программа "Все цвета кроме чёрного"
рабочая программа по теме
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлено тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_cveta_....doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Куриловская СОШ
Согласовано: Утверждаю
Пед. организатор: Д иректор школы:
__________/А.П.Бороздин/ ____________ /Харченко М.В
«____»_______2011г «____»_______2011г
Составлено на основе
Программы для
Общеобразовательных учреждений.
«Все цвета, кроме чёрного»
М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой
Составила соц педагог
Т.С. Клепикова
I квалификационной категории
2011
«Все цвета, кроме чёрного»
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой.
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлено тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.
Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, социальных учреждений. Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания дети, если ничего не изменить, составят угрозу для общества.
Программа «Все цвета, кроме черного» это комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Поэтому я решила скорректировать программу М,М, Безруких «Все цвета, кроме черного» по предупреждению детей вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Можно ли сочетать всю социально - педагогическую работу в течении одного года? Конечно нет. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Педагог может расширить и дополнить программу исходя из своего опыта: специализации, интересов и навыков детей.
Время, отведенное на занятия предусматривает теорию и практику.
Учебный план и программа первого года обучения предусматривает знакомство детей со своим телом, азбукой здоровья - сообщения им о еде, витаминах, одежде, о себе. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения. Практические занятия «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научаться рассказывать о себе другим.
Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо управлять ими.
Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний полученных раннее, совершенствование знаний и умений необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
Учебный план и программа третьего года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование навыков и умений полученных на занятиях первого и второго года. Практические занятия «Учусь общаться» направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.
Учебный план и программа первого года обучения предусматривает знакомство детей со своим телом, азбукой здоровья - сообщения им о еде, витаминах, одежде, о себе. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения. Практические занятия «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научаться рассказывать о себе другим.
Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо управлять ими.
Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний полученных раннее, совершенствование знаний и умений необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
Учебный план и программа третьего года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование навыков и умений полученных на занятиях первого и второго года. Практические занятия «Учусь общаться» направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.
Учебный план и программа четвёртого года обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка ,наиболее актуальные , значимые для них ситуации развития.
После каждого года обучения планируется видение игр, конкурсов - знатоков.
Форма проведения занятий:
Игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.
Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.
Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.
После каждого года обучения планируется виде игр, конкурсов - знатоков.
Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.
Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр. Сюжетно -ролевая игра: 3 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ». 4 класс «Как понят! друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка».
Игра по правилам: 1-2 класс «Твоё настроение». 3 класс «Твоя работоспособность», «Сделаем вместе», «Поддержка». 4 класс «Цветовая карта; настроения класса», «Да» и «нет» - не говорите!».
Образно ролевая игра: 2 класс «Послушай меня», «Пушистый котенок». 4 класс «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.
Курс не требует большого количества спец. оборудования. Самым сложным аппаратом является слайд - проектор. Мебель должна быть легкой, чтобы ее можно было легко убрать во время игры. Достаточно одних стульев. Можно обойтись ковром на полу.
Самым необходимым материалом являются бумага, карандаши, Красочки фломастеры, мяч. рабочая тетрадь ученика является абсолютно необходимой
Особенности коллектива :
Программа рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Поэтому при наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с 1 по 4 класс.
Данный курс рассчитан на детей в возрасте 7-11 лет. Однако нижняя граница может быть расширена в том случае если , ведущий курса уверен , что ему удастся заинтересовать детей более младшего возраста.
Размер группы обучения является важным фактором. Эффективность профилактической работы в группе , в которой больше 9 и меньше 16 человек, более высокая.
В группу входят мальчики и девочки как из нормативных семей , так и из семей группы риска.
Тематическое планирование в начальной школе рассчитано на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год. Всего 136часов.
В учебно-методический комплект входят:
Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 1-4 классов.
Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
Цель Программы «Все цвета, кроме черного»
— формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
задачи:
• формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формировать умения противостоять негативному дав
лению со стороны окружающих;
• пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;
• просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» черного» отвечает следующим принципам:
• возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
• научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности — содержание коми и к та отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;
• динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
• необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;
• модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
• вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.
Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного» направлена на достижение следующих результатов:
• полученные знания позволят детям попять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
• дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
• дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
• дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Использование комплекта «Все цвета, кроме черного» определяется его модульным характером, что предполагает:
• вариативность при выборе площадок для реализации .
• вариативность способов реализации (в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «ОБЖ», а также на факультативных занятиях).
Сроки реализации – 4 года.
Список используемой литературы:
1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2003г.
2. И. В. Плющ, А. П. Третьякова, Н. О. Герьянская - «Организация деятельности по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях» Новосибирск НИПК и ПРО 2004г.
3. С. Б. Белокурова, В. Ю. Климович - «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивление распространению наркомании» Центр планетариум Москва 2003г.
4. Слайды.
Учебный план социально - педагогического кружка
I год обучения.
№ | наименование тем и разделов | всего часов | теория | практика |
I | Уроки здоровья | 10 | ||
1. | Знакомство - презентация | 1 | 1 | |
2. | Главный лепесток цветика семицветика | 1 | 1 | |
3. | Как черные братья решили мир завоевать | 1 | 1 | |
4. | Планета по имени я | 1 | 1 | |
5. | Физкуль - ура | 2 | 2 | |
6. | Главная одежда человека | 2 | 1 | 1 |
7. | Полезно и вкусно | 2 | 1 | 1 |
II | Учусь понимать себя | 22 | ||
1. | Твои новые друзья | 2 | 2 | |
2. | Как ты растешь | 2 | 2 | |
3. | Что ты знаешь о себе | 2 | 2 | |
4. | Твоё настроение | 2 | 2 | |
5. | Как ты познаешь мир | 3 | 1 | 2 |
6. | Твои чувства | 2 | 2 | |
7. | Как изменяется твое настроение | 3 | 1 | 2 |
8. | Твои поступки. Просмотр мультфильма | 2 | 2 | |
9. | Твои привычки | 2 | 2 | |
10. | Игра «твой день» | 2 | 2 | |
III | Волшебный экзамен | 2 | ||
1. | Игры, конкурсы | 2 | 2 |
Всего: 34 7 27
Учебный план социально - педагогического кружка
II год обучения.
