ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ
статья (11 класс)
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет ситуацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ
Куманикина Галина Викторовна, учитель технологии, ВКК
Казённое образовательное учреждение Воронежской области «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет ситуацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.
Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.[2]
Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:
1. Выбор образовательного учреждения.
2. Подбор образовательных программ и методик.
3. Личностно-ориентированный процесс обучения.
4. Психолого-медико-социальное сопровождение.
5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.
Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.
Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.
Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Для этого в своей работе определяем следующие этапы:
1. Предварительный – решаются следующие задачи:
- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
- развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
- формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии. Для реализации данного этапа подключаются все педагоги школы: классные руководители, воспитатели, учителя технологии.
2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей. Реализует данный этап педагог-психолог нашей школы, она подбирает адекватные, адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.
3. Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:
- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности; - развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности; - сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей.
Перспективы развития, получения профессионального образования детей с ОВЗ
Этим вопросами занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н.
Способности социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ очень различны. Они зависят от многих обстоятельств. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также личные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, действие наиближайшего общественного окружения.
В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг ребенка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.
Как показывает практика категория детей-сирот испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации.
На сегодняшний день на рынке труда детей с коррекционной школой возникает сложность трудоустройства. Различные физические и умственные недостатки этих людей ограничивают их возможности. Следовательно, цель трудоустройства трудновыполнима.
Определение профессиональной ориентации у детей-сирот с ОВЗ
Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.
Сфера возможного приложения труда детей с ОВЗ носит относительно ограниченный характер.
Содержание профессионального обучения таких учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям.
Часть выпускников коррекционной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.
Учащиеся таких школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя, цветовода. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.
Активизирующие профориентационные формы и методы работы. В последние годы в связи с модернизацией российского образования в системе профориентации России происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В связи с этим возникает потребность в разработке качественно, новых современных педагогических технологий, направленных на повышение активности подростков на этапе выбора профессии, обеспечение возможности самореализации личности в динамично меняющемся мире.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
В работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей, детьми-сиротами с ОВЗ важно использовать разные методы, чтобы помочь им сформировать перспективу профессиональной деятельности, способствовать развитию интересов и склонностей.
В работе по профориентации используются методы:
-методы изучения учащихся в целях профориентационной ориентации,
-активизирующие профконсультационные методы,
-наблюдение, беседа,
-анализ практических действий учащихся,
-анкетирование,
-рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный диспут,
-профориентационные игры с группой, коррекционно – развивающие задания,
-игровые профориентационные упражнения и микроситуации
-активизирующие опросники,
-схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,
-профессиональные пробы.
- имитационные методы (кейс-метод)
Наиболее высокую практическую значимость в работе с детьми с ОВЗ для нашей школы-интерната имеют активизирующие методики.
Активизирующие методики направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для учащегося, но и предполагает готовность самого педагога использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного учащегося, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении.
Таким образом, активизирующая методика - это не просто интересная для учащихся методика, но прежде всего, методика, вооружающая ребенка средством для самостоятельных действий, что особо важно для детей –сирот.
Интересным примером для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей является активизирующая методика Пряжникова Н.С. Методика проводится с целью повысить у подростков уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Заключение
С учетом современного состояния рынка труда и востребованности высококвалифицированных рабочих кадров с направленностью на полипрофессионализм актуальной для специалистов, ответственных за профориентацию в образовательном учреждении (ОУ), стала задача заинтересовать, представить профессию так, чтобы у подростка возникло желание поступить в ОУ начального профессионального образования, получить востребованную в регионе рабочую профессию. В настоящее время в информационных источниках представлен разнообразный опыт образовательных учреждений в области профориентации.
Список литературы:
- Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов: сб. тр.- СПб.: ГАООРДИ, 1999. Ч. 1. - 69 с.
- Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. -М.: ЦИЭТИН, 1991. 135 с.
- .Лернер, П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России [Текст] / П. С. Лернер // Мир образования - образование в мире. - 2009. - N3. - С. 3-13 ; Школьные технологии. - 2009. - N3. - С. 14-22. - Библиогр. в конце ст
- Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И. Михайлова / Маркетинг. — 1999. — № 1
- . Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 576 с
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002 г.
- Пряжникова, Е. Ю. Профориентация [Текст] : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М. : Академия, 2005. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование)
- Резапкина Г.В. Профессия и карьера. Сценарий тренинга профессионального
самоопределения для учащихся 8–9-х классов // Школьный психолог №02/2009 г. - Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005.
- Савченко М.Ю.Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам
- Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : метод. пособие / С. Н. Чистякова. - М. : Академия, 2005. - 128 с. - (Твоя профессия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности воспитателя по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, от...
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
Статья "К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"
В данной статье рассматриваются причины влияющие на на формирование межличностных отношений старших подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната....
Статья на тему "Коррекция и профилактика агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения»
Целью работы было изучить детскую агрессию и ее причины....
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Профессиональная ориентация молодежи....
«Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы- интерната»
Статья о нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ...