Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги
статья (8 класс) по теме
В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.
Российское общество в условиях постсоветского времени переживает сложный процесс трансформации, охватывающей все стороны жизни людей. Задачи, поставленные по выходу из системного кризиса, и потребность войти в число развитых государств мира обусловливают необходимость предварительного проектирования возникающих в стране новых социальных форм жизнедеятельности людей и реализующих этот процесс социальных структур. Сказанным определяется актуальность исследования проблем социального проектирования в современном обществе.
Сегодня социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности стало одной из наиболее перспективных технологий управленческих процессов в обществе. Оно также представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ целостной инновационной деятельности, метод решения возникающих экономических, организационных, социальных и культурных проблем. Включая новые программы, идеи, концепции, социальное проектирование создает возможности реализации задуманного действия путем внедрения в жизнь социальных проектов и тем способствует нормальному функционированию социума как системы наивысшей сложности.
Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема «Социальное проектирование в современной школе»
По курсу «Классный руководитель в образовательном пространстве современной школы»
Цымбал Татьяна Викторовна
Учитель английского языка, I педагогической категории, руководитель МО Кафедры иностранный языков МАОУ Лицей № 21, г.Химки.
г. Химки
2014 г.
Содержание
- Введение.
- Социальное проектирование: природа, сущность, методология.
- Роль социального проектирования в современной школе.
- Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги».
- Заключение.
- Литература.
- Введение
В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.
Российское общество в условиях постсоветского времени переживает сложный процесс трансформации, охватывающей все стороны жизни людей. Задачи, поставленные по выходу из системного кризиса, и потребность войти в число развитых государств мира обусловливают необходимость предварительного проектирования возникающих в стране новых социальных форм жизнедеятельности людей и реализующих этот процесс социальных структур. Сказанным определяется актуальность исследования проблем социального проектирования в современном обществе.
Сегодня социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности стало одной из наиболее перспективных технологий управленческих процессов в обществе. Оно также представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ целостной инновационной деятельности, метод решения возникающих экономических, организационных, социальных и культурных проблем. Включая новые программы, идеи, концепции, социальное проектирование создает возможности реализации задуманного действия путем внедрения в жизнь социальных проектов и тем способствует нормальному функционированию социума как системы наивысшей сложности.
Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.
В современном российском обществе после длительного доминирования представлений о социалистическом образе жизни, как высшем по сравнению со всеми другими, сегодня возникла особая необходимость выработки новой парадигмы изучения образа жизни, предполагающей, что именно различия в жизнедеятельности людей (а не принадлежность к той или иной социальной группе) являются главными критериями дифференциации образа жизни. Это особенно усиливает актуальность исследования проблемы социального проектирования в России в целом и образа жизни её населения в частности. Таким образом, социальное проектирование образа жизни, осуществляющееся в современном социуме в рамках процесса модернизации, требует социально-философского осмысления его сущности, принципов, технологий, форм, тенденций. В частности, требуют обоснованного ответа вопросы: является ли достаточным и конструктивным в нынешних условиях понимание термина «проектирование» как синонима понятий «планирование», «прогнозирование», «конструирование» или же его следует понимать более широко? Можно ли считать, что образ жизни тождественен стилю, уровню или укладу жизни и, следовательно, речь идет об их простом сопоставлении или нет? Каков критерий эффективности социального проектирования общественных явлений и процессов и возможно ли проектирование образа жизни?
2 . Социальное проектирование: природа, сущность, методология
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно
рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации, и представление для широкой аудитории);
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
-включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
-повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
-формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
-закрепление навыков командной работы
Признаки проекта
Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
Установленные сроки начала и завершения
Определенные ресурсы
Измеряемый продукт или результат
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
Планирование
Организация
Управление
Планирование
Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Организация
Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее: Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
3. Роль социального проектирования в современной школе
Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.
Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты. Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Социальное управление - это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.
4.Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги».
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
- Заключение
Социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Оно используется в социальной практике как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно также применяется при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Социальное проектирование, кроме макросоциальных процессов также касается микросоциальных процессов, в основе которых лежат жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет: во-первых, при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных мероприятий учитывать личностные предпосылки социального развития общества (соотносить социальные последствия с благосостоянием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами - с другой). Во-вторых, исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в жизненные проблемные ситуации.
Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для конструирования не только отдельных, конкретных сторон общественной жизни, но также имеет своей целью комплексное моделирование всей системы социальных взаимоотношений. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений.
Особенность социального проектирования состоит в том, что оно направлено на решение таких процессов, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека, которые целесообразно различать по уровням организации общественной жизни.
В диссертации на основе общих принципов проектирования показаны возможности социального проектирования узловой сферы социума - образа жизни; проанализирован имеющийся в Республике Бурятия опыт социального проектирования некоторых сторон образа жизни.
Социальное проектирование образа жизни по основным его направлениям предусматривает следующее:
В материально-экономической сфере. Это, прежде всего, осуществление мер по широкой автоматизации и интеллектуализации труда, приводящей к улучшению его эффективности и содержательности, а также глубокую информатизацию и компьютеризацию производства, способствующую активизации творческого потенциала работников. Внедрение социальных проектов необходимо не только для развития производства, но и для подготовки населения к трудовой деятельности в условиях трудной жизненной ситуации. Автор планирует, в частности, создание таких организаций, как психологические консультации, службы трудоустройства, пункты экстренной помощи, благотворительные фонды (для обеспечения жильем, для распоряжения кредитами на приобретение различных товаров и услуг и т.д.).
В сфере образования социальное проектирование предусматривает внедрение непрерывного образования в существующую образовательную систему, расширение вариативной системы обучения с новыми спецкурсами и факультативами, модернизацию социально-педагогических комплексов и развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.
Проектирование культурной сферы предусматривает, в первую очередь, обеспечения высокого уровня потребления (восприятия, использования, коллекционирования) ценностей и благ художественной культуры; развитие самостоятельного художественного творчества; повышение художественно-эстетического образования и др. Проектирование культуры включает также создание эффективного механизма включения культуры в экономическую систему для использования культурного потенциала туристической деятельности, бизнес, ориентированный на развитие культурно-коммерческой сферы.
В области проектирования оздоровительно-экологических программ выдвигаются меры по совершенствованию деятельности учреждений и качества услуг, направленных на восстановление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни. В частности, предусматривается подготовка семейных врачей (знающих все о детстве, зрелости и старости); в практике лечащих учреждений использовать методы народной медицины (например, тибетской медицины), природотерапии; возможное внедрение негосударственных лечебных учреждений и медицинских комплексов с частной практикой.
Таким образом, мы пришли к выводу: образ жизни составляет важное звено всей жизнедеятельности человека и может проектироваться по основным его блокам. В процессе проектирования образа жизни должны максимально учитываться проблемы развития человека как субъекта многообразной социокультурной деятельности.
Будучи одной из форм подготовки и разработки практических решений, проектирование выступает важным элементом цикла управления, обеспечивающего нормальное функционирование общественной системы, в частности, российского общества.
Так, сегодня стало особенно очевидным, что благополучие современного россиянина, его социальное самочувствие не сводятся к уровню и даже к качеству его жизни, оцениваемым в среднестатистических показателях. Социальное самочувствие и благополучие человека в значительной мере определяется мерой доступности средств для решения реально жизненно важных проблем. Именно этому способствует многоаспектная, встроенная в систему социального управления подсистема жизнеобеспечения, которая проектируется как единый рекреационный комплекс, охватывающий все направления взаимодействия человека с его природной, культурной и социальной средой обитания.
Социальное проектирование образа жизни предполагает всесторонний учета интересов и потребностей человека, что находит отражение в планируемом образе жизни. Последний может не совпадать с реально существующим образом жизни, но в то же время призван выражать в идеальном виде тенденции его изменения. В итоге, при проектировании важно, с одной стороны, как можно более полно учитывать желания и устремления людей, а с другой - соотносить их с реальным состоянием дел и с идеальными целями. Степень совпадения или расхождения между реальным и проектируемом образом жизни должна учитываться при выработке оптимального, научно-обоснованного проекта.
В перспективе можно выработать идеальную модель образа жизни, к которой будут стремиться многие люди, и что одновременно будет являться показателем развитости и цивилизованности российского общества.
Список литературы:
1. Аитов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. -//Методологические основы социального управления. - Минск: Изд-во БГУ, 1977.-С. 34-56.
2. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М.: Мысль, 1985. - 220 с.
3. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием (теоретико-методологический аспект). Минск: Наука и техника, 1986.-205 с.
4. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни (Методологические и методические вопросы). М.: Высшая школа, 1980. - 188 с.
5. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
6. Балабанов П.И. Закономерности научного познания. Томск: Изд-во ТГУ, 1982.- 124 с.
7. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Ин-т философии, 1996. - 165 с.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. /Пер. с англ. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
9. Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М.: Мысль, 1985. -173 с.
10. Бенвенисте Гай Овладение политикой планирования /Пер. с англ. ML: Прогресс, 1994. - 304 с.
11. Бестужев-Лада И.В. Исходные понятия // Рабочая книга по прогнозированию. М.: Наука, 1982. - 282 с.
12. Бестужев-Лада И.В. Методологические проблемы измерения и моделирование образа жизни // Проблемы измерения и моделирование образа жизни. М.: Наука, 1978. - С.8-15.
13. Бестужев-Лада И.В. Советский образ жизни: Формы и методы его пропаганды. М.: Знание, 1980. - 146 с.
14. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории «образ жизни» //Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.:ИСИ АН СССР, 1979. - С.4-22.
15. Бестужев-Лада И.В. Опыт экспертной оценки ближайшего будущего России //Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI в. -Барнаул, 1998.-С.265-275.
16. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М.: Наука, 1993.-232 с.
17. Бородкина О.И. Концепция и основные методологические принципы социального проектирования. Пермь: ПТУ, 1990. - 126 с.
18. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999,- 126 с.
19. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна: Феникс-ь, 2001.-208 с.
20. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1993. -122 с.
21. Бурятия: Концептуальные основы стратегии устойчивого развития /Под ред. Л.В. Потапова, К.Ш. Шагжиева, А.А. Варламова. М.: Изд. дом «Круглый год», 2000. - 512 с.
22. Важенин С.Г. Труд как образ жизни, -//www. arctogaia.com/public/v2-8.slitml
23. Волчкова Л.Т., Минина В.Н., Рященко Б.Р. Социальная переориентация народно-хозяйственного планирования: Вопросы теории и методологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 152 с.
24. Вопросы социального проектирования: материалы XIII международного симпозиума Рабочей группы «Планирование и прогнозирование социальных процессов». М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990. - 216 с.
25. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. М.: Academia, 2000. - 480 с.
26. Гаспарский В. Введение в методологию проектирования //Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып.1. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 169 с.
27. Генисаретский О.И. Моделирование социальных процессов. М.: Наука, 1980.- 168 с.
28. Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования //Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. М.: Изд-во НИИ Культуры, 1988. - С. 51-63.
29. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). -М.: РОССПЭН, 2000. 384 с.I
30. Граждан В.Д. Философские начала общей теории управления //Методологические проблемы социального управления: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 26-39.
31. Гуревич М.А. Социальное проектирование новых поселений при формировании территориально-промышленного комплекса //Науч. док. высш. шк. Серия: философия науки. - 1986. - №5. - С. 33-42.
32. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1994. - 155 с.
33. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. -М.: Наука,1976. 124 с.
34. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений //Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. М.: Изд-во НИИ Культуры, 1988. - С. 30-51.
35. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Инженерно-психологическое проектирование. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 142 с.
36. Жежко И.В. В поисках стратегии развития сферы культуры //Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. М.: Изд-во НИИ Культуры, 1988.-С. 12-30.
37. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999. -282 с.
38. Зыкова Е.Г. Показатели культуры образа жизни //Социологические методы изучения образа жизни. -М.:ИСИ АН СССР, 1985. С.32-41.
39. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1997. - 355 с.
40. Ивановский В.П. Начала проектологии: гносеологический и методологический аспекты. -М.: Изд-во МСХА, 1993. 136 с.
41. Камаев Р.Б. Социальное планирование общества //Методологические основы социального управления. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - С. 66-87.
42. Капустин П. Постмодернистская ситуация и проектная альтернатива. -http//www.expedition.vsu.m/ex/kapust.html.
43. Карапетян Л. Концептуальные вопросы социального управления //Проблемы теории и практики управления. 1999. - №5. - С. 51-55.
44. Качанов Ю.Л. Образ жизни и социальные ситуации: гносеологическое обоснование социальных показателей //Социологические методы изучения образа жизни. М.:ИСИ АН СССР, 1985. - С.44 - 54.
45. Кнорринг В.И. Искусство управления. М.: Зерцало, 1998. - 357 с.
46. Ковалева Г.А., Пешина З.В. Управление социальной сферой: нормативный подход. Екатеринбург: Ур. О. РАН, 2000. - 234 с.
47. Коган Л.Н. Социальное планирование: работа, образование, быт. (О плане социального развития коллектива предприятия). М.: Политиздат, 1970. -87 с.
48. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования /Под ред. Е.М. Бабосова. Минск: Наука и техника, 1989. - 188 с.
49. Крючков Ю.А. Проектная культура. М.: ИС АН СССР, 1990. - 132 с.
50. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: МГП «Информрекламиздат», 1992. - 245 с.
51. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 342 с.
52. Лебедев П.Н. Социальное управление. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 256 с.
53. Левыкин И.Т. к вопросу об интегральных показателях социалистического образа жизни //Социологические исследования. 1984. - №2. - С. 32-48.
54. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: «Социум», 2000 - 224 с.
55. Ляхов И.И. Социальное конструирование. М.: Мысль, 1970. - 105 с.
56. Ляхов И.И. Проектная деятельность (Социально-философский аспект). -автореф. .доктора филос. н. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 32 с.
57. Мазылу А.Д. Социальное управление как наука, политика и искусство //Методологические проблемы социального управления: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 144-171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника
Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...
Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке
Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...
Проект опытно-экспериментальной работы
Проект опытно-экспериментальной работыТема: Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек 6 – 8 кл. по средством учебно-исследовательной деятельности....
Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»
Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....
Статья"Проект опытно-экспериментальной работы"
Информатизация сегодня -явление не новое и практически неизбежное.Это трудный процесс изменения содержания,методов,организации образовательного процесса...
Внеклассная работа. Социальный проект 9Б класса "Чистый город, чистая школа"
Организация школьных трудовых рейдов как возможность оказания содействия помощи взрослым по вопросам сохранения чистоты и порядка в городе и школе....