Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).
статья по технологии на тему

Буравлева Лариса Ивановна

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания обучающихся, своей новизной выделяются уроки технологии у девочек. Эти уроки дают им не только знания и умения ведения домашнего хозяйства, но и развивают эстетический вкус, готовят к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эстетическое воспитание28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учу видеть красоту (эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию, сущность которого заключается в целенаправленном формировании человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное,  совершенное  в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам эстетического совершенства. Главная цель организации работы, направленной на овладение эстетической культурой, состоит  не в том, чтобы готовить в школе будущих деятелей искусства, а  в том, чтобы приобщить всех обучающихся к миру прекрасного, пробудить в них творческий интерес, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь.

Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области эстетического воспитания школьников, выделяются своей новизной уроки технологии у девочек. Этот предмет примечателен не только тем, что прямо вторгается в эстетику быта, но и тем, что подготавливает обучающихся в плане профориентации к работе в сфере обслуживания, дает возможность проявить свои творческие способности при выполнении проектной деятельности, развивает  их коммуникативные стороны. Эти уроки дают им  не только знания и навыки по различным направлениям, связанным с повседневным бытом современного человека, но и готовят к самостоятельной жизни.

Огромное значение для эстетического воспитания обучающихся имеет оформление кабинета: окраска стен, мебель, рациональное размещение оборудования и наглядных пособий, витрины с выставкой лучших работ учащихся, необходимые стенды. То есть вся та обстановка, в которой им приходиться работать не должна отвлекать учащихся, а напротив, втягивать их в увлеченную, творческую работу. Только в таких условиях можно учить создавать красивые изделия. Но учить нужно не только красиво делать, но и бережно сохранять, сделанное  своими руками и  руками  других людей.

Внешний вид ученика: его осанка, костюм, прическа; умение аккуратно разложить свои вещи на рабочем месте, а после работы привести его в порядок – все это является предметом постоянного внимания учителя, важнейшим объектом эстетического воспитания. Немаловажное значение в этом вопросе играет и внешний вид учителя, его речь, манера держать себя, идеальный порядок на его рабочем столе, все это очень быстро воспринимается и впитывается  учащимися. Если во время занятий в замечаниях учителя не было ни одного лишнего слова, ни одного небрежного жеста, ни одной ноты раздражения, значит,  на уроке  учитель все 40 минут помнил об эстетическом воспитании и бережно «растил» эстетическое чувство буквально ко всему, с чем соприкасались обучающиеся. Эстетическое воспитание на уроке не сводится только к внешней стороне, к внешнему порядку и культуре, к воспитанию у учащихся красиво и непринужденно держаться и говорить. Очень важно, вызвать у обучающихся, эстетическое отношение к самому содержанию учебного материала.        

В рабочей программе по технологии 5 основных разделов: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; «Технология ведения дома»; «Творческие, проектные работы»; «Электротехнические работы» и каждый в этом аспекте интересен по- своему.

Изучение раздела «Кулинария»  включает в себя несколько основных компонентов: культуру питания, технологию приготовления пищи, сервировку стола и этикет. В культуру быта со школьных занятий переносятся знания о здоровом питании, технологии приготовления различных блюд, сервировке стола и  этикете. Учащиеся с интересом включаются в эту работу, стараются узнать как можно больше, учатся красиво сервировать стол, узнают, как  со вкусом оформить и украсить приготовленные своими руками блюда, проявляя при этом фантазию. Объясняю, что в сервировке стола главное не только сделать стол привлекательным и нарядным, но и создать для гостей максимальные удобства. Большинство учащихся, выбирая тему для проекта, останавливаются на этом разделе. Тематика проектов разнообразна: « Любимые блюда русской кухни», «Это вкусное слово «десерт»», «Удивительный бутерброд», «Овощи – лекари», «Праздничный салат», «Встречаем гостей», «Выпечка», « Остатки – сладки» и т.д. Можно с уверенностью сказать, что готовить любят все.

