Мониторинг речевого развития детей школьного возраста
материал

Попова Марина Юрьевна

Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучающихся. Различные нарушения речи часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. Поэтому встает вопрос не только о первичной диагностике, обучающихся, но и последующем отслеживании динамики развития устной и письменной речи.

         Организация эффективной коррекционно-развивающей работы невозможна без тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить структуру, степень выраженности речевых нарушений, индивидуальные особенности проявления.

         Мониторинг развития устной и письменной речи позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого развития, как в целом, так и по отдельным параметрам. Кроме того, мониторинг дает нам возможность спланировать коррекционно-развивающую работу, осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых логопедических занятий определяется показателями речевых нарушений, которые также отражены в мониторинге.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_rechevogo_razvitiya.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития детей школьного возраста

Введение

Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучающихся. Различные нарушения речи часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. Поэтому встает вопрос не только о первичной диагностике, обучающихся, но и последующем отслеживании динамики развития устной и письменной речи.

Организация эффективной коррекционно-развивающей работы невозможна без тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить структуру, степень выраженности речевых нарушений, индивидуальные особенности проявления.

        Мониторинг развития устной и письменной речи позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого развития, как в целом, так и по отдельным параметрам. Кроме того, мониторинг дает нам возможность спланировать коррекционно-развивающую работу, осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых логопедических занятий определяется показателями речевых нарушений, которые также отражены в мониторинге.

        Мониторинг развития речи детей, зачисленных на логопедические занятия, позволяет отслеживать даже незначительные продвижения в работе с ребёнком. Непрерывный мониторинг развития речи позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении, поэтому основной целью мониторинга является определение эффективности коррекционной работы с обучающимися.

        Объект мониторинга: речевая деятельность обучающихся, зачисленных на логопедические занятия.

        Задачи:

  • Разработка обоснованной системы баллов, позволяющей увидеть незначительное продвижение ребенка;
  • Систематическое отслеживание результатов каждого обучающегося на протяжении всего пути логопедического сопровождения;
  • Определение приоритетных направлений в коррекционной работе в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.

Важным структурным компонентом мониторинга является диагностика, поскольку она позволяет установить причины, структуру и степень выраженности отклонений в речевом развитии обучающихся. В ходе диагностики собираются общие и анамнестические данные ребенка (беседы с родителями, учителями, детьми, изучение медико-педагогической документации), исследуются речевые и неречевые процессы (задания диагностического характера, соответствующие возрасту и возможностям детей по), изучаются письменные работы обучающихся.

В пособии Н.М. Трубниковой «Логопедическое обследование» представлен интересный диагностический материал для обследования, содержащий оптимальное количество тестовых заданий по выявлению основных речевых нарушений обучающихся.

Для каждого раздела и каждой группы заданий разработана 3-х бальная система оценивания, с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок. При обработке данных производится суммирование баллов по группам заданий в разделе, по разделам и по методике в целом. Максимально успешный результат соответствует 90 баллам. Полученное абсолютное значение можно перевести в процентное выражение. Процентное выражение можно соотнести с одним из четырех уровней успешности коррекционно-развивающей работы:

Ⅳ уровень: 100 – 80%;

Ⅲ уровень: 79,9 – 60%;

Ⅱ уровень: 59,9 – 40%;

Ⅰ уровень: 39,9 и ниже.    

Мониторинг проводится с 1 по 15 сентября, с целью диагностики и с 1 по 15 мая, с целью оценки продуктивности коррекционной работы, в середине учебного мониторинг проводится по необходимости.

  1. Обследование состояния общей моторной сферы

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений

Точное и правильное выполнение

3 балла

Замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу

2 балла

Нарушение переключения с одного движения на другое; нарушение последовательности выполнения движений

1 балл

Невыполнение или отказ выполнять пробу

0 баллов

Исследование статической координации движений

Удержание позы свободное, отклонений не выявлено

3 балла

Легкое раскачивание из стороны в сторону, отмечаются напряжение, синкинезии, тремор

2 балла

Удержание позы с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону, схождение с места, касание пола другой ногой

1 балл

Невозможность создания, удержания пробы или отказ выполнять пробу

0 баллов

Исследование динамической координации движений

Выполнение верное с 1 раза

3 балла

Выполнение верное с 1-2 раза, отмечаются тремор, синкинезии

2 балла

Выполнение со 2-3 раза, отмечается нарушение переключения, чередования и последовательности выполнения

1 балл

Неправильное выполнение или отказ выполнять пробу

0 баллов

Исследование пространственной организации двигательного акта

Точное и правильное выполнение

3 балла

Задания выполняет медленно, неуверенно, отмечаются единичные ошибки

2 балла

Затруднения при назывании сторон тела, множественные ошибки

1 балл

Незнание сторон тела, ведущей руки

0 баллов

Исследование темпо-ритмической организации движений

Точное и правильное выполнение

3 балла

Допускает не более 2 ошибок при повторении ритмического рисунка, темп не нарушен

2 балла

Допускает множественные ошибки при повторении ритмического рисунка, темп выполнения нарушен

1 балл

Неправильное выполнение или отказ выполнять пробу

0 баллов

  1. Обследование произвольной моторики пальцев рук

Исследование статической координации движений

Создание, удержание позы свободное, отклонений не выявлено

3 балла

Невозможность создания, удержания 1 пробы

2 балла

Невозможность создания, удержания 2-3 проб, отмечается напряжение

1 балл

Невозможность создания, удержания большего количества проб, отмечаются напряжение, тремор, синкинезии

0 баллов

Исследование динамической координации движений

Плавное, точное и одновременное выполнение пробы

3 балла

Затруднения при одновременном чередовании разных проб на обеих руках, отмечается напряжение

2 балла

Невозможность одновременного выполнения одинаковых проб на обеих руках, нарушение темпа и переключения, отмечаются напряжение, тремор, синкинезии, неуверенность выполнения

1 балл

Нарушение чередования, переключения, темпа, отмечается длительный поиск позы, скованность движений, гиперкинезы, синкинезии. Отказ от выполнения

0 баллов

  1. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры

Исследование статической координации движений (пробы для губ, челюсти, языка и мягкого неба)

Движения выполняются правильно, в полном объеме

3 балла

Невозможность создания, удержания 1-5 проб

2 балла

Невозможность создания, удержания более 5 проб, объем движений ограничен

1 балл

Невозможность создания, удержания большого количества проб или отказ от выполнения

0 баллов

Исследование динамической координации движений

Движения активные, объем движений полный

3 балла

Наблюдается поиск артикуляции, нарушение темпа выполнения

2 балла

Нарушение последовательности, темпа выполнения, наблюдается поиск артикуляции, моторная напряженность, синкинезии, саливация.

1 балл

Нарушение последовательности, чередования движений, поиск артикуляции, движения вялые, объем движений невелик, наблюдаются застревания, замены, истощаемость движений, тремор, гиперкинезы, синкинезии, саливация или отказ от выполнения

0 баллов

Исследование мимической мускулатуры

Выполнение правильное, объем движений полный

3 балла

Мимика маловыразительная, наблюдается напряженность, мимику других различает

2 балла

Мимика маловыразительная, объем движений ограничен, наблюдаются содружественные движения, мимику других людей различает плохо

1 балл

Мимика невыразительная, объем движений невелик, наблюдаются содружественные движения, саливация, мимику других людей не различает

0 баллов

  1. Обследование фонетической стороны речи

Обследование звукопроизношения

Звукопроизношение не нарушено

3 балла

Мономорфное нарушение звукопроизношения, антропофонический и/или фонологический дефекты в различных речевых ситуациях

2 балла

Полиморфное нарушение звукопроизношения (2-4 группы звуков), антропофонический и фонологический дефекты в различных речевых ситуациях

1 балл

Полиморфное нарушение звукопроизношения (более 4 групп звуков), антропофонический и фонологический дефекты в различных речевых ситуациях

0 баллов

Состояние просодики

Отклонений не выявлено

3 балла

Просодическая сторона речи сформирована с нарушением 1-2 показателей

2 балла

Просодическая сторона речи сформирована с нарушением 3-4 показателей

1 балл

Нарушение всех показателей просодической стороны речи

0 баллов

  1. Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой

структуры слова

Отклонений не выявлено

3 балла

Наблюдается не более 2-3 форм искажения слоговой структуры слова в многосложных и трехсложных словах

2 балла

Наблюдается не более 4 форм искажения слоговой структуры слова начиная с двухсложных слов со стечением согласных

1 балл

Искажение слоговой структуры отмечается в словах, различных по слоговому составу

0 баллов

  1. Обследование состояния фонематических процессов

Обследование состояния фонематического слуха

Отклонений не выявлено

3 балла

Не дифференцирует фонемы близкие по способу и месту образования в 1-2 группе звуков; при повторении слоговых рядов допускает не более 1-2 ошибок.

2 балла

Не дифференцирует фонемы близкие по способу и месту образования в 3-4 группах звуков; при повторении слоговых рядов допускает более 4 ошибок; при определении наличия звука в словах допускает более 4 ошибок

1 балл

Затруднения в опознании и различении фонем; множественные ошибки при повторении слоговых рядов; в определении наличия звука в словах; слова – паронимы не различает или отказ от выполнения

0 баллов

Обследование состояния фонематического восприятия

Отклонений не выявлено

3 балла

При определении количества и последовательности звуков в многосложных словах допускает ошибки; затрудняется в подборе слов с заданным звуком в конце слова

2 балла

При определении количества и последовательности звуков в двухсложных словах допускает ошибки; затрудняется в подборе слов с заданным звуком в середине и конце слова, закончить слова

1 балл

Затруднения при выделении звука из начала, середины и конца односложных слов; не может последовательно назвать звуки в односложных словах; подобрать слова с заданным звуком или отказывается от выполнения

0 баллов

  1. Обследование понимания речи

Обследование понимания номинативной стороны речи

Отклонений не выявлено

3 балла

Наблюдаются затруднения в понимании пространственных наречий

2 балла

Наблюдаются затруднения в понимании слов, обозначающих признаки, пространственных наречий

1 балл

Наблюдаются затруднения в узнавании предметов по описанию, понимании слов, обозначающих признаки, пространственных наречий или отказ от выполнения

0 баллов

Обследование понимания предложений

Отклонений не выявлено

3 балла

При обследовании понимания инверсионных конструкций, выбирает верный вариант со 2 попытки; при подборе слов, подходящих по смыслу, пропущенных в предложении, 1 ошибку

2 балла

Не понимает инверсионных конструкций; при подборе слов, подходящих по смыслу, пропущенных в предложении, допускает 2-3 ошибки; не может выбрать правильное предложение

1 балл

Не понимает инверсионных и сравнительных конструкций; допускает множественные ошибки при подборе слов, подходящих по смыслу, пропущенных в предложении; не может выбрать правильное предложение, закончить предложение

0 баллов

Обследование понимания грамматических форм

Отклонений не выявлено

3 балла

При обследовании понимания отношений, выраженных предлогами, падежных окончаний существительных, допускает 1-2 ошибки; при обследовании понимания рода и числа прилагательных, единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида глаголов, залоговых отношений, допускает не более 1 ошибки

2 балла

При обследовании понимания отношений, выраженных предлогами, падежных окончаний существительных, допускает 3-4 ошибки; при обследовании понимания рода и числа прилагательных, единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида глаголов, залоговых отношений, допускает не более 3 ошибок

1 балл

Не понимает отношений, выраженных предлогами; допускает множественные ошибки при обследовании понимания падежных окончаний существительных; рода и числа прилагательных; единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида глаголов; залоговых отношений

0 баллов

  1. Обследование активного словаря

Обследование активного словаря

Отклонений не выявлено

3 балла

При подборе обобщающих слов по группе однородных предметов, допускает 1 ошибку; при образовании названий детенышей животных, 1-2 ошибки; самостоятельно подбирает более 4 признаков к предмету; допускает 1-2 ошибки при назывании действий людей и животных; при назывании порядковых числительных; при соотнесении месяцев с временами года допускает единичные ошибки; при подборе синонимов, антонимов и однокоренных слов, допускает 1-4 ошибки

2 балла

Затрудняется при подборе обобщающих слов более чем к 3 группам однородных предметов, самостоятельно дополнить тематический ряд не может; при назывании предметов по описанию, допускает 2-3 ошибки; при образовании названий детенышей животных, 3-4 ошибки; самостоятельно подбирает более 2 признаков к предмету; допускает 3-4 ошибки при назывании действий людей и животных; при назывании порядковых числительных допускает множественные ошибки; путается при последовательном перечислении месяцев, при соотнесении их с временами года, путает последовательность дней недели; при подборе синонимов, антонимов и однокоренных слов, допускает более 5 ошибок

1 балл

Затрудняется при подборе обобщающих слов к большинству групп однородных предметов, самостоятельно дополнить тематический ряд не может; назвать предметы по описанию не может; при образовании названий детенышей животных, множественные ошибки; самостоятельно не подбирает признаки к предмету; допускает множественные ошибки при назывании действий людей и животных; при назывании количественных числительных допускает множественные ошибки; путается при последовательном перечислении времен года и их признаков, не знает последовательности месяцев и дней недели; подбор синонимов, антонимов и однокоренных слов недоступен

0 баллов

  1. Обследование грамматического строя

Обследование связной речи

Отклонений не выявлено

3 балла

Предложения, по опорным словам, по отдельным, расположенным в беспорядке, словам составляет без ошибок; составляет пересказ с помощью наводящих вопросов, использует разнообразные по составу предложения; составляет последовательный, но однообразный рассказ из собственного опыта, использует разнообразные по составу предложения

2 балла

Предложения, по опорным словам, по отдельным, расположенным в беспорядке, словам составляет со множественными ошибками, использует не все предложенные слова; пересказ непоследовательный, использует простые нераспространенные предложения; рассказ из собственного опыта составить затрудняется, в рассказе использует простые нераспространенные предложения  

1 балл

Предложения, по опорным словам, по расположенным в беспорядке словам составить не может; пересказать прослушанный текст не может, путает последовательность событий; рассказ из собственного опыта составить не может, помощь не эффективна  

0 баллов

Словоизменение

Отклонений не выявлено

3 балла

Допускает 1-2 ошибки при употреблении существительного единственного и множественного числа в различных падежах; при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных допускает не более 2 ошибок; при преобразовании единственного числа имен существительных во множественное, при согласовании существительных с числительными, прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже допускает 1-2 ошибки

2 балла

Допускает 4-5 ошибок при употреблении существительного единственного и множественного числа в различных падежах; при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных допускает не более 5 ошибок; при преобразовании единственного числа имен существительных во множественное, при согласовании существительных с числительными, прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже допускает 4-5 ошибок

1 балл

Допускает множественные ошибки при употреблении существительного единственного и множественного числа в различных падежах; при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; при преобразовании единственного числа имен существительных во множественное; множественные аграмматизмы при согласовании существительных с числительными, прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже

0 баллов

Словообразование

Отклонений не выявлено

3 балла

Допускает 1-2 ошибки образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, при образовании сложных слов

2 балла

Допускает не более 5 ошибок образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, при образовании сложных слов

1 балл

Допускает множественные ошибки образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, при образовании сложных слов

0 баллов

  1. Обследование чтения

Обследование усвоения букв

Задания на усвоение букв выполняет без ошибок

3 балла

При выполнении заданий на усвоение букв допускает 1-2 ошибки

2 балла

При выполнении заданий на усвоение букв допускает не более 5 ошибок

1 балл

При выполнении заданий допускает множественные ошибки или отказ от выполнения

0 баллов

Обследование чтения слогов

Задания на чтение слогов выполняет без ошибок

3 балла

При чтении слогов допускает 1-2 ошибки

2 балла

При чтении слогов допускает не более 5 ошибок

1 балл

При чтении слогов наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения

0 баллов

Обследование чтения слов

При чтении слов ошибок не наблюдается

3 балла

При чтении слов допускает 1-2 нестойкие ошибки

2 балла

При чтении слов допускает не более 5 ошибок

1 балл

При чтении слов наблюдаются множественные стойкие ошибки или отказ от выполнения

0 баллов

Обследование чтения предложений и текста

Владеет навыками чтения: читает правильно, выразительно, осознанно, темп чтения в норме

3 балла

Допускает при чтении 1 – 2 ошибки, читает невыразительно, понимает прочитанное (может ответить на вопросы, но не может выделить главную мысль; способ чтения послоговое отрывистое (1кл.) или читает по слогам + целыми словами (со 2 класса); темп чтения соответствует норме

2 балла

При чтении допускает 3 и более стойкие ошибки на пропуски, замены, искажения букв и слогов, ошибается в окончаниях слов, неверно ставит ударение; читает монотонно, без понимания прочитанного; чтение побуквенное (1кл.) или послоговое (со 2 класса); темп чтения значительно ниже нормы

1 балл

Навыки слитного чтения отсутствуют; темп чтения очень низкий, допускает большое количество стойких ошибок, не понимает прочитанное или отказ от выполнения

0 баллов

  1. Обследование письма

Письмо по слуху, списывание и самостоятельное письмо.:

Буквы

Ошибок не выявлено

3 балла

При написании букв допускает 1-2 нестойкие ошибки

2 балла

При написании букв допускает не более 5 ошибок

1 балл

При написании букв наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения

0 баллов

Слоги

Ошибок не выявлено

3 балла

При написании слогов допускает 1-2 ошибки

2 балла

При написании слогов допускает не более 5 ошибок

1 балл

При написании слогов наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения

0 баллов

Слова

Ошибок не выявлено

3 балла

При написании слов допускает 1-2 нестойкие ошибки

2 балла

При написании слов допускает не более 5 ошибок

1 балл

При написании слов наблюдаются множественные ошибки или отказ от выполнения

0 баллов

Предложения и текст

В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки

3 балла

В письменных работах 1 – 3 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют

2 балла

В письменных работах не более 6 орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов)

1 балл

Большое количество орфографических и дисграфических ошибок или отказ от выполнения

0 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Мониторинг речевого развития детей МБДОУ ЦРР д/с №183

Каждый ребёнок нашего сада занесён в базу данных. Нам важно, чтобы все дети к школе имели чистую речь. не зависимо от тяжести проблем которые у них были....

Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...