Беседа "Трудные дети или ..."
методическая разработка по теме
Материал для работы классным руководителям учащихся начальных классов м родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_trudnye_deti_ili_trudnye_vzroslye.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области»
Трудные дети
или трудные взрослые
Трудные дети или трудные взрослые
Отношение к ребёнку до его рождения и в первые недели жизни во многом определяет характер будущих отношений с ним.
Когда идёт речь о малыше, термин «трудный» ещё не употребляется. Во всяком случае, мне не доводилось слышать жалоб родителей на трудного младенца, хотя трудностей на этом этапе хоть отбавляй. Правда, они носят внешний, не психологический характер, и большинством родителей справедливо воспринимаются как неизбежное , но временное зло.
Пока ребёнок маленький, мать особенно не задумывается, как к нему относиться, ей бы успеть переделать все дела по уходу за этим крохотным крикливым существом да выспаться. Ребёнок сыт , сухой, молчит, значит, все в порядке.
И все-таки замечено, что когда в доме спокойно, нет скандалов, ссор, то и ребёнку лучше, он крепко спит, хорошо ест. И тем самым матери дает больше покоя. Такой вот получается круг: матери хорошо – ребёнку хорошо - матери хорошо.
В этот период и радости, и горести у них общие. Только мать осознает причину своих беспокойств, а ребёнок нет. Постоянное преобладание негативных эмоциональных переживаний у него ведет к выраженным изменениям на клеточным, биохимическом уровне - нарушаются физиологические механизмы функционирования нервной системы и управляемых ею основных внутренних органов.
Длительные депрессивные состояния матери особенно в первые месяцы жизни ребёнка ведут к ослаблению его нервной системы, созданию постоянного подавленного эмоционального фона и как следствие – предрасположенности к тревожному, аффективному поведению, страхам, стрессам...
Итак, трудности и у матери, и у ребёнка с самого начала общие, хотя взрослые не всегда это осознают. Лишь единицы в состоянии объективно оценить переживания ребёнка. Если одни понимают, что ребёнок плачет, капризничает из-за того, что ему плохо, то другие вообще никогда не задумывается над этим. Они либо игнорируют капризы ребёнка, либо пытаются любым способом отвлечь малыша. А на то, чтобы подумать, понять, у них не хватает ни времени, ни опыта. И складывается неожиданная ситуация: ребёнок всегда настроен на «психологическую волну» матери, ощущает её состояние и заражается им, а вот мать далеко не всегда. Сигналы ребёнка «забиваются» множеством «шумов» - побочных мыслей, чувств, ощущений, возникающих в суете нашей жизни и не связанных непосредственно с малышом. Она не воспринимает трудности, испытываемые ребёнком, она понимает то, что малыш доставляет ей этим дополнительные сложности. Тогда и появляется первое и очень устойчивое представление о нем, как о трудном, то есть мешающем, вызывающем хлопоты, обязанности, тревоги.
Так возникают трудные дети. Возникают из-за нарушения эмоционального контакта в тех случаях, когда взрослый недооценивает сложившуюся ситуацию, не осознает, что, кроме него, никто не властен её исправить, никто не сможет сделать его - ребёнка «лёгким».
Почему же эта, в общем-то, простая мысль так редко приходит нам в голову?
Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребёнка, считают прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых – мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестёр. А маленький ребёнок. Не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряжённость, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.
Разумеется, никто специально не создает эмоционально неблагоприятного климата для своего ребёнка. Семья живет так, как она привыкла жить, бывает, что поругаются, покричат, обидят друг друга. Ничего страшного в этом нет. А ребёнок? Чтож, он маленький, ещё не понимает. Вырастет – поймёт. Да и вообще это неплохо для него, ему ведь тоже с людьми жить!
Такая точка зрения – самая распространённая. Большинство из нас совершенно не учитывает эмоциональных потребностей ребёнка, по сути игнорирует их, считая излишней роскошью. А ведь это ребёнку гораздо важнее, чем материальные атрибуты достатка: импортная одежда... Все это для взрослых, чтобы они радовались, вызывая друг у друга зависть. А для ребёнка несоизмеримо важнее эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надёжный контакт с ними. Потом, когда добавляются и другие контакты со взрослыми и детьми, радость человеческого общения останется для растущего ребёнка основной и непреходящей ценностью.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует.
С гениальной простотой писал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение, - утверждал он в «Книге для родителей», - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребёнка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.
В партнёрском союзе между школой и семьей ведущая роль, бесспорно, принадлежит школьному педагогическому коллективу, носителю профессионализма в области становления и развития личности. Взаимодействие школы и семьи не может выстраиваться на паритетных началах. Но ведь родители и не отказываются от роли ведомого в деле воспитания их детей – лишь бы быть уверенными в педагогической компетентности школы.
Н.Е. Щуркова выделяет пять принципов взаимодействия школы и семьи.
Первый – принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров.
По взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни: Школа.
Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку.
Третий – принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров как условия их взаимодействия.
Четвёртый – принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка. Взаимная информация о ребёнке всегда должна сопровождаться просьбой принять участие в содействии необходимых условий успешной деятельности детей.
Пятый - принцип со деятельности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антун де Сент-Экзюпери в метафорической форме отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.
Первый опыт социальных отношений и связей приобретает ребёнок в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а также дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт
Одной из основных задач является обеспечение в семье успешной социальной адаптации детей и подростков.
Отношения детей и родителей в последние десятилетия начинают определяться глубиной и привязанностью друг к другу, так как для большинства людей дети становятся одной из главных ценностей. Однако это усложняет отношения в современной семье. Причины здесь заключены в том, что меняются привычные позиции родителей. Отец в большей части перестал быть экономическим главой семьи, часто эту функцию выполняет мать, не работает, как было ранее авторитет родительской власти. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители, имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи, то есть в других сферах жизнедеятельности. Все менее контролируемыми и реализуемыми становятся запреты родителей. Порою, родители и сами не могут решить, что следует разрешать, а что необходимо запрещать. Это делает позиции отца и матери в отношениях с детьми нередко драматичной.
Родителям необходимо решение социальных проблем, разрешение конфликтных ситуаций:
- воспитание детей в семье
- проблемы внутреннего и внешнего общения семьи
- пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма и т.п.);
- организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребёнка, организация контроля внешкольного пребывания ребёнка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройства и т.п.).
Свободное время школьников отлично по объёму и структуре от свободного времени взрослых людей в силу различия их социальных ролей, поэтому оно не должно и не может быть свободным от воспитания и общественного контроля.
Школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать все способности ученика. Мы понимаем, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека.
Трудно переоценить роль школьных социальных педагогов, которые обеспечивают допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков, играют роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом. Родителям необходимо понять и принять это.
Социальный педагог: Латынина Людмила Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...