Статья "Современный урок - совместное творчество учителя и ученика"
методическая разработка по французскому языку по теме
Как сделать так, чтобы каждый урок , какой бы сложной задачей это нам не казалось, являлся ступенью на пути к новым вершинам знаний и развития современного ученика, т.к. урок – это прежде всего инструмент формирования его личности. Если урок интересен для учеников и для учителя, тогда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это как будто бы совершенно новый урок , но не теряющий связи с прошлым, то есть актуальный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего молодого человека, проявляющийся в действительности и дающий перспективу для будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_2.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок - совместное творчество учителя и ученика.
Как сделать так, чтобы каждый урок , какой бы сложной задачей это нам не казалось, являлся ступенью на пути к новым вершинам знаний и развития современного ученика, т.к. урок – это прежде всего инструмент формирования его личности. Если урок интересен для учеников и для учителя, тогда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это как будто бы совершенно новый урок , но не теряющий связи с прошлым, то есть актуальный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего молодого человека, проявляющийся в действительности и дающий перспективу для будущего.
Какие бы ни совершались реформы и преобразования в области образования, урок остается главной формой обучения, хотя меняются цели и содержание преподавания в современной школе, появляются новые средства и технологии обучения.
Но в настоящее время, как и прежде, многие учителя предпочитают традиционный урок, что иногда является логически оправданным. Это объясняется разными причинами: чаще всего привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и порой не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки , требующей моральных и физических затрат от учителя.
Но есть учителя, и их немало, которым удается изменить ход традиционного урока так, чтобы это понравилось не только им, но и их ученикам. И самым интересным становится то, что они стремятся к вовлечению в активный творческий процесс обучения своих учащихся. Естественно, учитель не освобождается от своей обязанности учить, но он начинает учить по-новому.
Что главное в уроке? Каждый учитель на этот счет имеет свое мнение. Одно из них - актуализация значения некоторых привычных (традиционных) частей урока
Учитель должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик оказался в ситуации, когда он может и желает раскрыть свои потенциальные возможности, когда он берет ответственность за свой ученический труд на себя, вступая с учителем в отношение доброжелательного сотрудничества, а не иждивенчества. Когда ученик окажется с помощью учителя и его методики в такой ситуации, тогда можно считать свой урок успешным, современным. А это порой бывает очень трудно.
Попробуйте провести в вашей школе опрос учащихся, который поможет Вам выделить такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, вы убедитесь, что дети дадут учителям рекомендации не придерживаться старых методов обучения, так как появилось множество разнообразных, интересных форм уроков, а также сократить количество письменных заданий на уроке, чтобы дать отдых рукам.
Тест для учащихся
№ п/п | Основные вопросы | Варианты ответов |
1 | Что для вас современный урок? | 1. Интересный, понятный 2. Веселый 3. Применение компьютера |
2 | Что вам больше всего нравится в уроке? | 1. Выражение собственного мнения 2. Самостоятельная творческая работа |
3 | Какова роль учителя на уроке? | 1. Объяснять новую тему 2. Дать хорошие знания, подготовить к ГИА 3. Координатор действий, наставник 4. Главная |
4 | Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний? | 1. Учитель 2. Сами
|
5 | Нужна ли на уроке физкультминутка? | 1. Да 2. Нет |
В основном организация современного урока зависит от того какой стиль преподавания присущ тому или иному учитель. А какие же педагоги работают в вашей школе? Я могу предложить вам пройти тест «Стиль преподавания».
Тест для учителей
«Стиль преподавания»
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы анкеты:
I. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок
II. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации
2) нет 3) да
III. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
IV.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
V. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
VI. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
VII.По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
VIII. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1) нет, это недопустимо
2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает
IX. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу
X.Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет 2) когда как 3) не знаю
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
современный урок должен отвечать следующим требованиям:
1. Личностные качества учителя, влияющие на атмосферу урока: доброжелательность; заинтересованность в успехе каждого ученика; открытость ; гибкость , т.е. умение легко преодолевать конфликты; активность (умение держать учащихся в рабочем тонусе); дифференцированный подход.
2.Характер взаимоотношений учителя и учащихся: активно-положительный;
3. Стиль общения учителя и учащихся: общение на основе дружеского расположения; общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. 4.Эмпатическое речевое воздействие учителя на учащихся.
5.Психическое состояние учащихся: отсутствие страха, тревожности, наличие уверенности в себе, активности, чувства радости.
6. Психический микроклимат на уроке.
7. Мотивация познавательной деятельности школьников: оптимальность способов развития познавательного интереса учащихся на уроке.
8. Индивидуализация и дифференциация обучения: изучение и учет реальных учебных возможностей, индивидуально-психологических и возрастных особенностей школьников; оптимальность способов дифференцирования, учет состояния здоровья детей.
9. Реализация 4-х золотых правил урока выделение главных мировоззренческих, теоретических или практических идей урока, неоднократное их повторение различными способами;
•перевод учащихся из положения пассивных слушателей в состояние активно действующих субъектов;
•целенаправленность урока (все, что на уроке «работает» на его конечный результат); •организация радостной коллективной познавательной деятельности.
10.Обучение учащихся рациональной организации учебной деятельности .
11. Развитие общеучебных умений.
12. Выполнение гигиенических требований к уроку.
•отсутствие утомления, усталости и переутомления школьников; рациональное чередование различных видов деятельности;
•оптимальность физкультминуток;
•оптимальность воздушно-теплового режима в учебном кабинете;
•оптимальность светового режима в классе;
•правильная осанка учеников;
•оптимальность релаксационных приемов.
13. Оптимальность объема и степени сложности домашнего задания.
14.Оптимальная реализация воспитательного потенциала валеологической деятельности на уроке. К настоящему времени определено основное понятие, характеризующие валеологию: валеологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей (Э.Н.Вайнер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.
Известно, что знания нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до п...
Метод совместного творчества учителя и ученика как средство формирования компетенций обучающихся
Из опыта организации работы физического кружка в школе....
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов», номинация: Общее образование...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
В знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом, мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...