Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики". "Воспитание воспитанности".
статья по теме
Данный материал могут использоваться педагогами при реализации нового курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
britun_statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бритун Екатерина Камильевна
учитель географии
КОУ Омской области Тарская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида»
Тарского района
Омской области
Воспитание воспитанности.
Когда мы говорим о гуманизации воспитания, то имеем в виду прежде всего пробуждение гуманизма в личности и утверждение гуманистических основ в повседневной жизни детей.
Известно, что воспитанность – качество личности, определяющие в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Как закладывать эти основы в системе учебно-воспитательного процесса школы? Здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений учащихся, получаемых на уроках, с их повседневной жизнью формирующей опыт нравственного поведения. Школе необходим сегодня педагогически-инструментированный процесс активного этического воспитания, обусловленного возрастом детей, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как субъекту воспитания. И начинать нужно с раннего возраста детей.
Уже в начальных классах школы важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.
Чтобы этого достичь, необходима система воспитания этической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.
Такая система предполагает следующие логические взаимосвязанные структурные компоненты:
- методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся этический курс, как специальный предмет;
- педагогический приём «этический заряд», повседневно используемый педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися;
- коллективную внеклассную деятельность детей с эстетической направленностью, ориентированную на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.
Данную систему осуществляю во время классных часов. Провожу уроки «этической грамматики». Структура урока предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека путём разнообразных форм работы, организуемых учителем; игры, диалога, анализа, обыгрывания ситуации, эксперимента, свободного творчества. Простые по содержанию, разнообразные и привлекательные по форме, такие уроки вызывают интерес у детей, последовательно формируют у них ценные ориентации, повышают статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими, моральных оценках, даваемых сверстниками и себе в анализе поступков. Содержание и методика занятий позволяют синтезировать имеющиеся получаемые учащимися знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а так же включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, о нормах нравственности, правилах культуры, психологии общения.
В курсе этической грамматики выделены четыре раздела: «Этика общения», «Этикет», «Этика отношений с окружающими», «Этика отношений в коллективе».
Практика показала, что этическая грамматика способствует естественному проникновению классного руководителя в мир отношений и общения детей его класса, является педагогическим инструментом влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности школьника.
Уроки этической грамматики, проводимые классными руководителями в соответствии с расписанием классных часов во всех классах, стали основополагающим, но не единственным звеном в методике организации этического воспитания детей.
Ориентируясь на второй компонент системы, я начинаю каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Это специальный методический приём: начиная день, высказывать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало конфликтных ситуаций.
Высказывая своё напутствие, учитель, и сам настраивается на доброжелательную волну расположенности к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных взаимоотношений педагога с детьми, обязывает его к этому.
В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как учитель отпускает детей домой, организуется этическая пятиминутка, посвящённая анализу прожитого дня. На этой ежедневной пятиминутке учитель учит детей, как правильно относиться к конфликтам. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, а если он уже произошёл, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушёл домой обиженным.
Дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находят нравственные решения споров, испытывают удовлетворение от результатов своих усилий.
Чего же добивается учитель, используя систематические данные, методические приёмы?
Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях. Важно, что этот методический подход, дисциплинирует и самого учителя, развивает в нём стремление к собственному нравственному контролю.
Помимо уроков этической грамматики, методических приёмов заряда доброты и моральной пятиминутки, используется третий компонент системы – коллективная деятельность этической направленности. Это школа вежливости – театрализованное представление, диалог, подготовленный одним классным коллективом. Представления служат реализации и развитию накопленных детьми нравственных знаний, умений, навыков, утверждают в общественном мнении школьников ценность нравственных норм поведения, помогают развитию общения, инициативы, творчества у каждого ребёнка.
Ещё одна форма коллективной деятельности – посещение всем классом «Спасской церкви», беседы со священнослужителями, участие в церковных службах, конкурсах, устраиваемых церковью. Посещение мероприятий: «Познавательный урок-викторина «А знаете ли вы?», «Светлы праздники на Руси», «Сказ об иконах», «Библейские сюжеты в произведениях русских художников», производимых Тарской районной библиотекой. Зрители – ученики, активно участвуют в решении предлагаемых задач, разыгрывании ситуаций, ответах на вопросы, угадывании пословиц, загадок, конкурсном выполнении заданий.
Таким образом, каждое звено системы этического воспитания, имея самостоятельную воспитательную нагрузку, взаимосвязано с другими и образует единое обоснованное и методически продуманное воспитательное действие.
В результаты учащиеся убеждаются, что принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, закреплены в правилах культурного поведения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здравого смысла, стремление к красоте. Необходимость придерживаться существующих правил выступает, как обязательный признак воспитанности. А воспитанный человек, верующий человек не делает ничего такого, что бы обидеть, задеть, унизить другого.
А педагог, воспитывая детей, одновременно воспитывает и себя, будучи всегда рядом и ощущая свою причастность к их жизни. Как тут не вспомнить слова Я. Корчака:
«Мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует».
( Из опыта работы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" "Реализация идей К.Д. Ушинского.
Материал может быть использован педагогами при реализации курса "Основы религиозных культур и светской этики"....
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...
Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...
Реферат: "Законодательство в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и преподавания основ религиозных культур и светской этики"
Итоговая работа на КПК: «Развитие межкультурного и межконфессионального диалога средствами Образования»...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Существуют моральные и социальные причины. Прежде всего - это те изменения, которые произошли в современном обществе за последние годы: рост социальной напряженности, падение культуры и нравственности...