статья по теме "Поиск партнера и налаживание коммуникации ученика имеющего статус отверженного"
статья по теме

Алиса Мидатовна Герасименко

Многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться. Статья посвящена рассмотрению этого вопроса и будет интересна учителям, классным руководителям, родителям...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

 «Поиск партнера и налаживание коммуникации ученика имеющего статус  отверженного»

Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует нас не только потому, что мы постоянно сталкиваемся с ней в своей педагогической практике. Практически каждый из нас учился в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презрение.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы повеления, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая? Собственные наблюдения, биографии разных людей и примеры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. Попробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы (класса) - это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы. Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.
 ЦЕЛЬ данного проекта изучить и проанализировать ситуацию возникновения отверженных учащихся в классе, рассмотреть пути выхода из конфликтных ситуаций и уменьшения отрицательных последствий «отверженности» некоторых учащихся классным коллективом.

Задачи:

  1. Проанализировать ситуацию возникновения отверженных в коллективе;
  2. Разработать систему работы с коллективом для ослабления ситуации отверженности отдельных учащихся;
  3. Способствовать формированию дружного классного коллектива;

В диагностике использовались методики:

- Люшера (цветовой тест – выявление особенности состояния человека);

- Басса-Дарки   (тест на агрессивность);

-Айзенка (выявление темперамента человека);

- Экспресс методикаШальто А.Ю. и Михалюк О.С.(оценка эмоционального и поведенческого компонентов  отношения к коллективу);

- Уровень толерантности.

-социометрический тест

Анкетирования:

Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые ( свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить не ответы, которые отражают их общение. 

1. Есть ли у тебя трудности в общении? 

а) со сверстниками 
б) с учителями 
в) с родителями 
г) с другими членами семьи 
д) с друзьями во дворе 
е) для свободного ответа 


2. Если есть, то в чем они заключаются? 

  • а) мало или нет друзей
  • б) обижают, дразнят;
  • в) воруют вещи
  • г) бьют
  • д) не понимают моего внутреннего мира
  • е) нет общих интересов
  • ж) заставляют что-либо делать
  • з) держат в страхе
  • и) мне неинтересно с ними
  • к) требуют только хороших оценок
  • л) не видят моих хороших качеств


3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? 

  • а) к товарищу по классу
  • б) к товарищу вне класса
  • в) к маме
  • г) к отцу
  • д) к др.родственнику
  • е) к учителю
  • ж) ?

Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"

Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика  является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерн...

Статья "Современный урок - совместное творчество учителя и ученика"

Как сделать так, чтобы каждый урок , какой бы сложной задачей это нам не казалось,  являлся  ступенью на пути к новым вершинам  знаний  и развития  современного ученика, т.к. ...

Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"

Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребован...

статья "ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ РОЛЕВЫХ ИГР"

Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изуча...

Статья "ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК (старшие классы)"

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕКЮракова А.С.Постановка проблемы. Юношеский возраст - пора дружбы и любви. Часто эти понятия неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отнош...

Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"

Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"...

Использование физического театра как один из методов невербальной коммуникации в условиях ОУ при работе с детьми имеющими РАС

Большинство людей с аутизмом невербальны, и невербальная коммуникация для них более естественна. В основе метода невербальной коммуникации физического театра лежит природная потребность любого человек...