Кого мы можем назвать ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК
статья по теме
В настоящее время вопрос о трудных детях стал актуальным.
Факторы риска:
- Медико-биологические факторы.
- Психологический фактор.
- Педагогический фактор.
И так, ТРУДНЫЕ ДЕТИ – это социально или педагогически запущенные дети, которые либо физически не совсем здоровы, либо плохо воспитаны и обучены.
Наша с Вами работа в школе, уважаемые коллеги, работа учителя и воспитателя – это корректор жизни детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кого мы можем назвать ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК
Надо сказать, что до революции и в педагогической литературе, и в педагогической практике уделялось известное место той категории детей, которых прежде называли малолетними преступниками. Что же касается трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, потому что они всюду изгонялись, как бы выбрасывались за борт школы.
В настоящее время вопрос о трудных детях ставится совсем иначе. Эта проблема стала особенно актуальна в последнее десятилетие. Увеличение числа трудновоспитуемых детей, детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- Рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- Массовые нарушения прав детей;
- Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- Рост венерических заболеваний у несовершеннолетних;
- Высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков;
- Омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние несовершеннолетних совершено детьми в возрасте 8-14 лет;
- Увеличение преступности среди девочек подросткового возраста;
- Увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию;
- Рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей.
Кто они? Это, прежде всего, дети, которые требуют к себе повышенного внимания со стороны взрослых, профилактических и социально-педагогических служб.
Откуда появляются трудные дети? Что предопределяет становление трудновоспитуемым?
Факторы риска:
- Медико-биологические факторы: (Слайд 4)
- Дети с ослабленным здоровьем;
- Дети-инвалиды
- Социально-экономический фактор зависит:
- От социального статуса семьи,
- От её положения в обществе,
- От социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе, где работают родители.
К этой категории относятся дети:
- из многодетных семей;
- из социально опасных семей;
- из опекунских семей;
- из неполных семей.
- Психологический фактор, в основе которого лежит внутреннее состояние человека. Здесь мы говорим:
- О девиантном поведении – поведении человека, отклоняющегося от установленных правовых или нравственных норм, нарушающем их.
- О делинкветном поведении – поведении человека, направленном на пристрастие к курению, токсикомании, употреблению наркотиков и алкоголя.
- Педагогический фактор. Это:
- дети, нуждающиеся в защите своих прав;
- одарённые дети;
- слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней или физических данных;
- это дети, отвергаемые социумом или сверстниками.
Задача практической деятельности каждого педагога – исключить из жизни детей те элементы, те виды деятельности, воспитательные результаты которых не соответствуют воспитательным целям.
Интересны результаты исследования Н. Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков:
- К первой группе он относит психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Эти дети раздражительны и эмоционально неустойчивы, их знания ограничены. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Такие учащиеся паясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.
- Ко второй группе Н. Вайзман относит подростков с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей и педагогов.
- В третьей группе подростков преобладает расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление алкоголя и даже наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они часто злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
И так, ТРУДНЫЕ ДЕТИ – это социально или педагогически запущенные дети, которые либо физически не совсем здоровы, либо плохо воспитаны и обучены. Это дети, которые, как нам известно:
- Не любят трудиться;
- Не могут заниматься систематически;
- Делают только то, что интересно;
- Нарушают школьную дисциплину и порядок;
- Не хотят учиться;
- Конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями;
- Прогуливают уроки;
- Бродяжничают;
- Пьют;
- Употребляют наркотики;
- Нарушают законы;
- Наиболее склонны к суициду.
Наша с Вами работа в школе, уважаемые коллеги, работа учителя и воспитателя – это корректор жизни детей. Успехов Вам в Вашем благородном, но порой неблагодарном труде.
B заключение хочется сказать словами В.Н. Сорока-Росинского: «…Школе для работы с трудновоспитуемыми нужны педагоги с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особым складом характера и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕНЦИИ Рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних; Массовые нарушения прав детей; Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков; Рост венерических заболеваний у несовершеннолетних; Омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние малолетних совершено детьми в возрасте 8-14 лет; Увеличение преступности среди девочек подросткового возраста; Увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию; Рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей.
Факторы риска Медико-биологические Социально-экономические. Психологические Педагогические
Медико-биологические факторы Ослабленное здоровье ребёнка; Инвалидность ребёнка
Социально-экономический фактор зависит От социального статуса семьи, От её положения в обществе, От социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе, где работают родители. В группу риска могут попасть дети: из многодетных семей; из социально опасных семей; из опекунских семей; из неполных семей.
Психологический фактор девиантное поведение – поведение человека, отклоняющегося от установленных правовых или нравственных норм, нарушающего их. делинкветное поведение – поведение человека, направленное на пристрастие к курению, токсикомании, употреблению наркотиков и алкоголя.
Педагогический фактор ЭТО: дети, нуждающиеся в защите своих прав; одарённые дети; слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней или физических данных; это дети, отвергаемые социумом или сверстниками.
ТРУДНЫЕ ДЕТИ – это социально или педагогически запущенные дети, которые либо физически не совсем здоровы, либо плохо воспитаны и обучены. Не любят трудиться; Не могут заниматься систематически; Делают только то, что интересно; Нарушают школьную дисциплину и порядок; Не хотят учиться; Конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями; Прогуливают уроки; Бродяжничают; Пьют; Употребляют наркотики; Нарушают законы; Наиболее склонны к суициду.
… Школе для работы с трудновоспитуемыми нужны педагоги с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особым складом характера и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома. А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
Педагогический совет "Трудный ребёнок. Как ему помочь?"
Цель:способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики в учебно- воспитательном процессе.Задачи:- проанализироватьпрактикуиспользованияприемовиметодов п...
Родительское собрание "Трудный ребёнок. Так ли это?"
В процессе работы у родителей закрепляется установка, что природная конституция человека по сути вторична, если речь идёт о поведенческих аспектах и, в частности, об отклоняющемся поведении....
Каких людей мы можем назвать творческими?
Каких людей мы можем назвать творческими? Самый явный контингент, который так и напрашивается, это так называемые – «люди искусства». То есть те, кто активно занимается каким-либо вид...
"Кого мы можем назвать скромным человеком?"обсуждение-кукольного спектакля
Занятие -обсуждение кукольного спектакля поможет детям разобраться в себе ....
Родительское собрание "Трудный ребёнок, трудный возраст. Так ли это?"
Обсуждение с родителями проблемы воспитания в семье ребёнка в трудный для него период жизни – переходный период....
Как помочь трудному ребёнку (методическая учеба для педагогов)
Цель методической учебы: рассказать педагогам о формах и методах работы с «трудными» детьми.Задачи: - рассмотреть понятие «трудный» ребенок;- выяснить причины отклоняющегося по...