Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"
методическая разработка на тему

Ремизова Ирина Валентиновна

Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию в период адаптации к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionno_pedagogicheskie_moduli_05.12.11.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ДЕТСКИЙ ДОМ «СЕМЬЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

наименование опыта:

«Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни»

Автор: Ремизова Ирина Валентиновна,

Социальный педагог

по сопровождению выпускников

(2 квалификационная категория)

Ноябрьск, 2013 год

 «Самое лучшее, чему мы можем научить наших детей, -

это тому, чтобы обходиться без нас».

Эрнест Легуве, французский писатель,

член Французской академии

ИПМ[1]

Условия возникновения и становления опыта, его актуальность и перспективность.

       Дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей… Общаясь с разными людьми, чаще всего приходится сталкиваться с тем, что эти слова вызывают разноречивые чувства: сочувствие, жалость, страх, вину, злость, негодование, агрессию. Можно услышать следующие суждения: потребители и иждивенцы, подкидыши, маргиналы, дети преступников, дети алкоголиков или же несчастные сиротки, потерявшиеся, требующие любви, и прочее.

       Люди, которые знают об этих детях чаще всего из средств массовой информации, откликаются так, как им эту проблему преподносят масс-медиа.

       Но и те, и другие сразу определяют этих детей как проблемных (которых следует учить быть полезными обществу или требующих защиты, заботы или…изоляции).

       Проблема сиротства, в частности, проблема жизнеустройства выпускников сиротских учреждений, не существует сама по себе. Это проблема каждого члена общества в целом. Каждого в отдельности потому, что, во-первых, человек не застрахован от того, что в семье не произойдет что-то экстраординарное, а во-вторых, потому, что каждый человек, определяя свое отношение к этому вопросу, формирует стратегию всего общества по отношению к тем, кого мы определяем как «дети-сироты» или лица из числа «детей-сирот».

       Выпуск из детского дома – очень ответственное и сложное время для молодого человека. Это экзамен на его способность адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому  укладу жизни, устанавливать контакты с социальным окружением.

      Понятие адаптация обозначает приспособление, оно было изначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни. Исследование социальной адаптации выпускников детских домов относится к проблемам социального воспитания, как создания условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

      Для выпускников детских домов характерно несоответствие их адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, что затрудняет их социальную адаптацию.

      Занимаясь проблемой социальной адаптации детей-сирот, нельзя обойти стороной вопрос, касающийся нынешних выпускников детских домов и школ-интернатов. Это особый контингент, требующий, подчас, гораздо более пристального внимания, чем кто-либо из ребят, еще находящихся в сиротских учреждениях под опекой государства.

       После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.

       Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед ребенком-сиротой в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, является одной из главных задач службы сопровождения  детского дома.

        Проблема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более актуальной. Об этом свидетельствует и количество различных организаций и структур, которые в той или иной мере занимаются вопросами помощи выпускникам сиротских учреждений. Однако анализ информации по этому вопросу приводит к выводу о том, что каждая созданная структура, работая по реализации своих целей и задач, не является звеном единой системы помощи выпускникам сиротских учреждений, которая бы действовала на уровне региона. Ситуация осложняется и тем, что организации и структуры, которые оказывают помощь выпускникам из числа детей-сирот, имеют различную ведомственную принадлежность, а межведомственное взаимодействие по данному вопросу отсутствует.

        Как правило, мотивировать выпускников детского дома к самосовершенствованию, довольно сложно. По причине инертности, инфантильности и огромного количества комплексов, сложившихся в процессе воспитания в детском доме, низкой самооценкой. А также стереотипом воспитанника детского дома. Они считают себя ущербными, заранее не рассчитывая на успехи в чем-либо, наоборот избегая трудностей, не прилагая особых усилий для того, чтобы именно самосовершенствоваться и самореализоваться как личность. Поэтому ведущей идеей моего опыта является «Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни».

ИПМ – 2

Теоретическая база опыта.

       Данная тема мало разработана в отечественной литературе, хотя в настоящее время наблюдается возрастание интереса к ней. При этом,  в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Л. В. Байбородовой, Т. Т. Бурлаковой, Ю. Г. Грачева, Л. Г. Жедуновой, Й. Лангмейера, 3. Матейчика, В. С. Мухиной, М. И. Рожкова, Е. А. Стребелевой, Л. М. Шипицыной и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, а проблема социальной адаптации выпускников детских домов скорее только констатируется как результат неблагоприятных условий социализации. Таким образом, выпускники детских домов как бы «выпадают» из поля зрения исследователей. В последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Т. Т. Бурлакова, Г. Гусарова, И. Ф. Дементьева, Б. А. Куган, Г. В. Семья). В зарубежной литературе проблематика социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также широко представлена описанием альтернативных форм их воспитания (У. Бюргер, Р. Гюндер, X.Тирш, В. Пост, П. Хансбауер), однако, эти формы в большинстве случаев не могут быть перенесены на российскую действительность, в связи с тем, что за Рубежом совершенно другой менталитет, а также отличная от России методика воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И еще  там отдается предпочтение воспитанию детей-сирот в семьях,  детских домов очень мало.

       Проблемы адаптации выпускников детских домов следует рассматривать в контексте общих вопросов социальной адаптации, которые раскрываются в работах И. Б. Дермановой, Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева, 3. А. Даниловой, Л. Н. Саввы и большого числа других авторов. Сложившийся в рамках теории социальной адаптации понятийный аппарат может быть использован при анализе условий социальной адаптации выпускников детских домов. Тем не менее, ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов,  как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (М. М. Арошенко,  И. Ф. Дементьева,  И. Г. Жирицкая, В. С. Ильдеркина, Г. С. Курганова, В. М. Никитин, Г. Н. Потапова, Р. А. Расчетина, А. П. Суровцева, О. В. Суковатова, И. А. Яковлева). Однако во многих работах отмечается односторонность анализа условий социальной адаптации, так как совсем не учитываются факторы среды (ярко выраженный перевес в сторону личностных факторов).

ИПМ – 3

Технология реализации ведущей педагогической идеи.

       В своей работе с выпускниками я реализую Программу социального сопровождения выпускников детского дома «Становление», авторами которой являются детского дома В.С.Белоцерковец и И.Н.Грунина. Программа «Становление» утверждена на заседании Опекунского совета УО г.Ноябрьска 26.03. 2006года, протокол №7.

       Данная программа  позволяет обеспечить максимальную социальную и бытовую защищенность выпускников, осуществляет поиск путей решения сложных жизненных ситуаций с выпускниками, укрепляет в выпускниках чувство большей уверенности в себе, в своем завтрашнем дне.

       В программе «Становление»  речь идет о  персональном наставничестве как взаимодействии между выпускником и взрослым человеком, способным оказать поддержку на этапе его социализации. Наставничество  рассматривается как искусство общения, обучения и развития молодых людей с целью их успешности и востребованности в реальном мире, что позволит выпускникам интернатных учреждений избежать многих сложностей в период адаптации и оказать необходимую поддержку в постинтернатный период.

Данная программа предполагает ограничить постинтернатный период пятью годами.

Период первичной адаптации – это  период после выпуска из детского дома, характеризующийся резкой сменой условий жизнедеятельности, зачастую состоянием фрустрации, длиться 1-2 года. Период осознанных действий – закрепление на рабочем месте, определение и становление профессионализма, создание молодой семьи – обычно длиться 3-5 лет. Период социальной стабильности – прочная семья, постоянная работа, непрофессиональная досуговая деятельность – длится 5-10 лет». По сути дела, оценивать жизненный путь выпускника как удачно или не удачно сложившийся можно минимум через 5 лет после выпуска из детского дома.

Цель программы

Оказание сопроводительной помощи выпускникам на этапе его социализации и  самореализации. Профилактика вторичного сиротства.

Основные направления деятельности

1. Оказание содействия выпускникам в обеспечении благоприятных условий для  успешной интеграции в обществе.

2. Осуществление помощи  выпускникам в создании оптимальной среды (обустройства быта, соответствие санитарным нормам и стандартам безопасности)   жизнедеятельности.

3. Содействие в  получении образования,  повышении  квалификации  с учетом     индивидуальных способностей, возможностей выпускников и рынка труда.

4. Оказание помощи  выпускникам в трудоустройстве и  контроль  за их адаптацией в трудовом коллективе.

5. Оказание помощи выпускникам в развитии навыков здорового образа  жизни,    охраны и укрепления физического здоровья.

6. Содействие активному участию выпускников в социальной и духовной жизни. Взаимодействие с  социальной  микросредой

7.  Содействие в создании и сохранении молодой семьи.

8. Профилактика асоциального поведения и работа с правонарушителями.  Повышение уровня правовой грамотности выпускников.

9. Работа с будущими выпускниками,  с целью организации  дальнейшего успешного сопровождения.

       Теоретическую основу моей педагогической деятельности составили:

-  гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

       Принципы, на основе которых строится моё педагогическое взаимодействие с выпускниками:

  1. Гуманизма;
  2. Демократизации отношений;
  3. Индивидуального личностного подхода;
  4. Природосообразности;
  5. Творчества и свободы;
  6. Свободы и выбора;
  7. Деятельности;
  8. Культуросообразности;
  9. Комплексности и целостности;
  10. Научности;
  11. Систематичности и последовательности;
  12. Мультидисциплинарности;

Используемые мной социально - педагогические технологии:

  1. Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили.
  2. Технология педагогической поддержки - О.С. Газман  
  3. Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд..
  4. Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в деятельности по сопровождению выпускников:

- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

-  методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

- метод социологического исследования по адаптации выпускников;

- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

-консультации;

-индивидуальные и групповые занятия;

- обратная связь, рефлексия;

- наглядно-практические совместные действия;

-информирование;

- словесное поощрение

-метод совместного с выпускником планирования и анализа жизненного пути;

- метод групповой и индивидуальной дискуссии;

-наблюдение;

- поиск оригинальных методик.

       Чтобы добиться положительной мотивации к самореализации и самосовершенствованию выпускников детского дома я стараюсь выработать у выпускника:

1. Положительную самооценку – «Я хороший!» -  стараюсь не отчитывать за какое либо действие или бездействие, а общаюсь с ним так: «Когда я вижу….» «Я чувствую…» «Мне бы хотелось…».

2. Ответственность делать выбор, принимать решения и нести ответственность за эти решения.

3. Навыки достойного поведения.

4. Критическое мышление (анализ информации, отсеивание ненужного).  

       Техники работы, используемые мной:

  1. Техника самораскрытия – самопознание, поиск  в себе определенного потенциала возможностей и способностей, а также недостатков и пороков. Техника стать до конца откровенным или совершенно понятным

       Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с преподавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи, совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся произвести на него приятное впечатление, перед ним единственным хотят оправдаться, но никаких попыток к эмоциональному самораскрытию не наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы заполнить паузу.

  1. Техника убеждения – методические действия, заставляющие поверить кому-нибудь или чему-нибудь, уговаривая, склонить к чему-нибудь, заставить сделать что-нибудь.  

       Процедура убеждения включает в себя четыре основных вида убеждающих воздействий:

1. Информирование.

2. Разъяснение.

3. Доказательство.

4. Опровержение.

  1. Техника установления логических взаимосвязей – представляет собой связи между сущностями. Они определяются глаголами, показывающими, как одна сущность относится к другой. Примеры взаимосвязей: 1. Команда включает много игроков. 2. Самолет перевозит много пассажиров. 3. Продавец продает много продуктов.
  2. Техника разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций – совокупность обстоятельств, сложных вопросов, требующих разрешения, исследования, умение взять  нужное, предпочитаемое из наличного;
  3. Техника выявления социального "Я" – техника осознания самого себя как личности в социальной среде, самоутверждение, самораскрытие, самосовершенствование.
  4. Техника обучения поиску информации - стремление к чему-то новому, к получению сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых и передаваемых человеком или специальными устройствами.

       Для стимулирования мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни я использую в своей работе методику проведения занятий, как со старшими воспитанниками, так и с выпускниками детского дома.

Наиболее показательным является занятие по теме:

1. «Мужской этикет». Данное занятие я представлю на следующем этапе конкурса.

Цель: Воспитывать у старших мальчиков детского дома и выпускников чувство ответственности за свой внешний вид, за поведение в обществе, прививать культуру отношений между мужчиной и женщиной.

Задачи: 1. Рассказать о внешнем виде элегантного, воспитанного мужчины, научить завязывать галстук.

                2. Рассказать о правилах хорошего тона, провести практическое занятие, где юноши должны на практике помочь девушке снять пальто, перевести через канаву, помочь сесть в автобус, выйти из него и т.д.

                 3. Рассказать о том, чего категорически нельзя делать настоящим мужчинам.

Предполагаемый результат: Выработка мотивации  к самосовершенствованию. Приобретение навыков ухода за собой, умения пользоваться предметами мужского туалета.

2. Тема: «Любовью дорожить умейте!»

     Цель: 1. Прививать выпускникам детского дома чувство прекрасного.

                 2. Воспитывать нравственные качества, учить отличать настоящие чувства от      низменных влечений.

                 3. Развивать твердость характера и избирательность для создания в будущем крепкой семьи, основанной на истинных чувствах.

Задача: 1. Воспитывать культуру отношений между мужчиной и женщиной.

 Предполагаемый результат: Появление мотивации к самосовершенствованию через чувство прекрасного и возвышенного.

3. Тема: «Курение – вред!»

Цель занятия:

1. выработать у выпускников детского дома негативное отношение к курению.

Задачи:

1. Информировать выпускников детского дома о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости.

2. Выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.

3. Научить выпускников детского дома критическому осмыслению рекламы табачных изделий.

Ключевые слова: никотин, зависимость

Предполагаемый результат: Выработка мотивации к изменению отношения к курению и сохранению своего здоровья не только для себя, но и для будущего поколения.

4. Тема: «Право на здоровье» (Профилактика ВИЧ/СПИД с привлечением специалиста ОМП ОЦ СПИД)

Цель занятия: 1.Информировать об истории происхождения эпидемии ВИЧ-инфекции

1. Повысить уровень информированности выпускников и воспитанников детского дома в вопросах профилактики ВИЧ/СПИД

Задачи: 1. На реальных случаях из жизни показать аудитории опасность и пути передачи ВИЧ/СПИДа

               2. Отработать умения определять, какие ситуации являются рискованными, а какие нет.

               3. Разъяснить права ВИЧ-инфицированных на полноценное участие в жизни общества.

               4. Информировать о возможности бесплатного (анонимного) обследования на ВИЧ.

Предполагаемый результат: 1. Выработка мотивации к изменению своего поведения в сторону безопасного, к сохранности своего здоровья, формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям.

5. Тема: «Женский этикет»

Цель: Воспитывать у старших девочек детского дома и выпускниц чувство ответственности за свой внешний вид, за поведение в обществе,

Задача: Прививать культуру отношений между мужчиной и женщиной. стимулировать мотивацию к самосовершенствованию.

Предполагаемый результат: Выработка мотивации  к самосовершенствованию. Приобретение навыков ухода за собой, умения пользоваться предметами женского туалета. Выработка желания быть женственной у девушек.

6. Тема: «Учимся быть экономными»

Цель: 1. Воспитывать у старших воспитанников и выпускников детского дома чувство бережливости.

2. Учить быть экономными.

Задача: Прививать навык планирования семейного бюджета.

