Программа "Все цвета кроме чёрного"
рабочая программа на тему
программа поможет в работе социального педагога или педагогов дополнительного образования в работе с детьми группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_cveta_krome_chyornogo.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский район Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Утверждаю:
Директор РЦРТДиЮ «Созвездие»
Колмогорова Л.Г.
Приказ №_____от______2012г.
Программа
деятельности кружка
«Все цвета кроме чёрного»
Автор:
Чалых Светлана Михайловна
Педагог дополнительного образования
г. Советский
2012 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
«ВСЕ ЦВЕТА КРОМЕ ЧЁРНОГО»
Название программы | Программа деятельности кружка «Все цвета кроме чёрного» |
Руководитель программы | Директор РЦРТиЮ «Созвездие» - Колмогорова Л.Г. |
Организация - исполнитель | г.Советский, ул.50-лет Пионерии, 4 |
Автор программы | Педагог дополнительного образования РЦРТДиЮ – Чалых С.М. |
Цель, основные задачи программы | Цель: - формирование у детей 2-5 классов навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Задачи: - формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; -расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; -формирование умения оценивать себя; -формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием; -развитие коммуникативных навыков; -формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих; - пробуждение интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении получении новых знаний; |
Направленность | Социально – педагогическая |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | Учащиеся образовательной школы 7 – 11 лет |
Срок реализации программы | Программа краткосрочная. Рассчитана на 1 год |
Место реализации программы | Ханты – Мансийский АО – Югра, п.Алябьевский, СОШ |
География участников | п.Алябьевский Советского района |
Основные формы работы | Групповая, индивидуальная |
Содержание
- Паспорт программы деятельности кружка …………………………1 стр.
- Пояснительная записка………………………………………………. стр.
- Цели, задачи, предполагаемый результат…………………………… стр.
- Формы организации занятий…………………………………………. стр.
- Тематическое планирование на текущий учебный год………………стр.
- Литература………………………………………………………………стр.
- Приложение……………………………………………………………. Стр.
Цели, задачи, предполагаемый результат
Цель программы: формирование у детей 2-5 классов навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи программы:
- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- -расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- -формирование умения оценивать себя;
- -формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
- -развитие коммуникативных навыков;
- -формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- - пробуждение интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении получении новых знаний;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Учебный материал делится на две части: теоретический и практический
Режим занятий
Занятия ведутся группой и индивидуально.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения 5 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей) | 1 | 1 | |
2. | Практикум: «Кто жить умеет по часам» | 1 | 1 | |
3. | Составление режима дня школьника | 1 | 1 | |
4. | Школьные проблемы. Как от них избавиться? | 1 | 1 | |
5. | Тренинг: «У меня такой характер» | 1 | ||
6. | Беседа «Воспитание волевых качеств» | 1 | 1 | |
7. | Беседа «Прежде чем сделать - подумай» | 1 | 1 | |
8. | Внимание. | 1 | 1 | |
9. | Практическая работа: «Распределение внимания». | 1 | 1 | |
10. | Беседа: «Секреты нашей памяти». | 5 | 1 | 4 |
16. | Беседа: «Какой ты человек» | 1 | 1 | |
17 | Практическая работа: Определение типа темперамента | 1 | 1 | |
18 | Викторина: «Умники и умницы» | 1 | 1 | |
19 | Тренинг: «Кого же обвинить и как нам быть?» | 1 | 1 | |
20 | Беседа: «Пьянство и алкоголизм – явления безнравственные» | 1 | 1 | |
21 | Беседа: «Эмоции и чувства» | 1 | 1 | |
22 | Игра: «Крестики - нолики» | 1 | 1 | |
23 | Практическая работа: «Развитие творческого мышления» | 1 | 1 | |
24 | Правовая игра: «Мой взгляд» | 1 | 1 | |
25 | Тренинг: «Внимание! Опасная компания.» | 1 | 1 | |
26 | Тренинговое занятие: «Умеем ли мы общаться?» | 1 | 1 | |
27 | Деловая игра: «Гражданином быть обязан» | 1 | 1 | |
28 | Конкурс: «Преступление и наказание» | 1 | 1 | |
29 | Турнир знатоков права | 1 | 1 | |
30 | Беседа: «Мои права и права других людей. Мои права и обязанности» | 1 | ||
31 | Игра: «Свод законов доброты» | 1 | 1 | |
32 | Беседа: «Воображение» | 1 | 1 | |
33 | Игра – конкурс: «Путешествие по стране Сообразим - Вообразим» | 1 | 1 | |
34 | Игра: «В стране вежливых наук» | 1 | 1 | |
35 | Тренинг: «Правила жизни» | 1 | 1 | |
36 | Беседа: «Что я знаю о себе» | 1 | 1 | |
37 | Тренинг: «Я лидер» | 2 | 2 | |
37 | 11 | 26 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
«Кто жить умеет по часам»
Знакомство с режимом дня. Составление режима дня для учащихся, занимающихся во вторую и первую смены.
