Занятие для подростков 8-9 класс "Найди себя в мире профессии"
методическая разработка (9 класс) по теме
В ходе мероприятия ребята обсуждают факторы, влияющие на их профессиональный выбор, выявляют свои профессиональные склонности и интересы, знакомятся с образовательными учреждениями Хабаровкого края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_podrostkov_8-9_klass.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для подростков (8-9 класс)
«Найди себя в мире профессии»
Цель: 1. Способствовать профессиональному самоопределению подопечных.
2. Выявить профессиональные интересы и склонности подростков
3. Сформировать у ребят общее представление о будущей профессии.
Оборудование: карточки с названиями старинных профессий, карточки «Профессиональные качества», дифференциально-диагностический опросник, справочник «Образовательные учреждения Хабаровского края, информационные видеоролики.
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о вашем профессиональном самоопределении, о профессиях, которые существуют. Постараемся выяснить, какие факторы нужно учитывать при выборе профессии. А также при помощи тестирования выясним, к какой профессиональной сфере вы испытываете склонность и интерес.
Упражнение «Устаревшие профессии»
Ведущий: Ребята, предлагаю вам окунуться в историю и вспомнить профессии наших предков.
Детям предлагаются карточки с названиями устаревших профессий, и задается вопрос: «Кем сегодня могли работать эти люди?»
Извозчик - таксист
Толмач – переводчик
Кухарка – повар
Писарь – секретарь
Градостроитель - строитель
Мытарь – налоговый инспектор
Коробейник – мелкий торговец
Повивальная бабка - акушерка
Цирюльник - парикмахер
Дровосек – лесоруб
Пахарь - земледелец
Ведущий: А сейчас назовите профессии, которые вы знаете. (Дети перечисляют: портной, кондуктор, водитель, швея, врач, декоратор, водолаз, машинист, доярка, кассир, архитектор, юрист, прокурор, продавец и др.).
Вывод: В современном мире существует около 7000 профессий, 700 из них – наиболее распространены. Выбрать из этого количества какую-то одну очень трудно, но этот выбор необходимо сделать каждому.
Упражнение «Мозговой штурм»
Ведущий: Ребята, подумайте и скажите, где могут быть заняты выпускники школ, если они не продолжают обучаться какой-то профессии.
Ребята называют:
- неквалифицированный физический труд (уборщики, гардеробщики, дворники, грузчики, сторожа, вахтеры, фасовщики, лепщики пельменей, разнорабочие);
- торговля (торговый агент, распространитель товаров, продавец в магазине, на рынке, в ларьке, продажа вещей, газет, хозяйственных товаров);
- оказание бытовых услуг (обслуживание автомобилей, перевозка грузов, ремонтно-строительные, парикмахерские, швейные услуги, работа в кафе, пиццериях);
- художественная и творческая работа (фотография, видеосъемка, организация и проведение дискотек, выступление на концертах, в ресторанах);
- сельскохозяйственная работа (сбор трав, овощей, ягод, копка картофеля, работа в теплицах, озеленение, уход за животными в зоопарке);
- социально-педагогическая работа (вожатые, няни, медицинские сиделки, санитарки).
Вывод: Профессии, которые вы назвали, - это низкоквалифицированный труд с низкой заработной платой. Поэтому в жизненных планах многих ваших сверстников возросла роль образования, особенно среднего и высшего профессионального.
Ведущий: Ребята, выскажите свое мнение по вопросу: «Что (кто) влияет на ваш профессиональный выбор?»
Позиция старших членов семьи | Ваши родители несут ответственность за то, как складывается ваша жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии. |
Позиция друзей | Дружеские связи с вашем возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можете сравнивать себя с друзьями, но не слепо повторяйте за ними. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от товарищей и в чем вы сходны. |
Позиция учителей, классного руководителя | Они видят вас в учебной и во внеучебной деятельности, ваше поведение, увлечения и способности, поэтому могут дать ценный совет – какую профессию вам лучше избрать. |
Личные профессиональные планы | Ваши представления об этапах освоения профессии, карьеры. |
Способности | Ваши успехи в учебе, достижения в разнообразных видах деятельности. Подумайте, в каких науках вы наиболее успешны: математических, гуманитарных, естественных или на занятиях физической подготовки, по труду и др. Ваши желания овладеть какой-то профессией должны соответствовать вашим способностям в этой области |
Склонности | Они проявляются в любимых занятиях, на которые тратиться большая часть свободного времени, интересы, подкрепленные определенными способностями. Любое ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если вы умеете делать красивые вещи, шить, искусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, играть в шахматы, ходить в туристические походы, танцевать. Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода и даже поводом для выбора профессии. Если профессия является одним из увлечения (хобби) человека, то в этом случае он получает от нее максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. |
Бытующие мнения о престижности профессии | Существуют предрассудки, что некоторые важные для общества профессии считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должны учитываться, но после учета ваших интересов и способностей. Иначе вы будете иметь «модную», но не приносящую удовольствия профессию. |
Профессия кумира | Часто ребята хотят получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, юриста. Но происходит это только потому, что они сильно увлекаются какой-то внешней стороной профессии. Например, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженная, будничная работа, многолетний труд. И журналисты не всегда выступают на передачах. Прежде чем подготовить 10-минутное сообщение, которое озвучит диктор на телевидении, они просматривают массу информации, разговаривают с десятками людей. Чтобы стать профессиональным спортсменом, как правило, нужно потратить свое здоровье и приложить огромные усилия, чтобы чего-то достичь. Потом после 40 лет они обычно покидают большой спорт. При этом из всех стремящихся в него попасть достигают успеха единицы. Фотомодели, балерины, певцы, политические деятели тоже имеют свои проблемы. |
Вывод: В любом случае, выбор любой профессии всегда зависит от ваших психических, поведенческих, личностных качеств и способностей, специальных умений, навыков.
Упражнение «Профессиональные качества» (Если участников большое количество, то необходимо разделить их на 5 групп. Если детей небольшое количество, то каждому ребенку выдается отдельный бланк с заданием).
Ведущий: Ваша задача – определить, какие две профессии не соответствуют перечисленным качествам личности, и вычеркнуть их.
(см. Приложение 1)
Вывод: Каждый из вас имеет такие качества, которые могут быть профессионально ценными. Например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым, а чертежник скрупулезно аккуратным. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешно работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности, и наоборот, если его работа связана с контактами с большим количеством людей.
При выборе профессии важно учитывать состояние здоровья. Иногда человеку нельзя заниматься его работой, так как врачи советуют ему сменить ее на другую, более легкую, с меньшими физическими нагрузками или нервным напряжением.
Например, при варикозном расширении вен не советуют работать продавцом; при остеохондрозе – водителем, барменом; при ослабленном зрении – компьютерщиком, бухгалтером; при хронических заболеваниях легких (астма) – столяром и т.д.
Ведущий: А сейчас попробуем выяснить, какими же качествами обладаете вы, какая профессия для вас является более близкой. Для этого предлагаю заполнить бланк опросника. (см. Приложение 2).
(Ребята отвечают на вопросы, заполняют бланки. Результаты обсуждаются).
Ведущий: А сейчас, ребята, я предлагаю вам познакомиться с образовательными учреждениями Хабаровского края, в которых вы можете выбрать профессию, отвечающую вашим склонностям и интересам (просмотр информационных видеороликов, справочника «Образовательные учреждения Хабаровского края»).
Подведение итогов.
Приложение 1
Бланки для упражнения «Профессиональные качества»
Бланк 1
Человек, предпочитающий работать с предметами, инструментами, машинами может стать: | |
Сборщиком аппаратуры Спортивным тренером Телеоператором | Инженером-электриком Врачом-стоматологом Библиотекарем |
Бланк 2
Любознательный человек, точный, любящий наблюдать, учиться, исследовать, делать обоснованные выводы и решения может стать: | |
Ученым Программистом Санитарным врачом | Водителем Криминалистом Копировальщиком |
Бланк 3
Человек, любящий работать вместе, помогать другим, избегающий монотонной деятельности может быть: | |
Преподавателем Медсестрой Мастером по росписи фарфора | Телеграфистом Воспитателем Психологом |
Бланк 4
Человек, склонный прямо или косвенно управлять другими, не боящийся риска, способный влиять на других для достижения целей может быть: | |
Менеджером Штурманом Экспертом | Маляром Адвокатом Дирижером |
Бланк 5
Человек, обладающий способностями к вычислениям, расчетам, следующий инструкциям, любящий работать с данными фактами, записями может быть: | |
Бухгалтером Секретарем-машинисткой Экскурсоводом | Официантом Статистиком Переводчиков текстов |
Приложение 2
Опросник ДДО – 30
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Отметьте в бланке один из вариантов «а» или «б» знаком «+».
1 а | Консультировать людей в фитнес-зале, в бассейне, на спортивной площадке | 1 б | Создавать, писать компьютерные программы, алгоритмы |
2 а | Управлять автомобилем, автобусом, самолетом, судном или другим транспортным средством | 2 б | Корректировать фотоснимки с помощью компьютерных программ |
3 а | Лечить кошек, собак, лошадей и других животных. | 3 б | Заниматься записью, воспроизведением, обработкой, компоновкой музыкальных композиций в звуковых студиях. |
4 а | Исследовать работу мозга живых существ в специальной лаборатории . | 4 б | Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг |
5 а | Оказывать людям медицинскую или психологическую помощь. | 5 б | Налаживать работу компьютеров, оборудования. |
6а | Тестировать компьютеры перед их продажей | 6 б | Обрабатывать анализировать и обобщать социологические данные. |
7 а | Рассчитывать экономически выгодный путь транспортировки товара до потребителя. | 7 б | Быть журналистом и писать статьи, освещая происходящие события. |
8 а | Обеспечивать исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемой техники в аэропорту, на железнодорожных или автовокзалах. | 8 б | Оформлять витрины универмагов, супермаркетов, магазинов. |
9 а | Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков. | 9 б | Заниматься сборкой компьютеров или оборудования, налаживать их работу. |
10 а | Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа. | 10 б | Регулировать механизмы автомобиля, заменять или ремонтировать их в случае неисправности. |
11 а | Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры. | 11 б | Работать с законами и кодексами, заверять документы, оформлять доверенности и договоры. |
12 а | Заниматься разведкой источников газа, нефти и других полезных ископаемых. | 12 б | Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники. |
13 а | Заниматься техническим обслуживанием оборудования, контролировать его правильную эксплуатацию. | 13 б | Работать со статистическими данными страховой компании, на основе их анализа рассчитывать страховые тарифы. |
14 а | Преподавать какие-либо предметы в школе, техникуме, институте и т. д. | 14 б | Работать в фондах архивов, находить необходимые документы. |
15 а | Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т. п.) | 15 б | Заниматься созданием новых моделей одежды, учитывать тенденции моды и индивидуальные особенности потребителя. |
16 а | Консультировать людей относительно туристических маршрутов других городов и стран. | 16 б | Разрабатывать сценарии праздников и торжественных событий, проводить их. |
17 а | Руководить комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству и защите леса в лесничестве. | 17 б | Оформлять, иллюстрировать сайты, книги, журналы. |
18 а | Проводить клинические испытания новых лекарственных препаратов на живых объектах. | 18 б | Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки. |
19 а | Следить за безопасностью компьютерной сети организации, обеспечивать ее оптимальную работоспособность для пользователей. | 19 б | Разрабатывать и писать сценарии для рекламного ролика, подбирать творческую команду артистов, музыкантов, гримеров и т. д. |
20 а | Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия. | 20 б | Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для печати текстах. |
21 а | Переводить научные тексты. | 21 б | Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест. |
22 а | Проводить геологические изыскания, участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений. | 22 б | Изучать и анализировать ситуацию на фондовом рынке, покупать и перепродавать ценные бумаги, подводить итог сделок. |
23 а | Контролировать и поддерживать правопорядок, предупреждать преступления, следить за безопасностью жизни и здоровья людей. | 23 б | Изучать генетику, выводить новые сорта растений. |
24 а | Сопровождать пассажиров во время воздушных или водных рейсов, консультировать их во время перелета или плавания по технике безопасности. | 24 б | Проектировать новое производственное оборудование, дома. |
25 а | Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора. | 25 б | Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды. |
26 а | Производить химико-биологический анализ материалов, поступивших в лабораторию. | 26 б | Заниматься написанием востребованных текстов для интернет-сайтов, формировать поисковые запросы по ключевым словам и т. д. |
27 а | Осуществлять взаимодействие с органами власти и общественными организациями, оказывать информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании. | 27 б | Писать мультипликационные сюжеты, создавать мультипликационных персонажей и декорации. |
28 а | Искать нужных работников, подбирать персонал для различных фирм. | 28 б | Разрабатывать мероприятия по охране редких растений. |
29 а | Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его. | 29 б | Заниматься монтажом электро- и гидротехнического оборудования в соответствии с проектом. |
30 а | Проводить занятия по тренировке памяти, внимания, речи и т.д., организовывать игры, экскурсии, праздники и др. развлекательные мероприятия для детей. | 30 б | Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений. |
Бланк к опроснику ДДО-30
Ф.И.О. ___________________
I | II | III | IV | V |
1 а | 1 б | |||
2 а | 2 б | |||
3 а | 3 б | |||
