Особенности общения с ребенком в семье
материал (10 класс) по теме

Материал для родительского собрания в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcheniya_s_rebyonkom_v_seme.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ В СЕМЬЕ.

                             Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

                                   Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

                                   Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

                                  Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает месту чувства вины.

                                                                                                                                                            Дороти Нолт

   Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

   Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребёнка.

      Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт существования его в это мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков,- это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого – безразличие и обман.

    В основе настоящего, или истинного, принятие лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка – это признание его значительности в существовании семьи.

    Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителям.

     Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и так можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть поступки ребёнка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребёнку время почувствовать и осознать совершённое им, и в поддержке отца и матери.

    Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребёнка и признания его, некоторые родители думают о том, каким они хотели бы его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается из порой желаемого и далёк от реальной действительности. И если идеальные родительские представления расходятся с действительностью, во многих семьях возникают проблемы в общении между родителями и детьми.

        Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям, - значит, ты любим, принят, признан. Если нет – стойкое родительское раздражение, конфликтные ситуации, принимающие самые разнообразные, а порой и безобразные ситуации, формы.

Социологический опрос

        Мною было проведено исследование среди учащихся-старшеклассников, которое показало, насколько важную роль играет истинное признание в жизни ребенка. Учащимся 10-11 классов было предложено ответить на вопрос: «За что могут не любить родители своих детей?» В опросе участвовали ___32_ учащихся. Ответы уч-ся распределились следующим образом.

        Родители не любят ребенка по следующим причинам:

- он не красив и на это  обращают внимания ____3__;

- он плохо учится                                             ____12___;

- он непослушный                                           _____15___;

- часто и много болеет                                     _____2___.

        Эти ответы – результат переживаний и раздумий самих учащихся, их собственного опыта.

        Многие родители, сами того не замечая или не обращая внимания на присутствие ребенка, сами того не желая, дают подтверждение мнению, которое представлено в ответах учащихся.

        Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути.

        Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное, усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание невозможно без таких приемов родительского воспитания, как одобрение и похвала.

        Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим в воспитании детей.

        Признание – это рисунки на стенах квартиры, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем.

        Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка и на его положение в семье и в коллективе. (Не просто проверять дневник, но и обсуждать  его  достижения – это повышает значимость).

Зачастую дети не говорят об этом, т.к. не верят , что родители  искренни в выражении признательности. Если ребенок будет чувствовать признание, то будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха.

        Родители, для которых ребенок ожидаем, любим, принимаем и признан, могут с уверенностью сказать, что без установления вышеперечисленных отношений нельзя использовать в родительском арсенале слово «нет», это может привести к конфликтным ситуациям, к бунту со стороны ребенка. Ребенок в семье должен не только  отвечать на вопросы родителей, но и иметь возможность сам задавать вопросы, на которые ему дадут уважительный ответ.

        Не менее значима для ребенка родительская любовь.

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом – пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

        Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать  на  те  требования, которые к нему предъявляют в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает , эти требования останутся невыполненными.

Если ребенок физически и духовно ощущает родительские любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном воспитаны как надо.

        Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. Недостатки поддаются исправлению тогда, когда замечания делаются без сарказма, издевательства и обвинений.

Значимым и важным принципом является принцип доступности.

Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, откладывая общение на «потом».

        Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать мораль или делать с ним уроки. Это значит помочь ему пережить какие-то страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

        Только имея в родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

Воспитание ответственности и самодисциплины

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начинает проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он может превратиться в уравновешенную и зрелую личность.

        Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Если ребенок в добром здравии, но просто не хочет этого делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание воспринималось им осознанно.

        Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение.

        Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку «нет». Очень важно, чтобы это умение было обоюдным. Нет ничего страшнее того, что один из родителей потворствует ребенку, скрывая тот или иной поступок, что способствует формированию вседозволенности.

        Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

        Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание говорить им правду, какой бы горькой она ни была. Так будет, если родители объяснят детям, что прожить жизнь, не совершая ошибок нельзя.

        Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важно осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и к самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

        Авторитет родителей зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

        Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Этот труд может быть вознагражден редко, но тем сладостнее маленькие победы.

Правила благополучного родителя

        Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

        Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

        Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

        Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

        Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

        Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

        Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребенком в семье

Статья о воспитании в семье и об авторитете родителей....

Родительское собрание "Особенности общения с ребенком в семье"

Если дети живут в обстановке критики,они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы,они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насмешек,они...

Особенности общения с ребенком-подростком (советы родителям)

Как же найти баланс контроля и самостоятельности?Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все требования, предъявляемые к нему,  на три группы.К первой группе относят...

Родительское собрание "Особенности общения с подростком в семье

Разработка родительского собрания содержит советы психолога для родителей подростков....

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье"

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье". Приведены результаты анкетирования родителейи детей. Подняты важные проблемы....

Особенности общения с ребенком с РАС

Особенности общения с детьми с РАС...

Особенности общения с ребенком в семье

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является принятие ребенка. Принятие ребенка - это проявление такой родительской любв...