Занятия театром и развитие детей школьного возроста
статья по теме

Ламзина Елена Игоревна

Театр - магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключается в том, что она сводится лишь к выступлениям на сцене. То есть, дети не понимают, что постановка даже самого простого спектакля невозможна без приобретения элементарных навыков. И в этом во многом виноваты взрослые. Закрепилось мнение, особенно в школьной среде, что к приобретению навыков любой профессии нужно относиться серьёзно, - будь то бухгалтер или врач, но не актёр. Ведь если у тебя привлекательная внешность и неплохой голос - тебе ничего не стоит сыграть любую роль; ведь театр - это развлечение, легкомысленное занятие для весёлого времяпровождения. Именно поэтому у нас было так много плохой взрослой самодеятельности. Поэтому само слово «самодеятельность» стало негативным, означающим халтуру, дурной вкус, дилетантство. Но взрослых людей уже не переделать. Тогда как весь этот процесс начинает развиваться в детстве. А ведь формирование художественного вкуса и чувства меры не менее важно, чем усвоение различных теорем, формул и правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatiya_teatrom.zip6.48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия театром и развитие детей школьного возроста

Театр - магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключается в том, что она сводится лишь к выступлениям на сцене. То есть, дети не понимают, что постановка даже самого простого спектакля невозможна без приобретения элементарных навыков. И в этом во многом виноваты взрослые. Закрепилось мнение, особенно в школьной среде, что к приобретению навыков любой профессии нужно относиться серьёзно, - будь то бухгалтер или врач, но не актёр. Ведь если у тебя привлекательная внешность и неплохой голос - тебе ничего не стоит сыграть любую роль; ведь театр - это развлечение, легкомысленное занятие для весёлого времяпровождения. Именно поэтому у нас было так много плохой взрослой самодеятельности. Поэтому само слово «самодеятельность» стало негативным, означающим халтуру, дурной вкус, дилетантство. Но взрослых людей уже не переделать. Тогда как весь этот процесс начинает развиваться в детстве. А ведь формирование художественного вкуса и чувства меры не менее важно, чем усвоение различных теорем, формул и правил.

Дети, в большинстве своём, даже учась в старших классах, затрудняются вспомнить названия ведущих театров России, прекрасных классических образцов художественных фильмов или театральных постановок. Знание ими кинематографа сводится к боевикам и «ужастикам», а также к обсуждению нескончаемых низкопробных сериалов, заполонивших экран, которые многими детьми воспринимаются за образцы высоко художественных произведений.

Естественно, насмотревшись подобного, ребята, приходя в театральную студию, впервые сталкиваются с непонятными и странными, на их взгляд, вещами. Оказывается, чтобы сыграть даже самую маленькую роль в несложном спектакле, нужно овладеть азами театральной школы, приложив к этому немалые усилия. Ведь на поверку оказывается: что быть естественным и органичным на сцене под перекрёстными взглядами зрителей удаётся далеко не каждому; что многие из них страдают тем или иным дефектом речи, который не заметен в повседневной жизни, но тут же «вылезает» на сцене, сильно портя общее впечатление; что мало кто может легко и непринуждённо двигаться на сцене. И уж можно себе представить, что собой представляет такой маленький «артист» со всеми этими недостатками в комплексе. Это вызывает негативные чувства у зрителя, о чём догадывается и сам артист, и от чего у него происходит жуткий зажим, скованность в действиях. Или, наоборот, если ребёнок самолюбив, он старается искусственно сохранить чувство уверенности, что приводит к наигрышу и фальши, «выпячиванию» себя в ущерб сценическому действию. Какой уж тут разговор о выполнении определённой актёрской задачи в спектакле!

Так вот, учитывая всё это, с первых занятиях педагогу необходимо объяснить всё это ребятам на конкретных примерах, дать понять, почему им так необходимо, прежде чем выйти на сцену, поучиться всему тому, о чём они раньше не имели понятия. Объяснить, что если они действительно хотят соприкоснуться с театром, как с серьёзным делом, то стоит настроиться не кропотливую, вдумчивую и довольно длительную подготовку к настоящей сценической деятельности. Ничего нельзя добиться наскоком, и театральные занятия - это работа. Интересная, фантастически захватывающая, но всё же работа, требующая усилий, а не просто развлечений.

Самое важное в работе детского творческого коллектива это то, что стоит даже выше творческого процесса, как такового, - это взаимоотношения и атмосфера.

Один из результатов занятия театром: возникновение чувства уверенности в себе, ощущение и утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Ведь внешняя свобода - это отражение внутренней свободы. И именно уверенность даёт человеку внутреннюю свободу: свободу, которая базируется на знании какого-то конкретного дела. А ведь в театральном действии всё конкретно. Нельзя сыграть правдиво, если ты сам не понимаешь, что, зачем и почему происходит.

Одна из самых важных сторон занятий в театральной студии та, что в процессе творческом заключён наиболее важный процесс - процесс непрерывного коллективного общения. Театр - искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, не будет коллектива.

На протяжении всего учебного процесса, начиная с простейших упражнений и этюдов, и потом, когда они становятся парными, увеличиваются по количеству участников до массовых зарисовок, ребята не должны руководствоваться при выборе партнёра для выполнения того или иного парного упражнения личными симпатиями и антипатиями. Чтобы они ближе узнавали не каких-то отдельных участников коллектива, а всех понемногу. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». Иначе неминуемо разделение по группкам, ведущее к расколу и мелким дрязгам в коллективе. К тому же такая методика помогает ребятам и в творческом смысле. Ведь в последующих театральных постановках они не могут работать всё время с одними и теми же партнёрами и должны научиться легко вступать в творческий контакт с любым партнёром. В общем, я стараюсь приучать их к мысли, что в нашем коллективе все свои, заинтересованные и необходимые друг другу люди, что наши отношения должны строиться на уважении и доверии друг к другу.

Ощущение единства, коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, конечно же, когда ребята, получив азы театральной подготовки, приступают непосредственно к репетициям того или иного спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это - комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль - сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого из моих подопечных в нём своё, чётко определённое место.

В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников, что нельзя утверждать, будто исполнитель главной роли важнее для спектакля, чем тот, кто отвечает за музыкальную часть или техническое обеспечение. Тогда не возникнет проблемы в распределении ролей, которая могла бы породить обиду друг на друга, распри и мелкую зависть. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело, потому что общее дело становится своим. Именно при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании» в полном смысле этих слов.

Кстати, именно готовый к показу спектакль, а вернее сам этот показ на зрителя, зачастую проверяет, состоялся коллектив или нет. Ведь театр - живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Нельзя остановить спектакль, если случился какой-то сбой, «отмотать» его назад, как киноленту, и запустить потом заново. Любой сбой надо устранять по ходу спектакля, да так, чтобы зритель ничего не заметил. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.

Одним из средств объединения коллектива являются также гастрольные поездки. Те ребята, которые только начали свою творческую деятельность, всегда очень волнуются: как они сумеют отыграть спектакль на новой площадке? Ведь у каждой сцены свои особенности: размеры, акустика, освещение, возможность использования технических средств и т.д. Значит, по ходу придётся приспосабливаться, что-то переделывать, «подгонять», менять. Но, опять же, спектакль должен идти, как хорошо отлаженный механизм, и задача артистов заключается в том, чтобы зритель воспринял его так, будто он создавался специально для этой сцены. Гастрольные поездки зачастую выявляют ещё одну немаловажную сторону: степень самостоятельности студийцев и ответственности за свою индивидуальную работу.

К сожалению, в большинстве своём, наши дети мало самостоятельны. И, зачастую, это мы, взрослые, сами виноваты в этом. Ведь порой мы пресекаем их инициативу, боясь, что они «далеко зайдут», а заканчивается это тем, что они пальцем не могут шевельнуть без нашей указки, потому что так их приучили родители и педагоги.

Педагогу следует изначально «расставить все точки над «и»» и объяснить, что занятия без личного вклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них не только бессмысленны, но и невозможны.

Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность - возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, я не в коем случае не ставлю перед ребятами требований, ведущих к подражанию или изображению того или иного «образа». Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Моя практическая цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей актёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Тогда и педагог может считать это своей победой и радоваться вместе с ним.

Конечно же, наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра - это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии, не исключая и актёрскую. Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста

Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возрастаВыполнила: инструктор по физической культуре   Шевкина Юлия Алексеевна   Первая квалификац...

«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей школьного возраста».

 Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и в...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Рабочая программа групповых занятий по теме: «Развитие сплоченности школьного коллектива» для учащихся 5 – 8 классов

Рабочая программа групповых занятий по психологии, направленных на развитие у учащихся внимательного отношения к окружающим, толерантности, сплочения классного коллектива....

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...

Мониторинг речевого развития детей школьного возраста

Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучаю...