Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка трудового воспитания несовершеннолетних "Хозяин и хозяюшка"
календарно-тематическое планирование на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_kruzhka.doc | 29 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_kruzhka.doc | 39.5 КБ |
kalendarno-tematicheskiy_plan_i_soderzhanie_programmy_kruzhka.doc | 116.5 КБ |
uchebnyy_plan_kruzhka.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживание Краснодарского края
«Каневской социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
решением педагогического Директор ГКУ СО КК
совета «Каневской СРЦН»
от «_27__»_декабря___ 2018_г. Л.А. Чернобай
«29» декабря 2018_г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа кружка трудового воспитания
несовершеннолетних «Хозяин и хозяюшка»
Разработчики: воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Тихомирова Татьяна Владимировна,
воспитатель приёмного отделения
Кулько Юлия Алексеевна
ст. Новоминская
2018 год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
У детей и подростков, находящихся в социально – реабилитационном центре отмечается недостаточность опыта и представлений о домашнем уюте, ведении домашнего хозяйства, заботливых отношениях между членами семьи в оказании помощи и поддержки, распределении бюджетных средств. Ненавязчиво, через кружковую работу, проводятся практические занятия в овладении детьми и подростками навыками и умениями трудовых дел.
Ценным аспектом программы «Хозяин и хозяюшка» является осознание ребёнком одобряемого отношения к труду взрослых, побуждения желания следовать тому, что достойно подражания, приобретение устойчивого познавательного интереса к труду взрослых, стремление помогать старшим, стать такими же умелыми, как они, научиться трудиться. Кроме того, ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами позволяет показать ребёнку структуру труда, сам ход достижения результата.
Особо важно – содержание программы предусматривает побуждение детей к отражению полученных впечатлений в практических умения.
Цель: формирование у несовершеннолетних умений и навыков ведения домашнего хозяйства и комфортно-бытовых условий.
Задачи:
1.Обучать основам домоводства.
2.Формировать умения и навыки ручной умелости и бытового самообслуживания, учить трудиться.
3.Формировать элементарные трудовые навыки.
Методика и технология реализации:
Для повышения эффективности восприятия материала дополнительная образовательная общеразвивающая программа разделена на 2 блока:
-1 блок «Хозяюшка» - 24 часа – руководитель Тихомирова Т.В.
-2 блок «Хозяин» - 24 часа – Кулько Ю.А.
Каждый блок программы представляет собой цикл занятий. Общий объём занятий по 2 блокам – 48 часов. Продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час (45 минут).
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Формы обучения:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, рассказ, в ходе которых происходит знакомство с теорией, которая иллюстрируется видеоматериалами.
Игры, викторины, практикумы, которые способствуют закреплению приобретённых знаний.
Творческие мастерские, где дети занимаются изготовлением сувениров, поделок.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, не более одного занятия в день. Занятия проводятся регулярно, для того, чтобы навыки и умения успели сформироваться и закрепиться в поведении воспитанников.
Состав исполнителей: воспитатели, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз которых подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.
Педагоги учреждения прошли обучение в ГБУ КК «Краевой методический центр по темам: «Здоровьесберегающие технологии и методы социальной реабилитации детей и подростков, перенесших насилие в работе воспитателей специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «Арт-терапевтические технологии психолого-педагогического сопровождения детей и подростков»(2016г.), «Педагогика, психология и методика дополнительного образования детей и взрослых»(2017г.).
Для повышения эффективности занятий педагоги регулярно занимаются самообразованием, участвуют в педагогических конкурсах сети Интернет.
Критерии эффективности дополнительной образовательной общеразвивающей программы:
- использование различных методов работы, адаптация занятий к конкретной культурной среде;
- занятия и процесс обучения постоянно подвергаются дополнению в связи с индивидуальным развитием несовершеннолетних.
Предполагаемый конечный результат:
- сформированность умений и навыков ручной умелости и навыков бытового самообслуживания, элементарных трудовых навыков: сервировка праздничного стола, стола к чаепитию, уход за комнатными цветами, создание уюта и комфорта в доме;
- устойчивый интерес к труду взрослых, ответственное отношение к делу, ощущение себя умелыми созидателями семейной жизни.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в просторном игровом зале, имеется детская и специальная литература необходимой тематики, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, аудио и видео материалы, фотоаппарат, столовые приборы, выкройки, образцы цветов, музыкальный центр.
Мониторинг результативности реализации кружка:
Формы подведения итогов реализации программы могут быть следующими: анкетирование, опрос, викторина, конкурс, выставка творческих работ.
Фиксирование о достигнутых результатах и знаниях в бланках «Участие воспитанника в досуговых, социально значимых мероприятиях, кружковой работе».
.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
дополнительной образовательной общеразвивающей
программы кружка трудового воспитания
«Хозяин и хозяюшка»
№ п/п | Дата | Названия блоков, тем, форма обучения | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов |
1. | «Хозяюшка» | 10,5 | 13,5 | 24 | |
1.1 | «Чистота – залог здоровья» - беседа, презентация. (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.2 | «Столовые приборы. Учимся использовать правильно» - просмотр видеоролика, практическое занятие. (2 занятия) | 1 | 1 | 2ч | |
1.3 | «Чаепитие по правилам» - рассказ, практикум. (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.4 | «Цветы в моем доме» - чтение статьи , игра (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.5 | «Создаем уют и комфорт в доме» - ролевая игра. (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.6 | «Сервируем праздничный стол» - просмотр видеофильма, практическое занятие. (2 занятия) | 0,5 | 1,5 | 2ч | |
1.7 | «Путешествие в страну «Кулинария»» - презентация, д/игра. (2 занятия) | 0,5 | 1,5 | 2ч | |
1.8 | «Друзья наши меньшие». Уход и содержание домашних животных» - просмотр видеофильма. (1 занятие) | 1 | - | 1ч | |
1.9 | «Современные помощники в быту: стиральная машина, микроволновая печь, пылесос» - презентация, игра. (2 занятия) | 1 | 1 | 2ч | |
1.10 | «Каково на дому – таково и самому. Роль Хозяйки» -познавательное занятие. (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.11 | «Обязанности по дому: Хозяина по двору, Хозяйки в доме» - беседа, ролевая игра. (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.12 | «Обереги в доме. Делаем своими руками» - просмотр видеоролика, коллективно-творческая деятельность. (2 занятия) | 0,5 | 1,5 | 2ч | |
1.13 | «Чудо на подоконнике». Полезные советы начинающему цветоводу –беседа, практикум. (1занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.14 | «Мелодия красоты». Флористический коллаж. - коллективно-творческая деятельность. (1занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.15 | «Вкусные и красивые»Украшения из овощей и фруктов» – практикум . (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.16 | «Золотые правила ручной стирки. День большой стирки» - практикум. (1занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.17 | «Чистый и уютный дом – лицо Хозяйки» - игровой практикум . (1занятие) | 0,5 | 0,5 | 1ч | |
1.18 | «Украшение интерьера дома. Учимся создавать уют в доме своими руками» - коллективно-творческая деятельность, индивидуальная творческая работа. (2занятия) | 0,5 | 1,5 | 2ч | |
2. | «Хозяин» | 12,5 | 11,5 | 24 | |
2.1 | «Понятие о доме, семье, семейных обязанностях» - беседа с элементами игры. (1 занятие) | 1 | - | 1 | |
2.2 | «Кто я и как выгляжу?» - тематическая гостиная. (1 занятие) | 1 | - | 1 | |
2.3 | «Здоровье и личная гигиена» – дискуссия. (1 занятие) | 0.5 | 0.5 | 1 | |
2.4 | «Одежда и обувь. Правила ухода за ними» - практическое занятие, презентация. (2 занятия) | 1 | 1 | 2 | |
2.5 | «Большая стирка» – практикум, презентация. (2 занятия) | 1 | 1 | 2 | |
2.6 | «Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц» - практическое занятие, презентация. (2 занятия) | 0,5 | 1,5 | 2 | |
2.7 | «Кухонные премудрости» - познавательное занятие, презентация. (2 занятия) | 1.5 | 0.5 | 2 | |
2.8 | «Столовый этикет. Правила хорошего тона» - беседа с элементами игры. (1 занятие) | 0.5 | 0.5 | 1 | |
2.9 | «Не дом хозяина красит, а хозяин дом» - круглый стол. (2 занятия) | 0.5 | 1.5 | 2 | |
2.10 | «Генеральная уборка в доме» – практикум, презентация. (1 занятие) | 0.5 | 0.5 | 1 | |
2.11 | «В гости к Самоделкину» - познавательное занятие. (1 занятие) | 0.5 | 0.5 | 1 | |
2.12 | «Электрические помощники в быту» – беседа с элементами игры, презентация. (2 занятия) | 1 | 1 | 2 | |
2.13 | «Мои ежедневные обязанности по дому» - сюжетно-ролевая игра. (1 занятие) | 0.5 | 0.5 | 1 | |
2.14 | «Порядок во дворе – лицо Хозяина дома» - познавательное занятие, презентация. (1 занятие) | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.15 | «Дом, милый дом» - творческая мастерская. (2 занятия) | 0,5 | 1,5 | 2 | |
2.16 | Рабочие инструменты, их назначение - познавательное занятие, презентация. (1 занятие) | 1 | - | 1 | |
2.17 | Любимые животные в доме - познавательное занятие. (1 занятие) | 0.5 | 0.5 | 1 | |
Всего часов | 21,5 | 26,5 | 48 |
Содержание программы
Блок «Хозяюшка»
- «Чистота – залог здоровья» - беседа, презентация.
Формирование у несовершеннолетних опыта ухода за жилищем, навыков бытового самообслуживания, представлений о чистоте и комфорте в доме.
- «Столовые приборы. Учимся использовать правильно» -
просмотр видеоролика, практическое занятие.
1 занятие - Знакомство несовершеннолетних с правилами сервировки стола.
2 занятие - Обучение правильному пользованию столовыми приборами. Развитие эстетического вкуса.
- «Чаепитие по правилам» - рассказ, практикум.
Знакомство несовершеннолетних с разными видами чая, с последовательностью заваривания чая. Формирование навыков сервировки стола к чаепитию.
- «Цветы в моем доме» - чтение статьи « Полезные советы
начинающему цветоводу», игра «Банный день у цветов».
Формирование представлений несовершеннолетних о выращивании домашних цветов. Воспитание бережного отношения к цветам.
1.5 «Создаем уют и комфорт в доме» - ролевая игра. Формирование навыков создания домашнего уюта и комфорта, знакомство с правилами хозяйки в доме: «Красота жилища – это его чистота», «Порядок на кухне – чисто в доме», помочь детям почувствовать себя умелыми, активными, способными.
1.6 «Сервируем праздничный стол» - просмотр видеофильма, практическое занятие.
1 занятие - Советы по сервировке праздничного стола, привитие эстетического вкуса. Просмотр видеофильма «Сервировка праздничного стола».
2 занятие - Формирование навыков сервировки праздничного стола. Правила этикета за столом.
1.7 «Путешествие в страну «Кулинария» - презентация, дидактическая игра.
1 занятие - Знакомство с маленькими тайнами хозяйки на кухне: «Недосол – на столе, пересол – на спине».
2 занятие - Формирование представлений о здоровой и полезной пище. Д/игра «Полезные продукты».
1.8 «Домашние любимцы. Уход и содержание домашних животных» - просмотр видеофильма «Советы по содержанию домашних животных».
Формирование представлений несовершеннолетних о содержании домашних животных, развитие умений содержать животных в доме.
1.9 «Современные помощники в быту: стиральная машина, микроволновая печь, пылесос» - презентация, игра.
1 занятие - Знакомство с приборами бытовой техники, выставка – презентация товаров бытовой техники для формирования представлений детей о том, какую пользу приносят людям и как облегчают им жизнь.
2 занятие – Развитие умения пользоваться бытовой техникой. Игра «Создание рекламы».
1.10 «Каково на дому – таково и самому. Роль Хозяйки» - познавательное занятие.
Формирование представлений несовершеннолетних о том, какова роль Хозяина дома и Хозяйки в доме, развитие умений создавать домашний уют и комфорт: «Чистота и порядок в доме – главное богатство». Д/игра «Порядок в доме».
1.11 «Обязанности по дому: Хозяина по двору, Хозяйки в доме» - беседа, ролевая игра.
Знакомство с обязанностями: выделяем главное, список обязанностей, распределение обязанностей, каждому свое, каждому «спасибо» - свое место и время, обратная связь Хозяина и Хозяйки.
1.12 «Обереги в доме. Делаем обереги своими руками» - просмотр видеоролика, КТД.
1 занятие - Знакомство с традиционными оберегами, символикой оберегов «Дом – это наша душа».
2 занятие - Изготовление оберегов своими руками.
1.13 «Чудо на подоконнике». Полезные советы начинающему цветоводу – беседа, практикум.
Советы для начинающего цветовода, разведение комнатных цветов и правильный уход за ними, создание интерьера и способы их размещения, главные правила цветовода.
1.14 « Мелодия красоты». Флористический коллаж.»– КТД .
Формирование представлений несовершеннолетних о том, что цветы позволяют украсить жизнь человека, ощутить принадлежность человека к природе, воспитание бережного отношения к цветам, знакомство с цветочным алфавитом, составление цветочных композиций.
1.15 «Вкусные и красивые». Украшения блюд из овощей и фруктов.» – практикум.
Знакомство с художественным вырезанием укрвшений блюд из овощей и фруктов.
1.16 «Золотые правила ручной стирки. День большой стирки» - практикум.
Знакомство с правилами ручной стирки, стираем вещи своими руками, День большой стирки у всех вещей.
1.17 « Чистый и уютный дом – лицо Хозяйки» - игровой практикум.
Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства: роль Хозяйки в доме – это чистый и уютный дом.
1.18 «Украшение интерьера дома». Учимся создавать уют и комфорт своими руками - КТД, индивидуальная творческая работа.
1 занятие – Развивать умения создавать домашний уют. Коллективно – творческое дело «Панно для дома».
2 занятие – Развитие творческих способностей несовершеннолетних. Совершенствование навыков ручного труда. Индивидуальная творческая работа «Украшение дома».
Блок «Хозяин»
2.1 «Понятие о доме, семье, семейных обязанностях» - беседа с элементами игры. Познакомить с понятиями «семья», «быт», «домашнее хозяйство».
2.2 «Кто я и как выгляжу» - тематическая гостиная. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.
2.3 «Здоровье и личная гигиена» - дискуссия. Внешний вид. Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья.
2.4 «Одежда и обувь. Правила ухода за ними» - практическое занятие, презентация.
1 занятие - Классификация одежды и обуви. Виды материалов, применяемых при изготовлении обуви. Сезонная одежда.
2 – занятие - Повседневная одежда, одежда для школы, праздничная одежда. Способы ухода за одеждой и обувью.
2.5 «Большая стирка» - практикум, презентация.
1 занятие - Чистка одежды. Сортировка одежды. Способы стирки одежды: ежедневной, верхней, белой.
2 занятие - Режимы и способы стирки белья. Символы стирки белья, ярлыки.
2.6 «Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц» - практическое занятие, презентация.
1 занятие - Виды ремонта одежды. Способы пришивания пуговиц.
2 занятие - Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Пришивание пуговиц способами «крестик», «квадратик», «птичья лапка», «параллельные линии», пуговицы с ушком.
2.7 «Кухонные премудрости» - познавательное занятие, презентация.
1 занятие - Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Виды посуды.
2 занятие - Хранение и обработка продуктов с целью сохранения витаминов. Правила обращения с режущими инструментами.
2.8 «Столовый этикет. Правила хорошего тона» - беседа с элементами игры. История этикета. Правила поведения за столом. Как следует приступать к еде? Просмотр видеофильма «Этикет».
2.9 «Не дом хозяина красит, а хозяин дом» - круглый стол.
1 занятие - Роль хозяина дома. Специфика речевого общения и поведения.
2 занятие - Знакомство с национальными традициями гостеприимства у разных народов. Разыгрывание ситуаций.
2.10 «Генеральная уборка в доме» - практикум, презентация. Правила проведения уборки в доме. Использование бытовой химии.
2.11 «В гости к Самоделкину» - познавательное занятие. Практические советы по обустройству дома.
2.12 «Электрические помощники в быту» - беседа с элементами игры, презентация.
1 занятие - История появления электроприборов. Современные помощники в быту.
2 занятие – Виды бытовой техники. Правила их использования. Игра «Что было – что есть».
2.13 «Мои ежедневные обязанности по дому» - сюжетно-ролевая игра. Список обязанностей. Распределение обязанностей.
2.14 «Порядок во дворе – лицо Хозяина дома» - познавательное занятие, презентация. Садовый инвентарь. Знакомить с правилами перекопки почвы. Агротехнический приём «обрезка». Защита молодого сада в зимний период.
2.15 «Дом, милый дом» - творческая мастерская.
1 занятие – Виды материалов и инструменты для изготовления кормушки. Разнообразные виды кормушек.
2 занятие - Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
2.16 «Рабочие инструменты. Их назначение» - познавательное занятие, презентация. Виды инструментов и материалов и их предназначение.
2.17 «Любимые животные в доме» - познавательное занятие. Уход и содержание домашних животных. Просмотр видеофильма «Загадочные кошки».
Список используемой литературы
Основная литература
1. В.И. Вашнева «Организация детского досуга, как условие социализации» В.И.Вашнева // Праблемывыхавання. - №7,2004.
2. А.Д. Жарков «Организация культурно – досуговой работы» А.Д.Жарков. – М.:Просвещение, 1989.
3. А.Д. Жарков «Технологии культурно – досуговой деятельности» А.Д.Жарков. – М.: Просвещение, 1998.
4. А. Резникова «Самая лучшая книга для девочек» А.Резникова. – РЕСПЕКС, 1999.
5. А.У. Панфилова «Хозяюшкина карусель» А.У.Панфилова. – М.: Просвещение, 2001.
6. С. М. Манько «Реализация творческого потенциала, организация досуговой деятельности воспитанников». Материал III научно – практической конференции. – М.:Просвещение, 2008.
7. М.М. Безруких «Формирование трудовых навыков у несовершеннолетних». Материал III научно – практической конференции. – М.:Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
1. В.Ф. Андреев «Золотая книга этикета» М.: «Вече», 2008г.
2. Л.М. Лемкуль «Праздничный стол» М.:1971г.
3. Е.В. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» СПб, 2004г.
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Каневской социально – реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
решением педагогического Директор ГКУ СО КК
совета «Каневской СРЦН»
от « 27 »декабря 2018_г. Л.А.Чернобай
« 29 » декабря 2018_г..
.
Учебный план
дополнительной образовательной общеразвивающей
программы кружка трудового воспитания
несовершеннолетних «Хозяин и хозяюшка»
№ п/п | Название блока | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | «Хозяюшка» | 24 | 10,5 | 13,5 |
2. | «Хозяин» | 24 | 12,5 | 11,5 |
Итого: | 48 | 23 | 25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка художественного лоскутного шитья "Цветная сказка"
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого п...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»
Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...