В разделе « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся изучают такие темы, как «Материаловедение», «Конструирование и моделирование швейных изделий», где знакомятся с понятиями: пропорция, стиль, фасон, силуэт. Узнают, что при выборе фасона следует учитывать особенности фигуры, возраст и внешность человека. При выборе ткани – чтобы её основной тон подходил к цвету кожи, глаз, волос. Кроме этого нужно учитывать свойства ткани, её рисунок, особенности обработки. Девочки изучают цветовой круг, основные модные тенденции молодежной одежды, виды отделки,  любят работать с журналами мод. Хорошая мода исходит из законов красоты, учитывает объективные достоинства и недостатки фигуры. Объясняю девочкам, что неправильно выбранный цвет и фасон могут неузнаваемо изменить фигуру и испортить её. Рассказываю об особенностях зрительного восприятия формы, цвета, линий, о зрительных иллюзиях и от чего они зависят. Все сказанное проверяем на практике. На уроках вспоминаем пословицы и поговорки, например: «Какова пряха, такова на ней и  рубаха», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» и тут же разбираем их и сопоставляем с действительностью. Например: пословица «По одежде встречай, а по уму провожай» - образно представляет человека, раскрывает его вкусы и самооценку. Наконец красота, изящество, элегантность одежды вызывает чувство эстетического удовольствия и у того, кто её носит и у тех, с кем  этот человек общается. Чтобы показать связь современного костюма  с народным, ищем сходство в деталях и элементах одежды, изучаем историю возникновения  русского костюма  и особенности его отделки. Шитье своими руками превращается в творческий процесс, где учащиеся  воплощают свои идеи в конкретные изделия.

В процессе работы над изделием ученицы знакомятся с профессиями: художника- модельера, конструктора, технолога, швеи, тем самым готовятся к осознанному выбору профессии, связанной с изготовлением одежды.

Занимаясь рукоделием: вышивкой, лоскутным шитьем, вязанием девочки применяют полученные теоретические  знания на практике, стараются не просто  выполнить работу в данных техниках, но выполнить ее аккуратно, красиво, эстетично оформить. В последнее время заниматься рукоделием стало модно, а вещи, выполненные вручную, отличаются индивидуальностью и  креативностью.  Имея в доме компьютер и доступ к сети «Интернет» многие ученицы, посещая мастер-классы, самостоятельно осваивают новые виды рукоделия, тем самым расширяя тематику проектов. В последнее время появились такие проекты как: «Вышивка лентами», «Изделия в технике «изонить»», «Цветы их бисера», «Открытки в технике «квиллинг»». Учащиеся видят перед собой конечный результат, вещь, которой они могут пользоваться в быту, в которую вложили  свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно и эстетически.

Изучая тему  «Технология ведения дома», учащиеся знакомятся с понятием «интерьера». Беседуя с ученицами, я отмечаю,  что люди издавна стремились украсить свое жилище  цветами, картинами, панно, различными поделками.  Эти вещи должны хорошо сочетаться между собой и дополнять убранство квартиры, находиться на своих местах и соответствовать хорошему вкусу. Ведь не зря гласит поговорка «Каково на дому, таково и самому». Выполняя проект «Мой уютный дом», сначала в виде макета, учащиеся применяют полученные на уроке знания о том, что при выборе цвета и рисунка обоев необходимо учитывать размер и назначение комнаты. Они уже знают, что белый цвет  зрительно увеличивает пространство; вертикальные линии делают комнату выше, а горизонтальные длиннее и т.д. Я уверена, что став взрослыми, эти знания они применят на практике, выполняя ремонт в своей квартире.

В  результате выполнения проекта у учащихся воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.

 Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют   начальные профессиональные навыки.

 Л.И.Буравлева,

учитель технологии МБОУ «Зеленовская СОШ»,

п. Пригородный, Фроловский р-он, Волгоградская обл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Эстетическое воспитание и уроки технологии

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда....

Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"

Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"...

Эстетическое воспитание на уроках технологии

Эстетическое воспитание на уроках технологии...