Основы коммуникативной компетенции педагога
презентация к уроку по теме
Презентация на тему "Основы коммуникативной компетенции педагогов".
Итоговое д/з курсов повышения квалификации 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_kommunikativnoy_kompetentnosti_pedagogov.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя.
Формы повышения квалификации, способствующие становлению ключевых компетенций педагогов Виды компетенций: овладение основами педагогической и творческой деятельности ( индивидуальная компетенция ); овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии ( самостроительная компетенция ); овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни ( коммуникативная компетенция ); овладение навыками исследовательской деятельности ( поисково-исследовательская компетенция ); овладение способами составления проектов и программ ( проектировочная и программная компетенция ). компетенции информационных технологий и др.
Глава I Модель развития коммуникативной компетентности учителя Основные функции коммуникации: - коммуникативная , включающую обмен информацией; - интерактивная , предусматривающую организацию взаимодействия; - перцептивная , отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Система развития коммуникативной компетентности учителя 4 этапа: диагностический информационно-мотивационный проектно-организационный обобщающий
Формы организации обучения педагогов для развития коммуникативных умений Проектные семинары Тренинги Методы интерактивного обучения
Глава II Показатели развития коммуникативной компетентности педагога готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект ); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект ); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект ); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения ( ценностно-смысловой аспект ); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Показатели развития коммуникативной компетентности педагога № Показатели Используемые методики оценки уровня развития 1 Мотивационный компонент Анкета “Мотивы трудового поведения” 2 Ценностно-смысловой компонент Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии” 3 Эмоционально-волевой компонент Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина) 4 Когнитивный компонент Тест “Коммуникативная компетентность” (авторский вариант) 5 Поведенческий компонент Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер) Тест “Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога” (В.Ф. Ряховский) Тест определения характеристики коммуникативного компетента педагогического стиля (А.А.Леонтьев) Трансактный анализ общения
Глава III Результаты исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов Наиболее значимые для педагога мотивы: стремление к профессиональному росту (97%) желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%) удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%) хорошее отношение со стороны коллег (70%) осознание общественной значимости своего труда (67%) уважение со стороны руководителей (57%)
Оценка способности педагогов к эмпатии Эмпатия (сопереживание) –умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Уровень эмпатии педагогов Как правило, в педагогическом коллективе преобладают люди с высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою жизнь без своих учеников. Отмечается высокий уровень эмпатийности у учителей гуманитарных предметов. Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла. Низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет.
Стили педагогического воздействия Педагоги тяготеют к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный.
Стили педагогического воздействия “ Ориентация на развитие”, которую демонстрирует значительно меньшее число учителей, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить. “Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя.
Заключение Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...
«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».
подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме...
Статья методиста ИМЦ Колпинского района СП/б «ФГОС как основа профессиональной компетенции педагога»
Ни для кого не секрет, что жизнь в современном мире подвержена огромным скоростям, изменения разного характера в обществе происходят чрезвычайно быстро. Естественно, что касаются они и народного образ...
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)
Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования в образовате...
Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности
В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...
Статья «Повышение информационно-коммуникативной компетенции педагога дополнительного образования»
Современные коммуникативные технологии появились относительно недавно и постепенно становятся элементом культуры. Это коммуникации, осуществляемые с помощью технических посредников, основным из которы...
Коммуникативная компетенция педагога при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением
Цель: создание психологичесой безопасности при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением.Задачи:организовать деятельность по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого п...