Меняющийся мир и модель выпускника школы-интерната
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_menyayushchiysya_mir_i_model_vypusknika.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстро меняющийся мир меняет представление о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из благополучного школьного дома в большую жизнь. Эти представления формируются исходя из интересов общества, государства, семьи и отдельной личности.
Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении.
Выполнить такие задачи в рамках традиционной школы очень трудно. В современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социально-психологических навыков или отдельных их элементов.
Особенно остры и тяжелы эти проблемы для детей, лишенных попечения родителей и воспитывающихся в государственных учреждениях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых детских учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют во всех странах, где преобладает интернатная система воспитания детей-сирот. В течение всего срока содержания ребенка в государственном учреждении его персонал отвечает за здоровье своих воспитанников, вследствие чего, после долгого пребывания в искусственно благополучном замкнутом пространстве, воспитанники интернатных учреждений приобретают ряд особенностей, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь. В дальнейшем все это приводит к ряду проблем, связанных с неблагополучием личной и семейной жизни, профессиональной деятельности: самоопределением, социальной адаптацией, самореализацией.
Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется. Не существует ни единой общепринятой терминологии, ни нормативных документов по созданию моделей учреждений постинтернатной адаптации.
Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект [ Способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним. ], иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки [ Стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты. ]; повышенный уровень виктимности [ Готовность стать жертвой. ], рецептивные ориентации в поведении [ Молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника. ] и т. д.
Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.
Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
Особую группу риска составляют воспитанники специальных (коррекционных) учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития, но руководители учреждений не могут продлить это время для завершения их подготовки.
К сожалению, единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности не существует. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат другого ведомства, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего образования, трудоустраивается.
В связи с этим в 2005 и 2007 годах в России были проведены два федеральных мониторинга по изучению положения выпускников и оценке эффективности реализации федеральной и региональных программ «Дети-сироты». К основным законодательно закрепленным правам выпускников можно отнести их право на жилье, обучение, медицинскую помощь, материальную поддержку, отдых и т. п. В 2005 году в РФ насчитывалось 30 тыс. выпускников всех видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Самым актуальным для них был и остается жилищный вопрос. Когда ребенка забирают из семьи, за ним закрепляется жилплощадь. Пока он находится в детдоме, администрация обязана следить за ее сохранностью. Если у ребенка нет квартиры или комнаты, его ставят в очередь на получение жилья после выхода из интернатного учреждения. На закрепленную жилплощадь в 2005 году вернулись почти 11 тыс. молодых людей. К сожалению, многим из них приходится жить с родными, ведущими асоциальный образ жизни. К тому же жилье, закрепленное за молодыми людьми, особенно в сельской местности, со временем приходит в негодность. Или после пребывания в городском детдоме выпускники не хотят возвращаться в село, так как получили невостребованные там специальности.
Другая актуальная проблема – их трудоустройство: даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Как правило, это сопровождается их нежеланием трудиться. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.
Согласно данным мониторинга, в 2004 году в 82 субъектах РФ насчитывалось 10 198 выпускников, которые устроились на работу. На 1 июня 2005 года на учете в государственной службе занятости населения числилось 4520 человек. Средний размер ежемесячного пособия по безработице составлял 6,6 тыс. рублей. Молодые люди, состоящие на учете в службе занятости, могут получать его в течение шести месяцев.
Во многих учреждениях интернатного типа с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Обычно их направляют в профессиональные училища, в которых есть места для проживания.
И выпускники, и специалисты, помогающие их трудоустройству, и работодатели сталкиваются со многими трудностями. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться работодателям, зачастую не связаны с низкими профессиональными навыками молодых людей. Сироты не мотивированы на работу; пассивны, не знают и не умеют простейших вещей. Так, на стадии собеседования они не могут донести мысль до собеседника, испытывают страх перед общением. Первые шаги на рабочем месте сопровождаются, как правило, неуверенностью в себе, неконтактностью, некомпетентностью, конфликтностью, безответственностью.
Сироты воспринимают работодателей и своих сослуживцев как «чужих», которые предъявляют завышенные требования, относятся к ним как к несчастным, бедным или считают ворами, потребителями, асоциальными элементами и пр. В результате у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, незнания многих простых вещей.
Очевидно, что трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
– низкий уровень подготовки кадров, работающих с воспитанниками и выпускниками;
– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;
– отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и трудности при самоопределении;
– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;
– недостаточная компетенция руководства предприятий;
– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;
– отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства.
Большую роль в подготовке выпускников к самостоятельной жизни и создании системы постинтернатной адаптации сыграла реализация Федеральной целевой программы «Дети-сироты» в 2003–2006 годах. В ней решались задачи обеспечения качественного конкурентоспособного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации программ допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников около 700 образовательных учреждений были оснащены технологическим и станочным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом, комплектами дидактических и технических средств обучения.
Во многих регионах (69%) распространены следующие формы сопровождения выпускников: наставничество, переписка, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации.
Для методического сопровождения деятельности по первичному трудоустройству выпускников были разработаны и разосланы во все управления образованием субъектов Федерации методические пособия, предназначенные для молодых людей и специалистов учреждений интернатного типа. В них включен раздел для работодателей, в котором объясняются социально-психологические особенности молодых людей, приводятся нормативно-правовые документы, регламентирующие их работу, предлагается вариант договора с выпускниками, учитывающий все правовые требования, методы оценки социально-правовой адаптированности и практические советы по организации наставничества, обучению на рабочем месте и т. п.
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.
Мы хотим видеть свободную, творчески развитую, социально-ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации. Под критериями приближенности к идеалу мы понимаем качественные характеристики личности учащегося в их единстве, взаимосвязи и соподчиненности.
Мы видим четыре группы данных характеристик: здоровье; культура личности; жизненные и нравственные позиции; познавательная деятельность; знания и умения.
1. Здоровье:
здоровье физическое и психологическое;
ведение здорового образа жизни;
осознанное отношение к здоровью и физической культуре.
2. Культура личности, жизненные и нравственные позиции:
гуманистическое мировоззрение;
культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию;
коммуникативная культура;
честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность;
оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей;
адекватная самооценка.
3. Познавательная деятельность, знания и умения:
Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;
Способность использовать знания на практике;
Региональная организация труда, самообразования;
Достижения уровня компетентности в знаниях.
Характеристиками представленной модели выпускника нашей школы выступят следующие:
- Выпускник школы – это личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой, обществом.
- Выпускник школы – это гражданин общества, страны, мира, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с нами отношений сотрудничества.
- Выпускник школы – это будущий семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважающим супругом, родителем, сыном или дочерью.
- Выпускник школы – это человек свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей.
- Выпускник школы – это житель планеты Земля, осознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.
- Выпускник школы – это Личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.
Современная школа должна обеспечить высокое качество подготовки школьника к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа с выпускниками школы-интернат
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...
Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов.
Материал выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Взаимодействие субъектов социального партнёрства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодёжи"....
Педагогический совет на тему: "Меняющийся мир и модель выпускника школы". Презентация.
В презентации дана структура педсовета на тему: "Меняющийся мир и модель выпускника школы"....
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...
Памятка для выпускников школы-интерната "Вступление в самостоятельную жизнь"
Памятка для выпускников школы-интерната...
Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"
В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....
Педсовет на тему "Меняющийся мир и модель выпускника школы"
Меняющийся социум востребует новые качества выпускника, входящего во взрослую жизнь: сформированность самообразовательных умений, толерантность, коммуникативную культуру, знание основ социальных дисци...