Все цвета, кроме чёрного
рабочая программа (6 класс)

Дудникова Юлия Викторовна

Все цвета, кроме чёрного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_tsveta_krome_chernogo_2018.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Дубны Московской области

“ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО”

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММ ПРОГРАММА

КЛАСС 6а

Классный руководитель: Дудникова Юлия Викторовна

2018 год

Пояснительная записка.

        Настоящая рабочая программа для 6а класса разработана на основе учебно-методического комплекса “Все цвета, кроме черного” и федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному распространению”.

        Проект направлен на профилактику вредных привычек и формирование целостного отношения к здоровью.

        Формы реализации: внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность).

        Учебно-методический комплекс:

  • Пособие для учителей и родителей 5-6 классы;
  • Рабочая тетрадь, 6 класс

(авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова / изд. центр “Вента-Граф”, М. Просвещение 2017 г.)

        Цель: формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки.

Работа с учебно-методическим комплектом «Все цвета, кроме чёрного» в 5-6 классах реализует воспитательные и образовательные задачи, заявленные в первой части программы, предназначенной для младших школьников:

  • развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей;
  • формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
  • формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • формирование представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья;
  • просвещение родителей в вопросах развития у подростков представлений о здоровом образе жизни, предупреждения формирования вредных привычек.

Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших подростков предполагает и решение новых задач:

  • развитие представления подростков о своих способностях и склонностях, расширение   сферы их интересов;
  • приобщение подростков к различным формам содержательного досуга;
  • формирование представления о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
  • включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.

Реализация осуществляется классным руководителем и школьным психологом.

Тетради учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме чёрного» построены по модульному принципу — их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью.

Тематические модули для 6 класса:

1.   Радуга эмоций и чувств

2.   Как научиться понимать друг друга

3.   Секреты сотрудничества

4.   Как избежать конфликтов

5.   Твоя будущая профессия

Модульная структура программы позволяет использовать различные модели обучения, дает возможность педагогу строить работу с детьми в зависимости от того, насколько актуальна та или иная тема в конкретной группе детей, классе.

  • Программа может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования.
  • Программа может изучаться в рамках факультативной работы; во внеклассной работе; за счет интегрирования материала в содержание базовых учебных предметов; комбинированно на разных типах занятий.
  • Педагог может самостоятельно определять сроки работы с каждым тематическим модулем, а также последовательность их изучения, ориентируясь на важность каждой конкретной темы для аудитории, заинтересованность учащихся и т. д.

Содержание и структура учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» для 5-6 классов отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;
  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
  • комплексность — у подростков необходимо сформировать представление об опасности: любых форм употребления любых одурманивающих веществ, твердое убеждение в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. (Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья!);
  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;
  • динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом этапе базируются на сведениях, оценочных суждениях и поведенческих навыках, уже сформированных у подростков в ходе предыдущего этапа работы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, который имеет для них практическую значимость;
  • безопасность информации — полностью исключены сведения, способные пробуждать интерес к наркотизации, облегчить возможность приобщения к употреблению наркогенных веществ (данные о видах наркогенных веществ, способах их употребления);
  • включенность в процесс педагогической профилактики родителей младших подростков.

Содержание комплекта охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации:, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Так, к примеру, в тематическом модуле «Внимание: внимание!» обсуждается негативное влияние употребления наркогенных веществ на способность человека сосредотачиваться, в теме «Секреты сотрудничества» — проблемы взаимодействия в рамках совместной работы, людей. Эта информация приводится в рубрике «Это важно знать!».

Ожидаемые результаты.

Работа с комплектом «Все цвета, кроме чёрного» нацелена на достижение конкретных результатов:

  • полученные знания позволят учащимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • подростки научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • учащиеся получат знания и навыки, связанные с. предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Формы и методы работы с комплектом «Все цвета, кроме чёрного»

        Работа с комплектом предполагает как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.

В рабочих тетрадях учащимся предлагаются следующие виды заданий:

  • анализ литературных отрывков — такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор;
  • тесты, позволяющие подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;
  • дневниковые формы, предполагающие регулярную оценку подростком своего состояния или организации своей деятельности (оценка режима дня, работоспособности в течение недели, дня и т. д.);
  • творческие задания (составление рассказа, игры и т. д.), направленные на развитие креативных способностей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;
  • тренинговые задания, направленные на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.),

При работе с комплектом педагог должен учитывать 2 фактора.

1. Мы сознательно не регламентировали время на выполнение каждого задания. Это позволяет подросткам погрузиться в игровую ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватный вариант решения проблемы, выбрать вариант поведения, не задумываясь о том, что задание нужно выполнить как можно быстрее. В данном случае скорость выполнения заданий не принципиальна.

2. Необходимо всегда обсуждать с детьми выполняемые задания. Несмотря на то, что многие тесты и упражнения ребята выполняют самостоятельно, учитель всегда должен быть готов помочь, направить ход мыслей подростков. Очень важно, не навязывая своего мнения, подвести детей к верным выводам, поэтому анализируйте результаты вместе с ребятами, подводите итоги на каждом занятии.

Коллективная работа в классе предполагает широкое использование различных вариантов игр. Игра выполняет целый ряд важных функций: социализирующую (позволяет подростку «опробовать» различные модели поведения, проверив их эффективность), коммуникативную (в игре ребята общаются между собой), диагностическую (игровая деятельность позволяет педагогу выявить возможные проблемы психологического, социального развития того или иного подростка), коррекционная (игра дает возможность изменить, скорректировать личностные характеристики подростка, при этом процесс изменения проходит естественно и ненавязчиво, незаметно для самого ребенка).

Участники ролевой игры изображают персонажей, действующих в определенных условиях (персонажи и ситуации описаны в задании): Участники игры должны решить, поставленную перед ними задачу (избежать ссоры, выработать план действий и т. д.). Результат ребята анализируют вместе, отвечая на вопросы: насколько убедительно они сыграли свои роли; выполнили ли поставленную задачу, как еще могла развиваться ситуация и т. п.

Ролевые игры очень эффективны при освоении подростками навыков поведения в сложных ситуациях (в том числе в ситуации, когда подростку предлагают попробовать наркогенное вещество). Ролевая игра снимает психологический барьер, участники учатся сопротивляться внешнему давлению, отказываться от опасного предложения, от кого бы оно ни исходило.

В отличие от ролевой игры, в сюжетно-ролевой игре нет четко заданного сценария действий. Обозначаются персонажи, определяется ситуация, в которой они должны взаимодействовать. Развитие же игры и ее конечный результат зависят от схемы поведения, выбранной персонажами. Так, в педагогической профилактике наркотизации сюжетно-ролевые игры могут использоваться для развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Образно-ролевые игры позволяют активизировать чувственный опыт подростков, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или ином) событию, явлению, фактору. Они эффективны для отработки навыков самооценки и саморегуляции. Так, в образно-ролевой игре подростки могут изображать различные эмоции и состояния (радость, злость и т. п.).

Мини-тренинги или тренинговые игры направлены на отработку какого-либо конкретного поведенческого навыка.

В работе по программе «Все цвета, кроме черного» используется и метод проектной деятельности школьников. Ребятам предлагается выполнить несколько проектов (исследовательский, информационно-просветительский, творческий) в рамках изучения разных тематических модулей.

Так, к примеру, подросткам предлагается провести опрос среди своих сверстников, цель которого — изучение их досуга, круга проблем; подготовить различные коллективные проекты в рамках работы по теме «Секреты сотрудничества». Учитель может расширить по своему усмотрению сферу применения этого метода обучения.

Дискуссионные формы. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Выбранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии. Однако для всех форм может быть определена общая схема подготовки:

  • заранее предлагается тема дискуссии, вопросы для обсуждения;
  • определяются роли (например, ведущий, эксперты, оппоненты, представляющие различные точки зрения на проблему);
  • проводится предварительное ознакомление участников дискуссии с аспектами проблемы (для этого может быть подготовлен дайджест на основе публикаций в прессе, выпущен «журнал» и т. д.);
  • определяются регламент и правила проведения дискуссии (продолжительность и порядок выступлений).

Итак, формы работы весьма разнообразны, и мы надеемся на творческий подход педагогов к их использованию. От того, насколько интересно вы построите занятия с подростками, насколько активно они будут включаться в работу и проявлять инициативу, в конечном итоге зависит результат нашей профилактической деятельности. Наблюдайте за реакцией ребят на те или иные виды заданий, на задаваемые вопросы, так вы сможете понять, что именно важно и интересно для них, «прощупать» проблемные зоны и соответственно скорректировать работу, уделив большее внимание наиболее болезненным темам.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Радуга эмоций и чувств.

