Дети группы риска.
статья по теме

Дети группы риска. Что их объединяет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_gruppy_riska.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

     Дети группы риска… Что их объединяет? Подростковый максимализм. Инфантильность, вполне соответствующая возрасту, когда всё хочется получить немедленно. Непонимание истинной ценности жизни. Обстановка в семье.

     Почему родители и педагоги не всегда улавливают те моменты, когда ребёнок ещё не агрессивен, но уже на грани того? На это есть несколько причин, но главных – две. Это, во-первых, пренебрежительное отношение к личности ребёнка, отсутствие истинной любви и понимания. При этом опека часто бывает чрезмерной, а внимание часто направлено на то, что кажется важным взрослым, в первую очередь на учёбу и дисциплину. Родительская любовь в таких случаях – скорее чувство собственности под маской заботы, когда в ребёнка вкладываются силы и средства, чтобы он осуществил нереализованные желания самих родителей, «выбился в люди». И, во-вторых, такие состояния действительно бывает трудно заметить. Большинство детей и подростков, совершающих агрессивные поступки, не страдают никакими душевными заболеваниями, это абсолютно в психическом отношении нормальные дети. Конечно, встречаются среди них и психопатические личности, но, как известно, психопатия – это не болезнь, а характер.

     Агрессивное поведение детей можно объяснить различными факторами: возрастной кризис, конфликты, внушаемость, шантаж. В подростковом возрасте человек проходит через очередной возрастной кризис, а кризисы всегда чреваты неприятностями. Изменяется гормональная сфера, появляются новые интересы, первые влюблённости. Человек взрослеет, а тело остаётся во многом детским, неуклюжим, отсюда – комплекс неполноценности. Через такие периоды и переживания проходят все дети без исключения, но красивой девочке и мальчику-спортсмену справиться с ними гораздо легче, чем «гадким утятам» и хилым очкарикам – «ботанам». Возникают конфликты. Назревают конфликты внутренние – взрослея, человек начинает переоценивать себя и свою жизнь. Но большая часть конфликтов – конечно, внешние, с окружающими: с родственниками, педагогами, сверстниками. Часто взрослые люди не могут понять, почему незначительная ссора или неосторожное слово приобретает в восприятии подростка космические масштабы. Что ж, далеко не каждый помнит себя в детстве, да и не все дети одинаковы.. Хрупкая, неустоявшаяся психика растущего ребёнка особенно ранима, и труднее всего справиться с обстоятельствами, когда не только что-то не в порядке, Кажется, весь мир против тебя. Сверстники травят, как героиню К. Орбакайте в фильме «Чучело», учитель обозвал тупицей, мать, разозлившись из-за двойки, отдала любимого котёнка соседке. В общем, по Шекспиру: «Измучась всем, я умереть хочу». И, бывает, действительно умирают… Бывает достаточно много случаев, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, шантажируя тем самым взрослых с целью добиться  своего. В детском возрасте человек легко поддаётся внушению как со стороны сверстников, различных группировок, так и со стороны родителей.

     Наблюдая за поведением обучающихся, склонных к агрессии, я сделала для себя некоторые выводы и хочу поделиться этими размышлениями с вами. С неадекватным поведением того или иного ребёнка чаще всего приходится сталкиваться после прошедших выходных дней, каникулярного периода или после болезни, то есть тогда, когда ребёнок провёл дома несколько дней. Ученики, едва войдя в школу, уже выражают своё недовольство, ищут недостатки во всём, болезненно реагируют на замечания старших, а на вопросы или замечания сверстников могут закричать или даже сквернословить. Беседуя с родителями таких детей, часто слышишь слова о том, что их ребёнка обижают, оскорбляют, гнобят в школе, провоцируют на такие действия. Нужно не один день и даже не один месяц, чтобы убедить родителей в том, что таким агрессивно настроенным ребёнок пришёл уже из дома; постараться вместе с родителями найти причины такого поведения их сына или дочери, убедить маму и папу, что их ребёнок – прежде всего человек, и, несмотря на его юный возраст, у него тоже может портиться настроение, он может себя неважно чувствовать, он может чего-то хотеть или не хотеть. И только родители, как никто другой, могут тонко определить состояние своего ребёнка. Поэтому ни в коем случае нельзя, отправляя ребёнка в школу, читать ему нотации, выдвигать какие-требования, внушать, что он ничего не умеет и ничего у него не получится. Уже на второй день посещения школы этот ученик ведёт себя совершенно по-другому: к нему постепенно возвращаются дружелюбие, чувство юмора, желание общаться со сверстниками. А к концу недели это совершенно другой человек. Только жаль, что впереди выходные, а после них всё сначала…

     Есть группа детей, которую можно считать однозначно агрессивной. Мы выпускали уже таких подростков, и, по моему мнению, было бы неплохо, если родители таких учащихся не стеснялись общаться между собой, а, наоборот, делились своими проблемами и обменивались мнениями по вопросам воспитания детей. Как бы мы ни старались, какие меры мы не предпринимали бы, воспитание начинается в семье. И только в контакте с родителями мы вырастим здоровое поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Дети группы риска ( 2007г.)

категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...

"Дети группы риска"

В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные катего...