Статья. Ответственность как средство профессиональной социализации.
статья на тему
В статье говорится о необходимости развития ответственность, о разных подходах к данному вопросу, видах ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Володенкова В.В.,
МБОУ «Лицей «ФТШ»», г. Обнинск
Социализация - это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям, а жизнь в изменяющемся обществе детерминирует сложность и разнообразие сочетания факторов и проблем социализации. В условиях кризисного, переходного состояния общества при смене типов социально-трудовых отношений возникают серьезные проблемы сохранения и передачи профессионального опыта, преемственности профессиональной культуры и этики, норм и ценностей, а в конечном итоге - профессиональных знаний, умений и навыков. Эта ситуация актуализирует поиски путей оптимизации процесса социализации учащихся, поддержки их вхождения в профессиональную деятельность, как на этапе профессионального старта, так и в периоды профессионального становления. Знания и умения, общие и специальные способности, профессионально важные качества и способы саморегуляции, активизирующие адекватные функциональные состояния, составляют потенциал развития личности. Профессиональная социализация является структурным компонентом процесса социализации, носящей комплексный и многоуровневый характер.
В современном мире чрезвычайно возросла необходимость в принятии ответственных решений в ситуациях неопределенности, вызванных дефицитом или избытком входной информации.
Ответственность представляет собой универсальное профессионально важное качество, востребованное в любой сфере профессиональной деятельности.
В отечественной психологии проблема профессиональной ответственности личности изучается как соотношение свободы и ответственности; дифференциация социальной и личностной ответственности; ответственность как нравственная категория; соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности; ответственность с позиций каузальной атрибуции; развитие и воспитание ответственности.
По мнению ряда авторов, ответственность является центральной личностной характеристикой, определяющей стиль жизни (Л.И. Анцыферова), дающей возможность личности оптимально разрешать противоречия и трудности жизни (К.А. Абульханова-Славская).
Проблема профессиональной ответственности личности в современных психологических исследованиях занимает самостоятельное место. Ее изучению посвящены немногочисленные работы В.А. Бодрова, Л.И. Дементий, А.Г. Луценко, К. Муздыбаев и др.
По признанию большинства ученых, ответственность личности является сложным и многоаспектным личностным образованием. Такое понимание выразилось только в так называемом структурном подходе к ответственности, в рамках которого разными авторами выделяются когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический мотивационный, поведенческий и даже результативный компоненты (В.Ф. Сафин, В.П. Прядеин, Е.Н. Сидорова и др.)
Профессиональная ответственность является сложным, интегративным образованием в структуре личности молодого специалиста, включающим следующие структурные компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и конативный.
Паттернами когнитивного компонента выступают: уверенность в себе, принятие социальных норм, интернальность, рефлексия профессиональных перспектив и рисков. Критериальными показателями когнитивного компонента являются профессиональная компетентность, уважение к социальным нормам и этическим требованиям, когнитивная ориентация
Паттернами мотивационно-ценностного компонента выступают: социальная активность, мотивационный профиль и самооценка. Критериальными показателями мотивационно-ценностного компонента общая и творческая активность, социальная полезность, степень удовлетворенности процессом и результатом деятельности, эмоциональная устойчивость
Паттернами конативного компонента выступает целеполагание, планирование, самоосуществление в процессе достижения профессиональных целей. Критериальными показателями конативного компонента являются планирование профессионального развития, внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному конструированию перспектив карьерного продвижения, самоконтроль и саморегуляция на пути к достижению целей.
Ответственность в деятельности связана, прежде всего, с исполнением своих ролевых обязанностей. Именно они составляют нормативный контекст, на фоне которого оценивается его реальная ответственность.
Ответственность дает возможность оценивать и контролировать не только момент выбора, но охватывает процессы прогнозирования, целеполагания и формирования жизненных и профессиональных планов в ближайшем и отдаленном будущем.
.
Ответственность в значительной мере определяет настоящее личности, переводя её в подлинное оптимальное качество субъекта жизнедеятельности. Поэтому очевидно, что формирование ответственного поведения учащихся является неотъемлемой частью деятельности педагога.
ЛИТЕРАТУРА
- Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности// Социальные исследования. М., 1970. - Вып.З. - С.39.
- Морозова А. В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования: Дис. канд. социол. наук: Тула, 2004 237 c.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.
- Топилина, Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 – 140 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования
В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности «Основы ...
Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"
Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"...
Социализация обучающихся по средствам профессионально-ориентированного обучения
АннотацияРешение основных задач российского образования (повышение его доступности, качества и эффективности) предполагает значительное обновление содержания образования. В настоящее время школа...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"
В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики....