Особенности эстетического воспитания на уроках ИЗО
статья по теме

Огаркова Елена Юрьевна

«Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо  обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osobennosti_vospitaniya_na_urokah_izo.zip16.04 КБ

Предварительный просмотр:

 «особенности эстетического воспитания одаренных детей на уроках изобразительного искусства»

Огаркова Е.Ю. учитель ИЗО маоу гимназии № 23 г. Челябинска имени В.д. луценко

Содержание

  1. Пояснительная записка. Состояние проблемы.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Критерии оценки результатов.
  5. Формы и методы организации  работы 
  6. План работы по реализации программы саморазвития одарённых детей на 2012-2013 гг.
  1. Пояснительная записка.  Состояние проблемы.

        В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

        «Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения» .

Реализация государственной политики в интересах одаренных детей позволит обеспечить необходимый уровень их поддержки, оказания им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.

        Сформированная в рамках подпрограммы «Одаренные дети» система проведения всероссийских мероприятий по Изобразительному искусству с детьми в целях выявления юных талантов предполагает включение в социально значимую деятельность детей и подростков на всех уровнях, что обеспечит их занятость в свободное от учебы время и станет эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

        Существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом пока не находит своего решения в полной мере. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемы, требующие теоретического изучения и практического решения:

  1. Отсутствие системы специализированной подготовки (предпрофильное и профильное обучение) в старших классах общеобразовательного учреждения, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию одаренных учащихся.
  2. Низкий уровень научно-методической поддержки на региональном и муниципальном уровне педагогов, работающих с одаренными учащимися.
  3. Недостаточная подготовленность администрации образовательных учреждений и учителей к организации обучения одаренных учащихся в условиях реализации «индивидуального образовательного маршрута».
  4. Отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени гимназии с представителями высшего профессионального образования. Наличие комплекта сквозных образовательных программа для одаренных учащихся «школа-вуз».
  5. Уровень системности, преемственности и непрерывности психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных учащихся.
  6. Недостаточность научно-методической и практической помощи родителям способных и одарённых детей.
  7. Совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений  и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

        Существующие проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей раскрывается не в полной мере и не так массово, а это в свою очередь, намечает новые задачи для научно-методического совершенствования деятельности всей педагогической общественности.

        Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности, одаренного ребенка и признаками одаренности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность.

Одаренность интеллектуальная – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.

Одарённость творческая – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой  деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одаренности

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы индивидуальной деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  3. выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в способствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпритации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные  цели, стремление к совершенству.

        Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

        Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интегративность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала одаренных учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства.

Задачи

  1. Создание банка данных «Одаренный  гимназист».
  2. Организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных гимназистов.
  3. Проведение мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению программы.
  4. Формирование интеллектуально-творческой среды в МОУ гимназии № 23  для развития одаренности гимназистов.
  5. Формирование у интеллектуально одаренных гимназистов устойчивой потребности к научно-исследовательской и творческой деятельности.
  6. Управление саморазвитием интеллектуально одаренных гимназистов
  7. Анализ, обобщение и распространение полученного опыта.

        Ожидаемые результаты

1. Увеличение числа гимназистов с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Создание системы работы с одаренными гимназистами.

3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными технологиями  работы с одаренными детьми.

4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными гимназистами.

5. Совершенствование системы работы с одарёнными гимназистами.

6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными  гимназистами.

        Критерии оценки результатов

Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:

Качественная оценка

  1. Качественные показатели (уровень, место) достижений гимназистов в олимпиадном движении.
  2. Результаты выявления уровня удовлетворенности гимназистов достигнутыми интеллектуальными и творческими результатами индивидуального развития.
  3. Результаты выявления уровня удовлетворенности гимназистов организационными условиями образовательного учреждения развития интеллектуальных и творческих способностей.
  4. Результаты выявления уровня удовлетворенности родителей достигнутыми интеллектуальными и творческими результатами развития гимназистов.
  5. Прохождение педагогами образовательного учреждения повышения квалификации по различным направлениям работы с одаренными детьми. 

Количественная оценка

  1. Количественные показатели (численность, количество призовых мест) достижений гимназистов в олимпиадном движении.
  2. Количество авторских инновационных программ по работе с интеллектуально  и творчески одаренными гимназистами.
  3. Охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в гимназии, в % от общего числа гимназистов.
  4. Мониторинг участия гимназистов в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. разных уровней, в % от общего числа гимназистов.
  5. Повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными гимназистами, в % к общему числу педагогов
  6. Количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными гимназистами (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.). 

Формы и способы организации работы

Первый этап – организационный. Работа на данном этапе включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных гимназистах, условиях их обучения и развития; формирование банка данных одаренных гимназистов.

Второй этап – реализация программы. Он связан с непосредственной работой с одаренными гимназистами. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными гимназистами и предусмотрена реализация следующих направлений:

Координационное направление

  1. Внедрение системы кураторства над каждым одарённым гимназистом.

Научно- исследовательское направление

  1. Проведение диагностики одаренных гимназистов.
  2. Диагностика условий обучения и развития одаренных гимназистов.
  3. Формирование банка данных одаренных гимназистов.

Научно-методическое направление

  1. Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными гимназистами.

Экспериментальное направление

  1. Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала гимназистов.
  2. Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет и дистанционных технологий.
  3. Организация работы с родителями одарённых гимназистов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в развитии и сопровождении способных и одарённых гимназистов.

Третий этап аналитический. 

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы за прошедший год, определить проблемы,  пути их решения и составить перспективный план на следующий учебный год.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

эстетическое воспитание на уроках английского языка

Теоретический и практический материал по впросам  эстетическог воспитания на уроках английского языка. Представлена краткая программа, планы уроков в 2,4 классах...

Особенности эстетического воспитания школьников.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности....