БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
статья по теме

Латфуллина Гузеля

 

  В настоящее время в социальной педагогике назрела  острая необходимость обоснования  опыта социального воспитания, в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Проблема воспитания и перевоспитания детей сложная, многоаспектная и имеющая непреходящее значение на любом историческом этапе развития общества. Особая роль в современных условиях в работе с детьми группы риска принадлежит социальным педагогам, профессиональная подготовка которых началась с введением в 1990 году в стране института социальных педагогов. Наряду с системой профессиональной подготовки социальных педагогов в средних и высших профессиональных учебных заведениях существенное значение имеет система дополнительного профессионального образования, которая призвана оперативно отвечать на актуальные потребности социально-педагогической практики, помощи, поддержки и защиты детства.

  В настоящее время в социальной педагогике назрела  острая необходимость обоснования  опыта социального воспитания, в системе дополнительного образования.

  Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства. Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

 Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В.Далю, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы.

Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.
        Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло.

В настоящее время, одно из направлений в работе социального педагога — организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

Дополнительное образование детей  в целом  и его  воспитательную составляющую  в частности нельзя  рассматривать  как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье  и образовательных учреждениях  разных уровней и типов.

Дополнительное  образование  детей как особая  образовательная  сфера  имеет  собственные  приоритетные  направления  и содержание воспитательной  работы с детьми. В системе дополнительного  образования  (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально  осуществляется   в двух направлениях: основы  профессионального воспитания, основы социального воспитания.

В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди, часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья, ни друзья. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном помощнике —  педагоге, который сам выходит на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, в круг общения, в условия его жизни и выявляет проблемы личности. В системе дополнительного образования руководитель объединения  выполняет роль  социального  педагога.

Согласно А.В. Мудрику, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого,  так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.  

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагогработающий в системе дополнительного образования  выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Объектом воздействия социального педагога в системе дополнительного образования  могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога в системе дополнительного образования с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую ( Закатова.И.Н.).

Социальный педагог в системе дополнительного образования  при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае,  когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение   через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся  своеобразным средством социального воспитания.

Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах  

        досуга. Одна из функций этих центров — образование, предполагающее владение    

        знаниями сверх и на базе школьных программ. Эти знания отличаются  

        доступностью, практической приложимостью, научной и общественной

        значимостью.

     Среди досуговых центров, дающих дополнительное образование, различают:  

  • информационно-теоретические;
  • наглядно-демонстрационные;
  • учебно-инструктивные;
  • поисково-творческие.

В настоящее время, одно из направлений в работе социального педагога — организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

Дополнительное образование детей  в целом  и его  воспитательную составляющую  в частности нельзя  рассматривать  как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье  и образовательных учреждениях  разных уровней и типов.

Дополнительное  образование  детей как особая  образовательная  сфера  имеет  собственные  приоритетные  направления  и содержание воспитательной  работы с детьми. В системе дополнительного  образования  (через его содержание ,формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально  осуществляется   в двух направлениях : основы  профессионального воспитания, основы социального воспитания.

Информационно-теоретические центры организуют обучение на базе университетов культуры, где проводятся лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев. Во всей этой работе социальный педагог не изобретает какую-то особую методику, а использует методы обучения и воспитания общеобразовательной школы.

В современных условиях подобные центры стали своеобразными клубами, подростковыми объединениями, где дети и подростки овладевают навыками общения, занимаясь в кружках и встречаясь с интересными людьми, получают представление о разнообразных профессиях, что помогает им совершить свой жизненный выбор; дискуссии за «круглым столом», встречи с интересными людьми, что активизирует их социализацию.

Досуговая деятельность осуществляется в различных объединениях населения:

  • общественно-политических клубах, клубах молодежи;
  • художественных, творческих объединениях (театральных, музыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.);
  • искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг, друзей кино, любителей живописи, поэзии, музыки);
  • объединениях естественно-научного профиля (друзей природы, садоводов, огородников, цветоводов, астрономов и т.д.); технических клубах (автолюбителей, радиотехников...); объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и шитья);
  • спортивных и физкультурных объединениях (клубах, секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики, гимнастики ).

Формы социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии, любительские объединения, инициативные клубы. Самой распространенной формой являются кружки, объединяющие любителей той или иной сферы деятельности. Руководят кружками профессионалы. Студии объединяют одаренную молодежь, в результате совместной деятельности которой создаются произведения самодеятельного творчества: театральные постановки, кинофильмы, концертные номера.

Необходимо отметить, что педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он добивается единства группы. Это должен быть человек знающий, способный анализировать, общительный, легко вступающий в контакт, справедливый, обладающий организаторскими способностями, пользующийся авторитетом. Учитывая, что среди посещающих досуговые группы — в основном молодежь, социальный педагог должен хорошо знать особенности этой возрастной категории и подбирать формы и методы работы в соответствии с ее вкусами, идеалами и настроениями, одновременно формируя последние как социально ценные и значимые.

Помимо групповых педагог использует индивидуальные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики — всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то что он работает с группой, он прежде всего должен заботиться о каждом члене группы в отдельности! У каждого своя судьба, и помочь ему достойно определиться в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону — его задача.

Особенностью досуговых объединений является демократическая обстановка в них. Элементами этой обстановки являются групповые традиции, дисциплинирующие личность, и общественное мнение, помогающее членам группы изменить свое поведение и соответственно статус в ней, а также способствующее воспитанию культуры общения. Это очень важно, так как современная молодежь испытывает трудности в общении из-за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания считаться с нормами общежития.

Педагогу дополнительного образования  необходимо учитывать в своей деятельности и психологические особенности подросткового возраста. Индивидуальный подход „ педагога к воспитанию подростков основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста - необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной самостоятельной личности. Педагог дополнительного образования  оказывает помощь подросткам в виде индивидуальных путей выражения и утверждения себя, помощи  людям.

Нельзя забывать, на формирование личности подростка ведущее влияние оказывают специальные факторы (изменения учебной деятельности, общение, изменение положения в семье),

Хотелось бы поделиться опытом по организации благотворительных акций . В  МОУ ДОД «Красногорский Дом Детского Творчества» педагог  совместно с воспитанниками объединения «Всплеск»   организуют  благотворительные акции.

Разработана система работы по организации благотворительных акций  с детьми из неблагополучных семей, благотворительные акции проводятся по 4 направлениям: 

  1. Экологическое направление – «Чистые берега!», «Сохраним лесную красавицу».
  2. Патриотическое направление – «Мы ценим, и дорожим», «Чтобы делать добро, начнем делать его!»
  3. Социальное направление – «Дарите тепло», «Пусть детство звонкое звучит!», «Добрые дела творим вместе».
  4. Здоровьесберегающее направление – «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным!»

 «Добрые дела - творим вместе», «Мы выбираем детство» под такими названиями прошли  благотворительные акции  в 2009 г.Каждый ребенок верит в волшебство, дети, находящиеся  в домах интернатах не исключение. Перед Новогодними праздниками мы совместно с родителями и ребятами   из  неблагополучных семей, педагогами Дома детского творчества  организовали  театрализованное представление «Новогодний детектив» для воспитанников детского дома, а так же собрали  3  коробки игрушек,

 «Добрые дела - творим вместе» -  целью данной акции являлось воспитание дружеских отношений среди обучающихся, изготовление сувениров для педагогов, ветеранов. Помощь ветеранам Великой отечественной войны.

По инициативе воспитанников объединения «Всплеск» была проведена акция «Помним. Верим. Скорбим» в которой приняло участие 17  человек, ребята посетили  матерей погибших афганцев, живущих в нашем поселке.

  «Живи книга» под таким названием будет проведена акция по сбору книг, для учащихся младших классов  «Красногорской средней общеобразовательной школы №1» ,акция проходит с 1 марта  по 25 апреля 2010 года в настоящее время собрано более 150 литературных произведений, которыми пользуются ученики КСОШ №1.