22.09 – 28.09

Кл. руководитель

2

Как научиться понимать друг друга.

17.11 – 23.11

3

Секреты сотрудничества.

08.12 – 14.12

4

Как избежать конфликта.

02.03 – 08.03

5

Твоя будущая профессия.

11.05 – 17.05    

Содержание курса.

«Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» 6 класс

т е м а 1.        Радуга эмоций и чувств

Задачи:

  • развитие представлений у подростков о роли эмоций и чувств в жизни человека;
  • развитие представления о формах выражения эмоций, освоение навыков регуляции своего эмоционального состояния;
  • развитие представления о негативном влиянии наркотизации на способность человека управлять своими эмоциями.

Что нужно знать педагогу

Эмоции (от лат. emovere — «возбуждать», «волновать») — внутренние состояния, реакции человека на воздействие .на него различных факторов, выражающиеся в форме непосредственных переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов поведения человека.

Традиционно эмоции, испытываемые человеком, принято разделять на положительные и отрицательные. Считается, что негативные эмоции вредны для здоровья человека. В принципе, это утверждение верно; особенно если речь идет о длительно переживаемых негативных эмоциях. Тем не менее отрицательные эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях, выполняют важную адаптивную функцию — вызывают активность, направленную на устранение источника опасности или неудобства.

К негативным эмоциям можно отнести гнев (он возникает, например, при препятствиях на пути достижения цели, но пробуждает энергию, требующуюся для преодоления препятствия); печаль (возникает в ситуации потери значимого объекта, действует подавляюще на человека); страх (помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения); презрение (поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования); застенчивость (сигнализирует о потребности в уединении и интимности), чувство вины (устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения), отвращение (приводит к отталкиванию вредных объектов) и т. д.

Отрицательные эмоции, безусловно, подрывают гармоничное состояние равновесия в душе человека, но главное — уметь справляться с ними и направлять негативную энергию в позитивное русло.

Следует различать содержание понятий «эмоции» и «чувства». Чувства — это устойчивые психологические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер, гораздо более выраженные, чем эмоции. Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства — это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают глубинное отношение человека к людям, к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.

Реализация темы

Задания 1, 2, 3, 5 направлены на развитие у подростка умения анализировать и описывать собственные чувства и эмоции, а также эмоции других людей, возникающие в разных ситуациях. Здесь следует обратить внимание учащихся на оттенки чувств, испытываемых человеком. Важно, чтобы подростки попытались найти точные формулировки для определения специфики переживаний.

Задание 4 носит тестовый характер и позволяет подростку проанализировать умение контролировать свои чувства. После выполнения, этого задания педагог может предложить подросткам поделиться своими впечатлениями — совпадает ли их самооценка с оценкой теста. Обсудить это стоит лишь в том случае, если подростки сами высказывают готовность и желание обсуждать свои результаты.

В рабочей тетради приведены практические советы, которые, помогут подросткам научиться регулировать свое эмоциональное состояние. Для того, чтобы подчеркнуть их важность и значимость, педагогу следует остановиться на том, как и в каких ситуациях ребята смогут, воспользоваться этими рекомендациями.

Задание 6 предлагает учащимся проанализировать литературный отрывок — оценить чувства и переживания героев, попавших в сложную ситуацию. Задача педагога — помочь подросткам осознать, что употребление психоактивных веществ является опасным не только для человека, употребляющего их, но и для окружающих, способно причинить им горе.

т е м а 2.        Как научиться понимать друг друга

Задачи:

  • расширение представления о роли общения в жизни человека;
  • развитие навыков эффективного общения со сверстниками, взрослыми;
  • освоение эффективных форм поведения в ситуациях, связанных с риском наркогенного заражения.

Что нужно знать педагогу

Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни подростков. В общении с друзьями, приятелями происходит освоение приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающими. Подросток, лишенный контакта с ровесниками по каким-либо причинам, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в.дальнейшем приспособиться к окружающему миру.

Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учебу, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Однако подростка не удовлетворяет просто возможность «быть вместе» с другом (условие, достаточное для поддержания дружеских отношений в младшем школьном возрасте) — вместе играть, учиться и т. д. Подросток ждет от друзей понимания, сопереживания, сочувствия. Друзья становятся для подростка конкретным образцом, который помогает ему определять требования к собственному поведению, служат примером для подражания. Значимость взаимодействия со сверстниками, принадлежности к группе обуславливает, в свою очередь, важность развития у подростка коммуникативных навыков. Умение общаться включает в себя быстрое ориентирование в ситуации взаимодействия, понимание подтекста сообщения, способность управлять своим эмоциональным состоянием. Недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений значительно затрудняет социальную адаптацию подростка. Например, у более чем 80 % подростков с девиантным (отклоняющимся от общепринятых норм) поведением выявляются дефекты в развитии коммуникативных навыков.

