Программа курса по выбору"Я и мир профессий"
статья (9 класс) по теме
Курс «Я и мир профессий» может являться важной составляющей предпрофильной подготовки обучающихся. Как и любой другой информационный курс, он нацеливает на самоизучение, самодиагностику, самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.2.programma_ya_i_mir_professiy.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по выбору (для предпрофильной подготовки)
«Я и мир профессий»
Пояснительная записка
Обучающиеся основной школы МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» являясь жителями сельской местности, часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Обычно они совершают этот выбор случайно, например, за компанию, по совету родителей, под влиянием СМИ. При этом подростки часто ошибаются, так как считают, что располагают достаточным объёмом информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Цель элективного курса «Я и мир профессий» состоит в оказании поддержки различной направленности учащимся 9 классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» в выборе будущего профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития.
Изучение курса, как базового предмета, не предусмотрено базовым учебным планом при проведении предпрофильной подготовки. Но профессиональное самоопределение и карьера являются актуальным и представляют интерес для учащихся 9 классов основной школы, поэтому и разработан курс по выбору «Я и мир профессий» для 9 классов.
Методы ведения занятий: информирование, диагностические методики, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседы и т.д.
Ожидаемые результаты: формулировка индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Он производится с учётом имеющихся ресурсов подростка в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Объём программы составляет 12 часов аудиторных занятий. Но он может быть увеличен на 2-3 часа учебной практики, проектной или исследовательской деятельности, а также экскурсионной программы на ближайшие производственные предприятия для ознакомления подростков с различными профессиями.
Учебно-тематический план курса по выбору
«Я и мир профессий»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Виды профессионального труда | 1 |
2 | Отечественная классификация профессий | 1 |
3 | Интересы и склонности | 1 |
4 | Внимание и память | 1 |
5 | Характер и темперамент | 1 |
6 | Мышление | 1 |
7 | Развитие творческих способностей | 1 |
8 | Ценности в жизни | 1 |
9 | Выполнение проекта «Мои профессиональные намерения» | 2 |
10 | Публичная защита проекта | 2 |
ИТОГО: | 12 |
Содержание курса
Содержание первых тем курса по выбору «Я и мир профессий» направлено на подготовку обучающихся к ситуации социального, жизненного и профессионального выбора.
Основная цель – актуализация перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на послешкольных этапах образовательной деятельности. В изучение данных тем включены содержательные линии:
- познакомить обучающегося с понятием «профессия» и некоторыми основными терминами, которые встречаются в информационно-справочных материалах и при неформальном обсуждении данной проблемы;
– показать, что мир профессионального труда постоянно меняется и выбирать профессию приходится по правилам не похожим те, которыми пользовались в своё время родители и учителя.
Основой для теоретических сведений о видах профессионального труда служат наиболее распространенные «зарубежная» и «отечественная» классификации профессий. Краткие характеристики соответствующих классификаций позволяет школьнику построить версию о своей принадлежности к тому или иному типу.
В ходе практических занятий используются справочники для абитуриентов вузов и ссузов, рекламные материалы, информационные ресурсы сети Интернет.
При изучении курса используется образовательная карта региона: Аскизский район, Республика Хакасия, юг Сибири. Так, перед обучающимися появляется возможность увязать стремление приобрести желаемую профессию с необходимостью получения профессионального образования в конкретном учебном заведении.
Содержание курса по выбору посвящается также изучению структуры личности. Знания об уровне развития когнитивных психических процессов (внимание, память), а также свойствах характера и темперамента помогут обучающимся определению своих личностных качеств и утверждению в правильности профессионального выбора.
Реализация курса помогает определению профессиональных интересов и способностей обучающихся к тем или иным сферам деятельности.
Тема о жизненных ценностях требует особого внимания и корректности. Задача педагога – не транслировать собственные ценностные ориентации на учащихся, а дать им возможность задуматься и сформировать свои индивидуальные взгляды. Это занятие можно провести в форме дискуссии, в которой необходимо сделать акцент на морально-этической составляющей ценностных ориентаций.
Формой контроля является создание творческой проектной работы по уточнению профессиональных намерений, которым заканчивается изучение курса. В работе обосновываются дальние и ближние цели профессионального продвижения, согласованность их с общественными и личными ценностями.
При подготовке проекта старшеклассникам целесообразно использовать результаты изучения всех тем курса, а также рекомендовать им обратиться к дополнительной литературе. В проекте могут иметь место рассуждения следующей тематики:
- Ценности, связанные с продолжением моего образования, особенно важные для меня
- Приложение образовательных усилий для приобретения наиболее востребованных профессий на местном и региональном рынке труда. Учебные заведения в моем регионе (РХ), выпускники которых легче других находят себе работу.
