Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
материал по биологии
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, деятельности в социуме, профильному самоопределению. ФГОС УО (ИН) ставит новые цели образования, новое содержание образования, новое целеполагание для обучающихся и учителей, новые требования к подготовке учителя, новые технологии обучения, новые средства обучения.Новые требования к подготовке учителя предполагают потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического уровня. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность по адаптированным основным
образовательным программам»
Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты.
Подготовила и выступила: Киселева С.А.,
учитель биологии
ноябрь 2019г
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, деятельности в социуме, профильному самоопределению. Слайд №2 ФГОС ставит новые цели образования, новое содержание образования, новое целеполагание для обучающихся и учителей, новые требования к подготовке учителя, новые технологии обучения, новые средства обучения. СЛАЙД №3(схема) Новые требования к подготовке учителя предполагают потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического уровня. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
Учитель 21 века – это: слайд №4
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; это творческая личность, готовая принять новое, адекватно относящаяся к педагогическим инновациям;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; повышать уровень качества знаний, формировать социальные и жизненные компетенции;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Все это требует постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя. Направления совершенствования педагогического мастерства учителя диктуются требованиями ФГОС О УО (ИН). Пути формирования моих профессиональных качеств и компетенций включает в себя следующие направления деятельности: Слайд №5
-работа с нормативными документами, новинками методической литературы;
-курсы переподготовки и повышения квалификации;
- участие в работе ШМО, педсоветах;
- проведение открытых уроков, мероприятий по предмету;
- посещение открытых уроков, конференций, семинаров;
- инновационная деятельность;
- работа над темой самообразования;
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в районе и школах,
б) курсы повышения квалификации.
2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей)
Прежде всего изучила основную нормативную базу : Слайд №6
-Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - от 19.12.2014г, № 1598;
-Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»- от 19.12.2014г, № 1599.
Методические материалы по ФГОС обучающихся с ОВЗ: слайд №7
1.федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.
В структуре профессионально важных педагогических качеств личности педагога выделяю прежде всего профессиональную компетентность, которая позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания, быть готовым к принятию нового. Считаю, что значительную помощь в ее формировании оказала мне система повышения квалификации. слайд №8 Это курсы повышения квалификации в Московском центре дистанционного образования общества с ограниченной ответственностью «Бакалавр – Магистр» по дополнительной профессиональной программе «Психолого – педагогическое сопровождение образования детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС» ( янврь-февраль 2019г- удостоверение). А также в Московском государственном областном университете по программе профессиональной подготовки «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика» с присвоением квалификации учитель- олигофренопедагог (февраль-декабрь 2019 года – диплом), что дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере специального коррекционного образования. В ходе учебы была предоставлена возможность не только познакомиться с опытом ведущих специалистов в системе коррекционного обучения, но и участвовать в международных конференциях, семинарах, апробировать современные инновационные методики участвуя в мастер-классах. К примеру, мастер- класс по арттерапии, где мы обучались приемам и методам работы с детьми. Слайд№9 ( 2фото)
Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагога – это самообразование.
Постоянному самосовершенствованию помогает мне участие в тематических всероссийских, региональных областных мероприятиях: слайд №11 Всероссийское тестирование педагогов (октябрь 2018), конференция «Профилактика профессионального выгорания»(апрель 2019г), вебинар «Гаджеты в учебном процессе: за и против?» (май 2019г), брифинг «Образование для детей с ОВЗ» (май 2019г), вебинар «Психолого-педагогический потенциал современных направлений Арт- педагогики в развитии личности ребенка» (22 августа 2019 г).
СЛАЙД № 12.
Совершенствованию моего педагогического мастерства способствует участие в обучающих семинарах на базе нашего образовательного учреждения, в работе ШМО. Такие формы методической работы помогают познакомиться с опытом своих коллег, расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое; содержательные методические семинары помогают изучить современные инновационные методики и в последствии определить свой маршрут самообразования Выступила на ШМО: «Использование активных методов обучения на уроках биологии» (ноябрь 2018г), «Анализ работы за I,II четверть» (декабрь- январь 2018-2019г).
Развитие профессиональных компетенций и педагогического творчества, овладение самоанализом своей педагогической деятельности осуществляется в ходе участия в работе педагогических советов, посещения открытых уроков у коллег: педсовет видеоурок «Гендерное воспитание на уроках биологии» (январь 2019г), посещено открытых уроков коллег 2018-2019уч.г-5 уроков, 2019-2020 уч.г-2 урока) .
Участвуя в онлайн- тестировании с целью диагностики профессиональных компетенций подтвердила соответствие профессионального уровня учителя- предметника требованиям профессионального стандарта образования педагога в области предметной компетентности.
Изучила диагностические материалы и провела мониторинговое тестирование обучающихся 4в класса по ФГОС.
Проанализировала требования учебных программ по биологии по ФГОС, содержание новых учебников( 6 класс природоведение), методических комплексов по курсам биологии.
