Создание учебной ситуации моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.
статья на тему
Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovet_12.01.18.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание учебной ситуации моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
- обнаруживают предмет своего действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
Перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. То есть в строгом смысле решения учебной задачи не происходит, но дети при этом всё равно находятся в субъектной позиции.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
-предъявить противоречивые факты, теории;
-обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Виды учебных ситуаций:
- учебная ситуация целеполагания;
- учебная ситуация планирования;
- проблемная ситуация и ее решение;
- учебная ситуация моделирования;
- учебная ситуация наблюдения;
- учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке;
- учебная ситуация рефлексии;
- учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям.
На занятиях по социально-бытовой подготовке наиболее действенной является применение учебной ситуации моделирования.
Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности. Как правило, дети с нарушением интеллекта не имеют постоянных домашних обязанностей. У большинства из них в семье обстановка не способствует для развития самостоятельности: это гиперопека, ограждение от общения. Бывая дома, дети не имеют возможности наблюдать, обращаться, практиковаться в пользовании теми или иными услугами учреждений общественного пользования, не имеют постоянных хозяйственно-бытовых поручений. Следовательно, они мало имеют возможности для приобретения социального опыта.
Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях по СБО, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Участие детей в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения.
Модели реальных ситуаций, предлагаемые учащимся могут быть различными:
- По содержанию: соответствовать любой формируемой культурной норме отношения, поведения, общения.
- По характеру демонстрируемых действий и реплик персонажей: действующие лица поступают правильно; демонстрируются верные и неверные типы поведения, общения, отношений людей; смоделированы определенные обстоятельства, предложены действующие лица, но определить их действия, реплики должны дети-зрители, т. е. ситуации типа «Как поступить персонажам?».
3.По характеру ситуаций: типичные; нестандартные, где в ответ на действие или реплику человек получает неожиданный ответ, дети оказываются перед необходимостью искать выход из создавшегося положения: «Что же теперь делать?».
4.По количеству вариантов поведения, предложенных в ситуации: простые: (с одним вариантом их разрешения (правильным либо неправильным)); сложные (с двумя вариантами их решения (правильным и неправильным)).
5. По количеству участников сюжета: с участием одного человека, когда демонстрируется отношение к определенным объектам окружающего мира (например, показано, как мальчик, придя из школы, швыряет свой портфель либо книги, одежду и т. п.). Ситуации могут быть простые и сложные; с участием одного или двух и более человек: отрабатываются модели поведения, общения между людьми, формулы речевого этикета (например: в магазине покупатель обращается к продавцу: «Покажите мне, пожалуйста, вот эту фоторамку». - «Пожалуйста». - «Спасибо»).
6. По количеству выполняемых участниками действий: одно-два простых действия; из трех и более действий.
7. По количеству произносимых участниками реплик: «безречевые», отражающие лишь действия, поведение, отношения людей (например: «В автобус одновременно зашли дедушка и мальчик. Свободное место только одно. Мальчик сел»); с небольшими по объему репликами (например, при уступании места: «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». - «Пожалуйста»); требующими от участников произнесения реплик.
Это разнообразие видов ситуаций и отдельных ролей позволяет задействовать в качестве актеров всех без исключения детей класса, включая не говорящих либо плохо говорящих детей. Наличие возможности участия наравне с другими в разыгрывании сюжетов существенно для самооценки этих детей, для воспитания в них уверенности в себе, в своих силах.
Дети с умственной отсталостью нередко боятся обращаться к посторонним людям не только в незнакомой обстановке вне стен центра, но и в центре. Например, зная, о чем нужно спросить у работника химчистки, многие не могут правильно сформулировать вопрос, робеют, пытаются уйти от выполнения задания. Участие в разыгрывании ситуаций, выполнение определенной роли, произнесение реплик, соответствующих ей, не может, конечно, заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать у подростков некоторый опыт общения.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталонам для играющего (правила покупки товаров в различных магазинах, пользование городским и междугородним транспортом, общение по телефону, вызов врача, отправление посылки т.д.).
Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования определенной теме игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, учащиеся в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону. Содержание игр нередко требует совместных действий детей, помощи друг другу, сопереживание, что, несомненно, способствует воспитанию таких черт характера, как коллективизм. Овладение знаниями и умениями повышает самостоятельность учащихся в жизни.
