Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).
статья по технологии на тему
Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области эстетического воспитания обучающихся, своей новизной выделяются уроки технологии у девочек. Эти уроки дают им не только знания и умения ведения домашнего хозяйства, но и развивают эстетический вкус, готовят к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эстетическое воспитание | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учу видеть красоту (эстетическое воспитание на уроках технологии).
Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию, сущность которого заключается в целенаправленном формировании человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам эстетического совершенства. Главная цель организации работы, направленной на овладение эстетической культурой, состоит не в том, чтобы готовить в школе будущих деятелей искусства, а в том, чтобы приобщить всех обучающихся к миру прекрасного, пробудить в них творческий интерес, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь.
Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области эстетического воспитания школьников, выделяются своей новизной уроки технологии у девочек. Этот предмет примечателен не только тем, что прямо вторгается в эстетику быта, но и тем, что подготавливает обучающихся в плане профориентации к работе в сфере обслуживания, дает возможность проявить свои творческие способности при выполнении проектной деятельности, развивает их коммуникативные стороны. Эти уроки дают им не только знания и навыки по различным направлениям, связанным с повседневным бытом современного человека, но и готовят к самостоятельной жизни.
Огромное значение для эстетического воспитания обучающихся имеет оформление кабинета: окраска стен, мебель, рациональное размещение оборудования и наглядных пособий, витрины с выставкой лучших работ учащихся, необходимые стенды. То есть вся та обстановка, в которой им приходиться работать не должна отвлекать учащихся, а напротив, втягивать их в увлеченную, творческую работу. Только в таких условиях можно учить создавать красивые изделия. Но учить нужно не только красиво делать, но и бережно сохранять, сделанное своими руками и руками других людей.
Внешний вид ученика: его осанка, костюм, прическа; умение аккуратно разложить свои вещи на рабочем месте, а после работы привести его в порядок – все это является предметом постоянного внимания учителя, важнейшим объектом эстетического воспитания. Немаловажное значение в этом вопросе играет и внешний вид учителя, его речь, манера держать себя, идеальный порядок на его рабочем столе, все это очень быстро воспринимается и впитывается учащимися. Если во время занятий в замечаниях учителя не было ни одного лишнего слова, ни одного небрежного жеста, ни одной ноты раздражения, значит, на уроке учитель все 40 минут помнил об эстетическом воспитании и бережно «растил» эстетическое чувство буквально ко всему, с чем соприкасались обучающиеся. Эстетическое воспитание на уроке не сводится только к внешней стороне, к внешнему порядку и культуре, к воспитанию у учащихся красиво и непринужденно держаться и говорить. Очень важно, вызвать у обучающихся, эстетическое отношение к самому содержанию учебного материала.
В рабочей программе по технологии 5 основных разделов: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; «Технология ведения дома»; «Творческие, проектные работы»; «Электротехнические работы» и каждый в этом аспекте интересен по- своему.
Изучение раздела «Кулинария» включает в себя несколько основных компонентов: культуру питания, технологию приготовления пищи, сервировку стола и этикет. В культуру быта со школьных занятий переносятся знания о здоровом питании, технологии приготовления различных блюд, сервировке стола и этикете. Учащиеся с интересом включаются в эту работу, стараются узнать как можно больше, учатся красиво сервировать стол, узнают, как со вкусом оформить и украсить приготовленные своими руками блюда, проявляя при этом фантазию. Объясняю, что в сервировке стола главное не только сделать стол привлекательным и нарядным, но и создать для гостей максимальные удобства. Большинство учащихся, выбирая тему для проекта, останавливаются на этом разделе. Тематика проектов разнообразна: « Любимые блюда русской кухни», «Это вкусное слово «десерт»», «Удивительный бутерброд», «Овощи – лекари», «Праздничный салат», «Встречаем гостей», «Выпечка», « Остатки – сладки» и т.д. Можно с уверенностью сказать, что готовить любят все.