Предполагаемый результат: Выработка заинтересованности в экономии, в чем бы то ни было.

6. Тема: «Я и мы» (проблемы толерантности).

Цель: 1. Дать понятие, что такое толерантность.

2. Воспитывать у старших воспитанников детского дома и выпускников чувство ответственности за  поведение в обществе с разными  людьми: другой национальности, другого вероисповедания, отличной внешности и состояния здоровья. Прививать культуру общения с разными людьми.

Задачи: Научить сдержанности, такту и терпимости в отношениях между людьми

Предполагаемый результат: Толерантность в отношениях между своими сверстниками и просто людьми.

       Как показывает опыт работы, такие занятия имеют огромное значение в достижении поставленной цели:   «Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни». Повышают уровень знаний выпускников, развивают их личностные качества, помогают в укреплении здоровья, предостерегают от многих ошибок, помогают сберечь свое здоровье. А также объединяют выпускников, позволяют общаться не только с наставниками, но и между собой.

       Стимулирования мотивации самореализации и самосовершенствования личности в период ее адаптации к самостоятельной жизни может происходить под воздействием рекламы. Современный человек, начиная с раннего детства, повсеместно окружен рекламой. Реклама повсюду: на улице и в магазине, на радио и телевидении, в прессе и в Интернете.

       Реклама неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру. Реклама и выпускникам детского дома показывает готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет, что хорошо и что плохо. Она воспитывает. Реклама, повсеместно насаждающая наше современное общество, незаметно стала фактором мотивации стимулирования самореализации и самосовершенствования личности путем изменения и коренной перестройки человеческих ценностей.

       Важными стимулами продуктивности рекламных сообщений являются психологические механизмы подражания и идентификации. Это два этапа единого процесса желания хотя бы внешне приобщиться к облику и образу жизни звезд шоу-бизнеса или других выдающихся персонажей современности. Вездесущность такого тяготения и неотвратимости связаны с его бессознательным характером. Во все века молодые люди стремились подражать героям своего времени, это естественный процесс. Сложности наступают вместе с выбором образцов для подражания. В то время, когда на взгляды детей способны оказать влияние значимые взрослые – мама, папа, дедушки, бабушки, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особенно тяжело. Ведь их адаптация к самостоятельной жизни происходит без критического осмысления и содействия взрослых, у которых критическое мышление развито в достаточной степени и имеется богатейший жизненны опыт.

       В наши дни  именно реклама создает подобные образцы поведения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, активно заимствуют из нее не всегда благоприятные образы, не имея собственного опыта. В силу сравнительной удаленности большинства  таких образов от масс поклонников, подражание им ограничивается чисто внешними атрибутами. Подлинной идентификации не происходит, она заменяется ощущением общности с избранным объектом, которое дают похожие одежда, прическа, повторение излюбленных высказываний кумира и стремление возвысится до его окружения, чаще всего не осуществимое. Однако опора на фактор идентификации – важный резерв ценностных апелляций рекламы, определяющий примеры достойного образа жизни, к которому призвано стремиться большинство.

       Таким образом, под действием рекламы происходит стимулирование мотивации к самореализации и возникает необходимость самосовершенствования личности для того, чтобы добиться высокого социального статуса, заработать как можно больше денег и иметь как можно больше материальных ценностей, дабы в глазах других выглядеть респектабельно и «иметь возможность +», «позволять себе +» и «быть достойными +».

ИПМ – 4

Социально-педагогическая диагностика

 (определение социального статуса выпускника)

С целью определение плана первичной адаптации выпускника в новых условиях, мной проводится регулярная диагностика:

  1. потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
  2. социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
  3. изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
  4. отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
  5. изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
  6. развитости "социальной сети" выпускника.

     Процент успешности выпускников детского дома можно измерить посредством

традиционной количественной методики, по которой от  общего количества выпускников всех лет, вычитается количество тех, кто не работает, не учится и тех, кто отбывает наказание за  преступления, и далее определяется процент успешности, например, на сегодняшний день в детском доме 75 выпускников.  Из них не работают, не учатся 4 человека – 5%, находятся в местах лишения свободы – 4 человека – 4%. Получается, что 11% ребят социально  не адаптировались в обществе. 89% адаптировались успешно.

ИПМ – 5

Результативность педагогического труда

       Таким образом, результаты социального педагога по сопровождению выпускников по стимулированию мотивации выглядят следующим образом:

       У выпускников детского дома, прошедших пятилетний адаптационный период:

1.  Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

2.    Принятие и выполнение выпускниками норм и правил жизни в обществе.

3.  Сформированность четкой  социальной  внутренней позиции (умение строить свои    жизненные планы, ощущать значимость своей роли в этом мире).

4. Сформированность навыка у выпускников правильного отношения к своему здоровью (знание особенностей  и возможностей своего организма,  появление стремление укреплять своего здоровья…)

5. Наличие умений общаться с противоположным полом, знаний о ролевых позициях в семье,  навыков, умений по уходу за ребенком.

6. Получение профессии  выпускниками с учетом их  интересов, индивидуальности, способностей и рынка труда.  Профессиональная самореализация.

6. Наличие гармоничных взаимоотношений  в социуме.

7.Повышение правовой грамотности  выпускников.

8.Появление стремлений у выпускников,  освободившихся из мест лишения свободы,  правильно организовать свою жизнь.

9.  Установление необходимых доверительных отношений с социальным педагогом по сопровождению выпускников, как представителя детского дома.    

Заключение

       Социальная значимость проблем низкой адаптации выпускников,    обуславливает необходимость их решения программными  методами  на  основе  реализации  системы   мероприятий, направленных   на   снижение   показателей риска.

     Представленный опыт работы по теме «Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни»  показывает, что наиважнейшими являются собственные личностные ресурсы молодых людей, наличие социально поддерживающих контактов, социально необходимых навыков, а также отношение выпускников к себе и к своим возможностям. Четко спланированная деятельность социального педагога по сопровождению выпускников детского дома.

Литература:

1. Астоянц М.С. Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? // Журнал исследования и социальной политики. №4. 2006.

2. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат: Технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников. – М.: Генезис, 2008.

3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.: Генезис, 2007.

4. Градосельская Г.В. Современные подходы к измерению сетевых взаимодействий// Интернет-конференция «Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций XXI века». 2004.

5. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или Практика работы с семьями: учебно-методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2004.

6. Кушелед В. Введение в практику социальной работы/ Пер. с англ. Т.Д. Шевеленковой. – М.Аспект Пресс, 2001.

7. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. Выпуск 7. Программа переподготовки социальных педагогов и социальных работников уполномоченных служб органов опеки и попечительства. Пособия для слушателей  по отдельным курсам. – М.: Издательство «Квадрум». 2002.

8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.

9. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г.Смоленск /Под.ред.И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «расправь крылья!», 2010.

10. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной практической конференции. Ч. 2. 22-23 июня, г.Смоленск /Под. ред. И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «расправь крылья!», 2010.

11. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования./ Серия: «Инструктивно-методического обеспечения содержания образования в Москве» // Отв. Редактор Селявина Л.К. –М.: Центр «Школьная книга». 2005.

12. Прихожан А.М., Толтых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2005.

13. Семья Г.В. Проблемы технологии адаптации и социализации выпускников -  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа/ методические материалы. М.: 2008г.

14. Шипицина Л.М, Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2005.

 


[1]ИПМ – информационно-педагогический модуль (краткое конструктивное описание информации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы соцализации выпускников детских домов

В Выступлении по проблеме "Социализация выпускников"  раскрываются основные факторы препятствующие успешной социализации  воспитанников детских домов и  рассматриваются современны...

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

Описание системы работы по теме:"Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математики"

   Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.Бурный рост научн...

описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"

Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы  показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени....

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....