Программа за ЗОЖ (профилактика употребления ПАВ)
проект по теме

Дерипаска  Анна Сергеевна

программа профилактики употреблеения ПАВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_za_zozh.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №  24 г. Белгорода

имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова

Программа  

«Школа за здоровый образ жизни»

Автор:

соц. педагог

Киреева А.С.

Белгород

2014

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Специалисты бьют тревогу: ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками ухудшается.

По официальным данным, 16% учащихся 9–11-х классов хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. И обязательно нужно говорить с детьми на всех уровнях о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с наркотиками.

В переходный период российского общества подрастающее поколение помещено в довольно сложную социально-психологическую среду.                В настоящее время в значительной степени разрушены прежние устаревшие принципы поведения, нормативные ценностные ориентации.

Подростки  утрачивают ощущение смысла, происходящих вокруг них, вещей, не имеют возможности приобретения определенных жизненных навыков, которые способствуют  сохранению личностной индивидуальности, формированию эффективного и здорового жизненного стиля.

Молодые люди, находясь под постоянным воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, оказываются не готовы к их преодолению и страдают от и последствий ими вызванных.

По нашему мнению именно проблема и побуждает современного подростка искать средства, ограждающие от тяжести обрушившихся на него переживаний. В данной ситуации на первое место выходит проблема различных видов злоупотреблений ПАВ.

Проблема:

Неподготовленность подростка к самостоятельной жизни, отсутствие умения  активно строить свою жизненную позицию, и обязательно добиваться при этом успеха, приводит к росту молодежной преступности и всплеску наркомании.

Необходимым современным решением, обозначенной выше проблемы является разработка и реализация  Программы по профилактике злоупотреблений ПАВ.

Цель:

Социально-нравственное оздоровление молодежной среды, создание условий для развития  определенных навыков по формированию здорового жизненного стиля подростков.

В настоящее время кадрово - профессиональный потенциал и материальное оснащение многих школ, позволяют  организовать  результативную работу по профилактике и искоренению проблемы употребления психоактивных веществ в подростковой среде, используя надежную, эффективную программу, реализуемую при обязательном тесном межведомственном  сотрудничестве.

Основная работа по реализации программы должна осуществляться  социальными педагогами, психологами, педагогами-организаторами молодежных клубов, волонтерами из числа обучающихся школы. Для обязательной  работы по направлениям, которые не входят в основную деятельность школы необходимо привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, психолога, инспектора ОДН, волонтеров молодежных организаций и др.).

Программа направлена на реализацию следующих задач:

  • повышение уровня профилактической работы с подростками, направленной на развитие их личностных ресурсов;
  • активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками и родителями;
  • создание условий для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного к нему отношения;
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни;
  • создание условий для формирования умения адекватного оценивания себя (поступки и поведение) и других людей;
  • создание условий для формирования у подростка представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков;
  • создание условий для формирования  у обучающихся умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • создание  условий для  пробуждения у детей интереса к различным видам полезной деятельности, способствующей реализации потребности в признании, общении, получении новых знаний.
  • создание условий для развития способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

Содержание программы отвечает следующим принципам:

  • научной обоснованности – содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
  • практической целесообразности – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у обучающихся  навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения приобщения к одурманивающим веществам;
  • возрастной адекватности – используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям подростка;
  • доступности – обучающиеся и их родители получают консультативную, отчасти лечебную, бесплатную помощь педагогов, психологов, врачей;
  • анонимности – любые виды помощи оказываются без фиксирования данных обратившихся, а тем более без каких-либо третьих лиц;
  • опосредованности – работа по профилактике  и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им;
  • системности – системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики.

Формы и методы профилактической работы:

  • изучение физического и психического здоровья обучающихся, перегрузок в учебной деятельности  и их влияния на здоровье обучающихся посредством анкет и тестов;
  • тренинги  по профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности;
  • практические занятия, направленные на формирование у ребенка устойчивости к любым негативным влияниям.

Критерии отслеживания эффективности  предложенной программы:

  1. Появление у подростков устойчивых интересов
  2. Повышение успеваемости
  3. Изменение количества подростков, стоящих на учете
  4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»
  5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.

Целевая группа: учащиеся 9-11 классов

Сроки реализации: сентябрь 2013 г. – май 2016 г.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

  • уверенного позитивного поведения;
  • конструктивного общения между собой и взрослыми;
  • отстаивания и защиты своей точки зрения;
  • осознанного и уверенного умения сказать  наркозависимости «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия;

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет» наркозависимости;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

План реализации программы

Название мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Исполнители

2013-2014

учебный год

Сбор заявлений, формирование группы «риска» учащихся.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

Занятие №1

Анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростка к наркотической зависимости.

Анкетирование

сентябрь

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Родительский лекторий

Как сблизиться с ребенком.

Анкетирование, направленное на изучение взаимоотношений родителя и ребенка.

Практическое занятие для родителей

Сентябрь

Социальный педагог,

Педагог-психолог

Занятие №2

Биологические, социальные, возрастные, психологические факторы риска потребления ПАВ.

Лекция

октябрь

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Родительский лекторий

Анкетирование, направленное на изучение взаимоотношений родителя и ребенка.

Практическое занятие для родителей

октябрь

Социальный педагог,

Педагог-психолог

Занятие №3

Влияние ПАВ на организм человека.

Лекция

Ноябрь

Выступление школьного врача

Родительский лекторий

Как способствовать формированию понятия о хороших и плохих поступках, развитию умения  прогнозировать последствия своих поступков.

Лекция

Ноябрь

Педагог-психолог

Занятие №4

Тренинг «Молодежь и ПАВ».

Тренинг

Декабрь

Педагог – психолог

Родительский лекторий

Как научить ребенка эффективно общаться.

Простые формулы общения в привычных ситуациях

Практическое занятие

Декабрь

Педагог – психолог

Социальный педагог

Занятие №5

 Круглый стол

«Зависимость и я».

Круглый стол

Январь

Классные руководители, Волонтеры Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Родительский лекторий

Как сформировать у детей адекватную оценку себя и других, которая поможет избежать многих проблем связанных с самоутверждением путем употребления психоактивных веществ.

Лекция

Январь

Педагог – психолог

Социальный педагог

Занятие №6

Как сохранить свое здоровье?

Утренняя зарядка, как правильно подобрать упражнения.

Лекция

Практическое занятие

Февраль

Учитель физической культуры,

Школьный врач

Родительский лекторий

Как научить ребенка выражать свои чувства без агрессии в стрессовой ситуации.

Лекция

Практическое занятие

Февраль

Педагог – психолог

Социальный педагог

Занятие №7

Как понять друг друга без слов

Практическое занятие

Март

Социальный педагог,

Педагог психолог

Родительский лекторий

Как помочь своему ребенку в развитии сильных сторон характера.

Лекция

Март

Социальный педагог,

Педагог -психолог

Занятие №8

Социологический опрос.

Изучение отношения обучающихся к ПАВ.

опрос

Апрель

Социальный педагог

Родительский лекторий

Как помочь своему ребенку в развитии сильных сторон характера.

Практическое занятие

Апрель

Социальный педагог,

Педагог -психолог

Занятие №9

Пути выхода из конфликтов.

Практическое занятие

Май

Социальный педагог,

Педагог -психолог

Родительский лекторий

Чем занять подростка в летние каникулы

Лекция

Май

Социальный педагог,

Педагог -психолог

2014-2015

учебный год

Сбор заявлений, формирование группы «риска» учащихся.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

Занятие №1

Анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростка к наркотической зависимости.

Анкетирование

сентябрь

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Родительский лекторий

Что вы знаете о детской наркомании?

Лекция

сентябрь

Социальный педагог

Занятие №2

Мотивы потребления наркотиков.

Лекция

Октябрь

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Родительский лекторий

Как создать условия в семье для формирования у ребенка устойчивости к любым негативным влияниям.

Лекция для родителей

Октябрь

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Занятие №3

Тест «АССОЦИАЦИИ»

Тестирование

Ноябрь

Педагог-психолог

Родительский лекторий

Как не спровоцировать возникновения пагубного пристрастия к ПАВ.

Лекция для родителей

Ноябрь

Социальный педагог

Занятие №4

Есть ли польза от применения наркотических веществ?

Лекция

Декабрь

Выступление школьного врача

Родительский лекторий

Психофизиологические особенности. подростков

Лекция

Декабрь

Социальный педагог

Занятие №5

 Круглый стол

«Здоровье – это…».

Круглый стол

Январь

Классные руководители, Волонтеры Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Родительский лекторий

Формы подростковой наркозависимости.

лекция

Январь

Врач -нарколог

Занятие №6

Умеешь ли ты радоваться

Практическое занятие

Февраль

Социальный педагог

Родительский лекторий

Как заподозрить, что ваш ребенок употребляет наркотики?

лекция

 Февраль

Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Занятие №7

Тест «Хочешь ли ты быть здоровым»

         

Тестирование

Март

Социальный педагог

Родительский лекторий

Что Вы должны знать об основных законах?

Лекция

Март

Социальный педагог

Занятие №8

Тренинг «Умей противостоять зависимостям»

Тренинг

Апрель

Социальный педагог

Родительский лекторий

Психология влияния.

лекция

Апрель

Педагог-психолог

Занятие №9

Как исправить настроение

Практическое занятие

май

Педагог-психолог

Родительский лекторий

Чем занять подростка в летние каникулы

Лекция

Май

Социальный педагог

2015-2016

учебный год

Сбор заявлений, формирование группы «риска» учащихся.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

Занятие №1

Анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростка к наркотической зависимости.

Анкетирование

Сентябрь

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Родительский лекторий

Формы подростковой наркозависимости.

лекция

Сентябрь

Врач -нарколог

Занятие №2

Заблуждение о безвредности «легких» наркотиков.

Лекция

Октябрь

Врач -нарколог

Родительский лекторий

Виртуальный мир и ваш ребёнок

Лекция

Октябрь

Педагог-психолог

Занятие №3

Тренинг «Пути достижения жизненных целей»

Тренинг

Ноябрь

Педагог – психолог,

Социальный педагог

Родительский лекторий

Как сформировать у своего ребенка чувство ответственности.

Лекция

Ноябрь

Педагог-психолог

Занятие №4

 Круглый стол

«Зона риска».

Круглый стол

Декабрь

Классные руководители, Волонтеры Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Родительский лекторий

Как заподозрить, что ваш ребенок употребляет наркотики?

Лекция

Декабрь

Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Занятие №5

Почему опасна первая проба

Практическое занятие

Январь

Волонтеры,

Психолог-нарколог

Родительский лекторий

Мой ребенок употребляет наркотические вещества что делать?

Практическое занятие

Январь

Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Занятие №6

«Я умею выбирать

Тренинг

Февраль

Социальный педагог

Родительский лекторий

Как оградить своего ребенка от дурной компании

лекция

Социальный педагог

Занятие №7

Защита проектов «Как избежать наркозависимости»

Защита проектов

Март

Социальный педагог

Родительский лекторий

Имею право на права

Лекция

Март

Инспектор ОДН

Занятие №8

Анкетирование по завершению программы

         

Анкетирование

Апрель

Социальный педагог,

Педагог -психолог

Родительский лекторий

Анкетирование по завершению программы

Анкетирование

Апрель

Социальный педагог, Педагог-психолог,

Врач-нарколог

Занятие №9

Анкетирование по завершению программы

         

Анкетирование

Май

Социальный педагог,

Педагог -психолог

Родительский лекторий

Подведение итогов

Май

Социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к единому дню профилактики по теме "Профилактика употребления ПАВ"

Наглядный материал для подростков по теме ""Профилактика употребления ПАВ"...

Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ "Твой выбор"

   Основные задачи программы:- предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;- сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоро...

Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни

Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни рассчитана на детей коррекционной школы с учебно - тематическим планом и удобным приложением....

Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения....

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...

Рабочая программа социального педагога «Профилактика употребления алкоголя и табакокурения среди несовершеннолетних» на 2019-2020 учебный год.

Авторская программа социального педагога по профилактике вредных привычек несовершеннолетних, приобщению подростков к здоровому образу жизни....

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика  Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....