4 а | 4 б | |||
5 а | 5 б | |||
6 а | 6 б | |||
7 а | 7 б | |||
8 а | 8 б | |||
9 а | 9 б | |||
10 а | 10 б | |||
11 а | 11 б | |||
12 а | 12 б | |||
13 а | 13 б | |||
14 а | 14 б | |||
15 а | 15 б | |||
16 а | 16 б | |||
17 а | 17 б | |||
18 а | 18 б | |||
19 а | 19 б | |||
20 а | 20 б | |||
21 а | 21 б | |||
22 а | 22 б | |||
23 а | 23 б | |||
24 а | 24 б | |||
25 а | 25 б | |||
26 а | 26 б | |||
27 а | 27 б | |||
28 а | 28 б | |||
29 а | 29 б | |||
30 а | 30 б | |||
ч-ч | ч-п | ч-т | ч-з | ч-х |
Человек-Техника | Человек-Природа | Человек-Человек | Человек-Знаковая система | Человек-Художественный образ |
Предметом труда этого типа профессий являются техника, технические объекты, конструкции, материалы | Предметом труда этого типа профессий являются растения, животные, микроорганизмы | Предметом труда этого типа профессий являются люди, группы, коллективы | Предметом труда этого типа профессий являются цифры, тексты, коды, ноты, схемы, карты, искусственные языки, графики, рисунки | Предметом труда этого типа профессий является создание образа в различных направлениях искусства |
Направления профессиональной деятельности | Направления профессиональной деятельности | Направления профессиональной деятельности | Направления профессиональной деятельности | Направления профессиональной деятельности |
Профессии, связанные с управлением подъемных, транспортных средств, переработкой продуктов сельского хозяйства. По добыче, обработке грунтов, горных пород. Обработке и использованию неметаллических материалов, изделий. Обработке металла, механической сборке, монтажу машин и приборов. Монтажу и ремонту зданий, сооружений, конструкций, электрооборудования, приборов, аппаратов. | Профессии, связанные с уходом за животными и растениями, борьбой с вредителями и возбудителями болезней. Направленные на изучение, исследование, анализ состояний и условий жизни растений и животных | Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми. Обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой. С материально-бытовым, информационным, художественно-информационным, торговым, медицинским обслуживанием людей | Профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических отображений объектов. С оформлением документов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием | Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью |
Примеры профессий | Примеры профессий | Примеры профессий | Примеры профессий | Примеры профессий |
Проходчик, машинист бульдозера, дизелист буровой установки, горный техник, инженер-геолог. Столяр, раскройщик, инженер-химик (физик), оператор швейного оборудования. Плавильщик металла и сплавов, токарь, оператор станков с ПУ, электрик, техник-металлург. Наладчик технологического оборудования, инженер-механик. Арматурщик, электросварщик ручной сварки, архитектор, техник-строитель. Электромонтажник судовой, монтажник радиоаппаратуры,, сборщик микросхем, часов, радиомеханик. | Микробиолог, гидробиолог, агрохимик, почвовед, физиолог, биолог, биохимик, лаборант химико-бактериологического анализа. Лесовод, зоотехник, овощевод, мастер растениеводства, животновод, рыбовод. Агроном, ветеринар, аппаратчик обработки зерна, лаборант производства бактерийных препаратов, инженер по охране и защите леса, эпидемиолог. | Диспетчер центра управления воздушным движением, дежурный по ЖД станции, капитан флота, инженер по организации управления производством. Воспитатель, учитель, мастер производственного обучения, логопед, психолог, социальный педагог, младший воспитатель, тренер, балетмейстер. Продавец, проводник пассажирского вагона, парикмахер, официант, бармен, администратор гостиницы, ресторана, стюардесса. Телефонист, юрист, экскурсовод, телеведущий. Художественный руководитель хора, оркестра, культуролог, музеевед. Медицинская сестра, фельдшер, акушер, врач. | Оператор ПК, контролер-кассир, программист, бухгалтер, экономист, товаровед, статист. Чертежник, топограф, техник-геодезист, картограф. Переводчик, секретарь-референт, телеграфист, технический редактор, корректор, стенографист, нотариус, делопроизводитель - архивовед. | Художник-оформитель, реставратор, скульптор, дизайнер, модельер, гравер, ювелир, изготовитель художественных изделий из дерева, настройщик музыкальных инструментов, артист-вокалист, композитор, музыкальный исполнитель. Журналист, писатель, редактор, корреспондент. Актер, режиссер, сценарист, конферансье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подростков "Поверь в себя"
Представляю конспект занятия для подростков "Поверь в себя".Цели:· Повышение ответственности подростков за собственное поведение, развитие самосоз...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «В мире профессий»
Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «В мире профессий»...
Сценарий родительского собрания на тему Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Цель разработки: обучить родителей помочь ребенку осуществить правильный выбор профессии....
Программа развивающих занятий для подростков "Сотвори себя"
Для работы с учащимися...
открытый урок по технологии: Найти себя в мире профессий.
Открытый урок по технологии "Найти себя в мире профессий" поможет учащимся изучить и вспомнить интересные профессии...
ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет сит...