- Посещение «Дней открытых дверей», выставок, сайтов сети Интернет для наилучшего ориентирования в возможных путях продолжения образования и способах поиска работы. Использование специальных печатных изданий
- Мои недостатки, которые могут помешать выбрать направление продолжения образования
- Мои сильные стороны и достоинства, которые позволят мне продолжить обучение
- Окружающие, которые могут помочь мне при реализации намерений
Приложение 1
Занятие №4. Внимание и память
Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
- двигательная память - это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки,
- эмоциональная память - это память на чувства;
- образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую память;
- выделяют и словесно-логическую (вербальную память).
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания при обязательном взаимодействии субъекта с предметами, и вольную (предметное заучивание или припоминание чего-либо).
По способу запоминания выделяются механическая, смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют мгновенную и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия.
Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся: запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание-сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) - запоминание с целью сохранения материала в памяти; сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений; воспроизведение, представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия. Память - это основа личности. По представлениям древних греков, богиня памяти Мнемозина — мать девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и искусств.
Удивительной памятью обладают многие люди. Так, книга Веды -древнейший памятник индийской, литературы - на протяжении веков передавалась устно, сохраняясь лишь в памяти индийцев. Некоторые из них и сейчас помнят народный эпос - все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.
Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной, поистине безграничной памяти. Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи своих солдат
Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей шестизначных логарифмов. Интересные факты о памяти Наполеона сообщает Лас Каза. Память Наполеона «восхищала» тем, что она, «казалось, приходила на помощь по мере надобности и как бы по команде». Наполеон диктовал всегда без всякой подготовки. Я никогда, ни в одном случае, не видел, - пишет Лас Каза, - чтобы он наводил справки по истории, и, однако, никто не цитировал исторических фактов более верно, более уместно и более часто... Дело в том, что в Наполеоне жила масса объектов в состоянии готовности, чтобы с блеском обнаружиться при специальных условиях; в состоянии беззаботности они, казалось, не только дремали в нем, но даже были ему, так сказать, чужды... Но как только наступал соответствующий повод, он, не колеблясь, делал самые точные ссылки, и, если у меня иногда возникали сомнения, и я эти ссылки проверял, все оказывалось исполненным самой безукоризненной точности; я ни разу не нашел ни одной ошибки».
Истории неизвестны люди, которые могут с равным успехом запоминать абсолютно все. Кто-то отличается памятью на лица, но с трудом запоминает хронологические даты, кому-то легко даются слова, числа. Есть люди, у которых наглядная память вообще не знает ошибок, и объем ее кажется безграничным. Таких людей называют эйдетиками. Память эйдетиков работает с точностью хорошего фотоаппарата.
Такой эйдетизм является удивительным качеством человеческой психики, и в некоторых случаях он является профессионально важным. Среди многих художников мы встречаем большое количество выраженных эйдетиков. В частности, таким эйдетиком был И.Н.Крамской; удивлял современников и английский художник Дж. Рейнольдс, писавший портреты по памяти; то же самое свойство отличало А.И. Куинджи и некоторых других художников.
Слуховым эйдетиком был Балакирев, он никогда не забывал ни одной ноты из ранее запечатленных произведений. Таким же был Моцарт. Вот что пишет о нем биограф: «Публика стекалась в Ватикан, где должно было исполняться духовное сочинение Аллегри, играемое только один раз в год. Римский папа ревниво оберегал это музыкальное произведение, и строгая кара ждала того, кто перепишет эти ноты или даже покажет их постороннему. Среди слушателей были, конечно, Моцарт с сыном.
Напряженно слушал Вольфганг это замечательное произведение, и ночью, когда отец спокойно спал, мальчик что-то прилежно записывал в свою нотную тетрадь. Наутро, перед тем, как уйти, Вольфганг протянул отцу свою запись, и, хитро усмехаясь, сказал:
- Отец, этот подарок мы пошлем нашей Наннерль... Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри.
Взглянув на ноты, отец присел. Перед ним была точная, нота в ноту, запись слышанного вчера сложного многоголосного произведения композитора Аллегри.
- Этого не может быть, этого не может быть... - растерянно шептал старик».
Такие же истории рассказывают о Гуно, Рахманинове и других выдающихся музыкантах.
Известен случай эйдетизма на шахматные партии. Знаменитый А. Алехин однажды вслепую провел сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках.
Гарибян повторил 3 тысячи не связанных между собой слов, результаты занесены в книгу рекордов Гиннеса.
