статья по теме "Поиск партнера и налаживание коммуникации ученика имеющего статус отверженного"
статья по теме
Многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться. Статья посвящена рассмотрению этого вопроса и будет интересна учителям, классным руководителям, родителям...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ
«Поиск партнера и налаживание коммуникации ученика имеющего статус отверженного»
Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует нас не только потому, что мы постоянно сталкиваемся с ней в своей педагогической практике. Практически каждый из нас учился в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы повеления, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.
Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая? Собственные наблюдения, биографии разных людей и примеры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. Попробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.
Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы (класса) - это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы. Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.
ЦЕЛЬ данного проекта изучить и проанализировать ситуацию возникновения отверженных учащихся в классе, рассмотреть пути выхода из конфликтных ситуаций и уменьшения отрицательных последствий «отверженности» некоторых учащихся классным коллективом.
Задачи:
- Проанализировать ситуацию возникновения отверженных в коллективе;
- Разработать систему работы с коллективом для ослабления ситуации отверженности отдельных учащихся;
- Способствовать формированию дружного классного коллектива;
В диагностике использовались методики:
- Люшера (цветовой тест – выявление особенности состояния человека);
- Басса-Дарки (тест на агрессивность);
-Айзенка (выявление темперамента человека);
- Экспресс методикаШальто А.Ю. и Михалюк О.С.(оценка эмоционального и поведенческого компонентов отношения к коллективу);
- Уровень толерантности.
-социометрический тест
Анкетирования:
Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые ( свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить не ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками
б) с учителями
в) с родителями
г) с другими членами семьи
д) с друзьями во дворе
е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются?
- а) мало или нет друзей
- б) обижают, дразнят;
- в) воруют вещи
- г) бьют
- д) не понимают моего внутреннего мира
- е) нет общих интересов
- ж) заставляют что-либо делать
- з) держат в страхе
- и) мне неинтересно с ними
- к) требуют только хороших оценок
- л) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
- а) к товарищу по классу
- б) к товарищу вне класса
- в) к маме
- г) к отцу
- д) к др.родственнику
- е) к учителю
- ж) ?
Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"
Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерн...
Статья "Современный урок - совместное творчество учителя и ученика"
Как сделать так, чтобы каждый урок , какой бы сложной задачей это нам не казалось, являлся ступенью на пути к новым вершинам знаний и развития современного ученика, т.к. ...
Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"
Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребован...
статья "ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ РОЛЕВЫХ ИГР"
Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изуча...
Статья "ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК (старшие классы)"
ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕКЮракова А.С.Постановка проблемы. Юношеский возраст - пора дружбы и любви. Часто эти понятия неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отнош...
Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"
Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"...
Использование физического театра как один из методов невербальной коммуникации в условиях ОУ при работе с детьми имеющими РАС
Большинство людей с аутизмом невербальны, и невербальная коммуникация для них более естественна. В основе метода невербальной коммуникации физического театра лежит природная потребность любого человек...