В разделе « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся изучают такие темы, как «Материаловедение», «Конструирование и моделирование швейных изделий», где знакомятся с понятиями: пропорция, стиль, фасон, силуэт. Узнают, что при выборе фасона следует учитывать особенности фигуры, возраст и внешность человека. При выборе ткани – чтобы её основной тон подходил к цвету кожи, глаз, волос. Кроме этого нужно учитывать свойства ткани, её рисунок, особенности обработки. Девочки изучают цветовой круг, основные модные тенденции молодежной одежды, виды отделки, любят работать с журналами мод. Хорошая мода исходит из законов красоты, учитывает объективные достоинства и недостатки фигуры. Объясняю девочкам, что неправильно выбранный цвет и фасон могут неузнаваемо изменить фигуру и испортить её. Рассказываю об особенностях зрительного восприятия формы, цвета, линий, о зрительных иллюзиях и от чего они зависят. Все сказанное проверяем на практике. На уроках вспоминаем пословицы и поговорки, например: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» и тут же разбираем их и сопоставляем с действительностью. Например: пословица «По одежде встречай, а по уму провожай» - образно представляет человека, раскрывает его вкусы и самооценку. Наконец красота, изящество, элегантность одежды вызывает чувство эстетического удовольствия и у того, кто её носит и у тех, с кем этот человек общается. Чтобы показать связь современного костюма с народным, ищем сходство в деталях и элементах одежды, изучаем историю возникновения русского костюма и особенности его отделки. Шитье своими руками превращается в творческий процесс, где учащиеся воплощают свои идеи в конкретные изделия.
В процессе работы над изделием ученицы знакомятся с профессиями: художника- модельера, конструктора, технолога, швеи, тем самым готовятся к осознанному выбору профессии, связанной с изготовлением одежды.
Занимаясь рукоделием: вышивкой, лоскутным шитьем, вязанием девочки применяют полученные теоретические знания на практике, стараются не просто выполнить работу в данных техниках, но выполнить ее аккуратно, красиво, эстетично оформить. В последнее время заниматься рукоделием стало модно, а вещи, выполненные вручную, отличаются индивидуальностью и креативностью. Имея в доме компьютер и доступ к сети «Интернет» многие ученицы, посещая мастер-классы, самостоятельно осваивают новые виды рукоделия, тем самым расширяя тематику проектов. В последнее время появились такие проекты как: «Вышивка лентами», «Изделия в технике «изонить»», «Цветы их бисера», «Открытки в технике «квиллинг»». Учащиеся видят перед собой конечный результат, вещь, которой они могут пользоваться в быту, в которую вложили свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно и эстетически.
Изучая тему «Технология ведения дома», учащиеся знакомятся с понятием «интерьера». Беседуя с ученицами, я отмечаю, что люди издавна стремились украсить свое жилище цветами, картинами, панно, различными поделками. Эти вещи должны хорошо сочетаться между собой и дополнять убранство квартиры, находиться на своих местах и соответствовать хорошему вкусу. Ведь не зря гласит поговорка «Каково на дому, таково и самому». Выполняя проект «Мой уютный дом», сначала в виде макета, учащиеся применяют полученные на уроке знания о том, что при выборе цвета и рисунка обоев необходимо учитывать размер и назначение комнаты. Они уже знают, что белый цвет зрительно увеличивает пространство; вертикальные линии делают комнату выше, а горизонтальные длиннее и т.д. Я уверена, что став взрослыми, эти знания они применят на практике, выполняя ремонт в своей квартире.
В результате выполнения проекта у учащихся воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют начальные профессиональные навыки.
Л.И.Буравлева,
учитель технологии МБОУ «Зеленовская СОШ»,
п. Пригородный, Фроловский р-он, Волгоградская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.
Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.
Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...
Эстетическое воспитание и уроки технологии
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда....
Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"
Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"...
эстетическое воспитание на уроках технологии
тема по самообразованию...
Эстетическое воспитание на уроках технологии
Эстетическое воспитание на уроках технологии...