Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка трудового воспитания несовершеннолетних "Хозяин и хозяюшка"
календарно-тематическое планирование на тему

Тихомирова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживание                        Краснодарского края

«Каневской социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

УТВЕРЖДЕНО                                                       СОГЛАСОВАНО

решением  педагогического                                   Директор ГКУ СО КК                                                            

совета                                                                        «Каневской СРЦН»

от «_27__»_декабря___  2018_г.                                Л.А. Чернобай                                                                                                                  

                                                                                  «29»  декабря     2018_г.

                                                                                 

Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа кружка трудового воспитания

несовершеннолетних «Хозяин и хозяюшка»

                                             Разработчики: воспитатель отделения

                                                         диагностики и социальной реабилитации

                                                         Тихомирова Татьяна Владимировна,

                                                          воспитатель приёмного отделения

                                                          Кулько Юлия Алексеевна

                                             

ст. Новоминская

2018 год



Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

        

У детей и подростков, находящихся в социально – реабилитационном центре отмечается недостаточность опыта и представлений о домашнем уюте, ведении домашнего хозяйства, заботливых отношениях между членами семьи в оказании помощи и поддержки, распределении бюджетных средств. Ненавязчиво, через кружковую работу, проводятся практические занятия в овладении детьми и подростками навыками и умениями трудовых дел.

Ценным аспектом программы «Хозяин и хозяюшка» является осознание ребёнком одобряемого отношения к труду взрослых, побуждения желания следовать тому, что достойно подражания, приобретение устойчивого познавательного интереса к труду взрослых, стремление помогать старшим, стать такими же умелыми, как они, научиться трудиться. Кроме того, ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами позволяет показать ребёнку структуру труда, сам ход достижения результата.

Особо важно – содержание программы предусматривает побуждение детей к отражению полученных впечатлений в практических умения.

Цель: формирование у несовершеннолетних умений и навыков ведения домашнего хозяйства и комфортно-бытовых условий.

 Задачи:

1.Обучать основам домоводства.

        2.Формировать умения и навыки ручной умелости и бытового самообслуживания, учить трудиться.

3.Формировать элементарные трудовые навыки.

         

 Методика и технология реализации:

        Для повышения эффективности восприятия материала дополнительная образовательная общеразвивающая программа разделена на 2 блока:

  -1 блок «Хозяюшка» - 24 часа – руководитель Тихомирова Т.В.

  -2 блок «Хозяин» - 24 часа – Кулько Ю.А.

Каждый блок программы представляет собой цикл занятий. Общий объём занятий по 2 блокам – 48 часов. Продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час (45 минут).

 Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

       

   Формы обучения:

 Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

  Беседа, рассказ, в ходе которых происходит знакомство с теорией, которая иллюстрируется  видеоматериалами.

   Игры, викторины, практикумы, которые способствуют закреплению приобретённых знаний.

 Творческие мастерские, где дети занимаются изготовлением сувениров, поделок.

    Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, не более одного занятия в день. Занятия проводятся регулярно, для того, чтобы навыки и умения успели сформироваться и закрепиться в поведении воспитанников.

  Состав исполнителей: воспитатели, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз которых подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования. 

 Педагоги учреждения прошли обучение в ГБУ КК «Краевой методический центр по темам: «Здоровьесберегающие технологии и методы социальной реабилитации детей и подростков, перенесших насилие в работе воспитателей специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «Арт-терапевтические технологии психолого-педагогического сопровождения детей и подростков»(2016г.), «Педагогика, психология и методика дополнительного образования детей и взрослых»(2017г.).

   Для повышения эффективности занятий педагоги регулярно занимаются самообразованием, участвуют в педагогических конкурсах сети Интернет.

 Критерии  эффективности дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

 - использование различных методов работы, адаптация  занятий к конкретной  культурной среде;

  - занятия и процесс обучения постоянно подвергаются дополнению в связи с индивидуальным развитием несовершеннолетних.

         

     Предполагаемый конечный результат:

      - сформированность  умений и навыков ручной умелости и навыков бытового самообслуживания, элементарных трудовых навыков: сервировка праздничного стола, стола к чаепитию, уход за комнатными цветами, создание уюта и комфорта в доме;

      - устойчивый интерес к труду взрослых, ответственное отношение к делу, ощущение себя умелыми созидателями семейной жизни.

    Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят  в просторном игровом зале, имеется детская и специальная литература необходимой тематики, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, аудио и видео материалы, фотоаппарат, столовые приборы, выкройки, образцы цветов, музыкальный центр.

   Мониторинг результативности реализации кружка:  

Формы подведения итогов реализации программы могут быть следующими: анкетирование, опрос, викторина, конкурс, выставка творческих работ.

Фиксирование о достигнутых результатах и знаниях в бланках «Участие воспитанника в досуговых, социально значимых мероприятиях, кружковой работе».

 

 

.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический  план

дополнительной образовательной общеразвивающей

программы кружка трудового воспитания

«Хозяин и хозяюшка»

п/п

Дата

Названия блоков, тем,

форма обучения

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Всего

часов

1.

«Хозяюшка»

10,5

13,5

24

1.1

«Чистота – залог здоровья» - беседа, презентация.               (1 занятие)

0,5

0,5

1.2

«Столовые  приборы. Учимся  использовать правильно» - просмотр видеоролика, практическое занятие.           (2 занятия)

1

1

1.3

«Чаепитие по правилам» - рассказ, практикум.               (1 занятие)

0,5

0,5

1.4

«Цветы  в  моем  доме» - чтение статьи , игра

(1 занятие)

0,5

0,5

1.5

«Создаем  уют  и  комфорт  в  доме» - ролевая игра.            (1 занятие)

0,5

0,5

1.6

«Сервируем праздничный стол» - просмотр видеофильма, практическое занятие. (2 занятия)

0,5

1,5

1.7

«Путешествие в страну «Кулинария»» - презентация, д/игра. (2 занятия)

0,5

1,5

1.8

«Друзья наши меньшие». Уход и содержание домашних животных» - просмотр видеофильма.

(1 занятие)

1

-

1.9

«Современные  помощники  в  быту: стиральная  машина,  микроволновая печь, пылесос» - презентация, игра. (2 занятия)

1

1

1.10

«Каково  на  дому – таково  и самому. Роль    Хозяйки» -познавательное занятие.

(1 занятие)

0,5

0,5

1.11

«Обязанности  по  дому:  Хозяина  по  двору,  Хозяйки  в  доме» - беседа, ролевая игра.  (1 занятие)

0,5

0,5

1.12

«Обереги  в  доме. Делаем  своими руками» - просмотр видеоролика, коллективно-творческая  деятельность.    (2 занятия)

0,5

1,5

1.13

«Чудо на подоконнике». Полезные советы  начинающему  цветоводу –беседа, практикум.  (1занятие)

0,5

0,5

1.14

«Мелодия красоты». Флористический коллаж. -  коллективно-творческая деятельность. (1занятие)

0,5

0,5

1.15

«Вкусные  и красивые»Украшения из овощей и фруктов»  – практикум .  (1 занятие)

0,5

0,5

1.16

«Золотые  правила  ручной  стирки. День  большой  стирки» - практикум.

(1занятие)

0,5

0,5

1.17

«Чистый  и  уютный  дом – лицо Хозяйки» - игровой практикум . (1занятие)

0,5

0,5

1.18

«Украшение интерьера дома. Учимся  создавать  уют  в  доме  своими руками» -  коллективно-творческая деятельность, индивидуальная творческая работа. (2занятия)

0,5

1,5

2.

     «Хозяин»

12,5

11,5

24

2.1

«Понятие о доме, семье, семейных обязанностях» -

беседа с элементами игры.

(1 занятие)

1

-

1

2.2

«Кто я и как выгляжу?» - тематическая гостиная.

(1 занятие)

1

-

1

2.3

«Здоровье и личная гигиена» – дискуссия. (1 занятие)

0.5

0.5

1

2.4

«Одежда и обувь. Правила ухода за ними» - практическое занятие, презентация.

(2 занятия)

1

1

2

2.5

«Большая стирка» – практикум, презентация. (2 занятия)

1

1

2

2.6

«Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц» - практическое занятие, презентация. (2 занятия)

0,5

1,5

2

2.7

«Кухонные премудрости» - познавательное занятие, презентация. (2 занятия)

1.5

0.5

2

2.8

«Столовый этикет. Правила хорошего тона» - беседа с элементами игры. (1 занятие)

0.5

0.5

1

2.9

«Не дом хозяина красит, а хозяин дом» - круглый стол.

(2 занятия)

0.5

1.5

2

2.10

«Генеральная уборка в доме» – практикум, презентация.

(1 занятие)

0.5

0.5

1

2.11

«В гости к Самоделкину» - познавательное занятие.

(1 занятие)

0.5

0.5

1

2.12

«Электрические помощники в быту» – беседа с элементами игры, презентация. (2 занятия)

1

1

2

2.13

«Мои ежедневные обязанности по дому» - сюжетно-ролевая игра.

(1 занятие)

0.5

0.5

1

2.14

«Порядок во дворе – лицо Хозяина дома» - познавательное занятие, презентация. (1 занятие)

0,5

0,5

1

2.15

«Дом, милый дом» - творческая мастерская.

(2 занятия)

0,5

1,5

2

2.16

Рабочие инструменты, их назначение - познавательное занятие, презентация.

(1 занятие)

1

-

1

2.17

Любимые животные в доме - познавательное занятие.

(1 занятие)

0.5

0.5

1

Всего часов

21,5

26,5

48

                                                                                                       

Содержание программы

 Блок «Хозяюшка»

  1. «Чистота – залог здоровья» - беседа, презентация.

  Формирование  у  несовершеннолетних опыта  ухода  за  жилищем,  навыков бытового самообслуживания, представлений  о  чистоте  и  комфорте  в  доме.

  1. «Столовые  приборы. Учимся  использовать  правильно» -

просмотр видеоролика, практическое занятие.                                

1 занятие -  Знакомство  несовершеннолетних  с  правилами  сервировки  стола.

2 занятие - Обучение правильному  пользованию  столовыми  приборами. Развитие  эстетического  вкуса.

  1. «Чаепитие по правилам» - рассказ, практикум.

Знакомство несовершеннолетних с разными видами чая, с последовательностью заваривания чая. Формирование навыков сервировки стола к чаепитию.

  1. «Цветы  в  моем  доме» -   чтение   статьи    «  Полезные     советы

начинающему цветоводу», игра «Банный день у цветов».

Формирование представлений несовершеннолетних о выращивании домашних цветов. Воспитание бережного отношения к цветам.

        1.5  «Создаем  уют  и  комфорт  в  доме» - ролевая игра.  Формирование навыков  создания  домашнего  уюта  и  комфорта, знакомство  с  правилами  хозяйки  в  доме: «Красота  жилища – это  его  чистота», «Порядок  на  кухне – чисто в  доме», помочь  детям  почувствовать  себя  умелыми, активными, способными.

        1.6 «Сервируем праздничный стол» - просмотр видеофильма, практическое занятие.

 1 занятие - Советы по сервировке праздничного стола, привитие эстетического вкуса. Просмотр видеофильма «Сервировка праздничного стола».

2 занятие -  Формирование навыков сервировки праздничного стола. Правила этикета за столом.

        1.7  «Путешествие в страну «Кулинария» - презентация, дидактическая игра.

1 занятие -  Знакомство  с маленькими тайнами  хозяйки  на  кухне: «Недосол – на  столе, пересол – на  спине».

2 занятие -   Формирование  представлений о  здоровой  и полезной  пище. Д/игра «Полезные продукты».

        1.8 «Домашние любимцы. Уход и содержание домашних животных» - просмотр видеофильма «Советы по содержанию домашних животных».

 Формирование  представлений  несовершеннолетних  о  содержании  домашних  животных,  развитие  умений  содержать животных  в  доме.

        1.9 «Современные  помощники  в  быту: стиральная  машина, микроволновая печь, пылесос» - презентация, игра.

1 занятие -  Знакомство с  приборами бытовой  техники, выставка – презентация  товаров  бытовой  техники  для  формирования  представлений  детей  о  том,  какую  пользу приносят  людям  и  как  облегчают  им  жизнь.

2 занятие – Развитие умения пользоваться бытовой техникой. Игра «Создание рекламы».

        1.10  «Каково  на  дому – таково  и  самому. Роль  Хозяйки» - познавательное занятие.

Формирование  представлений несовершеннолетних о  том,  какова роль  Хозяина  дома  и  Хозяйки  в  доме, развитие  умений  создавать  домашний  уют  и  комфорт: «Чистота  и порядок  в  доме – главное  богатство». Д/игра «Порядок в доме».

        1.11  «Обязанности  по  дому: Хозяина  по  двору,  Хозяйки  в  доме» - беседа, ролевая игра.

 Знакомство  с  обязанностями: выделяем  главное, список  обязанностей, распределение  обязанностей,  каждому  свое,  каждому «спасибо» - свое  место  и время,  обратная  связь Хозяина  и Хозяйки.

        1.12  «Обереги  в  доме. Делаем  обереги  своими руками» - просмотр видеоролика, КТД.

1 занятие -  Знакомство  с традиционными  оберегами, символикой  оберегов  «Дом – это  наша  душа».

2 занятие -  Изготовление  оберегов  своими  руками.

        1.13 «Чудо на подоконнике». Полезные  советы  начинающему  цветоводу – беседа, практикум.

 Советы  для  начинающего  цветовода, разведение  комнатных  цветов  и правильный  уход  за  ними,  создание  интерьера  и способы  их  размещения, главные  правила  цветовода.

        1.14  « Мелодия красоты». Флористический коллаж.»– КТД .

 Формирование представлений несовершеннолетних о  том, что цветы  позволяют украсить жизнь человека, ощутить  принадлежность  человека к  природе, воспитание бережного  отношения  к  цветам, знакомство  с цветочным  алфавитом, составление  цветочных  композиций.

        1.15 «Вкусные и красивые». Украшения блюд из овощей и фруктов.» – практикум.

 Знакомство  с художественным вырезанием укрвшений блюд из овощей и фруктов.  

        1.16  «Золотые  правила  ручной  стирки. День  большой  стирки» - практикум.

 Знакомство  с правилами  ручной  стирки, стираем  вещи  своими  руками, День  большой  стирки  у  всех вещей.

        1.17 « Чистый  и  уютный  дом – лицо Хозяйки» - игровой практикум.

 Формирование  представлений  о  ведении  домашнего хозяйства:  роль  Хозяйки  в  доме – это  чистый  и  уютный  дом.

        1.18 «Украшение интерьера дома». Учимся  создавать уют  и  комфорт  своими  руками -  КТД,  индивидуальная  творческая  работа.

1 занятие – Развивать умения создавать домашний уют. Коллективно – творческое дело «Панно для дома».

2 занятие – Развитие творческих способностей несовершеннолетних. Совершенствование навыков ручного труда. Индивидуальная творческая работа «Украшение дома».

                                   

Блок «Хозяин»

2.1 «Понятие о доме, семье, семейных обязанностях» - беседа с элементами игры. Познакомить с понятиями «семья», «быт», «домашнее хозяйство».

2.2 «Кто я и как выгляжу» - тематическая гостиная. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.

2.3 «Здоровье и личная гигиена» - дискуссия. Внешний вид. Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья.

2.4 «Одежда и обувь. Правила ухода за ними» - практическое занятие, презентация. 

1 занятие - Классификация одежды и обуви. Виды материалов, применяемых при изготовлении обуви. Сезонная одежда.

2 – занятие - Повседневная одежда, одежда для школы, праздничная одежда. Способы ухода за одеждой и обувью.

2.5 «Большая стирка» - практикум, презентация.

1 занятие - Чистка одежды. Сортировка одежды. Способы стирки одежды: ежедневной, верхней, белой.

2 занятие - Режимы и способы стирки белья. Символы стирки белья, ярлыки.

2.6 «Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц» - практическое занятие, презентация. 

1 занятие - Виды ремонта одежды. Способы пришивания пуговиц.

2 занятие - Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Пришивание пуговиц способами «крестик», «квадратик», «птичья лапка», «параллельные линии», пуговицы с ушком.

2.7 «Кухонные премудрости» - познавательное занятие, презентация. 

1 занятие - Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Виды посуды.

2 занятие - Хранение и обработка продуктов с целью сохранения витаминов. Правила обращения с режущими инструментами.

2.8 «Столовый этикет. Правила хорошего тона» - беседа с элементами игры. История этикета. Правила поведения за столом. Как следует приступать к еде? Просмотр видеофильма «Этикет».

2.9 «Не дом хозяина красит, а хозяин дом» - круглый стол.

1 занятие - Роль хозяина дома. Специфика речевого общения и поведения.

2 занятие - Знакомство с национальными традициями гостеприимства у разных народов. Разыгрывание ситуаций.

2.10 «Генеральная уборка в доме» - практикум, презентация. Правила проведения уборки в доме. Использование бытовой химии.

2.11 «В гости к Самоделкину» - познавательное занятие. Практические советы по обустройству дома.

2.12 «Электрические помощники в быту» - беседа с элементами игры, презентация.

1 занятие - История появления электроприборов. Современные помощники в быту.

2 занятие – Виды бытовой техники. Правила их использования. Игра «Что было – что есть».

2.13 «Мои ежедневные обязанности по дому» - сюжетно-ролевая игра.  Список обязанностей. Распределение обязанностей.

2.14 «Порядок во дворе – лицо Хозяина дома» - познавательное занятие, презентация. Садовый инвентарь. Знакомить с правилами перекопки почвы. Агротехнический приём «обрезка». Защита молодого сада в зимний период.

2.15 «Дом, милый дом» - творческая мастерская.

1 занятие – Виды материалов и инструменты для изготовления кормушки. Разнообразные виды кормушек.

2 занятие - Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

2.16 «Рабочие инструменты. Их назначение» - познавательное занятие, презентация. Виды инструментов и материалов и их предназначение.

2.17 «Любимые животные в доме» - познавательное занятие. Уход и содержание домашних животных. Просмотр видеофильма «Загадочные кошки».

   

Список используемой литературы

        

Основная литература

        1.  В.И. Вашнева  «Организация  детского  досуга,  как  условие  социализации» В.И.Вашнева  // Праблемывыхавання. - №7,2004.

        2.  А.Д. Жарков  «Организация  культурно – досуговой работы» А.Д.Жарков. – М.:Просвещение, 1989.

        3.   А.Д. Жарков «Технологии   культурно – досуговой деятельности» А.Д.Жарков. – М.: Просвещение, 1998.

        4.  А. Резникова  «Самая  лучшая  книга  для  девочек» А.Резникова. – РЕСПЕКС, 1999.

        5.  А.У. Панфилова  «Хозяюшкина  карусель» А.У.Панфилова. – М.: Просвещение, 2001.

        6.  С. М. Манько «Реализация  творческого  потенциала,  организация  досуговой  деятельности воспитанников». Материал III научно – практической конференции. – М.:Просвещение, 2008.

        7. М.М. Безруких «Формирование  трудовых  навыков  у  несовершеннолетних». Материал  III научно – практической конференции. – М.:Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

     

1.  В.Ф. Андреев  «Золотая книга этикета» М.: «Вече», 2008г.

2.  Л.М. Лемкуль  «Праздничный стол»   М.:1971г.

3. Е.В. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» СПб, 2004г.



Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

                                       Краснодарского края

          «Каневской социально – реабилитационный центр для

                               несовершеннолетних»

УТВЕРЖДЕНО                                                СОГЛАСОВАНО

решением педагогического                            Директор ГКУ СО КК

совета                                                                «Каневской СРЦН»                      

от « 27  »декабря 2018_г.                                          Л.А.Чернобай

                                                                                        « 29 » декабря  2018_г..        

.

Учебный план

                    дополнительной образовательной общеразвивающей

программы кружка трудового воспитания

несовершеннолетних «Хозяин и хозяюшка»

п/п

Название

блока

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

«Хозяюшка»

24

10,5

13,5

2.

«Хозяин»

24

12,5

11,5

Итого:

48

23

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка художественного лоскутного шитья "Цветная сказка"

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого п...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...