«Профессионализм и педагогическое мастерство учителя»
статья (11 класс) по теме
Что же определяет успех урока и мастерство учителя? Рецепты есть в медицине, а в педагогике готовых рецептов нет. Каждый урок - это произведение искусства. Мастерство учителя - это не % успеваемости и качества, это объясняется особыми свойствами личности учителя, принципиально новыми подходами к уроку, к ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_zhe_opredelyaet_uspekh_uroka_i_masterstvo_uchitelya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Большекарайская средняя общеобразовательная школа
села Большой Карай Романовского района Саратовской области.
Выступление на педсовете:
«Профессионализм и педагогическое мастерство учителя»
Подготовила учитель
истории и обществознания
II квалификационной категории
Ёлкина О. И.
2013
Что же определяет успех урока и мастерство учителя? Рецепты есть в медицине, а в педагогике готовых рецептов нет. Каждый урок - это произведение искусства. Мастерство учителя - это не % успеваемости и качества, это объясняется особыми свойствами личности учителя, принципиально новыми подходами к уроку, к ученику. Прежде всего, это жизненность цели. Стремлюсь помочь подросткам увидеть в своем предмете то, что может быть приложено к жизни каждого человека и к их жизни, что цель всех, кто приходит в этот мир - постоянно стремиться к нравственным истинам. И если это стремление есть, оно будет определять каждое слово, каждый вопрос, каждый прием, который мы применяем на уроке.
Применяя современные технологии обучения, за основу все-таки беру традиционный урок и с удовольствием применяю все, что ново, интересно и полезно. Свою задачу вижу не в том, чтобы научить точным знаниям, а скорее ориентироваться в огромном мире информации, выбирать главное, знать и понять взаимосвязи и причины. Каждое новое поколение имеет что-то новое, приходится подстраиваться и учиться чему-то у них. Я за педагогику сотрудничества. Моё кредо "обучая, учись сама!".
Поэтому часто применяю поисково-исследовательские методы работы, работа с дополнительными источниками знаний, энциклопедиями и т.д. Использую и групповые формы работы с элементами поисково-исследовательской деятельности, где на уроках решаются не только учебные, но и воспитательные задачи.
Чтобы занятия были интереснее, чтобы выйти из сферы повседневности, монотонности, будничности, провожу серию необычных уроков: уроки-ярмарки, путешествия, выставки, мониторинги и т.д. Это воспитывает в детях интерес, любовь к родной истории, романтике, общению, новизне.
Девизом для ребят в своей работе использую слова : «Не говори - не умею, говори – научусь».
«Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижения трудового. Вчера не понимал - сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились» (В. А. Сухомлинский)
Гораздо большего успеха в воспитании и обучении ребенка можно добиться в сотрудничестве и взаимопонимании учителя и родителей. Нет для учителя большей награды, чем слова благодарности ученика или его родителей, осознание того, что ты правильно направил или вложил хоть небольшую частицу добра или помог сделать выбор. У каждого ребенка есть те или иные способности, которые надо вовремя разглядеть и постараться развить. А как развить, или поддержать старательность и интерес ребенка - это талант учителя, его стремление к ситуации успеха, его доброе слово, его поддержка, похвала, сотрудничество.
Бесспорным помощником в работе учителя являются ИКТ, которые по возможности использую во время урока для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
На уроках использую следующие приемы ИКТ:
1. учебно-тренировочный центр - вырабатываются умения решать тесты по истории, обществознанию, используя сайты Интернета;
2 тестовый компьютер - позволяет проводить тестирование школьников по программе русского языка и литературе с выставлением отметок по пятибалльной шкале \по типу ЕГЭ\ по любой теме;
3 демонстрация озвученных уроков, созданных учителем в электронном варианте, используя ресурсы Интернета;
4 поиск обучающимися интересных фактов, примеров по заданной теме, используя ресурсы Интернета;
5 домашние заготовки из интернета (организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий);
6 создание презентации, ( к таким разделам курса истории, как изучение биографий известных личностей, обзорные темы, занятия, посвященные историко-культурной характеристике эпохи);
7. создание проектов на основе интернет ресурсов.
Использование презентаций позволяет:
• дать больший по объему материал; использовать больше наглядного материала, алгоритмы, таблицы. В своей работе я использую презентации нескольких видов:
• а) к уроку - школьная лекция. Видеоряд с иллюстрациями, схемами, таблицами, тестами и т.п. Необходимые слайды выводятся на экран по мере необходимости, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Здесь же используются слайд – задание;
• б) презентации – экскурсии на уроках истории;
• в) домашние презентации учеников. Они позволяют учащимся более качественно проиллюстрировать свое сообщение или ликвидировать пробелы в знаниях.
Дополнительный материал, интересные учебники, грамотные тренажеры, тесты для контроля знаний, мультимедийные проекторы - все это увлекает ребят, делает урок живым, запоминающимся, высвобождает время учителя, улучшает взаимопонимание его с учениками.
Уроки с применением компьютера становятся приоритетными и для учителя, и для ученика. Здесь возможно соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы восприятия ребенка и лучше запоминается. Можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, литературы. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление литературы. Мультимедийные и интерактивные модели, разнообразный иллюстративный материал поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших карт, схем и таблиц.
Стараюсь учить детей работать с информацией в глобальной сети, критически относиться к ней, подвергая анализу и творческому осмыслению. Как решить проблему скачивания готовых проектов? Надо показать, что ученик может написать лучше, интереснее. Поэтому скаченные проекты надо всегда анализировать, проводить работу над ошибками. Чтобы узнать, достоверна ли скаченная информации, надо обратиться к электронному учебнику. Он сможет подсказать, помочь отличить научную информацию от суждений и субъективных, антинаучных мнений. В электронных учебниках есть уже необходимые отсылки, большой справочный, иллюстративный, музыкальный ряд, развернутый методический аппарат, тесты, рабочие тетради.
Преимущество интернет - ресурсов в том, что они
1. способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
2. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
3. повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
4. активизируют познавательную деятельность учащегося;
5. развивают их творческий потенциал;
6. делают урок современным.
Проводимая работа дает свои результаты. Выпускники успешно сдают экзамены по обществознанию и истории в формате ЕГЭ, участвуют и побеждают в предметных олимпиадах.
Применение интернет - ресурсов позволяет принимать участие и добиваться хороших результатов в различных сетевых конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионализм и педагогическое мастерство учителя
Сегодня педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач п...
педагогический совет"Профессионализм и педагогическое мастерство"
данный материал поможет понять вопросы профессионализма и педагогического мастерства, найти пути повышения мотивации к совершенствованию профессионального мастерства учителя....
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ
Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ...
Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретных исполнителях – учителе и воспитателе. Именно педагог является основной фигурой при реали...
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...