Учитель как гражданин
статья на тему
Каждого человека беспокоит судьба Родины, он задумывается, в чем заключается его долг и обязанность перед Отечеством как гражданина. Какова же миссия учителя как гражданина? Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования.Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени - это воспитание Гражданина своего Отечества. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин – патриот, преданный своей Родине, способный защищать её в любых условиях. Одним словом, патриотическое воспитание в России должно стать делом школы, в частности, учителя как гражданина. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Кадетская школа – интернат
Доклад
Учитель как гражданин
Автор Табачная Елена Валерьевна,
учитель английского языка,
II кв.категории
г. Бугульма,
2013
Каждого человека беспокоит судьба Родины, он задумывается, в чем заключается его долг и обязанность перед Отечеством как гражданина? Так, например, поэт должен прославлять Родину в стихах и песнях, солдат, офицер должен защищать её.
Какова же миссия учителя как гражданина? Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования. Миф о всесилии рынка привёл к деформации целей образования, которые сводятся к накачке молодого поколения навыков, обеспечивающих деловой успех. Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени - это воспитание Гражданина своего Отечества. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин – патриот, преданный своей Родине, способный защищать её в любых условиях, а также «…уважающий национальные … свободы; … для которого приоритетным становится уважение к законам государства» (А. С. Гаязов). Таким образом, формируется модель личности учителя - гражданина – патриота, под влиянием которой формируется истинное отношение к Родине.
Одним словом, патриотическое воспитание в России должно стать делом школы, в частности, учителя как гражданина. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.
Далее в своем докладе, я хочу поделиться опытом воспитания настоящего патриота и гражданина своей страны.
Спасибо вам, учителя,
Ведь заняты вы делом самым важным.
На вас издревле держится земля,
Вы для нее растите юных граждан !
Прежде чем заниматься патриотическим воспитанием, следовало бы четко определить, что это такое, чему нужно и чему не нужно учиться. А для этого необходимо четко определить понятия: патриотизм, патриот, гражданин; а также выяснить историю возникновения слова «гражданин».
Для начала вернемся в Древний Мир. Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане, обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании. Современное значение слова «гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности. Мы получаем гражданство с момента рождения. В Конституции РФ закреплены наши основные права и обязанности, а именно: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, и т.д. Но гражданин имеет не только права, у него есть обязанности. Одной из главных обязанностей считается защита Отечества. Но что это за понятия «Отечество», «Родина»? Что именно мы готовы защищать?
Родина (оно же Отечество) – это понятие очень широкое: это и мама, и дом, в котором ты родился, и школа, и друзья, и семья, и президент, и большая страна, в которой ты живешь. Значит – это и есть патриотизм? Обратимся к понятию, которое считается важным для каждого гражданина своей страны, понятию – ПАТРИОТИЗМ.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. А патриот – это человек, одушевленный патриотизмом, человек, преданный интересам какого – нибудь дела, горячо любящий что – нибудь.
У учителя как гражданина своей Родины возникает вопрос: «Как воспитывать патриота?»
Я, работая в Бугульминской кадетской школе – интернате , хочу поделиться своей системой воспитания гражданина и патриота.
Одним из приоритетных направлений работы школы является военно-патриотическое воспитание. В связи, с чем воспитательная работа включает в себя аспекты военного, патриотического и гражданско-правового содержания. Целью воспитательной работы является воспитание у кадетов беззаветной преданности Отечеству, гордости за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны, привитие чувства необходимости овладения военной специальностью, способности реализовать свой духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.
Учебно-воспитательный процесс организован по типу военизированного учебного заведения:
7.30 – 7.45 – утренняя зарядка
7.45 – 7.55 – развод на занятия
8.00 – 13.35 – учебные занятия
13.45 – 16.35 – занятия по спецдисциплинам
16.40 – вечернее построение
В первой половине дня уроки проходят по утвержденному расписанию на основе годового учебного плана.
Во второй половине дня обучающиеся заняты изучением военных спецдисциплин:
- Строевая подготовка
- Огневая подготовка
- Физическая подготовка
- Гражданская оборона
- Основы воинских уставов
Основу патриотического воспитания составляет формирование гражданина – патриота, на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях. В школе проводятся массовые, общешкольные мероприятия:
- Традиционным мероприятием является «Посвящение в кадеты»
- Проведение школьного праздника «Смотра строя и песни»
- Организация праздника, посвященному Дню Победы
- Участие в городском параде, посвященному Дню Победы
- Участие в городском конкурсе «Зарница»
- Участие в военно-полевых сборах
- Участие в городских мероприятиях, посвященных Дню Призывника и Дню вывода войск из Афганистана
Детское ученическое самоуправление в школе – одна из форм организации жизнедеятельности детей. Для развития самоуправления необходимо создать условия, чтобы ребята могли умело и грамотно организовать дело и управлять им. Поэтому было решено создать совет командиров. Основными задачами совета командиров являются обсуждение возникающих проблем в подразделениях, рассмотрение поведения командиров за проступки, обсуждение предложений и замечаний по улучшению жизни и быта воспитанников кадетской школы.
В целях воспитания культурно – нравственного человека, в школе организованы следующие мероприятия:
- День пожилого человека (в рамках сотрудничества с Домом «Ветерана»)
- День учителя
- День матери
- Международный женский день, выставка цветов
- Проведение дня защиты детей
В рамках организации ЗОЖ, в школе организуются спортивно – массовые мероприятия, Дни Здоровья (также в рамках сотрудничества со спортивной школой «Юного туриста»), неделя здоровья, приуроченная к празднику «День учителя», товарищеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу с другими образовательными учреждениями, проведение мероприятия «Театр здоровья».
Главным событием в кадетской школе – интернате является открытие музея Боевой славы, где прослеживаются события Второй мировой войны, Афганистана. Не осталась не замеченной история развития нашего города Бугульмы, а также ее вклад в Великой Отечественной войне. Почетным гостем на данном мероприятии был ветеран войны.
Из выпускников есть ребята, которые поступили в летные учебные заведения. Однако, есть и такие, которые в настоящее время проходят военную службу в рядах Российской армии. С этими ребятами установлена переписка. А в школе на почетном месте оформлен стенд с их фотографиями.
Дальнейшая цель педагогического коллектива кадетской школы – интерната – это совершенствование и развитие форм и методов военно-патриотической работы по воспитанию будущих защитников Отечества и граждан своей страны. Ведь это важно, чтобы, вырастая, ребенок знал, что нужен своей стране, и он является полноценным ее гражданином.
Литература.
- http://www.yandex.ru/
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 – е изд., дополнение. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
- Архивные материалы МОУ кадетская школа – интернат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учитель – Человек – Гражданин"
Внеклассное мероприятие, направленное на формирование личности гражданина России, посвящено Дню учителя и способствует развитию ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных и коммуникати...
Учитель-Человек-гражданин
Внеклассное мероприятие к Дню учителя....
Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)
Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....
«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ "литературная композиция
Сценарий литературно-музыкальной композиции«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ...
Доклад на тему: Сотрудничество учителей, учащихся и родителей-верный путь к развитию личности гражданина.
сотрудничество учителей, учащихся и родителей-верный путь к развитию личности гражданина....
Роль учителя в подготовке будущего гражданина России
На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. Воспитание гражданина — главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школ...
Кубанёв Василий Михайлович. Гражданин, поэт, учитель.
Материал о поэте Курской области, рано ушедшем в годы войны...