Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"
методическая разработка по теме
Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_pav_khlevnyuk.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казённое учреждение Астраханской области
«Социальный приют для детей «Любава»
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГСКУ АО
«Социальный приют
для детей «Любава»
________ Т.В.Проняшина
«_____» ________20___года
Программа
По профилактике употребления наркотиков и ПАВ
«В гостях у сказки»
Автор:
Хлевнюк О.Ю.,
Воспитатель.
ЕНОТАЕВКА
2013
Пояснительная записка
В последнее время наметились малоутешительные тенденции увеличения числа подростков и молодежи с аддиктивными формами поведения, стремящимися уйти, таким образом, от реальности жизни. Статистика в этом плане достаточно неутешительна. Общее число наркозависимых среди подростков и молодежи в России в настоящее время приближается к миллиону.
Актуальность. Социально-экономический кризис обострил наркологическую ситуацию. Мы столкнулись с новыми условиями, при которых подросток способен немедленно удовлетворить желание, связанное с получением удовольствия. Молодежь обучается возможности получать удовольствие, не вкладывая для этого своего труда, что отрицательно сказывается на отношении к обучению в школе, нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции, интересы, социально-значимые установки, нарушает систему отношений в микро- и макросреде. Алкоголь, наркотики и др., используемые подростками, моментально изменяют их психическое состояние, и без каких-либо усилий достигается ощущение успешности, собственной состоятельности.
Формирование личности такого подростка во многом зависит от его способности понимать себя. В связи с этим актуализируется необходимость изучения самопонимания растущего человека. Особенно важным это становится в старшем школьном возрасте, когда молодой человек находится на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь и нуждается не только в понимании нового для него окружающего мира, но и в понимании себя в этом мире. Самопонимание приобретает в этом возрасте свои специфические особенности и содержание.
В связи с этим, особенно целесообразна профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений и интенсивностью роста самосознания, самопонимания, решением проблем личностного самоопределения, смысла жизни. Наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.
Эффективная профилактика аддиктивного поведения возможна, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной среде.
Представление об актуальности темы показывает, что существует потребность в кардинальном изменении ситуации с распространением наркозависимости среди детей и подростков.
Одним из направлений профилактической работы в приюте является формирование у несовершеннолетних потребности в здоровом образе жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики). Воспитанники приюта, особенно подростки, представляют собой потенциальную «группу риска». Новые условия жизни и обучения, отрыв от родителей, новое социальное окружение, травмирующий прошлый опыт — все эти факторы способны вызвать социально-психологическую дезадаптацию. Это, в свою очередь, может подтолкнуть к деструктивным формам поведения, в том числе употреблению психоактивных веществ.
Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в здоровом образе жизни, но и способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной сферы, и, как следствие, снижения роста числа подростков и молодежи, употребляющей ПАВ.
Рассчитана программа на подростков 10-14 лет. Именно в этот период школьники, оказываясь в коллективе сверстников, начинают познавать себя, и не всегда лучшими способами.
Участники программы:
Сотрудники приюта (воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, музыкальный руководитель, врач, мед.сестры);
Районная детско - юношеская библиотека;
Врач – нарколог ЕЦРБ.
Продолжительность реализации программы 3 месяца.
Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, формирование определенного мировоззрения, предполагает системное воздействие на человека. Следует отметить, что при построении данной системы воздействия, необходимо руководствоваться следующими принципами работы в подростковой группе:
- Конструктивно-позитивный подход: в меньшей степени демонстрация негативных последствий рискованного поведения в значительно большей степени – аргументация в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.
- Комплексный характер: последовательная работа на разных уровнях решения проблем – медицинском, психологическом, социальном, бытовом, личностном, правовом, причем на каждом уровне целесообразно привлекать к участию не только специалистов, но и самих детей и подростков.
- Работа на опережение: фокусирование усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденциях, а не на борьбе с последствиями.
- Своевременность: приурочивание конкретных мероприятий каким-либо определенным датам или значимым для данной группы подростков событиям.
- Доступность: все компоненты программы должны быть доступны для той группы детей и подростков, на которую рассчитана программа, что в равной степени относится к возможности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных материалов, получении необходимой консультации у специалиста, обсуждения имеющихся проблем.
- Взаимодополняемость: все компоненты программы должны дополнять друг друга – активное информационное воздействие дополняется возможностью получения услуг в структурных подразделениях учреждения, формирование мотивации отказа от рискованного поведения подкрепляется общественной поддержкой.
- Запретная информация: в работе полностью исключается использование сведений, способных спровоцировать интерес к ПАВ, например, рассказ о «привлекательных» свойствах ПАВ или о способах их применения.
Разработанная профилактическая программа включает в себя три компонента:
1 .Образовательный компонент.
Цель: Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент.
Цель: Психологическая поддержка подростка, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя.
3.Социальный компонент.
Цель: Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Цель всей профилактической программы: повысить уровень информированности подростков и научить их понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, сформировать у них личностные качества, обеспечивающие доминирование ценностей здорового образа жизни, действенную установку на отказ от приема психоактивных веществ.
Основные задачи:
- Дать подросткам объективную информацию о вреде ПАВ на организм;
- Сориентировать подростков на их способность сделать собственный выбор;
- Дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни:
- принятия решения и преодоления жизненных проблем;
- отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
- защиты своего «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;
- бесконфликтного и эффективного общения;
- использовать альтернативные психоактивным
веществам способы получения радости и удовольствия.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию стойкости к аддиктивным наклонностям:
- Я - концепция (самооценки, отношения к себе, своим недостаткам);
- Умения общаться с окружающими;
- Осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающих;
- Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и решить жизненные проблемы;
- Формирование умения контролировать свое поведение;
- Формирование умения сопереживать окружающим и понимать их.
Методы и формы работы:
Методы:
- Словесные методы:
- рассказ, беседа (разговор, обмен мнениями);
- вопросы, разъяснения;
- чтение художественной литературы;
2. Наглядные методы:
- Просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о вреде наркомании.
3. Практические методы:
- Метод психологической адаптации.
- Метод творческих возможностей (предоставление ребёнку возможности показать свои способности)
- Игра (тот или иной способ развлечения);
- Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого).
4. Методы контроля: Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет), ролевые игры, контрольный срез.
Формы:
- Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала; коллективные, по подгруппам, индивидуальные).
- Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
- Экскурсии в детскую библиотеку.
- Организация конкурсов рисунков, выпуск стенда.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).
- Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)
- Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).
Этапы реализации программы:
1 этап – диагностический.
Первичная диагностика осуществляется параллельно с первичными коррекционными мероприятиями, которые выполняют в основном вспомогательную функцию к адаптационным мероприятиям. Первичная диагностика проводится в течение двух первых недель со дня поступления несовершеннолетнего в приют.
2 этап – основной:
На данном этапе нами проведена комплексная работа по профилактике аддиктивного поведения подростков воспитанников приюта. Организованы профилактические мероприятия с целью снижения уровня склонности подростков к аддиктивному поведению и изменения их отношение к вопросу химической аддикции.
Соблюдались все общие правила, необходимые для создания соответствующей атмосферы профилактической работы, а также принцип добровольности.
3 этап – заключительный:
На заключительном этапе повторно проводится диагностика склонности подростков к отклоняющемуся поведению и анкетирование по разработанному опроснику. Полученные результаты позволяют выяснить положительное влияние проведенной комплексной профилактической работы на уровень склонности подростков к аддиктивному поведению и изменение их отношения к вопросу химической аддикции.
Содержание программы:
Все мероприятия программы проводятся с воспитанниками на базе приюта.
Формы и виды работы | Профилактические мероприятия | Цели мероприятий | Ответственные |
Беседы | Вредные привычки и их влияние на здоровее подростков. | Дать понятие устойчивого здорового образа жизни, объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход. | Воспитатель Мед.сестра |
Наркомания – знак беды (с элементами тренинга). | Доказать подросткам, что наркомания – это большая беда не только для отдельного человека, но и в целом для общества. | Воспитатель, педагог - психолог | |
Курить – здоровью вредить. | Формирование осознанного, негативного отношения к курению, обсуждение прав не курящих людей. | Воспитатель Врач - педиатр | |
Пить или не пить? | Выработать у подростков негативное отношение к алкоголю. | Воспитатель Социальные педагоги | |
Лекция | История возникновения наркотических веществ. | Познакомить подростков с историей появления наркомании. | Социальные педагоги Врач - нарколог |
Дискуссия | Алкоголю скажем - нет. | Показать подросткам последствия употребления алкоголя, формировать чувство ответственности за свои поступки. | Воспитатель, педагог – психолог Социальные педагоги |
Давайте задумаемся. | Расширение кругозора подростков, дать представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия. | Воспитатель, педагог – психолог Социальные педагоги | |
Игровые мероприятия | Слабое звено. | Пропаганда здорового образа жизни | Воспитатель Муз.руководитель |
Пиво пить – вред или польза. | Формирование представления о негативном влиянии пива на здоровье людей, установки его неприятия. | Воспитатель Муз.руководитель | |
Психологический тренинг с воспитанниками «группы риска» | В гостях у сказки | коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей. | Воспитатель Педагог - психолог |
Более подробно хотелось бы остановиться на проведение психологического тренинга с воспитанниками «группы риска».
Курс тренинговых занятий, разработан на основе четырёх методик: сказкотерапии, психодраммы, социально-ориентирующей игры и социально-психологического тренинга.
Сказкотерапия - это самый древний способ психотерапии, который возник тогда-же, когда люди научились говорить. Сказкотерапия - это психотерапия существующими либо выдуманными сказками и фантастическими историями. Сказкотерапия позволяет приобрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дает возможность проиграть основные жизненные ситуации в «защищенном режиме» - через сказки. Сказкотерапия позволяет более глубоко разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы человека. Реации людей на те или иные жизненные события происходят по определенным схемам. И таких схем - не бесконечное количество, хотя проявляются они у разных людей по-разному. Именно эти схемы корректирует сказкотерапия - в виде сказок и фантастических историй. Более того, в самостоятельном сочинении сказки, ребенок имеет возможность манипулировать сценарием, направлять ход событий в определенном направлении, а значит получать опыт влияния на свое настроение, навыки самоконтроля.
Психодрама — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации.
Достоинства психодраматических методов в том, что они:
- включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;
- рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение участников действия;
- фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;
- способствуют выражению «запрещенных эмоций» и нахождению «культуросообразных» способов их выражения.
Социально ориентирующая игра - это импровизированный спектакль, позволяющий создавать ситуации выбора «актером» не только направления своего участия в игре, но и способа достижения цели.
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Базовыми методами тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Общая цель тренинга: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности.
В группе особый акцент делался на создание климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с таковой в повседневном общении интенсивность открытой обратной связи.
В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.
Методика включает в себя 16 занятий (по 2 в неделю), которые проводятся в группе в течение 30-40 мин.
Основные принципы работы:
- диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;
- демократический стиль взаимодействия, основанный на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;
- субъектное включение ребенка в процесс работы, которое строится на основе детских интересов, потребностей, желаний и возможностей.
В процессе работы максимально широко в образный ряд занятий включаются современные детские массовые герои, наиболее популярные персонажи литературы, сказок, кино, мультипликации, телевидения.
Реализация методики направлена на решение следующих задач:
- формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов («что хорошо, а что плохо»);
- формирование адекватных представлений о чувствах,
эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, а также умения управлять чувствами, преодолевать стрессы; - формирование ценностного отношения к своему здоровью («знай себя», «береги себя»), адекватная регуляция своего состояния и самочувствия.
- формирование позитивной самооценки («Я — особенный»), чувства собственного достоинства, отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;
- формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;
- тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и позиций (ролевые тренинги: правильные решения как основа успеха);
- накопление знаний факторов и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет»);
- закрепление навыков конструктивного и позитивного (содержательного и эффективного) общения между собой и с взрослыми;
В ходе занятий ставится цель выработать у воспитанников целый комплекс навыков противодействия давлению сверстников с тем, чтобы они могли самостоятельно принять решение о неупотреблении ПАВ в соответствующей ситуации.
Данная методика основана не на запугивании ребенка «страшными» фактами из жизни наркоманов или последствиями употребления ПАВ, а на уважении личности человека при одновременном обучении его навыкам самоанализа, самостоятельного выбора решений, умениям отстоять свое убеждение в необходимости здорового образа жизни.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- разминка или обсуждение домашнего задания;
- основное содержание занятия;
- ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем;
- рефлексия в конце каждого занятия.
Занятия проводятся совместно воспитателем и педагогом – психологом приюта.
Полностью курс тренинговых занятий представлен в приложении 1.
Критерии оценки:
Для оценки результативности программы используются результаты диагностики, проводимой педагогом - психологом приюта по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) для оценки уровня склонности воспитанников к аддиктивному поведению.
Данная методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) детей к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Нас интересовали результаты диагностики по шкале склонности к аддиктивному поведению, которая предназначена для измерения готовности подростка к употреблению наркотических веществ.
Кроме того подросткам была предложена анкета, цель которой оценить их отношение к употреблению ПАВ и степень информированности о последствиях химической аддикции.
В процессе анкетирования каждому лицу предлагается ответить на письменные вопросы, поставленные в форме опросного листа.
Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений. Трудности метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет вскрыть, как правило, только самый верхний слой фактов.
Диагностическая методика и опросник представлены в приложении 2.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня информированности подростков и понимание и осознание ими того, что происходит с человеком при употреблении ПАВ,
- сформированность у них личностные качества, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
- снижение уровня склонности к аддиктивному поведению;
- формирование умений и навыков в сфере общения;
- развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.
Риски:
При реализации программы необходимо учитывать то, что возможно дети не смогут в полном объеме усвоить программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:
- активное нежелание подростка работать в группе;
- индивидуальные особенности: специфика мышления, памяти, внимания, темп деятельности, личностные особенности;
- отсутствие эмоционального контакта с взрослым;
- неустойчивая работоспособность ребенка, высокая утомляемость,
истощаемость;
- преждевременный отъезд ребенка из приюта, в связи с переводом в другое учреждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документы ОУ по профилактике употребления наркотиков
Как известно, леге предупредить нечто, чем птом искоренять. Предложенные вашему вниманию документы по профилактике употребления ПАВ, регламентируют работу ОУ в этом направлении....
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста. Темы занятий - Знакомство. Озна...
методическая разработка к программе по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"
Полный курс тренинговых занятий, методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)...
Педагогическая разработка: «Тайна цветка Папоротника» или сказкотерапия как средство профилактики употребления наркотиков»
Достичь понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости, показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека и их отрицательное влияни...
Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...
план-конспект урока «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ».
План-конспект урока по теме: «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ»Тема: Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Класс 6.Цель: Изучение профи...
Классный час по профилактике употребления наркотиков, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних
laquo;Мания»-это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» в переводе с латыни означает «мания к яд...