«У меня такой характер»
Воспитание волевых качеств. Прежде чем сделать – подумай.
«Внимание»
Виды внимания. Распределение внимания.
«Секреты нашей памяти»
Смысловая и механическая память. Зрительная и образная память. Тренировка памяти. Приёмы успешного запоминания.
«Какой ты человек»
Определение типа темперамента. Сангвиник. Холерик. Флегматик. Меланхолик.
«Кого же обвинить и как нам быть»
Пьянство и алкоголизм – явления безнравственные. Эмоции и чувства. Мой взгляд. Внимание! Опасная компания. Умеем ли мы общаться.
«Гражданином быть обязан»
Преступление и наказание. Турнир знатоков права. Мои права и права других людей. Свод законов доброты.
«Воображение»
Путешествие по стране Сообразим – Вообразим. В стране вежливых наук.
«Что я знаю о себе»
Я лидер. Самооценка.
Формы организации занятий
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, деловая игра, викторина, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)
Литература
- Пособие для педагогов и родителей //автор-составитель М.М. Безруких – Москва Издательский центр «Вента - Граф», 2006.
- Профилактика социально опасного поведения школьников //автор – составитель Е. Ю Ляпина – Волгоград, 2008 год
- Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников //М.М.Безруких, Москва, Издательский центр «Вента - Граф», 2009 год
- Рабочая тетрадь 2 класс «Учусь понимать себя» //Просвещение, Москва, Издательский центр «Вента - Граф», 2010 год
- Рабочая тетрадь 5 класс «Познаю свои способности» //Просвещение, Москва, Издательский центр «Вента - Граф», 2010 год
Пояснительная записка
Несмотря на усилия взрослых (медиков, юристов, педагогов, родителей) число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсикоманических веществ. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, все больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотизации реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема приобретает другой характер – наркотики распространяются и в группах подростков, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.
Трудно найти человека, который бы не знал, что наркотики опасны. Но эти знания не всегда предостерегают людей от необдуманного шага. Все наркогенные вещества (алкоголь, никотин, наркотические, токсикоманические вещества), несмотря на разнообразие, кажущиеся различия, обладают биохимическим сходством, а именно: способности воздействовать на определенные зоны головного мозга, ответственные за возникновение у человека приятных ощущений. Состояние эйфории имеет для организма большое значение. Ощущение приятного служит показателем того, что с помощью определенного фактора внешнего мира можно реализовать ту или иную потребность. Изначально это служит своеобразным подкреплением. Типичное заблуждение. С ним не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о подростках. Поэтому школа и семья должны помочь детям и молодым людям различить за розовой дымкой эйфорических ощущений черный призрак болезни.
Как это сделать, если в силу занятости взрослых, дети предоставлены сами себе, лишены родительского внимания и заботы. Часто чувствуют себя непонятыми, отверженными. Подростки, живущие в ситуации затяжных конфликтов, вынуждены самостоятельно решать проблему социальной адаптации. Ищут ответы на волнующие их вопросы, поддержку и понимание на улице. Возникшие комплексы уничтожают с помощью психоактивных веществ, высказывая желания «стать своим в компании», «выглядеть взрослыми», «испытать новые ощущения», «расслабиться». Результаты опросов показывают, что современные школьники хорошо осведомлены, что «пить, курить – здоровью вредить». Однако это не только не пугает их, но и, наоборот, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами.
Известный польский психотерапевт Марек Котаньский утверждал, что «наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующимся окружающими». В этом утверждении и состоит актуальность темы педагогической и семейной профилактики наркотизма в школе.
Цель ее: вытеснить за счет средств воспитания и обучения из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркогенных веществ, сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Для более успешного достижения цели профилактики употребления психоактивных веществ, я ознакомилась с программой А.Г.Макеевой «Все цвета, кроме черного». Суть ее не в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ. Важно развить у учащихся представление о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, учащиеся, как младшего возраста, так и подросткового, могут проявить свои творческие, организационные способности.
Таким образом, школьник является не просто слушателем, воспринимающим готовую информацию, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, поведенческих схем, формирует свое собственное отношение к этим проблемам. Учитывая возрастные особенности учащихся, занятия можно разделить на несколько этапов: младший возраст (2 – 4 классы); младший подростковый возраст (5 – 6 классы); подростковый возраст (7-9 классы); и юношеский возраст (10 – 11 классы)
Так, занятия по курсу «Учусь понимать себя» (2-ой класс) помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научились рассказывать о себе другим.
В пятом классах реализуются воспитательные и образовательные задачи, заявленные в первой части программы, предназначенной для младших школьников: расширение знаний о правилах здорового образа жизни, формирование самооценки, развитие коммуникативных навыков. Тетради «Познаю свои способности» (5-ый класс) построены по модульному принципу – относительная законченность и самостоятельность.
Для успешного достижения цели, были поставлены задачи:
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- формирование познавательных интересов представления о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, не прибегая к ПАВ;
- получение новых знаний, укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
- формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- развитие личностных ресурсов детей и подростков за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения 2 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Водное занятие. Знакомство с программой. Правила т\б при работе на ПК. | 1 | 1 | |
2. | Беседа: «Твои новые друзья» | 1 | 1 | |
3. | Что такое дружба, или учимся дружить | 1 | 1 | |
4. | Учимся общаться | 1 | 1 | |
5. | Тренинг: «Культура поведения» | 1 | 1 | |
6. | Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить | 1 | 1 | |
7. | Беседа: «Наш класс – единая команда» | 1 | 1 | |
8. | Тренинг: «Хорошо ли мы знаем друг друга?» | 1 | 1 | |
9. | Тренинг: «Учимся дружить» | 1 | 1 | |
10. | Игра: «Планеты – это мы» | 1 | 1 | |
11. | Беседа: «Как ты растёшь» | 1 | 1 | |
12 | Что ты знаешь о себе | 1 | 1 | |
13 | Тренинг: «Добро и доброта. Добрый ли ты?» | 1 | 1 | |
14 | Тренинг: «Какой Я? Какой Ты?» | 1 | 1 | |
15 | Час рассуждения: «Моё заветное желание» | 1 | 1 | |
16 | Беседа: «Твоё настроение» | 1 | 1 | |
17 | Тренинг: «Как исправить настроение» | 1 | 1 | |
18 | Беседа: «Почему люди ссорятся?» | 1 | 1 | |
19 | Просмотр презентации: «Как поднять себе настроение?» | 1 | 1 | |
20 | Беседа: «Доброта творит чудеса» | 1 | 1 | |
21 | Игра: «В гостях у Робинзона» | 1 | 1 | |
22 | Тренинг: «Как вести себя со злоумышленниками» | 1 | 1 | |
23 | Беседа: «Как ты познаёшь мир» | 1 | 1 | |
24 | Тренинг: «Твои чувства» | 1 | 1 | |
25 | Беседа: «Любовь – основа жизни» | 1 | 1 | |
26 | Тренинг: «Пылайте сердцем, творите любовью» | 1 | 1 | |
27 | Игра: «Путешествие с Микки - Маусом» | 1 | 1 | |
28 | Новые сказки от кота Потряскина | 1 | 1 | |
29 | Тренинг: «Развитие интеллектуальных способностей» | 1 | 1 | |
30 | Игра: «Путешествие с Чебурашкой» | 1 | 1 | |
31 | Тренинг: «День рождения ослика Иа» | 1 | 1 | |
32 | Беседа: «Твои поступки» | 1 | 1 | |
33 | Игра «Волшебные шары» | 1 | 1 | |
34 | Беседа: «Твои привычки» | 1 | 1 | |
35 | Настольная игра «Твой день» | 1 | 1 | |
36 | Игра «Волшебные шарики» | 1 | 1 | |
37 | Итоговое занятие: «Я - ученик» | 1 | 1 | |
Всего | 37 часов | 12 | 25 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
«Твои новые друзья»
Учимся общаться. Тренинг «Культура поведения».
«Учимся дружить»
Хорошо ли мы знаем друг друга? Как ты растёшь? Что мы знаем о себе?
«Настроение»
От чего зависит настроение? Как поднять настроение? Почему люди ссорятся?
«Как ты познаёшь мир»
Как вести себя со злоумышленниками. Любовь – основа чувства.
«Какой ты человек»
Твои поступки. Твои привычки. Я – ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Все цвета кроме чёрного"
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и с...
"Все цвета, кроме черного"
Это программа работы с первоклассниками, которая формирует положительную самооценку и благоприятный микроклимат в классе, учит общению....
Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 5-6 классы
Данная программа, предназначенная для учащихся 5-6 классов, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного п...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких (по ФГОС)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких составлена в соответствии с ФГОС. Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценнос...
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ОВЗ «Все цвета, кроме чёрного»
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников в коррекционно-развивающей области, направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа ж...
Все цвета, кроме чёрного
Все цвета, кроме чёрного...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» в 9 классе, 2020-2021 год
Направленность данной программы - Формирование навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков....