Родительское собрание "Трудный ребёнок. Так ли это?"
план-конспект по теме
В процессе работы у родителей закрепляется установка, что природная конституция человека по сути вторична, если речь идёт о поведенческих аспектах и, в частности, об отклоняющемся поведении. Практика проведения занятий показывает, что родители старшеклассников в процессе изложения ведущим информационного материала задают вопросы, часто укоряя детей в недостатках, связанных с непониманием позиции взрослого........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobranie.zip | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Трудный ребёнок. Так ли это?»
Цели:
- Информационное обеспечение родителей
- Повышение педагогической культуры.
Ход собрания
- Информация ведущего об отклоняющемся поведении.
Общение – это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведёт к жизненному успеху.
Это набор следующих характеристик:
1.Активность (желание вступать в контакт).
2.Умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, поддерживать диалог.
3.Знания (правил во взаимодействии).
Нарушение взаимодействия, возникновение барьеров в общении - показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выражается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных качеств личности: агрессивности, конфликтности, тревожности, застенчивости и др.
Давайте с вами рассмотрим по порядку данные негативные качества, особенности их проявления, а также подумаем, как на них реагировать при общении с ребёнком.
Агрессивность- предрасположенность к насилию, обусловлена природными задатками человека.
Вспышки неповиновения, ярости с элементами агрессии наблюдаются у детей ещё в раннем возрасте. Причиной такого поведения является неудовлетворение какой-либо потребности. И если в ответ на агрессию ребёнок получает контрагрессию со стороны родителей, а она гораздо сильнее, то формируется стереотип поведения. Поэтому агрессия в старшем школьном возрасте чаще всего является формой протеста против действий родителей. Она может быть местью за эмоциональную холодность со стороны близких (родителям некогда общаться с ребёнком, они зарабатывают деньги и заменяют общение подарками). Может быть ещё и другое когда ребёнок просто усваивает данный способ взаимодействия, проецируя родительские отношения. Пример -частые ссоры между родителями, оскорбления, драки в присутствии ребёнка. Иногда физическое насилие по отношению к ребёнку.
Как правило, такое поведение характерно для молодых людей, родители которых культивируют такие типы семейного воспитания, как эмоциональное отвержение или гипопротекцию.
Не стоит также забывать и о природной конституции ребёнка: если он холерик или меланхолик. То агрессия будет носить наступательный характер, а если флегматик или сангвиник, то защитную. Это правила, но бывают и исключения.
Агрессия также может быть вызвана неудовлетворённостью потребности в лидерстве. Чаще такая картина наблюдается у детей, избалованных родительским вниманием. Дома он лучший, а в классе?
Именно агрессивные, напористые являются лидерами неформальных, чаще асоциальных, групп. Так усваивается лишь один способ взаимодействия с окружающими подчинение своей воле. Отсюда цинизм, эгоизм, эмоциональная холодность, сознательное игнорирование норм поведения, а отсюда и проблемы с обучением. Для агрессивных именно социальные мотивы, а не учебные, являются доминирующими!
Советы родителям:
- Запрет, а тем более «ор» лишь усугубит проблему
- Санкция должна соответствовать проступку
- Не допускайте вспышек агрессии в присутствии своего ребёнка
- Используйте прикосновение (тактильный контакт)
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства
- Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах
- Используйте удивление для переноса и отреагирования агрессии.
Конфликтность. О таких говорят, всем хорош, но задира, каких мало. Причин, обусловливающих такое поведение множество, но справедливости ради следует разобрать основные.
Такое поведение может быть следствием эгоцентричности молодого человека. Если с детства ребёнок в центре внимания семьи, а тип воспитания – потворствующая гиперпротекция, то он привыкает получать всё, что только ни пожелает, при минимальных собственных затратах. Когда же такой ребёнок встречается с пренебрежением к своим интересам со стороны окружающих, то он негодует и тем самым провоцирует конфликт.
Бывает и так что данный стереотип поведения усваивает ребёнок, неполучающий необходимого внимания со стороны родителей. Причин много, среди нних можно выделить доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение.
Часто конфликтность наблюдается у вновь пришедших в 10-й класс, в тревожные переходные периоды – конец 9-го, 11-го классов.
Конфликтность как способ привлечения внимания к себе используют старшие дети (если в семье двое, трое детей). Причиной могут быть частые ссоры между родителями, а также вовлечение в процесс воспитания дедушек и бабушек.
Советы родителям:
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор)
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров
- Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся
- Не ссорьтесь между собой в присутствии ребёнка
- Если у вас двое и более детей в семье, помните, что внимание необходимо каждому в равных долях, и в 17 лет- он ребёнок (для вас)!
Тревожность проявляется в несобранности, невнимательности, неусидчивости, чрезмерной подвижности или пассивности ребёнка, а следствием бывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в учёбе.
Каковы же типичные причины подобных поведенческих реакций? Тревожность, как правило, наблюдается у тех старшеклассников, которые с детства всячески опекались близкими по поводу и без повода. Воспитание по принципу – кумир семьи. В результате – инфантильность.
Также результатом тревожности может быть проекция одним из родителей, чаще матерью, своей тревоги на ребёнка. В результате у старшеклассника формируется деструктивный стереотип поведения.
Данное качество может быть следствием семейного неблагополучия (пьющий отец, чрезмерное внимание семьи к младшему ребёнку, развод родителей, воспитание матерью без отца или, наоборот, чрезмерность необоснованных требований и т.д.). Главное – боязнь потерять любовь близкого человека. Для юношей, воспитывающихся без отца,- отсутствие поведенческих эталонов и, как следствие, боязнь не соответствовать мужскому типу.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в основе лежит страх!
Если вовремя не изменить отношение в семье, то возможен переход тревожности в нервозность (навязчивые движения) и в психоз. А это уже состояние, когда необходимо врачебное вмешательство.
Отличницы и отличники через 2-3 года после окончания школы. Удалившись от родителей. Резко меняются в худшую сторону: им надо удовлетворять столько накопившихся за эти годы потребностей.
Страх часто связан с комплексом вины, который вольно или невольно закрепляется в сознании молодого человека. Он формируется в семье, когда родители наклеивают ярлыки на его поведение, не разбираясь в истинных причинах тех или иных поведенческих реакций.
Ощущая свою малоценность, дети могут уйти из семьи. Лживость, изворотливость, даже нечистоплотность – всё это производные комплексы вины!
Поэтому всегда следует искать причины. Взвешивать «за» и «против», а уже за тем говорить или делать – воспитывать!
Советы родителям:
- Выясните причину тревожности
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка, так как он – другой человек (личность).
- Не используйте своего ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Застенчивость. В характеристике тревожности была названа одна из причин, которая деструктивно влияет на развитие личности молодого человека,- это формируемый или уже сформированный комплекс вины. Он, безусловно, оказывает влияние на закрепление комплекса неуверенности. В результате не удовлетворяется базовая человеческая потребность- чувство значительности или самоценности. Застенчивость мешает устанавливать социальные контакты, способствует развитию шизоидной акцентуации (уход в себя, в мир внутренних переживаний), нелюдимости и замкнутости.
Застенчивость характерна для флегматиков и меланхоликов. На закрепление данного качества влияет и тип семейного воспитания, связанный с наличием у родителей фобии утраты ребёнка.
У таких детей наблюдается заниженная самооценка, но главное то, что их психология это психология маленького человека и неудачника. Для них характерны, с одной стороны, зависть к более удачливым, с другой – заниженное самоуважение.
Иногда на закрепление застенчивости влияет опыт неудачного разрешения той или иной ситуации. Неверие в свои силы плюс возможные физические недостатки делают старшеклассника неспособным разрешить этот внутриперсональный конфликт. Именно поэтому родителям необходимо изменить отношение ребёнка к самому себе.
Советы родителям:
- Не давите на ребёнка собственным авторитетом
- Не упрекайте по мелочам
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно.(Не ошибается тот, кто ничего не делает.)
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета
- Наметьте план действий с классным воспитателем
II.Информация о способах отреагирования негативных эмоций.
- «Груша»- в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напряжение.
- «Силовик»- выполните любое из силовых упражнений, например, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.
- «Символ»- на листе бумаги изобразите в цвете (цветным карандашом) символически свои негативные переживания. Затем рассмотрите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.
- «Штрихи»- на листе бумаги, думая о негативных переживаниях, рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью заштрихуйте его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Ребёнок и деньги».
Цель:- помочь родителям сформировать у детей правильное отношение к деньгамЗадачи:- дать родителям информацию о возможных путях формирования культуры обращения с деньгами;- помочь родителям найти пути...
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей; 2) воспитывать чувство взаимопонимания...
Родительское собрание "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"
Родительское собрание...
Родительское собрание «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
Задачи собрания: 1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.2. Способствов...
Родительское собрание "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"
Презетация содержит содержит тестирование и советы родителям по нравственному воспитанию учащихся....
Родительское собрание "Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!"
Презентация к родительскому собранию...
Родительское собрание "Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!"
Родительское собрание. Текст к презентации "Ребенок Учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!"...