Важно! Взаимодействие со сверстниками, вхождение подростка в группу (компанию) может иметь и свои отрицательные стороны. По данным опросов, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО, в большинстве случаев именно влияние компании оказывается решающим при приобщении подростка к одурманивающим веществам. Все подростки, систематически употребляющие алкоголь, наркотики или курящие, имеют в ближайшем окружении знакомых, употребляющих эти вещества. И наоборот, подростки, никогда не употреблявшие психоактивные вещества (или единожды пробовавшие), утверждают, что их друзья и знакомые тоже не имеют такого опыта. Впервые подросток пробует курить или выпивать далеко не всегда под прямым давлением своей компании (когда приятели непосредственно настаивают на этом). Чаще он просто берет пример с тех ребят, которые являются для него авторитетом, чьи высказывания и оценки имеют для него важное значение. Вот почему одной из воспитательных задач, связанных с профилактикой, является формирование у подростков понимания, что у каждого из них есть право быть самим собой, что каждый из них несет личную ответственность за последствия своих поступков и в то же время не может нести полную ответственность за поведение своих друзей. При этом необходимо, чтобы учащиеся освоили поведенческие схемы, позволяющие им, по возможности, избежать конфликта в ситуациях, связанных с отказом поступать «как все».

Реализация темы

Задания 1, 2, 3, 6 направлены на развитие у подростка умения оценивать чувства и переживания другого человека, понимать собеседника.

Задание 5 носит творческий характер. Его ребята могут выполнять в мини-группах, каждая из которых предложит свой вариант рассказа, раскрывающего суть пословицы или поговорки. Наиболее удачные рассказы могут быть использованы для подготовки классной стенгазеты.

В рамках темы рассматриваются и вопросы, связанные с основами безопасного поведения подростков (задания 7, 8). Об этом следует поговорить отдельно, можно предложить учащимся вспомнить и проанализировать реальные ситуации, когда им приходилось сталкиваться с людьми, ,чье поведение настораживало.

т е м а 3.        Секреты сотрудничества

Задачи:

 •        развитие навыков эффективного взаимодействия с окружающими;

  • формирование готовности к сотрудничеству как наиболее эффективному способу взаимодействия с людьми;
  • расширение представлений о негативном влиянии наркотизации на взаимодействие людей друг с другом.

Что нужно знать педагогу

В 12-13 лет общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости». Подростки отказываются выполнять те требования старших, которые ранее не вызывали у них возражения, активнее отстаивают свои права на самостоятельность, становятся упрямее, настойчивее и т. п.

Несмотря на внешнее противодействие, проявляемое по отношению к взрослым, подросток продолжает испытывать потребность в поддержке. Проявляя авторитарность в общении с подростком в этот период, взрослые рискуют навсегда утратить его доверие, контакт с ним. Гораздо лучше, если родители и педагоги стараются строить свои отношения с подростком на основе сотрудничества.

Совместная деятельность и общее времяпрепровождение — лучший способ понять друг друга и найти компромисс. Только на основе равноправного сотрудничества складываются глубокие эмоциональные и духовные отношения, в которых нуждаются и подростки, и взрослые.

Большое значение в этот период имеет то, какие требования к подростку предъявляют в семье. Дети склонны к тому, чтобы отстаивать свои права, но не стремятся к принятию на себя каких-либо обязанностей. В этой ситуации важно включить подростка в процесс планирования жизни семьи, распределения обязанностей, обсуждения приоритетов.

Умение взрослых обсуждать с детьми проблемы и спорные вопросы — ключевой момент в формировании равноправных отношений. Чтобы сделать это обсуждение конструктивным, необходимо соблюдать несколько условий.

  1. Подросток должен знать, что его мнение так же значимо и ценно, как и мнение взрослых. Используйте формулу «мне нравится, что ты... (заботишься о сестренке, помогаешь бабушке, хорошо чувствуешь настроение другого человека и т. д.)» вместо директивной «ты должен...». Так вы сможете решить любой вопрос, не задевая самолюбие подростка.
  2. Обсуждайте с подростком проблему на языке желаний: «я хочу — ты хочешь», заменив этой формулой традиционную: «мне надо, а ты не делаешь».
  3. Демонстрируйте доверие к способности подростка принимать правильные решения. При этом, не нужно давать ему готовые ответы — пусть решает сам, а вы можете что-то порекомендовать, дать совет.

Реализация темы

Основная работа по этой теме — выполнение коллективного творческого проекта. Темы проекта предложены в рабочей тетради; содержание, цели и форму реализации определяют сами подростки. Здесь учащиеся в полной мере могут проявить свои творческие и организаторские способности. Участие в такой работе, с одной стороны, дает реальную возможность каждому ребенку почувствовать собственную значимость, удовлетворить потребность в признании, с другой стороны, решает задачи нашей профилактической работы, поскольку все темы проектов посвящены проблеме наркотизации.

Задания в рабочей тетради готовят ребят к этой работе. С их помощью учащиеся смогут определить свою роль в проекте; правильно спланировать свою деятельность; распределить обязанности между собой. Выполнение заданий 1, 3 позволит каждому из учащихся проанализировать свои способности и возможности при выполнении коллективного дела, задания 4 — определить обязанности, сферу ответственности каждого из участников проекта, Важное условие реализации проекта — соблюдение принципа самоуправления. Педагог лишь выполняет роль «советника», помогающего подросткам найти эффективное решение возникающих проблем.

В рамках темы обсуждается и вопрос о необходимости уважительного, доброжелательного отношения ко всем окружающим, неприемлемости дискриминации по внешним признакам, происхождению, вероисповеданию и т. д. (задание 8). Педагогу следует подчеркнуть, что нетерпимость — показатель низкой культуры и отсталости взглядов человека, проявляющего ее.

т е м а 4.        Как избежать конфликта

Задачи:

  • расширение представления подростков о способах эффективного общения, освоение поведенческих схем, позволяющих избежать перерастания конфликтной ситуации в конфликт;
  • развитие навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;

•        освоение подростками навыков регуляции своего эмоционального состояния в конфликтной ситуации.

Что нужно знать педагогу

Общение, даже между близкими людьми, невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющееся противоречие, которое мешает дальнейшему развитию отношений. А вот будет ли это противоречие разрешено «мирным» путем или, наоборот, усугубится, превратится в затяжной конфликт прежде всего зависит от поведения участников конфликта.

Таким образом, конфликты могут быть разделены на конструктивные и деструктивные. Деструктивный конфликт ведет к ухудшению взаимоотношений участников, расширению числа участников конфликта, нарастанию эмоциональной напряженности, возникновению предубежденности между сторонами. Конструктивный конфликт, напротив, открывает перед участниками новые пути для взаимодействия.

Психологи выделяют несколько признаков, по которым можно утверждать, что участники конфликта настроены на конструктивный диалог:

  • в конфликт не втягиваются новые лица;
  • проблема конфликта четко обозначена (проговорена) и понятна участникам;
  • стороны конфликта контролируют свои эмоции и переживания;
  • участники готовы воспринимать критику в отношении своего поведения;
  • обсуждая проблему, стороны ведут себя корректно, в рамках этических норм.

Важно! Умение выбирать эффективную линию поведения в конфликтной ситуации имеет важное значение для подростка. Оно является показателем успешности социальной адаптации, которая в свою очередь снижает риск девиантного поведения (в том числе наркотизации).

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на приобщение подростка к психоактивным веществам, на одно из первых мест исследователи проблемы ставят «опыт разрешения межличностных конфликтов в среде сверстников». У подростков, систематически употребляющих алкоголь или наркотические вещества, такой опыт носит преимущественно негативный характер. Проще говоря, они не умеют конструктивно решать проблемы, возникающие у них в общении со сверстниками, неадекватно агрессивны или, наоборот, безропотно подчиняются более сильным. Вот почему формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации должно рассматриваться, как одна из важнейших задач воспитательной работы, связанной с профилактикой.

Американский психолог Чарльз Ликсон выделяет несколько типов конфликтующих в зависимости от схемы поведения, используемой ими в конфликтной ситуации:

  • «борцы» — те, кто получает удовольствие от самого конфликта. Им не столько важен конечный результат, сколько процесс противостояния, а потому они изначально не настроены на конструктивное решение конфликта;
  • «максималисты» — безапелляционно уверенные в собственной правоте. Считают невозможным хотя бы в чем-то уступить другой стороне;
  • «миротворцы» — старающиеся сгладить противоречия, но не решая проблему, а уходя от нее;
  • «нейтралы» — не имеющие какой-либо определенной позиции в конфликтной ситуации;
  • «реалисты» — старающиеся решить проблему, способные принять и проанализировать доводы другой стороны, настроенные на поиск компромисса.

Учитель должен познакомить подростков с разнообразными тактиками поведения в конфликтных ситуациях, объяснить, что поведение может и должно меняться в зависимости от ситуации. Схема поведения, подходящая для одного случая, может быть малоэффективной, а то и «вредной» в другом. Вместе с ребятами проанализируйте «плюсы» и «минусы» каждой из стратегий.

•        Соперничество. Предполагает готовность участника конфликта идти до конца, отстаивая свою правоту. Соперничество оправдано в тех случаях, когда речь идет о действительно принципиальных, значимых вопросах, не допускающих компромисса (уступка может быть связана с ущемлением чувства собственного достоинства, предательством, угрозой здоровью и т. п.).

  • Избегание. Уйти от проблемы, стараться не замечать ее возможно, если в основе разногласий лежат малозначимые для одного из участников конфликта вопросы, которыми он может поступиться, а также если есть основания предполагать, что конфликт разрешится «сам собой». Например, в доме поселилась дальняя родственница, которая мучает всех бесконечными нотациями, до всем известно, что обратный билет на дорогу у нее уже есть, а значит, можно потерпеть некоторое время особенности ее характера.
  • Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов в пользу интересов другой стороны.

Предложите подросткам самим сформулировать условия, при которых они готовы идти на уступку (чтобы не огорчать близкого человека; если причина, вызвавшая конфликт, не играет слишком значительной роли и т. п.).

  • Компромисс, Обе конфликтующие стороны идут на уступки, чтобы преодолеть спорную ситуацию.

        Объясните подросткам, что компромисс возможен только в том случае, если обе стороны четко соблюдают достигнутые договоренности.

  • Сотрудничество. Соперник рассматривается как помощник в решении возникшей конфликтной ситуации, обе стороны ищут оптимальные пути разрешения противоречия. Сотрудничество возможно лишь в том случае, если соперники стремятся понять друг друга и исчерпать конфликт.
  • Попросите учащихся привести примеры ситуаций, в которых предпочтителен этот способ решения конфликта.

Реализация темы

При работе с этой темой могут быть широко использованы ситуационные и ролевые игры. Участникам предлагаются различные конфликтные ситуации, в которых они должны выбрать ту или иную форму поведения и продемонстрировать ее. Затем ребята обсуждают, верно ли выбрана стратегия, насколько она эффективна и т. д. (задания 1, 2, 3). При организации игр обязательно предложите учащимся ситуации, непосредственно связанные с риском приобщения к одурманивающим веществам (например, ребята должны обыграть варианты бесконфликтного отказа от пробы алкогольного напитка за праздничным столом, отказа от предложения приятеля закурить и т. п.).

В конце необходимо подвести итоги. настораживало.

т е м а 5.        Твоя будущая профессия

Задачи:

  • формирование представлений о роли профессии в жизни человека;
  • расширение представлений учащихся о личностных качествах, необходимых человеку для освоения желаемой профессии;
  • развитие представления о негативных последствиях наркотизации для профессионального становления человека.

Что нужно знать педагогу

Профессиональное самоопределение — одна из важных задач, которую начинает решать подросток. Вопрос «кем быть?» возникает в период формирования чувства «взрослости», открытия своего внутреннего мира. Конечно, трудно ожидать от 12-летнего ребенка однозначного и не подлежащего изменению ответа на этот вопрос (хотя бывает и так), но какая-то мечта относительно своего будущего у него, безусловно, должна быть.

Проблема выбора подростком будущей профессии имеет не только огромное личностное, но и общественное значение. По подсчетам исследователей, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

На что ориентируются современные подростки при выборе профессии, какие критерии являются для них определяющими? Наиболее важными факторами подростки называют соответствие профессии собственным склонностям и желаниям, а также материальные блага, которые обеспечивает профессия. Менее значимой для них является возможность профессии обеспечить саморазвитие, стимулировать интеллектуальный и духовный рост, а общественная польза профессии почти не берется в расчет. Подростки не хотят выполнять работу (даже очень полезную и нужную для общества), если она плохо оплачивается и не соответствует их личным интересам.

Надо сказать, что современные подростки значительно дольше, чем их сверстники 20-30 лет назад, делают свой профессиональный выбор. Если в 80-х гг. XX в. почти 80 % 13-летних подростков могли достаточно, уверенно сказать, кем они собираются стать, то сегодня к 13 годам только половина подростков может ответить на этот вопрос.

Важно! Профессиональное самоопределение подростка является существенным фактором, определяющим успешность его социальной адаптации. Оно задает некий вектор его социальному развитию, постепенно начинает формировать круг интересов, круг общения. Неслучайно среди подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, значительно больше (58 %) тех, кто не может ответить на вопрос «кем бы ты хотел стать?». Среди тех, кто такого опыта не имеет, «не определившихся» гораздо меньше (25 %).

Тема профессионального самоопределения — повод для серьезного разговора с подростками о негативных последствиях психоактивных веществ. Систематическое употребление алкоголя, а уж тем более — наркотиков, фактически закрывает пути не только в профессии, особенно привлекательные для подростков, но даже в те, которые нельзя назвать престижными. Никто из ребят не хочет ставить крест на своем будущем, поэтому подобные доводы могут стать решающими при формировании их отношения к наркогенному соблазну.

Реализация темы

Задания 1, 2, 5 направлены на расширение представления подростка о разнообразных профессиях и тех качествах, которыми необходимо обладать человеку, чтобы реализовать себя в той или иной сфере деятельности. Предложите учащимся рассказать о профессии кого-то из родителей или подготовить рассказ о той профессии, которая привлекает их больше всего. Результатом этой работы может стать выпуск классной стенгазеты «Калейдоскоп профессий». Кроме докладов учащихся туда можно включить рассказы известных людей, состоявшихся профессионально, о своем любимом деле.

Задание 5 поможет подросткам осознать, каковы негативные последствия наркотизации для профессионального становления, какие ограничения накладывает на выбор профессии употребление человеком одурманивающих веществ.

В задании 6 ребятам предлагается еще раз проверить себя, ответив на вопросы тестовых заданий из тетрадей 5 и 6 классов, и заполнить сводную таблицу. Возможно, не у всех шестиклассников сохранилась рабочая тетрадь для 5 класса, поэтому в Приложении на с. 49-59 данного пособия мы повторяем эти задания..


Список литературы

  1. Андрианова-Голицына И.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: театр. — М., 2000.
  2. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. — М., 1988.
  3. Белинская Е.П. Как стать лидером. — М., 2000.
  4. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. — Киев, 1989.
  5. Буянов М.И. Размышления о наркомании. — М., 1990.
  6. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. — М., 1989.
  7. Колесов Д.В, Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.
  8. Колесов Д.В. Не допустить беды. — М., 1988.
  9. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М., 1984.

  1. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. — М., 1991.
  2. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Тренинг для педагогов. — М„ 2004.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 5-е изд. — М., 1999.
  4. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод. пособие . — СПб., 1996.
  5. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. Психологическая работа с родителями. — М., 2004.

  1. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. — М., 1991.
  1. Левин Б.М., Левин М.Б. Не оступись... — М., 1988.

  1. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.
  2. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. — М., 2004.
  3. Макеева А.Г. Не допустить беды: 15 ответов на трудные вопросы: Пособие для работы с учащимися 10-11 кл. — М., 2004.
  4. Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 кл. — М., 2004.
  1. Макеева А,Г, Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 кл. — М., 2004.
  2. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М., 1999.        
  3. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
  4. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании/Под ред. СВ. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — Самара, 1999.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М., 2003.
  6. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. — М., 1990. '

27. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. — СПб, 2001.

  1. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. — М., 1989.
  2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Все цвета кроме чёрного"

 Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и с...

"Все цвета, кроме черного"

Это программа работы с первоклассниками, которая формирует положительную самооценку и благоприятный микроклимат в классе, учит общению....

Программа "Все цвета кроме чёрного"

программа поможет в работе социального педагога или педагогов дополнительного образования в работе с детьми группы риска...

Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 5-6 классы

Данная программа, предназначенная для учащихся 5-6 классов, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного п...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких (по ФГОС)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких составлена в соответствии с ФГОС. Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценнос...

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ОВЗ «Все цвета, кроме чёрного»

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников в  коррекционно-развивающей области, направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» в 9 классе, 2020-2021 год

Направленность данной программы - Формирование навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков....