Статья "Безбарьерная среда для детей-инвалидов в Губернском профессиональном колледже"
статья на тему
В данной статье представлен опыт работы колледжа по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lysikova.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В ГАОУ СПО МО «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Александр Иванович Лысиков, директор ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов
Анна Петровна Шибаева, заведующая методическим кабинетом ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов
Вера Васильевна Михайлина, методист ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов
В Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Большое значение имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе.
Термин безбарьерная среда в большинстве случаев употребляется при упоминании о людях с ограниченными физическими возможностями использующих инвалидные коляски. Безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения. Но инвалиды-колясочники - это только часть населения, которому наличие безбарьерной среды позволит свободно передвигаться по городу и посещать магазины, учреждения, заведения и другие объекты. Ведь к маломобильным группам населения, кроме лиц с ограниченными физическими возможностями, согласно законодательству, также относятся: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация движения которых ограничены вследствие возрастных особенностей. Для всех их наличие безбарьерной среды является фактором, существенно влияющим на качество жизни. Согласно мировым статистическим данным в любой момент пользователями элементов безбарьерной среды является от четверти до трети населения. А если проследить более пристально, то каждый человек в разные периоды своей жизни использует эти элементы, если конечно они созданы, ведь они существенно улучшают качество жизни. Если рассмотреть, как и когда человек использует элементы безбарьерной среды, то получается следующая картина: только появившись на свет, маленький человек путешествует по миру в детской коляске. А наличие бордюров и лестниц это не только причина, мешающая спокойно спать во время прогулки, но и опасность получить травму при съезде с высокой бровки или лестницы. Поэтому создание безбарьерной среды является важным фактором улучшения качества жизни для тех, кто испытывает проблемы с передвижением, фактором сбережения здоровья и конкурентным преимуществом для различных заведений.
Сегодня на государственном уровне предпринимаются серьезные меры по повышению доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Целевая программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» предусматривает их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая таким людям вести независимый образ жизни. Дети с
ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя в изоляции. Но как можно чувствовать себя равноправным членом общества, если не имеешь доступа к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, если не имеешь возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха. Ведь для инвалида, особенно колясочника, даже в ближайший магазин сходить проблема, решить которую в одиночку не под силу. Барьеры подстерегают его сразу за порогом квартиры – крутая лестница, узкие двери лифта, отсутствие пандусов на выходе из подъезда....
«Безбарьерная среда» - понятие комплексное, и не только техническое, но и нравственное, и правовое. И государство, уважающее права своих граждан, обязано обеспечить маломобильным людям возможность участвовать во всех сферах жизни - общественной, производственной, творческой, спортивной, получить достойное образование и квалифицированную работу, пользоваться благами культуры, искусства. Словом, вести полноценную цивилизованную жизнь. Нет нужды объяснять, насколько важно и нужно человеку образование в современных условиях жизни. Не может остаться без возможности получить его и гражданин с ограниченными физическими возможностями. Тем более, что современная педагогическая и социальная система предусматривает немало форм обучения детей, имеющих различные особенности и потребности. Это инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся в обычных школах наряду со здоровыми ребятами, дистанционное обучение, то есть на дому через интернет.
Система образования Московской области не осталась в стороне. Благодаря средствам, выделенным Министерством образования Московской области, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» с первого сентября 2013 года стало пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования. Его основная идея состоит в исключении любой дискриминации обучающихся и создании специальных условий для них. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
Доступность объектов образования предполагает не только оборудование зданий и сооружений входными группами, пандусными съездами, путями продвижения внутри зданий, санитарно-гигиеническими помещениями, лифтами и подъемными устройствами, но и оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, доступность образования для данной категории детей предполагает создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении; освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», участвующему в государственной программе «Доступная среда», педагоги колледжа проходят соответствующую курсовую подготовку по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, проведена работа по обустройству парадного входа, общественных мест, учебных кабинетов, лестничных пролетов, оборудованию спортивных и тренажерных залов. Создаются условия для предоставления качественных образовательных услуг: приобретение коррекционно-развивающего программного комплекса, мультимедийного оборудования для детей-инвалидов, звукоусиливающей аппаратуры, закупка и установка системы визуальной, звуковой информации. Чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно овладеть соответствующими приемами и методами обучения. Здесь учитываются как методические, так и психологические и медицинские аспекты. Ведь не только здание образовательного учреждения должно быть адаптировано для детей-инвалидов, но и созданы условия для развития их способностей, учета индивидуальных потребностей таких детей в организации образовательного процесса и досуга.
Дистанционное обучение – это основной путь получения образования детьми -инвалидами. В колледже имеется Ресурсный образовательный центр, необходимая техника, которая используется для организации обучения детей-инвалидов на дому. Детям-инвалидам и им родителям оказывается консультативная помощь педагогов посредством электронной почты, блогов и сайтов преподавателей. Такой подход к обучению позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы. Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в видео- и аудиочатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешными в социуме.
В колледже созданы условия для дополнительного образования детей-инвалидов, с ними проводятся занятия и соревнования по танцевальному искусству, различным видам спорта.
Верится, что государственная программа «Доступная среда» будет способствовать как созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№273-ФЗ.
3. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.
3. Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. - М: КНОРУС, 2010. -744 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация и профессиональная адаптация детей-инвалидов по слуху в ходе начальной профессиональной подготовки»
Презентация к выступлению на ГМО...
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ
Статья посвящена рассмотрению одной из главных задач дистанционного образования детей с ограниченными возможностями – социализации детей-инвалидов. Раскрывается вопрос влияния ограничений жизнедеятель...
Статья "Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»
В статье раскрыается проблема непрерывного образования в колледже....
Проблемы социализации, социальной реабилитации, профессионального становления, трудоустройства детей инвалидов
Выступление на педсовете...
Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»
Статья посвящена идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...
I-ая Спартакиада среди детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Технологическая карта проведения сортивного мероприятия...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...