«Перед старостью склоним головы» - в современном мире когда многие люди забывают о своих родных и близких и так много одиноких, беспомощных стариков, мы с ребятами попытались скрасить их одиночество,  навестив «старожилов» п. Красногорский, помогли в уборке дома, очистки  снега с крыш, доставке продуктов питания и медикаментов;  

За активное участие и организацию благотворительных акций воспитанники объединения «Всплеск» неоднократно награждались памятными призами и благодарственными письмами.

Например за организацию благотворительной акций  «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»- награждены благодарственными письмами от  администраций МОУ «Красногорская СОШ№1», МОУ «Красногорская СОШ№2».

Воспитанники объединения «Всплеск» награждены дипломом от администрации МО Городское поселение Красногорский за организацию акции «Чистые берега».

В 2009 году дипломом от администрации МО Городское поселение Красногорский  отмечены воспитанники объединения «Всплеск» за организацию акции «Мы этой памяти верны!» посвященной 15 летию со дня вывода  Российских войск из республики Афганистан.

Необходимо отметить, что за последние пол года составлено более 10 сценариев проведения театральных вечеров, воспитанники объединения «Всплеск» активно участвуют в конкурсах, как  Районного  значения, так и Республиканского, а так же и  Международного уровня «Зеленая планета».

В январе 2010 года воспитанники объединения  участвовали   в районной фотовыставке «Школа в лицах», куда были направлены фотоматериалы с проведенных благотворительных акций. Татьяна И., воспитанница объединения  «Всплеск» заняла 1 место  в районной фотовыставке.

12 декабря 2010 года  состоялись  выборы в  молодежный  парламент при  Собрании депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» за активное участие  в организации благотворительных акций и  в общественной жизни МОУ ДОД «Красногорский ДДТ», от Местного отделения МРО ВОО  «Молодая Гвардия Единой России» в котором состоят воспитанники объединения «Всплеск» баллотировался  Юрий Г. по результатом  голосования Юрий победил  на выборах.

С сентября по ноябрь 2010 г. воспитанники объединения «Всплеск» приняли участие в республиканской акции «Чистота земли Марийской», явились организаторами данной акции в п. Красногорский.

Благотворительные акции проводятся при поддержки мера поселкового совета Красногорский – Таруткина И.Я., Шагеева Р.К.-директора ОАО «Комбинат Авто Фургонов»,  депутата Государственного собрания Республики Марий Эл, директора ООО «Звениговский мясокомбинат» С.И.Казанкова

        Формы, средства, методы воспитания очень важны в работе социального педагога  работающего в системе дополнительного образования  с   воспитанниками из неблагополучных семей, так как они развивают их личность и воспитывают ее.

Кроме этого   педагогу дополнительного образования  необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка педагог использует определенные методы воспитания в работе с ним. И именно это является условием эффективности работы специалиста.

Таким образом, работа педагога  в системе дополнительного образования  представляет собой  систему методов  и приемов  совместной деятельности семьи и  педагогов дополнительного образования.

Педагогу, работающему в системе дополнительного образования  очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.

Организация благотворительных акций влияет  на процесс  социализации личности ребенка, на формирование его духовных и нравственных ценностей, на социальную среду, в которой он растет и развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества

Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальн...

План административного контроля МБОУ ДОД Дома детского творчества

В литературе много информации о написании плана внутришкольного контроля, но практически ничего не сказано о контроле в дополнительном образовании. Здесь представлен результат изучения мною множество ...

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

   В настоящее время в социальной педагогике назрела  острая необходимость обоснования  опыта социального воспитания, в системе дополнительного образования....

Использование социальных сетей для расширения коммуникативно-информационного взаимодействия педагогов музыкально-художественного отдела Дома детского творчества "Союз" Выборгского района Санкт-Петербурга

Данная статья  предназначена для  руководителей структурных подразделений учреждений дополнительного образования, а так же может быть полезна руководителям структурных подразделений общеобра...