Метод моделирования реальных ситуаций применим практически к каждому разделу программы. По многим темам может быть подобрано большое количество сюжетов. Тематика их диктуется содержанием программы, общими задачами и конкретными для каждого занятия. На пример, по разделу «Торговля» можно предложить следующие темы для разыгрывания: покупка игрушки(выбор и оплата на кассе), выход из магазина, возврат товара с дефектом.
По разделу «Транспорт» можно создать множество ситуаций, например при покупке билетов в кассе автовокзала:
1) предварительно купить билет на междугородний рейс;
2) сдать билет на дальнее время и купить на сегодня;
3) пассажир опоздал на автобус, как поступить?
Как видно, ситуации могут потребовать от учащихся не только применения полученных знаний, но и поиск верного решения данной проблемы.
Следует учитывать такие требования, как реальность сюжета, частота подобных случаев в жизни, охват разных сфер жизни, доступность для понимания школьников и разыгрывания, постепенное повышение сложности сюжетов и задач, стоящих перед детьми, направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений (например при изучении темы по трудоустроству).
Положительный результат игры во многом зависит от действий учителя во время ее проведения. Учитель выступает в роли ведущего. Он должен настроить детей на игру, дать им почувствовать себя участниками событий. Переживая вместе с детьми ту ситуацию, которая разыгрывается, учитель своими репликами привлекает их внимание к главному, организовывает участников игры, в случае затруднений помогает им, но не подсказывает, а подводит к выбору правильного решения.
Обучающихся необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации. Обучение начинается с простых ситуаций и включает в себя два момента: обучение участию в моделировании ситуации; обучение анализу ситуации.
Последовательность обучения может быть следующей:
1.Педагог, подготовив ситуацию, сам демонстрирует ее, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей.
2.Педагог участвует в разыгрывании ситуации, но играет уже вспомогательную роль. Учащиеся выполняют основные роли.
3.Ситуация, в которой все роли играют дети. По необходимости педагог лишь руководит действиями актеров.
4.Самостоятельное моделирование детьми ситуации. Педагог называет тему сюжета. Дети определяют, какие действующие лица должны быть участниками ситуации, распределяют роли и проигрывают ситуацию.
Проигрывая различные ситуации, дети тем самым закрепляют определенные представления, знания, умения, приобретают некоторый опыт поведения и общения, что подготавливает их к практическому апробированию, применению опыта в реальной жизни. Ситуации, связанные с общением, способствуют развитию речи детей - умениям правильно формулировать просьбы, вопросы, грамотно строить ответы, внимательно выслушивать собеседника. Участие в этой, деятельности делает детей более раскованными, свободными, уверенными, они лучше запоминают и успешнее применяют полученные сведения.
После разыгрывания ситуации проводится ее анализ. Учитель предлагает детям оценить, правильно ли поступали, общались действующие лица; дается оценка поведению каждого. Вначале оценка ситуации, действий отдельных ее участников производится по вопросам педагога, затем - с постепенно возрастающей самостоятельностью детей и уменьшающейся помощью педагога. Постепенно при анализе моделей проигранных ситуаций можно вводить и использовать метод аналогий, например: «Приятно было бы тебе услышать такое обращение?», «Как ты бы хотел, чтобы к тебе обратились?» Это способствует не только закреплению знаний о правильном выполнении каких-либо действий, обращений, но и формированию осознанного отношения к ним, убеждения в необходимости поступать, относиться, действовать именно так, а не иначе, по принципу: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
При систематическом обучении созданию реальных ситуаций обучающиеся в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, вполне соответствующие содержанию, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживают успех и неудачи партнеров. Самостоятельно разыгрывать сценку на данную учителем тему им труднее, но все же действуют они правильно, могут применить имеющиеся у них знания адекватно ситуации.
Данный метод является наиболее действенным методом обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.
Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.
Результатом использования метода реальных ситуаций является: адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися; повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся: развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-методическое пособие по предмету "Социально-бытовая ориентировка (сбо)"
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей школ 8 вида. Данная разработка поможет учителю составить план урока, разнообразить приемы и методы подачи материала. Вниманию педагогов пре...
СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Для учителей и дефектологов....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"
Для учителей и дефектологов....
Создание видеосюжетов для уроков социально-бытовой ориентировки (СБО).
Тематические видеосюжеты как способ повышения качества усвоения материала на уроках социально-бытовой ориентировки...