"Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная»(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №16 (VIII вида)
Пушкинского района г.Санкт-Петербург
Доклад
на тему:
«Опыт интеграции детей с МНР в среду учащихся общеобразовательных школ средствами мастер-классов»
Воспитатель :
8 «ОР», 9 «ОР», 11 «ОР»
Цыдинжапова С.М.
Санкт-Петербург - 2016 г.
Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к “индивидуальным особенностям” воспитанников: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его “индивидуальных особенностей” и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.
Считается, что успешность образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Полноценные межличностные отношения между воспитанниками – залог гармоничного развития личности и обретения ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, родственные связи воспитанников, время пребывания в школе-интернате, личностные качества детей, структура школы-интерната, формирование групп и многое другое, что необходимо учитывать педагогам при решении этой проблемы.
Положительное влияние на взаимоотношения воспитанников в группах и в целом в школе-интернате оказывает организация совместно деятельности старших и младших детей.
В зависимости от назначения, характера и условий деятельности, в которую включаются воспитатели и дети, могут формироваться различные разновозрастные объединения. В целях раскрытия возможностей и развития важнейших сторон личности ребенка, постепенного расширения и обогащения сферы его общения, а также освоения различных социальных ролей полезно предусмотреть и создать условия для вхождения детей в постоянные и временные объединения, сформированные по различным принципам.
Организуя взаимодействие детей разного возраста, воспитатели руководствуются следующими требованиями:
- Интеграция и дифференциация социальных интересов детей. Это означает учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдет для себя привлекательную, личностно значимую сторону.
- Обновление содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста; добровольное включение детей во все сферы социальных отношений стимулирует участие воспитанников в поиске совместных дел.
- Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимной поддержки, обеспечение защищенности каждого ребенка; забота о том, чтобы отношения ребенка с остальными были референтными для него, и не допускалось подавления личности в этой группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет воспитанник.
- Саморазвитие и самоорганизация жизнедеятельности в разновозрастном коллективе детей. Это означает добровольность объединения детей, предоставление воспитанникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастном коллективе.
Контакты детей разного возраста стимулирует проведение коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими, что достигается специальной подготовкой детей – организаторов, лидеров организаторской деятельности, и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми.
Воспитательные стратегии формирования готовности к адекватным социальным и межличностным отношениям у воспитанников могут быть следующие:
1) Социальное обучение. Основные педагогические воздействия сосредоточены в развитии эмоциональной, волевой и мотивационной сферах и заключаются в поддержке и поощрении здоровых типов поведения. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания (полоролевой идентификации), личный пример, беседы, тренинги, социальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), внеклассные мероприятия (вчера, конкурсы, встречи, тематические экскурсии и т.д.).
2) Социальное закаливание. Это педагогическое воздействие сосредоточено в основном на развитии предметно-практической сферы с целью развития “иммунитета” к социальному давлению. Это организация позитивного взаимовлияния воспитанников друг на друга и их развитие по линии “от игры к делу”. Ведущие методы при этом – метод воспитывающих ситуаций и социальны проб в процессе деятельности детского самоуправления. Дети должны получить навыки противостояния давлению сверстников (“социальная прививка”), выработать взаимоуважительный, товарищеский тип взаимоотношений без насилия.
3) Познавательно-поведенческое предотвращение нежелательного поведения. Основные педагогические воздействия при этом сосредоточены в основном на развитии интеллектуальной и экзистенциальной сфер воспитанников и заключаются в применении методов убеждения, научения анализу деятельности и общения (анализ проблем и ситуаций), сознательному принятию решений и коррекции поведения. Формами этой воспитательной работы могут быть ситуационные ролевые игры, тренинги, театры психо (социо) - драмы, где воспитанники ставят и разыгрывают сценки, в которых они обсуждают свои проблемы, рассматривают варианты решений и находят наилучший. Важно развить у детей умение получать удовольствие от красоты природы, искусства, человеческого общения; научить способам снятия стрессов в адекватных социально приемлемых формах.
4) Индивидуальная и групповая психологическая коррекция и реабилитация, (для детей со сходными проблемами) например, для жертв жестокого обращения, насилия, совращения и т.д.
Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких – либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей.
Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.
Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. Как указывает Н.Я.Семаго, в результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития.
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, само реализоваться в обществе.
Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Педагоги нашей школы делают всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие. Уделяют большое внимание родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разным жизненным ситуациям.
Мы убеждаемся, что для части детей с отклонениями в развитии наиболее эффективной будет не только образовательная интеграция (инклюзия), а также и социальная. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.
Коллективные творческие дела позволяют создать в совместных мастер-классах широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела (и дети с нормальным интеллектом и дети с умственной отсталостью) находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии и в ситуации взаимодействия друг с другом.
Педагогический коллектив школы ищет пути и возможности интегрировать учащихся школы в общеобразовательную среду. Для реализации этой задачи учащиеся привлекаються к участию в разных конкурсах, викторинах, праздниках, проходящих и в школе, и в городе, на международном уровне.
Такие мероприятия, как мастер-классы, полезны не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей и взрослых, так как они учатся принимать «особых» людей такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами. Совместные воспитательные мероприятия необходимы. Они помогают детям с ОВЗ увидеть значимость своих трудов (подготовки к мероприятиям), дают им толчок для дальнейшего саморазвития и совершенствования, повышают самооценку.
На мастер-классах учащиеся с ОВЗ также находятся вместе с нормально развивающимися детьми. Обсуждение различных подходов в выполнении ситуаций, тренинги, тесты, и др. – создают у детей с особыми потребностями чувство полноценности, «нужности» обществу.
Коллективные творческие дела позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела (и дети с нормальным интеллектом и дети с умственной отсталостью) находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии и в ситуации взаимодействия друг с другом. Такие мероприятия полезны не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей и взрослых, так как они учатся принимать «особых» людей такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами.
Совместные мероприятия с учащимися других специальных (коррекционных) классов также можно назвать интеграцией. Дети учатся быть терпимыми друг к другу, воспитывают в себе уважение к окружающим, чувствуют поддержку.
Взаимообучение через мастер-классы позволяет учащимся СКК чувствовать себя более успешными и востребованными.
Этапы организации мастер-класса:
I этап – пропедевтический. Воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом. Обсуждают, предлагают свои формы работы, подбирают и готовят материал.
II этап – освоение способов работы с материалом (в том числе с использованием инструментов). Изготовление образца.
III этап – этап проведения открытого мероприятия (мастер-класс для нормально развивающихся учащихся)
IV этап – Подведение итогов мероприятия (что получилось? Что вызвало затруднения? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не было этих затруднений? и др.)
Городская научно-практическая конференция
«Международный подход в сопровождении детей с множественными нарушениями развития»
Секция №4.
«Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работе с детьми с ОВЗ»
по теме: «Опыт интеграции детей с ТМНР в среду учащихся общеобразовательных школ средствами мастер-классов».
Воспитатель 8, 9, 11 классов «ОР»
Цыдинжапова Сыржема Молотовна
Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к “индивидуальным особенностям” воспитанников: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его “индивидуальных особенностей” и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.
Считается, что успешность образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Право на образование – это право любого человека. А образование и воспитание детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации.
Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких – либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей.
Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.
Контакты детей разного возраста стимулирует проведение коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими, что достигается специальной подготовкой детей – организаторов, лидеров организаторской деятельности, и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми.
Коллективные творческие дела позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник мастер – класса (и дети с нормальным интеллектом и дети с умственной отсталостью) находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии и в ситуации взаимодействия друг с другом. Такие мероприятия полезны не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей и взрослых, так как они учатся принимать «особых» людей такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами.
Совместные мероприятия с учащимися других специальных (коррекционных) классов также можно назвать интеграцией. Дети учатся быть терпимыми друг к другу, воспитывают в себе уважение к окружающим, чувствуют поддержку.
Задача встреч на мастер-классах, это формирование у учащихся детей с нормальным развитием гуманного отношения к людям с особыми потребностями, формирование правильных форм взаимодействия учащихся обеих категорий.
Педагогический коллектив школы ищет пути и возможности интегрировать учащихся школы в общеобразовательную среду. Для реализации этой задачи учащиеся привлекаются к участию в разных конкурсах, викторинах, праздниках, проходящих и в школе, и в городе, на международном уровне.
Такие мероприятия, как мастер-классы, полезны не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей и взрослых, так как они учатся принимать «особых» людей такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами. Совместные воспитательные мероприятия необходимы. Они помогают детям с ОВЗ увидеть значимость своих трудов (подготовки к мероприятиям), дают им толчок для дальнейшего саморазвития и совершенствования, повышают самооценку.
Взаимное обучение через мастер-классы позволяет учащимся чувствовать себя более успешными и востребованными.
На мастер-классах учащиеся с ОВЗ также находятся вместе с нормально развивающимися детьми. Обсуждение различных подходов в выполнении ситуаций, тренинги, тесты, и др. – создают у детей с особыми потребностями чувство полноценности, «нужности» обществу.
Мы считаем, что такие формы работы способствуют продуктивному включению учащихся с особыми потребностями в среду нормально-развивающихся сверстников, формируют у нормально развивающихся детей, их родителей и педагогов гуманное отношение к людям с особыми потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Социализация и профессиональная ориентация во внеурочной деятельности в воспитательной работе"
Образовательная среда – это то, что отличает одну школу от другой. Составляющие элементы этой среды, в принципе, везде одинаковые. Но их наполнение, их содержание, особенности их взаимодействия ...
Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.
Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...
Организация внеурочной деятельности как формы работы с одаренными детьми
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны св...
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...
Обеспечение индивидуального подхода при организации внеурочной деятельности
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду....
Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по физической культуре согласно требованиям ФГОС
Анализ современных подходов к инновационным подходам в организации внеурочной деятельности по физической культуре школьников и определение пути ее совершенствования....