описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"
методическая разработка по географии по теме

Бадронова Марина Владимировна

Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы  показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty_gotovoe.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бадронова Марина Владимировна МБОУ СОШ №6 г. Бикина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 г. Бикина

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

   

Система работы по теме:

«Использование ИКТ на уроках

географии как средство повышения

мотивации к учению».

Выполнила:

учитель географии и экономики

МОУ СОШ № 6 г. Бикина

Бадронова Марина Владимировна

                                          

                                                         Бикин - 2013  

Оглавление

Введение        

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ        

1.1.Возможности использования информационных технологий        

1.2. Особенности содержания и методики компьютерных        

технологий        

ГЛАВА 2.  ПРИМЕНЕННИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ        

ГЕОГРАФИИ        

2.1. Презентации и библиотека наглядных электронных материалов кабинета географии        

2.2. УМК с мультимедиа-приложением.        

2.3. Интерактивные карты        

2.4. Интерактивные интеллектуальные игры во внеурочной и внеклассной деятельности        

        2.5. Применение на урока географии и экономики программного комплекса ММК-Портал………….………………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………………...….23

Приложения………………………………………………………………………………...…24


Введение

«Кто не знает, куда направляется,

очень удивится, что попал не туда»

                                                                                              Марк Твен.

В Концепции модернизации образования, говорится, что развивающемуся обществу нужно современное образование, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, динамичные, конструктивные. В современных условиях необходимо применение таких технологий обучения, которые в наибольшей мере повысят качество образования, мотивацию к учению, сформируют ключевые компетентности, улучшат психическое и физическое здоровье детей.

Образование становится более динамичным, сетевым и все больше электронным. Мы живем в мире Интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио, видео контента и многого другого.

И это дает возможность с одной стороны иметь неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам, а с другой стороны разобраться в качестве всего этого многообразия и квалифицированном его использовании.

Задача сегодня – не только предоставить  учащимся знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но научить их методологии познания и самообразования.

Для эффективной работы необходимо использовать все достижения современных образовательных технологий и соответствующего инструментария. Процесс обучения перешел на «компьютерные рельсы», а компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

Главная методическая проблема преподавания, например  географии,   смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Исходя из методической проблемы, я как педагог-предметник ставлю пред собой следующую цель -  применение информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательного интереса учащихся,  умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний  и моделирования в процессе обучения географии.

Задачи, которые необходимо решить для осуществления поставленной цели, заключаются в следующем:

 1. Определение аспектов учебной деятельности, где необходимо начать использование ИКТ в образовательном процессе;

2.Сделать обзор существующих аппаратных и программных средств, используемых на уроках;

3.Изучить  методические рекомендации по использованию ИКТ технологий;

4. Изучить формы и методы применения информационных технологий на уроках географии. Внедрить их в систему уроков.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий,  я предполагаю  смену  приоритетов усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.

 Данная работа представляет собой описание опыта педагогической деятельности в течение четырех лет обучения географии в 10-11 классах на базе цифровой школы.

Структура работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1.Возможности использования информационных технологий

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации (обучение с помощью информационных технологий), использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (АРМ учителя, аудио, кино, видео средства, интерактивное оборудование и т.д.).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился новый термин «новая информационная технология обучения». Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Многие, считают что более удачный термин для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерные технологии, более современный информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. ИКТ-технологии это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

ИКТ-технологии могут осуществляться в следующих трех вариантах:

I - проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинга, опираются на применении компьютера).

В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью, которая позволяет успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть "интеллектуального багажа" современного человека.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются виды компьютерных программ (схема 1).

Схема 1.

  1. Учебные (наставнические) программы – ориентированы на усвоение новых знаний.
  2. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. использование таких программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
  3. Контролирующие программы – предназначены для контроля уровня знаний и умений, представлены разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.
  5. Имитационные и моделирующие программы – предназначены для "симуляции" объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
  6. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернет.
  7. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ .

1.2. Особенности содержания и методики компьютерных

технологий

ИКТ основываются на использовании некоторой формальной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера. Главной особенностью содержания образования является наличие информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, мультимедиа, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети) и т.д.

Под базами данных понимают технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники, которые могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией. Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации.

Базы знаний предоставляют собой информационные системы, содержащие замкнутый объем информации по данной теме, которые позволяют создать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем – подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающие результаты с определенной степенью точности.

Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры.

Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН, при проведении внеклассных мероприятий. При этом для учащихся он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью замещающий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (наглядности, различные модели, анимации, фотографии и рисунки, видеофрагменты, демонстрационные опыты и т.д.) с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер
  • средство диагностики и контроля (электронный журнал успеваемости, тестирование).

Прежде всего, это использование демонстрационного комплекса «Компьютер – видеомагнитофон – проекционное устройство» на уроках и внеклассных мероприятиях. При этом важно гармонично сочетать  способы подачи информации, не увлекаться всем, что предложено в современных электронных учебниках.

Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальным при выводе изображения на большой экран существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему.

Обучение с использованием ИКТ должно проводиться с соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, чтобы избежать ее вредное воздействие на учеников.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов работы в различном виде: отчеты, презентации);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив (компьютерные сети, Интернет) воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией. Сегодня Всемирная паутина доступна практически всем: учащимся, имеющим дома компьютер, учителям. Интернет весьма специфичен, и его не следует рассматривать как благоприятную образовательную среду. Лишь часть информации создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами. Часто информация не достоверна, и ее нельзя использовать. Учитель должен предложить учащимся безупречный с точки зрения научности представленной информации сайты, с которыми можно работать в процессе изучения географии.

Большое значение для формирования естественнонаучной картины мира имеет ознакомление учащихся с историей науки. Украсят урок рассказы учащихся о великих путешественниках, об открытии полезных ископаемых, природных явлениях, странах, о становлении научных теорий. Необходимую для сообщения информацию учащиеся могут найти самостоятельно. Такое сообщение может быть устным, также можно предложить учащимся подготовить презентацию, стендовый доклад.

Работа учителя географии в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.


ГЛАВА 2.  ПРИМЕНЕННИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Активно использовать информационно-коммуникативные технологии я начала с 2007 года, когда в нашу школу поступило оборудование для кабинета географии, в которое вошли:  комплект интерактивных карт, комплект мультимедийных средств обучения  по курсу географии, демонстрационные материалы и экранно-звуковые пособия.

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки, ЦОРы, интерактивные карты, видео- и аудиофрагменты, мультимедиа ресурсы) по конкретным темам в папки и использую их в системе, тем самым, я формирую собственную базу по предмету. Накопленный материал обладает интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяет мне в большей мере реализовывать поставленную перед собой образовательную цель.

2.1. Презентации и библиотека наглядных электронных

 материалов кабинета географии

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации Power Point. Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределить время урока. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории.

Презентации используются мною практически на каждом уроке и наиболее удачными из них являются следующие: «Население мира», где на  слайдах  отображены национальные костюмы, обряды, культура; красочные презентации о карнавалах Бразилии с иллюстрациями и видеофрагментами о стране, национальной культуре, обычаях. Так, в 10-м классе при изучении темы «Транспорт»  использовались презентации о «Видах транспорта»,  «Транспорт и Мировое хозяйство»; в 11-х классах - на темах Зарубежная Азия, северная Америка, зарубежная Европа.

В процессе изучения, например, темы «Урбанизация» у учащихся создаются представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах. Программа Power Point позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Также,  более слабые учащиеся могут увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения.

Презентации к серии уроков по темам "Особенности экономического развития Австралии", «География населения» по возможности сопровождаются видеофрагментами,  аудиофрагментами, изучаемых географических объектов (равнин и гор, материков и их частей, особенности природы материков, фрагменты научно-популярных фильмов ВВС, мультимедиа программа «Энциклопедия природы»).  Большую помощь в создании презентаций оказывает Библиотека электронных наглядных пособий по географии 6 - 10 классов.

 Я считаю, в кабинете географии каждой школы должен быть демонстрационный комплекс, сочетающий аудиовизуальные и интерактивные средства обучения для иллюстрации учебного материала для повышения наглядности обучения. 

2.2. УМК с мультимедиа-приложением.

С 2010 года я активно применяю в практике преподавания  географии в профильных 10-11 классах УМК под редакцией Холиной В.Н. В УМК входят учебники для 10 и 11 классов, рабочие тетради, атлас, методическое пособие, мультимедиа - диск. Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплект «Общественная география » и особенную ценность в нем занимает мультимедиа приложение.  

Что скрывать, наш обыватель часто говорит: «Да кому нужна эта география сегодня, все уже открыто!» К сожалению, школьные «печатные» учебники нацелены, как правило, на изложение конкретных фактов и требуют от школьника не сообразительности и понимания, а памяти и еще раз памяти. Использование интерактивных мультимедиа приложений к учебнику Холиной В.Н.  «География 10-11 кл.» - это невиданная широта использования самых современных средств обучения компьютера и Интернета. Трудно было бы ожидать высоких результатов без использования этих средств в географическом образовании. Особо хочется подчеркнуть две мысли. Во-первых, эти средства чрезвычайно популярны среди современных школьников, притом популярны сами по себе. Во-вторых, качество применения этих средств очень высокое, и оно способно довести этот интерес до подлинного энтузиазма, привлечение их к обучению резко поднимает заинтересованность.

Интернет дает возможность использовать обновления на сайте поддержки, искать свежую и достоверную статистику. Использование интерактивных приложений к учебнику превращает обучение в подлинно творческий процесс - и не только викторинным путем (хотя он сам по себе очень эффективен и привлекателен для ребят), но и решением творческих задач, имитирующих «взрослую» жизнь, взрослые профессии.

Благодаря этому география предстает перед школьником как добротная научная дисциплина, а не скопление тысячи разрозненных фактов.

2.3. Интерактивные карты

Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Ведь существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. Работа с электронной картой на уроке позволяет мне приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, прокладывать и отслеживать маршруты знаменитых путешественников. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Например, эффективно использование интерактивных карт при изучении темы «Мировые природные ресурсы» в 10-м классе. Учащиеся легко ориентируются по карте, находят нужные природные ресурсы, анализируют их размещение.  Также в 10-м классе на уроках «Страны современного мира» на интерактивной карте хорошо отображаются все типы стран, их государственный строй, административно – территориальное деление. Интерактивная карта очень удобна при изучении темы «Населения» в 11-м классе. Карта показывает плотность населения, размещение, занятость, демографическую ситуацию в стране.

Наиболее интересная работа с электронными картами, опираясь на собственный опыт, является возможность комбинирования их слоев. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. Так, например, сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», выявляли закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Также в моей педагогической деятельности интерактивная карта становится полезной и в организации различных видов контроля: первичного, текущего, итогового. Благодаря мобильности интерактивной карты я провожу географические диктанты. Диктант проверяется сразу, что является особенно примечательным.

2.4. Интерактивные интеллектуальные игры во внеурочной и внеклассной деятельности

Всем известно, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Одна из форм внеурочной деятельности – это комплексное использование средств ИКТ в:

  • в подготовке и проведении общешкольных праздников;
  • в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр;
  • в работе элективных курсов.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю проектно-исследовательской и реферативной работе с учащимися во внеурочной деятельности. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии, актуален при изучении регионального компонента.

Благодаря системному подходу в применении ИКТ-технологии в урочной и внеурочной деятельности, учащиеся продуктивно осваивают основы социального проектирования с помощью средств ИКТ. Результатом становится ежегодное участие школьников в научно-практических конференциях районного и краевого масштабов. Наиболее яркими работами считаю работы моих учащихся:

Таблица 1: Участие школьников в научно-практических конференциях:

Год

Направление

Тема

Уровень

Участники

Место

2007

Краеведческая конференция

«По районам Хабаровского края»

край

Ворона Яков

6

2007

Научно-практическая конференция «Мир моих увлечений»

«Влияние биологических ритмов на организацию жизнедеятельности человека»

район

Аскарова Татьяна

1

2007

Краеведческая конференция

«Экономическое развитие Хабаровского края»

край

Николишин Анатолий

6

2008

Научно-практическая конференция (география)

«История города Бикина»

район

Аскарова

Татьяна

1

2008

Научно-практическая конференция (экономика)

«Безработица в Бикинском районе»

район

Аскарова

Татьяна

1

2008

Научно-практическая конференция (география

«Путешествие по Италии»

район

Калугина

Виктория

3

2010

Научно-практическая конференция (Мир моих увлечений)

«Обряды шаманов Хабаровского края»

район

Шихарова Олеся

2

2010

Научно-практическая конференция (Мир моих увлечений)

«В мире денег»

район

Мурашова

Анастасия

1

Таблица 2: Участие школьников в предметных олимпиадах

Год

Мероприятие (олимпиады, викторины,

 слеты)

Уровень мероприятия

Ф.И. участника

Занятое место

2007

олимпиада по географии

район

Николишин Анатолий

1

2007

эколого-краеведческий слет

район

Ворона Яков

3

2008

олимпиада по географии

район

Николишин Анатолий

победитель

2008

олимпиада по географии

район

Вох Олег

призер

2008

олимпиада по географии

край

Николишин Анатолий

5

2008

олимпиада по географии

район

Ярушевская Кристина

победитель

2009

эколого-краеведческий слет

район

Дубинская Анастасия

3

2009

олимпиада по географии

район

Спирин Владислав

призер

2009

олимпиада по экономике

район

Спирин Владислав

победитель

2009

олимпиада по географии

район

Калугина Виктория

победитель

2010

олимпиада по географии

район

Шихарова Олеся

победитель

2010

олимпиада по экономике

район

Мурашова Анастасия

победитель

2010

олимпиада по географии

край

Шихарова Олеся

4

2010

олимпиада по экономике

край

Мурашова Анастасия

диплом

2011

олимпиада по географии

район

Шихарова Олеся

призер

2011

Викторина, посвященная А.В. Сысоеву «Таежными тропами»

край

Шихарова Олеся

диплом

2011

олимпиада по экономике

район

Мурашова Анастасия

победитель

2011

олимпиада по экономике

район

Плахотина Василина

победитель

2011

олимпиада по экономике

край

Плахотина Василина

диплом

2011

олимпиада по экономике

край

Мурашова Анастасия

диплом

2012

Олимпиада по географии

район

Ефимович Савелий

призер

2012

Олимпиада по гео-графии

район

Шаго Екатерина

призер

2012

Олимпиада по географии

район

Плахотина Василина

победитель

2012

Олимпиада по экономике

район

Плахотина Василина

победитель

2012

Олимпиада по географии

край

Плахотина Васи-лина

участник

2012

Олимпиада по эко-номике

край

Плахотина Васи-лина

участник

2012

олимпиада по географии

район

Стрюкова Анастасия

призер

2012

олимпиада по гео-графии

район

Грязнова Екатерина

победитель

2012

Олимпиада по географии

край

Грязнова Екатерина

участник

2012

Научно-практическая конференция «Мир моих увлечений»

район

Плахотина Василина

1 место

2012

Научно-практическая конференция «Мир моих увлечений»

район

Стрюкова Анастасия

1 место

2.5. Применение на уроках географии и экономики программного комплекса ММК-Портал

   В условиях цифровой школы и информатизации образовательного процесса, развитие информационно-коммуникативной компетентностей (как педагога, так и учащихся) становится возможным благодаря программе ММК  заключается:

•        в качественном использовании автоматизированных мест учителя в образовательном процессе;

•        использовании компьютерных и мультимедийных технологий, ЭОРов;

•        обеспечении эффективного конструирования прямой и обратной связи со всеми субъектами образовательного процесса;

•        выработку собственной стратегии и тактики в обучении. 

    С точки зрения индивидуального подхода программа ММК даёт возможность учащимся  самостоятельно формировать навыки практической работы при изучении географии.  Используя локальную сеть и Wi-Fi, учитывая  индивидуальный знаниевый уровень, учитель рассылает задания разной  сложности на рабочий стол каждого ученика, что, в свою очередь, позволяет всем субъектам образовательного процесса на уроке реализовать свои возможности в полной мере.  

      Выбор режимов работы так же позволяет учителю формировать  рабочие группы (на весь урок либо на конкретный этап урока), видеть учебный процесс в группах с помощью веб-камеры, общаться с участниками группы не вовлекая в процесс учебного общения остальных учащихся. Иными словами, программа ММК устроена таким образом, что процесс обучения может быть совершенно «прозрачным» как для учителя (монитор мобильного рабочего места учителя отображает деятельность каждого учащегося), так и для учащихся через отображение на интерактивной доске.

     Анализируя  результаты работы можно сделать следующие выводы, что урок с применением программы ММК и интерактивного оборудования сделал процесс получения знаний на  уроке более личностно - значимым и продуктивным (результаты тестирования показали, что только 14% учащихся испытывали трудности на уроке по причине новизны комплекса). Это дает возможность предполагать, что качество знаний у учащихся, а главное мотивация, повысятся при систематическом проведении таких нестандартных уроков.

      В заключение хотелось бы сказать, что данная программа только начинает работать в школе в рамках проекта «Цифровая школа». Как в любом новшестве, существуют преимущества и недостатки использования программы ММК в образовательном процессе. Так среди положительных сторон программа:

•        Предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны.

•        Мотивирует и формирует у учащихся потребность работать самостоятельно.

•        Развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

•        Экономит время на проверку тестовых заданий, так как программа оценивает учащихся автоматически.

•        Строит общение учителя с учащимися в режиме on-line, гарантирует непрерывную связь между ними.

•        Позволяет учителю наблюдать и контролировать за учащимися через веб-камеру и, при необходимости, заблокировать рабочий стол нарушителя дисциплины.

Также существуют не которые минусы при работе с программой:

•        При перебоях в локальной сети может возникать задержка времени при раздаче учебного материала;

•        Опрос учащихся, которые работали по данной программе, выявил, что в целом,  программа доступна  для них и  интересна. Единственный «минус» в том, что ребятам хотелось бы работать с программой ММК на каждом уроке, но у них есть возможность работы с компьютером не более 25 минут.     


Заключение

Компьютер – величайшее достижение современных технологий – становится незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве. Наличие имитационных и моделирующих программ, интерактивных атласов, возможности образовательных ресурсов Интернета позволят учащимся получать и совершенствовать не только знания, но и опыт работы с новыми информационными технологиями. Для этого необходимо работать не только на получение результата, но и совершенствовать условия образовательного процесса.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчит усвоение учебного материала, но и поможет учащимся:  самостоятельно работать с информацией и развиваться как личности в «информационном обществе»; расширять кругозор и развивать творческие способности и компьютерную грамотность; получать больший объем информации за меньшее время; повысить  мотивацию к обучению  и своего образовательного уровня. А для педагога: воспитывать и обучать выпускника, способного к саморазвитию и непрерывному образованию; повышать профессиональную компетентность; изменять способы управления учебной деятельностью  через тьюторское сопровождение;  реализовывать главные принципы современного образования: гуманизации, гуманитаризации,  информатизации.

Используя ИКТ-технологии в своей профессионально-педагогической деятельности на протяжении нескольких лет,  я увидела положительную динамику качества знаний и повышения уровня творческих работ учащихся, глубину осмысления проблемы, разносторонние подходы к изучаемой теме. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках географии  и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая  мне и обучающимся  более эффективно добиваться поставленных целей.

Литература

  1. Мирошников В.В. Создание школьного сайта. // Справочник руководителя сельской школы.2006. №1.
  2. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. // География в школе. 2004. №5.
  3. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования.// География в школе. 2004. №4.
  4. http:// rgo.ru  - географический портал Планета Земля.
  5.  http:// geo2000.nm.ru - Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной географии.
  6. http://  geoport.ru - Страноведческий портал.
  7. http:// geo.1september.ru/ urok  - сайт "Я иду на урок географии"  Статьи по разделам: Землеведение; География материков, океанов, стран; География России; Экономическая и социальная география мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

Применение нетрадиционных методов обучения английскому языку учащихся 5-6 классов с целью повышения мотивации учения.

Одной из самых актуальных проблем в обучении иностранному языку является потеря учащимися интереса к образовательному процессу и, как следствие, снижение уровня успеваемости. Многие учителя сталкивают...

применение некоторых приемов ТРИЗ на уроках математики и информатики для повышения мотивации к учению

рассматриваются приемы усиления мотивации на уроках математики и информатики с помощью приемо ТРИЗ (морфологический ящик, логические задачи,  и пр.)...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся

В статье я кратко изложила свой опыт работы на уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов....

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...