Мониторинг речевого развития детей школьного возраста
материал
Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучающихся. Различные нарушения речи часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. Поэтому встает вопрос не только о первичной диагностике, обучающихся, но и последующем отслеживании динамики развития устной и письменной речи.
Организация эффективной коррекционно-развивающей работы невозможна без тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить структуру, степень выраженности речевых нарушений, индивидуальные особенности проявления.
Мониторинг развития устной и письменной речи позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого развития, как в целом, так и по отдельным параметрам. Кроме того, мониторинг дает нам возможность спланировать коррекционно-развивающую работу, осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых логопедических занятий определяется показателями речевых нарушений, которые также отражены в мониторинге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rechevogo_razvitiya.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг речевого развития детей школьного возраста
Введение
Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучающихся. Различные нарушения речи часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. Поэтому встает вопрос не только о первичной диагностике, обучающихся, но и последующем отслеживании динамики развития устной и письменной речи.
Организация эффективной коррекционно-развивающей работы невозможна без тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить структуру, степень выраженности речевых нарушений, индивидуальные особенности проявления.
Мониторинг развития устной и письменной речи позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого развития, как в целом, так и по отдельным параметрам. Кроме того, мониторинг дает нам возможность спланировать коррекционно-развивающую работу, осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых логопедических занятий определяется показателями речевых нарушений, которые также отражены в мониторинге.
Мониторинг развития речи детей, зачисленных на логопедические занятия, позволяет отслеживать даже незначительные продвижения в работе с ребёнком. Непрерывный мониторинг развития речи позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении, поэтому основной целью мониторинга является определение эффективности коррекционной работы с обучающимися.
Объект мониторинга: речевая деятельность обучающихся, зачисленных на логопедические занятия.
Задачи:
- Разработка обоснованной системы баллов, позволяющей увидеть незначительное продвижение ребенка;
- Систематическое отслеживание результатов каждого обучающегося на протяжении всего пути логопедического сопровождения;
- Определение приоритетных направлений в коррекционной работе в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
Важным структурным компонентом мониторинга является диагностика, поскольку она позволяет установить причины, структуру и степень выраженности отклонений в речевом развитии обучающихся. В ходе диагностики собираются общие и анамнестические данные ребенка (беседы с родителями, учителями, детьми, изучение медико-педагогической документации), исследуются речевые и неречевые процессы (задания диагностического характера, соответствующие возрасту и возможностям детей по), изучаются письменные работы обучающихся.
В пособии Н.М. Трубниковой «Логопедическое обследование» представлен интересный диагностический материал для обследования, содержащий оптимальное количество тестовых заданий по выявлению основных речевых нарушений обучающихся.
Для каждого раздела и каждой группы заданий разработана 3-х бальная система оценивания, с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок. При обработке данных производится суммирование баллов по группам заданий в разделе, по разделам и по методике в целом. Максимально успешный результат соответствует 90 баллам. Полученное абсолютное значение можно перевести в процентное выражение. Процентное выражение можно соотнести с одним из четырех уровней успешности коррекционно-развивающей работы:
Ⅳ уровень: 100 – 80%;
Ⅲ уровень: 79,9 – 60%;
Ⅱ уровень: 59,9 – 40%;
Ⅰ уровень: 39,9 и ниже.
Мониторинг проводится с 1 по 15 сентября, с целью диагностики и с 1 по 15 мая, с целью оценки продуктивности коррекционной работы, в середине учебного мониторинг проводится по необходимости.
- Обследование состояния общей моторной сферы
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений | Точное и правильное выполнение | 3 балла |
Замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу | 2 балла | |
Нарушение переключения с одного движения на другое; нарушение последовательности выполнения движений | 1 балл | |
Невыполнение или отказ выполнять пробу | 0 баллов | |
Исследование статической координации движений | Удержание позы свободное, отклонений не выявлено | 3 балла |
Легкое раскачивание из стороны в сторону, отмечаются напряжение, синкинезии, тремор | 2 балла | |
Удержание позы с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону, схождение с места, касание пола другой ногой | 1 балл | |
Невозможность создания, удержания пробы или отказ выполнять пробу | 0 баллов | |
Исследование динамической координации движений | Выполнение верное с 1 раза | 3 балла |
Выполнение верное с 1-2 раза, отмечаются тремор, синкинезии | 2 балла | |
Выполнение со 2-3 раза, отмечается нарушение переключения, чередования и последовательности выполнения | 1 балл | |
Неправильное выполнение или отказ выполнять пробу | 0 баллов | |
Исследование пространственной организации двигательного акта | Точное и правильное выполнение | 3 балла |
Задания выполняет медленно, неуверенно, отмечаются единичные ошибки | 2 балла | |
Затруднения при назывании сторон тела, множественные ошибки | 1 балл | |
Незнание сторон тела, ведущей руки | 0 баллов | |
Исследование темпо-ритмической организации движений | Точное и правильное выполнение | 3 балла |
Допускает не более 2 ошибок при повторении ритмического рисунка, темп не нарушен | 2 балла | |
Допускает множественные ошибки при повторении ритмического рисунка, темп выполнения нарушен | 1 балл | |
Неправильное выполнение или отказ выполнять пробу | 0 баллов |
- Обследование произвольной моторики пальцев рук
Исследование статической координации движений | Создание, удержание позы свободное, отклонений не выявлено | 3 балла |
Невозможность создания, удержания 1 пробы | 2 балла | |
Невозможность создания, удержания 2-3 проб, отмечается напряжение | 1 балл | |
Невозможность создания, удержания большего количества проб, отмечаются напряжение, тремор, синкинезии | 0 баллов | |
Исследование динамической координации движений | Плавное, точное и одновременное выполнение пробы | 3 балла |
Затруднения при одновременном чередовании разных проб на обеих руках, отмечается напряжение | 2 балла | |
Невозможность одновременного выполнения одинаковых проб на обеих руках, нарушение темпа и переключения, отмечаются напряжение, тремор, синкинезии, неуверенность выполнения | 1 балл | |
Нарушение чередования, переключения, темпа, отмечается длительный поиск позы, скованность движений, гиперкинезы, синкинезии. Отказ от выполнения | 0 баллов |
- Обследование моторики органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры
Исследование статической координации движений (пробы для губ, челюсти, языка и мягкого неба) | Движения выполняются правильно, в полном объеме | 3 балла |
Невозможность создания, удержания 1-5 проб | 2 балла | |
Невозможность создания, удержания более 5 проб, объем движений ограничен | 1 балл | |
Невозможность создания, удержания большого количества проб или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Исследование динамической координации движений | Движения активные, объем движений полный | 3 балла |
Наблюдается поиск артикуляции, нарушение темпа выполнения | 2 балла | |
Нарушение последовательности, темпа выполнения, наблюдается поиск артикуляции, моторная напряженность, синкинезии, саливация. | 1 балл | |
Нарушение последовательности, чередования движений, поиск артикуляции, движения вялые, объем движений невелик, наблюдаются застревания, замены, истощаемость движений, тремор, гиперкинезы, синкинезии, саливация или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Исследование мимической мускулатуры | Выполнение правильное, объем движений полный | 3 балла |
Мимика маловыразительная, наблюдается напряженность, мимику других различает | 2 балла | |
Мимика маловыразительная, объем движений ограничен, наблюдаются содружественные движения, мимику других людей различает плохо | 1 балл | |
Мимика невыразительная, объем движений невелик, наблюдаются содружественные движения, саливация, мимику других людей не различает | 0 баллов |
- Обследование фонетической стороны речи
Обследование звукопроизношения | Звукопроизношение не нарушено | 3 балла |
Мономорфное нарушение звукопроизношения, антропофонический и/или фонологический дефекты в различных речевых ситуациях | 2 балла | |
Полиморфное нарушение звукопроизношения (2-4 группы звуков), антропофонический и фонологический дефекты в различных речевых ситуациях | 1 балл | |
Полиморфное нарушение звукопроизношения (более 4 групп звуков), антропофонический и фонологический дефекты в различных речевых ситуациях | 0 баллов | |
Состояние просодики | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Просодическая сторона речи сформирована с нарушением 1-2 показателей | 2 балла | |
Просодическая сторона речи сформирована с нарушением 3-4 показателей | 1 балл | |
Нарушение всех показателей просодической стороны речи | 0 баллов |
- Обследование слоговой структуры слова
Обследование слоговой структуры слова | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Наблюдается не более 2-3 форм искажения слоговой структуры слова в многосложных и трехсложных словах | 2 балла | |
Наблюдается не более 4 форм искажения слоговой структуры слова начиная с двухсложных слов со стечением согласных | 1 балл | |
Искажение слоговой структуры отмечается в словах, различных по слоговому составу | 0 баллов |
- Обследование состояния фонематических процессов
Обследование состояния фонематического слуха | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Не дифференцирует фонемы близкие по способу и месту образования в 1-2 группе звуков; при повторении слоговых рядов допускает не более 1-2 ошибок. | 2 балла | |
Не дифференцирует фонемы близкие по способу и месту образования в 3-4 группах звуков; при повторении слоговых рядов допускает более 4 ошибок; при определении наличия звука в словах допускает более 4 ошибок | 1 балл | |
Затруднения в опознании и различении фонем; множественные ошибки при повторении слоговых рядов; в определении наличия звука в словах; слова – паронимы не различает или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Обследование состояния фонематического восприятия | Отклонений не выявлено | 3 балла |
При определении количества и последовательности звуков в многосложных словах допускает ошибки; затрудняется в подборе слов с заданным звуком в конце слова | 2 балла | |
При определении количества и последовательности звуков в двухсложных словах допускает ошибки; затрудняется в подборе слов с заданным звуком в середине и конце слова, закончить слова | 1 балл | |
Затруднения при выделении звука из начала, середины и конца односложных слов; не может последовательно назвать звуки в односложных словах; подобрать слова с заданным звуком или отказывается от выполнения | 0 баллов |
- Обследование понимания речи
Обследование понимания номинативной стороны речи | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Наблюдаются затруднения в понимании пространственных наречий | 2 балла | |
Наблюдаются затруднения в понимании слов, обозначающих признаки, пространственных наречий | 1 балл | |
Наблюдаются затруднения в узнавании предметов по описанию, понимании слов, обозначающих признаки, пространственных наречий или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Обследование понимания предложений | Отклонений не выявлено | 3 балла |
При обследовании понимания инверсионных конструкций, выбирает верный вариант со 2 попытки; при подборе слов, подходящих по смыслу, пропущенных в предложении, 1 ошибку | 2 балла | |
Не понимает инверсионных конструкций; при подборе слов, подходящих по смыслу, пропущенных в предложении, допускает 2-3 ошибки; не может выбрать правильное предложение | 1 балл | |
Не понимает инверсионных и сравнительных конструкций; допускает множественные ошибки при подборе слов, подходящих по смыслу, пропущенных в предложении; не может выбрать правильное предложение, закончить предложение | 0 баллов | |
Обследование понимания грамматических форм | Отклонений не выявлено | 3 балла |
При обследовании понимания отношений, выраженных предлогами, падежных окончаний существительных, допускает 1-2 ошибки; при обследовании понимания рода и числа прилагательных, единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида глаголов, залоговых отношений, допускает не более 1 ошибки | 2 балла | |
При обследовании понимания отношений, выраженных предлогами, падежных окончаний существительных, допускает 3-4 ошибки; при обследовании понимания рода и числа прилагательных, единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида глаголов, залоговых отношений, допускает не более 3 ошибок | 1 балл | |
Не понимает отношений, выраженных предлогами; допускает множественные ошибки при обследовании понимания падежных окончаний существительных; рода и числа прилагательных; единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида глаголов; залоговых отношений | 0 баллов |
- Обследование активного словаря
Обследование активного словаря | Отклонений не выявлено | 3 балла |
При подборе обобщающих слов по группе однородных предметов, допускает 1 ошибку; при образовании названий детенышей животных, 1-2 ошибки; самостоятельно подбирает более 4 признаков к предмету; допускает 1-2 ошибки при назывании действий людей и животных; при назывании порядковых числительных; при соотнесении месяцев с временами года допускает единичные ошибки; при подборе синонимов, антонимов и однокоренных слов, допускает 1-4 ошибки | 2 балла | |
Затрудняется при подборе обобщающих слов более чем к 3 группам однородных предметов, самостоятельно дополнить тематический ряд не может; при назывании предметов по описанию, допускает 2-3 ошибки; при образовании названий детенышей животных, 3-4 ошибки; самостоятельно подбирает более 2 признаков к предмету; допускает 3-4 ошибки при назывании действий людей и животных; при назывании порядковых числительных допускает множественные ошибки; путается при последовательном перечислении месяцев, при соотнесении их с временами года, путает последовательность дней недели; при подборе синонимов, антонимов и однокоренных слов, допускает более 5 ошибок | 1 балл | |
Затрудняется при подборе обобщающих слов к большинству групп однородных предметов, самостоятельно дополнить тематический ряд не может; назвать предметы по описанию не может; при образовании названий детенышей животных, множественные ошибки; самостоятельно не подбирает признаки к предмету; допускает множественные ошибки при назывании действий людей и животных; при назывании количественных числительных допускает множественные ошибки; путается при последовательном перечислении времен года и их признаков, не знает последовательности месяцев и дней недели; подбор синонимов, антонимов и однокоренных слов недоступен | 0 баллов |
- Обследование грамматического строя
Обследование связной речи | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Предложения, по опорным словам, по отдельным, расположенным в беспорядке, словам составляет без ошибок; составляет пересказ с помощью наводящих вопросов, использует разнообразные по составу предложения; составляет последовательный, но однообразный рассказ из собственного опыта, использует разнообразные по составу предложения | 2 балла | |
Предложения, по опорным словам, по отдельным, расположенным в беспорядке, словам составляет со множественными ошибками, использует не все предложенные слова; пересказ непоследовательный, использует простые нераспространенные предложения; рассказ из собственного опыта составить затрудняется, в рассказе использует простые нераспространенные предложения | 1 балл | |
Предложения, по опорным словам, по расположенным в беспорядке словам составить не может; пересказать прослушанный текст не может, путает последовательность событий; рассказ из собственного опыта составить не может, помощь не эффективна | 0 баллов | |
Словоизменение | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Допускает 1-2 ошибки при употреблении существительного единственного и множественного числа в различных падежах; при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных допускает не более 2 ошибок; при преобразовании единственного числа имен существительных во множественное, при согласовании существительных с числительными, прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже допускает 1-2 ошибки | 2 балла | |
Допускает 4-5 ошибок при употреблении существительного единственного и множественного числа в различных падежах; при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных допускает не более 5 ошибок; при преобразовании единственного числа имен существительных во множественное, при согласовании существительных с числительными, прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже допускает 4-5 ошибок | 1 балл | |
Допускает множественные ошибки при употреблении существительного единственного и множественного числа в различных падежах; при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; при преобразовании единственного числа имен существительных во множественное; множественные аграмматизмы при согласовании существительных с числительными, прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже | 0 баллов | |
Словообразование | Отклонений не выявлено | 3 балла |
Допускает 1-2 ошибки образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, при образовании сложных слов | 2 балла | |
Допускает не более 5 ошибок образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, при образовании сложных слов | 1 балл | |
Допускает множественные ошибки образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, при образовании сложных слов | 0 баллов |
- Обследование чтения
Обследование усвоения букв | Задания на усвоение букв выполняет без ошибок | 3 балла |
При выполнении заданий на усвоение букв допускает 1-2 ошибки | 2 балла | |
При выполнении заданий на усвоение букв допускает не более 5 ошибок | 1 балл | |
При выполнении заданий допускает множественные ошибки или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Обследование чтения слогов | Задания на чтение слогов выполняет без ошибок | 3 балла |
При чтении слогов допускает 1-2 ошибки | 2 балла | |
При чтении слогов допускает не более 5 ошибок | 1 балл | |
При чтении слогов наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Обследование чтения слов | При чтении слов ошибок не наблюдается | 3 балла |
При чтении слов допускает 1-2 нестойкие ошибки | 2 балла | |
При чтении слов допускает не более 5 ошибок | 1 балл | |
При чтении слов наблюдаются множественные стойкие ошибки или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Обследование чтения предложений и текста | Владеет навыками чтения: читает правильно, выразительно, осознанно, темп чтения в норме | 3 балла |
Допускает при чтении 1 – 2 ошибки, читает невыразительно, понимает прочитанное (может ответить на вопросы, но не может выделить главную мысль; способ чтения послоговое отрывистое (1кл.) или читает по слогам + целыми словами (со 2 класса); темп чтения соответствует норме | 2 балла | |
При чтении допускает 3 и более стойкие ошибки на пропуски, замены, искажения букв и слогов, ошибается в окончаниях слов, неверно ставит ударение; читает монотонно, без понимания прочитанного; чтение побуквенное (1кл.) или послоговое (со 2 класса); темп чтения значительно ниже нормы | 1 балл | |
Навыки слитного чтения отсутствуют; темп чтения очень низкий, допускает большое количество стойких ошибок, не понимает прочитанное или отказ от выполнения | 0 баллов |
- Обследование письма
Письмо по слуху, списывание и самостоятельное письмо.: | ||
Буквы | Ошибок не выявлено | 3 балла |
При написании букв допускает 1-2 нестойкие ошибки | 2 балла | |
При написании букв допускает не более 5 ошибок | 1 балл | |
При написании букв наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Слоги | Ошибок не выявлено | 3 балла |
При написании слогов допускает 1-2 ошибки | 2 балла | |
При написании слогов допускает не более 5 ошибок | 1 балл | |
При написании слогов наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Слова | Ошибок не выявлено | 3 балла |
При написании слов допускает 1-2 нестойкие ошибки | 2 балла | |
При написании слов допускает не более 5 ошибок | 1 балл | |
При написании слов наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения | 0 баллов | |
Предложения и текст | В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки | 3 балла |
В письменных работах 1 – 3 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют | 2 балла | |
В письменных работах не более 6 орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов) | 1 балл | |
Большое количество орфографических и дисграфических ошибок или отказ от выполнения | 0 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...
Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.
Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....
Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста
В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации дошкольников и ее влияние на развитие речи и черты личности....
Мониторинг речевого развития детей МБДОУ ЦРР д/с №183
Каждый ребёнок нашего сада занесён в базу данных. Нам важно, чтобы все дети к школе имели чистую речь. не зависимо от тяжести проблем которые у них были....
Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...
Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
Мониторинг речевого развития детей старшего и подготовительного возрастов
Результаты мониторинга...
- Мне нравится (1)