Таким образом, есть люди, обладающие поразительной памятью. Но таких людей сравнительно мало.
Приложение 2
Методика изучения памяти
Определение уровня развития механической и смысловой
Предлагается два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд Кукла - играть Курица - яйцо Ножницы - резать Лошадь - сани Книга - учитель Бабочка - муха Щетка - зубы Барабан - пионер Снег-зима Петух - кричать Чернила - тетрадь Корова - молоко Паровоз - ехать Груша - компот Лампа - вечер | Второй ряд Жук - кресло Гребень - земля Компас - клей Колокольчик - стрела Синица - сестра Лейка — трамвай Мухомор - диван Расческа - самовар Ботинки - ветер Графин - брать Спичка - овца Терка - море Шляпа - пчела Рыба - пожар Пила – яичница |
Зачитывается 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 6 секунд). После 10-секундного перерыва читаются только первые слова ряда (интервал 10 секунд), а испытуемые записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Такая же работа проводится со словами второго ряда. Верно написанные пары первого ряда по отношению к общему числу пар, например, 13 из 15 = 13:15=0,86 - определяют коэффициент смысловой памяти, второго ряда - механической. Цифры сопоставляются.
(Чаркова М.Н. Психотехнологии развития когнитивных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Учебно-методическое пособие. – Абакан: из-во Хакасского института бизнеса, 2003.– 126с.)
Приложение 3
Методические рекомендации
Методическое обеспечение курса по выбору включает в себя:
- программу курса;
- справочную литературу;
- систему творческих заданий для учащихся;
- творческие работы учащихся;
- разработки занятий.
Руководителем курса может быть педагог любой специализации и квалификации, в т.ч. педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, классный руководитель. Материальной базой для преподавания курса может служить оборудование кабинета педагога-психолога, рабочих комнат и комнат отдыха пришкольного интерната, различные цифровые образовательные ресурсы (CD-диски, Интернет-ресурсы).
Курс «Я и мир профессий» может являться важной составляющей предпрофильной подготовки обучающихся. Как и любой другой информационный курс, он нацеливает на самоизучение, самодиагностику, самоопределение.
Данный курс может использоваться в нескольких вариантах:
- как самостоятельный курс по выбору
- как составная часть большого (32-35 часов) курса психолого-педагогической направленности
Список литературы для учителя
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – М.,2002.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва №2783).
3. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М., Новая школа, 2004.
4. Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения. /Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. – Ярославль, ЯГПУ, 2005.
5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М., Академия, 2005.
6. Введение предпрофильной подготовки в основной школе: методические рекомендации для руководителей школ. / Сост. Куприянова Г.В. – Ярославль, ИРО, 2005.
7. Артюхова И.С. Предпрофильная подготовка учащихся 9х классов. // Школьный психолог, 2005. - №20.
8. Тахтамышева Г.Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки. //Профильная школа, 2004. - №2.
Список литературы для обучающихся
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. М.: Флинта, 2003.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.:8-11 классы, ПТУ и колледж. - М.ВАКО, 2008. – 288с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Рогов Е.И. Как стать взрослым. М.Владос-пресс, 2003
- Рогов Е.И. Психология человека. М.Владос-пресс, 2001
- Чаркова М.Н. Психотехнологии развития когнитивных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Учебно-методическое пособие. – Абакан: из-во Хакасского института бизнеса, 2003. – 126с.
- Медиаресурсы:
- Министерство образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
- Учительская газета - http://www.ug.ru
- Газета "Первое сентября" - http://www.ps.1september.ru
- ПОИСК - газета научного сообщества - http://www.poisknews.ru
- Издательство "Просвещение" - http://www.prosv.ru
- Издательство "Дрофа" - http://www.drofa.ru
- Всероссийская олимпиада школьников - http://www.rusolymp.ru
- Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - http://www.eidos.ru/olymp/
- Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся - http://www.unk.future4you.ru
- Педагогический энциклопедический словарь - http://www.dictionari.fio.ru
- Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру" - http://www.glossary.ru
- Яндекс. Словари. - http://slovari.yandex.ru
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия - http://vschool.km.ru
- Дополнительные источники:
- Классный руководитель в средней школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 (CD)
- Организаторам внеклассной работы. Творческая мастерская. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 (CD)
- Одарённые дети. Система работы в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Программа курса по выбору "Мир профессий"
Курс "Мир профессий" для учащихся 9 класса, рассчитан на 12 часов. Данный курс дает представления о профессиях, которые популярны среди молодежи, о востребованных профессиях на рынке труда и о малоизв...
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...