и минимальным вредом для себя выходить из конфликтной ситуации.
Игра-активатор «землетрясение»
Инструкция: игроки разбиваются на тройки. Два человека изображают дом (берутся за руки и вытягивают их вверх). Третий игрок - владелец дома и стоит под «крышей». Ведущий находится в центре и раздает команды:
- Все владельцы ищут новый дом!
- Все дома движутся к новому хозяину!
- Землетрясение! Все игроки меняются ролями и образуют новые дома с новыми хозяевами!
Человек, который остается один, теперь подает команды.
Упражнение «Ослиный спор»
Цели: осознать, что кооперация приносит больше пользы, чем конкуренция, выработать конструктивное решение конфликтных ситуаций.
Материалы: ремень, 2 стола. 2 стула, много конфет.
Инструкция. К стенам ставятся 2 стула и 2 стопа (как на схеме). Из группы выбираются два игрока с одинаковой «весовой категорией», остальные располагаются у арены и наблюдают. Оба участника становятся спиной к спине и прикрепляются ремнем друг к другу в районе бедер. У каждого из них есть по стулу и столу, на котором лежат по 20 конфет. В начале игры оба участника находятся в середине зала. Ведущий дает следующую инструкцию: «Игра длится одну минуту. Ваша задача за это время - перенести как можно больше конфет с вашего стола на стул, причем брать можно только по одной конфете. Ремень развязывать нельзя. Ровно через минуту после начала игры подсчитываем добытые конфеты».
Начиная с первого круга игра должна строиться по принципу конкуренции, чтобы следующие участники воспринимали ее именно так. После каждого круга «добыча» подсчитывается, результат фиксируется на доске. После того как каждый участник сыграл один круг, ведущий рассказывает, как можно было бы играть, добиваясь большего успеха. Например, можно скооперироваться, т.е. играть, помогая друг другу. В фазе
оценки можно поговорить о различных видах решения конфликтов (модель «проигрыш и победа» или конструктивное решение проблемных ситуаций).
Упражнение «Переулок»
Цель: научиться избегать конфликтов и уберечь себя от насилия.
Инструкция. В игре воссоздается типичная опасная ситуация: «На тротуаре, по которому я иду, стоят два парня, и я вижу, что между ними вот-вот начнется драка. Как я должен себя вести?».
Лучше, если участники на всякий случай заранее снимут с себя хрупкие вещи. Затем они становятся плечом к плечу друг к другу в плотный ряд, проходящий параллельно стене на расстоянии 1,5 метра от нее. В образовавшемся «переулке» находятся конфликтующие - лучше, если это будут ведущие. Затем каждый участник должен пройти по переулку мимо них, стараясь не быть втянутым в драку. После каждой попытки нужно кратко обсудить, почему тот или иной участник спровоцировал агрессию или избежал ее.
Игра должна привести участников к осмыслению различных правил поведения, которые помогают избежать участия в конфликте:
• для девушек: уверенное поведение, которое проявляется в словах и осанке; взгляд глаза в глаза; избегать поведения «жертвы»; четко обозначить границу, при которой вас не могли бы задеть;
• для юношей: не смотреть в глаза, не провоцировать агрессию словами, не давать втягивать себя в разговор; используя эффект неожиданности, быстро
пробежать мимо, громко крича: «Оставьте меня в покое!».
• Самый простой и дельный совет: заранее перейти на другую сторону улицы или пойти другим путем.
Выработанные и уже известные правила нужно
обсудить в последующем разговоре и зафиксировать на доске.
Упражнение «погашение конфликта»
Цель: учиться успешно «гасить» драку, оставаясь при этом целым и невредимым.
Инструкция. Участники берут стулья и садятся в круг. Два добровольца изображают дерущихся (правило: они не должны бить больно или поранить друг друга). Один человек из группы должен начать разнимать дерущихся. По опыту известно, что «миротворцы» пытаются встать между драчунами и быть своеобразным амортизатором. Обычно это абсолютно не помогает остановить драку, более того, миротворцу тоже сильно достается. Этот момент нужно обсудить в фазе рефлексии вместе со всей группой.
Правильным в подобной ситуации будет следующее: зайти между дерущимися, оттащить одного из них в сторону и поговорить с ним успокаивающим тоном. Самое лучшее - позвать на помощь и всем вместе разнять драку .
Различные варианты затем нужно отработать в группе.
Остальные участники во время драки кричат: «Прекратите же наконец!».
Затем ведущий спрашивает у дерущихся, как эти крики действовали на них. Судя по опыту, оба скажут, что не слышали точно, что им кричали, но воспринимали эти выкрики как одобрительные. Члены группы будут удивлены, что их благие намерения были восприняты с точностью до наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»
Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ.
Занятие предназначено для того, чтобы познакомить ребенка с различными психологическими особенностями человека, которые ответственны за его поведение в экстремальных ситуациях....
Методическая разработка Тема. Подготовка и поведение музыкантов в стрессовой ситуации
Работа посвящена проблеме возникновения и борьбе со стрессовыми ситуаций во время учебной деятельности студентов колледжа. Автор кратко и доступно описывает 5 шагов, как учащиеся могут поб...
Рекомендации учащимся на экзаменах (Как вести себя в стрессовых ситуациях)
Как вести себя в стрессовых ситуациях на эжкзамене...
Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно-воспитательном процессе
Презентация подготовлена для слушателей "Школы педагогического мастерства"....
Стрессовая ситуация во время экзаменов: неизбежность или вполне решаемая проблема?
Можно ли избежать стрессовой ситуации во время экзаменов? Как лучше запоминать материал? Сколько времени нужно выделять на отдых? Верить ли в приметы? Ответы на эти вопросы Вы найдете в этой статье....
Практико-ориентированный семинар для родителей на тему: «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»
Предлагаю вам конспект практико- ориентированного семинара для родителей по теме «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?». Данная работа будет полезной не только для родителей, но и воспитател...