Новые требования к подготовке учителя в связи с переходом на ФГОС предполагают владение им инновационных подходов в организации процесса обучения. В рамках инновационной деятельности использую проектные формы работы с обучающимися во внеурочной деятельности. В ходе работа над проектом «Эковолонтеры» совместно с учителем географии Галкиной В.Н. проведены: стартфорум «Экологические чтения», круглый стол «Глобальные экологические катастрофы мира», «Мы в ответе за тех, кого приручили» с развешиванием кормушек для птиц. СЛАЙД № 13.
Конечно же сегодня учитель не может быть профессионалом без владения предметной компетентности, без знания методики преподавания предмета. Это прежде всего владение современными активными и интерактивными методами обучения. Для системной работы в данном направлении работаю согласно плана по самообразованию. Работа над проблемой «Технология обучения биологии детей с нарушением интеллекта» побудила меня к поиску разнообразных технологий обучения биологии, которые оптимально обеспечат результаты ФГОС: технологию дифференцированного обучения, ИКТ технологию, здоровьесберегающие, проектные технологии. С использованием элементов здоровьесберегающих технологий провела открытый урок по теме «Кожа и ее роль в жизни человека». СЛАЙД № 14
Использованию ИКТ технологии на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету способствует целенаправленная самообразовательная работа, а также созданная образовательная цифровая среда в кабинете биологии: приобретен компьютер с проектной установкой, что позволяет получать и обрабатывать информацию из различных источников. Очень нужное приобретение- электронные микроскопы - дают возможность решать задачи формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, приобщать обучающихся к творческой и исследовательской деятельности. СЛАЙД № 15, № 16. То есть реализовать деятельностный подход в организации обучения, поставить обучающихся в условия исследователей, развивать креативное мышление.. Демонстрация результатов опытов с помощью цифрового проектора на экран при проведении опыта или изучении объекта позволяет всем обучающимся класса одновременно наблюдать результат опыта. Слайд № 17. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности, а также проводить коррекционную работу, направленную на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук. С использованием ИКТ технологии мною проведено ряд уроков СЛАЙД №18 : в 5 классе при изучении темы «Неживая природа», 7 классе при изучении строения органов цветкового растения, в 9 классе – открытый урок «Кожа и ее роль в жизни человека» (март 2020), «Пищеварительная система. Питательные вещества»- видеоурок (2019год), презентации «Вредные продукты», «Питательные вещества», «Лекарственные растения» (2019год), презентации «Игры для тигры»- компьютерная логопедическая программа для коррекции общего недоразвития речи ( в рамках мастер-класса при прохождении переподготовки). При проведении предметной недели стартовали мероприятия с интерактивными методами проведения «Турнир знатоков биологии», биологическая интерактивная викторина «Мир вокруг нас» (октябрь 2018, октябрь 2019 год). Практически к каждому уроку создаю мультимедийный учебный материал, презентации; готовлю дидактические материалы, тесты, виртуальные экскурсии; использую на уроках фрагменты обучающих фильмов. СЛАЙД №19,20.
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью выдвигает требования к организации образовательного процесса и ориентирует на проведение уроков практической направленности Слайд№21, 22. Поэтому на уроках биологии стараюсь давать не отвлеченные от жизни знания, а необходимые для подготовки к жизни, ее узнавание. Обучающиеся ориентированы на поиск полезной информации, на умение применять ее к реальной жизни.
Нужно, что бы дети , по возможности, учились самостоятельно, а учитель лишь руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Поэтому работаю над методическим переоснащением учебного кабинета, использую учебные таблицы, готовлю к урокам иллюстративный и раздаточный материал. СЛАЙД №23
В связи с переходом нашего образовательного учреждения на многопрофильное обучение, появилась возможность в рамках дополнительного образования и уроков биологии начать работу по реализации агропромышленного профиля, с последующей ориентацией на получение профессии «Агро-промышленного комплекса Слайд №24 Этому способствует приобретенное оборудование и установленная на территории школы теплица. Работа в этом направлении начата в прошедшем учебном году при организации проектно-исследовательской деятельности. При подготовке и реализации проекта «Цветочная рассада-наш подарок школе» была организована практическая деятельность обучающихся по озеленению территории школы: выращена рассада цветочных культур и высажена на цветочных клумбах СЛАЙД №25. В ходе организованной деятельности у обучающихся были сформированы не только знания, умения и навыки практической работы, приемы выращивания рассады цветов, но и увидеть социальную значимость своей работы. Полученные знания помогут в будущем использовать их в решении жизненных проблем, дальнейшей их социализации. СЛАЙД № 26.
В современных условиях требования к педагогическому мастерству учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача- «оказаться во времени». В этом плане хочется напомнить слова Ч.Дарвина «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ
Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-31524-1352644084.jpg)
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-508455-1414864743.jpg)
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-88079-1517930926.jpg)
"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность"
quot;Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через ...
"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность".
сов...
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...