Социальная адаптация детей с ОВЗ
статья по теме
Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях социально-экономических преобразований в современном обществе предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека. У лиц с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен специфичен. Поэтому, воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на их дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество. Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. Это не только усвоение учебной программы, но и всестороннее развитие личности обучающегося, в первую очередь развитие социально значимых умений и навыков. Поэтому одной из задач, которую мы ставим, является создание условий, способствующих становлению социального опыта, коррекции личности на протяжении всего периода обучения и воспитания в школе.
Важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, не растерялся в этой сложной жизни, мог самостоятельно реализовать себя.
Родители детей не всегда могут помочь им социализироваться в обществе, так как сами часто испытывают затруднения по многим социальным вопросам. У выпускников девятого класса возникла необходимость в использовании печатного пособия для обучающихся, которое бы помогало им ориентироваться в необходимой информации в самостоятельной жизни, используя полученный в школе опыт.
Учитывая это, в процессе сопровождения выпускников воспитатели совместно с классным руководителем решили составить памятку «Выпускнику», где учтены основные направления жизнедеятельности человека для достойного его существования. Памятка состоит из следующих разделов:
Ø Вступление в самостоятельную жизнь
Ø Образование
Ø Работа
Ø Участие в гражданско-правовых отношениях
Ø Экономическая жизнь
Ø Семья
Ø Здоровье
Ø Правопорядок
Содержание и советы к разделам максимально приближены к жизненным ситуациям, с которыми сталкиваются выпускники по окончании школы в самостоятельной жизни.
Практика показывает, что не все наши выпускники, в силу разных обстоятельств, могут получить дальнейшее профессиональное образование. При знакомстве с разделом памятки «Работа», основное внимание мы уделяем тому, где они смогут самостоятельно начать свою трудовую деятельность с учётом их способностей, медицинских показаний, интересов и возможностей своего региона.
На воспитательских занятиях дети учились оформлению деловых бумаг: автобиография, заявление, объявление, доверенность, расписка и др. Вместе с детьми моделировала ситуацию приёма на работу: как провести беседу с руководителем предприятия, как рассказать о своих способностях и полученном образовании, квалификации.
Был проведен цикл занятий с элементами проблемно-игровых ситуаций - «Ищу работу по объявлению», «Собеседование с работодателем». «Выбор профессии для себя», «Мои способности и профессия».
Проведение занятий в такой форме делает детей более раскованными, свободными, уверенными, они лучше запоминают и применяют полученные сведения, ориентируются в возникающих ситуациях.
Ориентируя выпускников на их профессиональное самоопределение, я работаю и над формированием элементов экономических знаний, что является для них жизненно необходимым и важным при ведении хозяйства: распределение бюджета семьи, планирование расходов на покупку промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные услуги. На практических занятиях вместе с детьми мы рассчитывали оплату коммунальных платежей за газ, электроэнергию и воду.
Вступая в самостоятельную жизнь, наш выпускник должен знать не только свои права, которые предоставляет ему государство, но и обязанности, одна из которых - быть законопослушным гражданином своей страны. Так, рассматривая тему «Семейные отношения», учащиеся знакомились с законами, положениями и нормами семейного права, моделировали реальные социально-проблемные ситуации, такие, как «Права и обязанности членов семьи», «Можно ли оставлять ребёнка одного дома?», «У тебя украли или ты потерял документы», «Тебя остановили представители органов правопорядка», «Ты - нарушитель общественного порядка». Эта работа более эффективна, так как даёт возможность нашим воспитанникам приобретать практический опыт решения жизненно-социальных проблем.
Готовя выпускников к самостоятельной жизни, мы работаем и над формированием у них привычки к здоровому образу жизни, так как современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
Приобщение учащихся к спорту через участие в соревнованиях школьного, районного уровней – осенние и зимние кроссы, эстафеты, теннис, является средством реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма наших детей. Ребята, участвуя в районных спортивных мероприятиях, занимают призовые места. С удовольствием посещают школьные спортивные секции. Все это служит формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни и является способом поддержания и сохранения здоровья, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
Таким образом, пользуясь памяткой «выпускнику» корректируются личностные особенности, такие как самостоятельность, коммуникабельность, межличностные отношения в коллективе, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, умение планировать и распределять свой бюджет.
ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Воспитание личности школьника, важнейшие условия его социализации.
Воспитатель Котова Г.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...
«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»
Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способн...