№ | наименование тем и разделов | всего часов | теория | практика |
I | Уроки здоровья | 10 | ||
1. | О жителях страны Здоровья | 1 | 1 | |
2. | О злых чародеях Алкогоне и Никотине | 1 | 1 | |
3. | Как работает наш организм | 1 | 1 | |
4. | Физкуль-ура! | 2 | 2 | |
5. | Законы питания | 2 | 1 | 1 |
6. | Таинственный незнакомец | 1 | 1 | |
7. | Золотые ключики к сердцам людей | 2 | 2 | |
II | Учусь понимать других | 20 | ||
. 1. | Что изменилось за год | 2 | 2 | |
2. | Как научиться разговаривать с людьми | 3 | 3 | |
3. | Что такое интонация | 3 | 3 | |
4. | Как научиться преодолевать трудности вместе | 3 | 3 | |
5. | Как понять друг друга без слов | 3 | 3 | |
6. | Для чего нужна улыбка | 3 | 3 | |
7. | Умеешь ли ты дружить | 3 | 3 | |
III | Волшебный экзамен | 4 | ||
1. | Конкурс знатоков | 3 | 3 | |
2. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Всего: 34 5 29
Учебный план социально - педагогического кружка
III год обучения.
№ | наименование тем и разделов | всего часов | теория | практика |
I | Уроки здоровья | 12 | ||
1. | Сделай правильный вывод ( о еде ) | 2 | 1 | 1 |
2. | Умей сказать «Нет!» | 1 | 1 | |
3. | Дари сердечное тепло | 1 | / | |
4. | Прощай тетушка скука! | 2 | 2 | |
5. | Мы сильнее черных братьев | 2 | 2 | |
6. | Посеешь привычку - пожнешь характер | 1 | 1 | |
7. | Моя семья | 2 | 2 | |
8. | Давай дружить | 1 | 1 | |
II | Учусь общаться | 20 | ||
1. | Что вы знаете друг о друге | 2 | 2 | |
2. | Твой класс | 2 | 2 | |
3. | Кто твой друг | 2 | 2 | |
4. | Как научиться жить дружно | 2 | 2 | |
5. | Как помириться после ссоры | 2 | 2 | |
6. | Какой у тебя характер | 2 | 2 | |
7. | Как воспитать свой характер | 2 | 2 | |
8. | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | 3 | 3 | |
9. | Фантастическое путешествие | 3 | 3 | |
III | Волшебный экзамен | 2 | ||
1. | Конкурс знатоков | 1 | 1 | |
2. | Игры | 1 | 1 |
Всего: 34 2 32
Учебный план социально - педагогического кружка
IV года обучения.
№ | наименование тем и разделов | всего часов | теория | практика |
I | Кто жить умеет по часам | 7 | ||
1. | Режим дня | 2 | 1 | 1 |
2. | Твоё настроение в течение недели | 1 | 1 | |
3. | Чтение отрывка из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» | 1 | /1 | |
4. | работоспособность | 1 | 1 | |
5. | Нарисуй плакат, который поможет расстаться с вредной привычкой | 2 | 2 | |
II | Внимание: внимание! | 3 | ||
1. | Распределённость внимания | 1 | 1 | |
2. | Устойчивость внимания | 1 | 1 | |
3. | Чтение отрывка из романа М.Твена | 1 | 1 | |
III | Секреты нашей памяти | 4 | ||
1. | Зрительная память | 2 | 1 | 1 |
2. | Механическая память | 1 | 1 | |
3 | Образная память | 1 | 1 | |
IV. | Homo sapiens-человек разумный | 8 | ||
1 | Логические задачи | 2 | 2 | |
2. | Мозаика из квадратов | 2 | 2 | |
3. | Работа с ребусами | 2 | 2 | |
4. | поделки из бумаги | 2 | 2 | |
V. | Какой ты человек | 8 | ||
1. | Опиши свой характер | 3 | 3 | |
2. | Чтение отрывка из романа Д.Дефо Робинзон Крузо | 3 | 3 | |
VI. | Что я знаю о себе- проект | 2 | 2 | |
VII | Волшебный экзамен | 2 | ||
1. | Конкурс знатоков | 1 | 1 | |
2. | Игры | 1 | 1 |
Всего: 34 4 30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Все цвета, кроме черного"
Это программа работы с первоклассниками, которая формирует положительную самооценку и благоприятный микроклимат в классе, учит общению....
Программа "Все цвета кроме чёрного"
программа поможет в работе социального педагога или педагогов дополнительного образования в работе с детьми группы риска...
Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 5-6 классы
Данная программа, предназначенная для учащихся 5-6 классов, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного п...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких (по ФГОС)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких составлена в соответствии с ФГОС. Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценнос...
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ОВЗ «Все цвета, кроме чёрного»
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников в коррекционно-развивающей области, направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа ж...
Все цвета, кроме чёрного
Все цвета, кроме чёрного...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» в 9 классе, 2020-2021 год
Направленность данной программы - Формирование навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков....