Преемственность между начальной и основной школами при введении ФГОС.
материал по физике на тему

Сомсина Татьяна Ивановна

Ведущие принципы ФГОС - преемственность и развитие, которые реализуются в требованиях к результатам  освоению.я основных образовательных программ.  Преемственность на этапе начальная школа - основная школа неоходима, так как жизненный опыт формируется постепенно. Для развития потребности самостоятельного познания мира, инициативности  неоходима стимуляция таких активных форм познания, как наблюдение, эксперимент, активный диалог, что реализуется по нарастающей в среднем и старшем звене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность  между начальной и основной школами при введении ФГОС.

 Современные проблемы образования требуют решений, которые возможны только при системных изменениях в самой педагогической науке и практике. С этой целью в школу вводятся ФГОС второго поколения.

     Между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования)  и  Ф Г О С (стандартом второго поколения) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения.

Новая структура ФГОС включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

     Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных результатов(мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные позиции), компетентностных результатов (это освоение  универсальных способов деятельности, применимых как в рамках обучения, так и в реальных жизненных ситуациях) и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

     К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности.  

«В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»

 Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.  

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

Осуществление преемственности на этапе начальная школа – основная школа необходимо по причине того, что жизненный опыт формируется планомерно

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

_Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, активный диалог и др., что по нарастающей используется на уроках в основном и  старшем звене. ПРИМЕР: в начальной школе -_знакомство с дискретным строением вещества, В 5 классе на уроках природоведения рассматривают опыты по расширению  и сжатию тел при нагревании и охлаждении. В курсе физики 7 класса на основании этих знаний и опытов по растворению и  самопроизвольному смешиванию (диффузии) веществ, самостоятельных домашних наблюдений диффузии в разных условиях и их анализа,  в ходе активного диалога формулируется вывод о хаотичном движении частиц тела и его связи с температурой.

Одним из вариантов осуществления компетентностного  и системно-деятельностного подхода  является то, что на уроке проигрывается проблемная ситуация, решение которой требует применения теоретических знаний для решения практических задач. На уроке учитель выступает в роли ведущего координатора, сильные ученики –в  роли консультантов более слабых, которые выполняют роль исследователей, решающих конкретную практическую задачу. ПРИМЕР: при выполнении в 7  классе лабораторной работы по определению плотности вещества кроме задания по учебнику ставится вопрос: «Как ещё можно определить плотность вещества?» . Или в 8 классе предлагаю задачу: какую массу воды(200С) можно вскипятить за 5 мин. в электрочайнике?   На таких уроках воедино сплетаются решения сразу нескольких вопросов:

  • ученики попадают в ситуации, в которых непосредственным для детей образом должна возникать необходимость использования знаний, полученных ранее;
  • ученики  учатся действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.

В подобных обстоятельствах слабые  чаще всего непосредственны и с психологической точки зрения раскрепощаются для поиска решений конкретных вопросов, а сильные вдруг серьезно начинают действовать ответственно.

Основной педагогический подход – воспитание самостоятельности при получении знаний, обучение умению рационально использовать время, планировать свою деятельность.

Сформированные умения самостоятельно работать с учебной литературой, рационально планировать свою деятельность, позволяют некоторым воспитанникам опередить одноклассников. Почувствовав свою «силу» и уверенность, «умники и умницы» начинают тяготиться сдерживающим фактором урока, предлагают более подходящие (с их точки зрения) формы проведения занятий с ними.

Важную роль в этом играет учебник

     Современный учебник должен эффективно обогащать и дополнять информационно-образовательную среду. Поэтому важно, чтобы он стал интерактивным, превратился из традиционного «кладезя знаний» в «универсальный навигатор» всей системы УМК, в инструмент адаптации ученика к возможностям информационно-образовательной среды. Роль навигатора учебник может выполнять, если он будет представлен в двух вариантах — на бумажном и электронном носителях и иметь традиционное и электронное сопровождение. Такой подход неизбежно требует изменения внутренней структуры и содержания учебника на бумажном носителе. Он должен быть лаконичным и жестко структурированным. Это в полной мере отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами.

      Использование учебника в качестве навигатора позволяет в процессе обучения одновременно привлекать разнообразные информационные ресурсы (что практически неосуществимо в рамках традиционного обучения) и выбирать траекторию учебного процесса в соответствии с особенностями класса или отдельных учащихся, эффективно организовывать самостоятельную работу.

Работать в новой открытой информационно-образовательной среде, выходящей за границы школы, учиться планировать деятельность учащихся на уроке в соответствии с новыми образовательными стандартами возможно при использовании технологии групповой работы и технологии проектной деятельности.

Например: в 8 классе при изучении темы «Виды теплопередачи» 3 группы  учащихся  после  краткого обьяснения учителя , пользуясь учебником как навигатором, проводили опыты по изучению теплопроводности разных металлов, передаче тепла жидкостью,  передаче тепла лучами. Затем представляли их друг другу, пытались объяснить полученные результаты и формулировали выводы, затем оформили в виде проекта. Данные проектных работ ещё раз обсудили на следующем уроке. Вместо 4 уроков по традиционной программе на изучение темы потрачено 2урока, а 2 освободились для решения задач.

При изучении темы «Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы» Дмитриев О. (8б) также используя учебник как навигатор выполнил проект в виде презентации и защитил его на уроке, что повысило интерес учащихся к изучаемому.

Таким образом:

личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными (компетвнтностным)  результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»

В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.

Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой.

В своей статье хотелось затронуть вопросы преемственности в изучении математики между начальной и основной школой....

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...