Междисциплинарный подход как основа профилактики состояний риска.
статья по теме

Волкова Марина Николаевна

Статья о междисциплинарном подходе при решении проблем асоциального поведения подростков. Перед школой встал вопрос о создании новой системы в сфере профилактики. Работа по профилактике асоциального поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решить эти задачи невозможно в одиночку.  Поэтому для их решения наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разных  ведомственных  принадлежностей:  образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Ни один профессионал и ни одно изолированное ведомство не может решить  проблемы в одиночку, поскольку не может представлять юриста, врача, педагога, психолога, милиционера и других специалистов в одном лице. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Междисциплинарный подход как основа профилактики состояний риска.

Волкова М.Н.

социальный педагог  МБ ОУ Газопроводской СОШ

Починковского района

e-mail: volkowa.m-v@yandex.ru

Современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска»». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков асоциального поведения. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных семей, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бродяжнический образ жизни и предоставлены сами себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат – повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи – потрясает своей статистикой. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию.

Перед педагогическим коллективом встают извечные вопросы:

 что делать? кто виноват?

Перед школой встал вопрос о создании новой системы в сфере профилактики. Работа по профилактике асоциального поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Решить эти задачи невозможно в одиночку.  Поэтому для их решения наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разных  ведомственных  принадлежностей:  образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Ни один профессионал и ни одно изолированное ведомство не может решить  проблемы в одиночку, поскольку не может представлять юриста, врача, педагога, психолога, милиционера и других специалистов в одном лице. Совместная работа представителей разных профессий – это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы, каждый на своем месте. Главная задача состоит в том, чтобы преодолеть различия в узкопрофессиональных интересах для того, чтобы создать успешные модели защиты детства, основанные именно на междисциплинарном подходе.

Школой совместно с ПДН ОВД, КДН и ЗП, органами социальной защиты населения, центральной районной больницей, центрами дополнительного образования была разработана программа совместных профилактических действий, где объединенные одной целью, каждое ведомство имело свои задачи.

В рамках данной программы с учащимися школы проводятся беседы: «Умение жить среди людей», «Вредные привычки. Как сказать нет?», «Свобода и ответственность», «Как не стать жертвой преступления», с участием   врача-нарколога, инспектора ПДН ОВД, социального педагога школы. Психолог ГУ «КЦСОН  Починковского района» провела занятия в тренинговом режиме «Быть уверенным – это здорово!», «Учитесь властвовать собой». Образовательным учреждением и центром занятости населения были проведены психологический практикум для старшеклассников  «группы риска» «Как устроиться на работу». С участием представителей всех ведомств были проведены диспуты «Проблема отцов  и детей в современном обществе», «Преступление и наказание», «Здоровье нации в XXI веке», «Наши права = нашим обязанностям». Регулярно проводились индивидуальные беседы и консультации для детей.

Особое место в программе было отведено работе с семьей, т.к. традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально, как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб.

Для родителей были проведены лектории на темы: «Об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления», с участием инспектора ПДН ОВД, «Дороги, которые мы выбираем», с участием классных руководителей 9-11 классов, психолога, «Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие», с участием врача-нарколога, инспектора ПДН ОВД, социального педагога школы, «Семейное воспитание и здоровье наших детей» с участием подросткового врача, психолога.

Каждую субботу были организованы   консультации для родителей, темы которых выбирались по желанию родителей. Исходя из предложенных родителями тем, в школу приглашались специалисты тех ведомств, которые максимально правильно и четко могли бы дать рекомендации по волнующему вопросу. Так же большим «помощником» в общении школы и родителей является школьный сайт, где каждый родитель может посмотреть и обсудить необходимую для него информацию или проблему.

В семьи «группы риска» 4 раза в год, и по необходимости, совершались совместные рейды работников школы, ОВД, КДН и ЗП, социальной защиты, органов опеки и попечительства для оказания социально-педагогической, психолого-социальной и правовой помощи.

В нашей школе  14 кружков и 8 спортивных секций.  Совместно с «Центром дополнительного образования» в школе были организованы еще 5 кружков, а также на базе нашей школы функционировали  еще 3 спортивные секции от ДЮКФП. Т.о. каждый учащийся в соответствии со своими склонностями и способностями мог заняться в свободное время. Это дало отличные результаты – 92% обучающихся заняты дополнительным образованием. С «проблемными» учащимися нашей школы  были проведены индивидуальные беседы с целью выяснения интересов и склонностей, после которых были организованы встречи с педагогами дополнительного образования, кружки или секции которых соответствовали интересам конкретного ребенка. После бесед все дети, стоящие на различных профилактических учетах, определились в  кружки или секции школы в соответствии со своими интересами.

В итоге междисциплинарный подход к решению проблем асоциального поведения дал свой результаты:

- количество семей «группы риска» снизилось с 4 семей до 2;

- количество обучающихся, стоящих на профилактических учетах, снизилось с 7 до 4 человек;

- за  период летних каникул учащимся нашей школы было совершено 1 правонарушение, за аналогичный период прошлого года подобных правонарушений было 3;

- важнейшим результатом стало вовлечение «проблемных» детей в полноценную школьную жизнь, где они стали полноценными членами своих классных коллективов.

Хотелось бы верить, что благодаря проделанной работе улучшились  и межличностные отношения детей и родителей, а проблема «отцов и детей» перестала быть такой острой.

Литература:

  1. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт.-сост. Е.Ю. Лялина – 2-изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 231с. ISBN 978-5-7057-1075-1
  2. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – с.3-28 – (Педагогика. Психология. Управление) ISBN 978-5-94665-513-2
  3. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. -192с. –(Классному руководителю) ISBN 5-98923-031-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Программа профилактики суицидального риска в старшем школьном возрасте

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тыс. человек кончают жизнь са...

Статья "Профилактика школьных рисков и дезадаптации среди учащихся".

В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.Основной целью про...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции  Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ...

"Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.Важным компонентом является создание ус...

Приказ 03.04.2019 № 35-в О проведении семинара-практикума «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»

Семинар-практикум «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»...

Протокол № 3 от 12.04.2019 г Заседание городского методического объединения учителей - логопедов, дефектологов. Тема: "Миофункциональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике"

Выступала на городском методическом объединения учителей -логопедов. Тема: "Миофункциональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике"...