Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)
статья по теме
Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 48 КБ |
vospitanie_grazhdanina_i_patriota_v_usloviyah_korrekcionnoy_shkoly-2.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург – один из самых прекрасных европейских городов. Часто называемый "северной столицей" России – это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста.
Петроградский район является старейшей территорией Северной столицы, его по праву считают историческим центром города, «колыбелью» Санкт-Петербурга. Закладкой Петром I Петропавловской крепости на Заячьем острове было ознаменовано начало освоения нашего района. Здесь появились первые строения: первый монетный двор, деревянный дом императора – уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Среди других достопримечательностей района: Елагин дворец, легендарный крейсер «Аврора», Соборная мечеть – одна из крупнейших в Европе и самая северная в мире, Ботанический сад Петра Великого, Ленинградский зоопарк, стадион «Петровский», Планетарий, всемирно известные театры: Мюзик-холл, Балтийский дом, Русская антреприза им. Андрея Миронова, более 20 музеев, 10 государственных НИИ, 8 ВУЗов, 10 учреждений СПО и НПО, 21 государственное образовательное учреждение (в т.ч. 3 коррекционных школы II, VII и VIII видов) и 7 частных школ.
В таком замечательном месте расположено наше учебное заведение - Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №3. В школе обучается 220 учащихся, 50% из них – воспитанники детских домов № 14 и №23, 20 % - дети-мигранты из Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы
Одними из приоритетных направлений деятельности школы являются гражданское и патриотическое воспитание.
Только то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. Современным ребятам выпало жить в довольно сложное время, в котором, к сожалению, смещены границы понятий, необходимые для формирования целостной личности. Искажены слова гражданин, патриот. Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях. Создание осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома. Необходимо прививать современному молодому поколению интерес к народным традициям, истории, культуре своей страны, чувство гордости за Родину, за россиян, трудовыми и героическими делами прославляющих Отечество.
Для решения этих задач в школе создано детское объединение «Историко-патриотический клуб «Излучина». С 2005 – 2009 гг. и с 2012 года я являюсь его руководителем. Деятельность клуба регламентируется составленной мной Программой и утвержденной педагогическим советом и согласованной с методистом ДДТ Петроградского района. Актуальность Программы в том, что решаемые в ней задачи непосредственно связаны с теми, что поставлены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020».
Клуб состоит из 12 – 15 учащихся в возрасте 14 – 16 лет. Основной состав: председатель, заместитель, архивариусы, экскурсоводы, фото – и видеоредакторы.
Основными направлениями работы клуба являются:
- Сотрудничество с общественными организациями:
Комитет ветеранов ВОВ Санкт-Петербурга,
Общество блокадников Ленинграда,
Участие в районных и городских мероприятиях.
- Шефство над Домом ветеранов войны №2;
- Изучение истории города, района (музейно-экскурсионный цикл), школы ;
- Поисковая работа, пополнение экспонатов музейной комнаты клуба;
- Проведение общешкольных мероприятий и экскурсий для младших школьников.
К своей деятельности клуб привлекает и других учащихся школы в зависимости от формата проводимого мероприятия.
Более наглядно о нашей работе расскажет фильм-летопись, который создал наш видеоредактор.
Участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России» стало традиционным для нашей школы. Наши победы среди других школ района и города придают ребятам силы, уверенность и вдохновляют на новые социальные проекты. Ролик об одном из них транслировали по телевидению.
Наш клуб активно участвует и успешно реализует городские и районные программы по патриотическому воспитанию.
Программа «Моя Петроградская сторона» осуществляется на базе ДДТ при участии Отдела Образования и ИМЦ Петроградского района. Актуальность Программы в том, что решаемые в ней задачи непосредственно связаны с теми, что поставлены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020».
Программа «Моя Петроградская сторона» представляет участникам возможности реализовать свои интересы, склонности, раскрыть свой потенциал в разнообразных видах краеведческой деятельности. Она объединяет усилия педагогов основного и дополнительного образования, которые занимаются экскурсоведением, музееведением, исследовательской деятельностью с учащимися Петроградской стороны.
В тоже время Программа включается некоторыми своими подпрограммами в Комплексную городскую программу «Наследники великого города».
Программа развивается, видоизменяется, пополняется новыми подпрограммами, учитывая социальный заказ.
2011/2012 учебный год – «Воззри на труд и громку славу…»: образовательное путешествие с КВЕСТ-ИГРОЙ для 5-9 классов, посвященное памятным датам истории России. Указ Президента о Годе Истории в России был подписан в марте 2012 года, а на Петроградской стороне мы начали его 26 ноября 2011 г.
Образовательное путешествие проходило под девизом:
«Если вы не делаете ничего неожиданного,
вас не ждет ничего неожиданного».
Оно включало в себя квест-игру и экскурсионно-музейный цикл.
В квест игре главным действующим героем был Заяц с Заячьего острова. Задания (Следы Зайца) выходили за рамки школьной программы. Часть материала образовательного путешествия легло в основу уроков истории в 6, 7, 8 и 9 классах в соответствии с программой, но большинство пришлось на внеурочную деятельность в рамках историко-патриотического клуба «Излучина». Через программу прошла большая часть учеников 6 – 9 классов. Для этого использовались элементы дистанционного обучения через Интернет средствами социальной сети. Была создана группа в социальной сети «ВКонтакте» (т.к. большая часть учеников нашей школы проводит свое свободное время именно там). Затем был создан блог «Историко-патриотический клуб «Излучина». Задания «Следов Зайца» публиковались на этих ресурсах, учащиеся имели возможность выполнить их в любое время, написав свой комментарий с ответом.
Например, работа по созданию логотипа Года Истории проводилась в форме конкурса. Ребята размещали свои работы в группе в специальном альбоме. Затем они переносились в блог.
Совместная работа членов клуба «Излучина» по составлению логотипа Года Истории также опубликована на сайте ДДТ.
Работа в блоге участвовала в районном этапе VIII Фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности», где заняла 3 место и приняла участие в городском туре.
Помимо интереснейшей квест-игры, где учащимся предстояло ознакомиться не только с историей страны, города, района, но и написать историю своей школы, был организован экскурсионно-музейный цикл с тематическими экскурсиями, связанными с квест-игрой.
В начале образовательного путешествия 16 ОУ района стали его участниками, но до финала дошли только 10 и мы оказались в числе победителей в номинации «Мои университеты».
В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. И нам с вами необходимо воспитывать патриотов, потому что годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них будет зависеть безопасность и благополучие государства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петроградский район
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №3
Цель – формирование высоких социально значимых качеств, готовности реализовывать их в интересах общества и государства. Задачи: помочь в определении смысла жизни в условиях преобразований, в формировании самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству; приобщение к системе важнейших ценностей, отражающих богатство, своеобразие истории и культуры России; воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни; развитие социальной и гражданской ответственности; создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей. http://klubizluchina.blogspot.com
Основные направления работы: Сотрудничество с организациями: Комитет ветеранов ВОВ Санкт-Петербурга, Общество блокадников Ленинграда, Участие в районных и городских мероприятиях. Шефство над Домом ветеранов войны №2; Изучение истории города, района (музейно-экскурсионный цикл) , школы ; Поисковая работа, пополнение экспонатов музейной комнаты клуба; Проведение общешкольных мероприятий и экскурсий для младших школьников http://klubizluchina.blogspot.com
«ВОЗЗРИ НА ТРУД И ГРОМКУ СЛАВУ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮБИЛЕЙНЫМ ДАТАМ (2011 – 2012) «Моя Петроградская сторона» Девиз: Если вы не делаете ничего неожиданного, вас не ждет ничего неожиданного
квест-игра экскурсионно-музейный цикл «ВОЗЗРИ НА ТРУД И ГРОМКУ СЛАВУ»
Логотип Года Истории
Экскурсионно-музейный цикл
Будущее – в руках школьного учителя. В. Гюго
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...
Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетическ...
Доклад на заседании ШМО "Особенности экологического воспитания на уроках биологии в условиях коррекционной школы для детей с ОВЗ
В докладе говорится об особенностях экологического воспитания в условиях коррекционной школы для детей с нарушениями слуха....
Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната
Цель данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности. Ставятся задачи: формирование представлений о правах...
«Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы»
Значение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...