Программа инновационной деятельности ОУ по теме «Педагогические условия успешной адаптации обучающихся в кадетской школе - интернате»
рабочая программа по теме
Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравственных и интеллектуальных основ (А.Ф.Бахвалов, 2001). Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских учреждений по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечеству, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат»
Г. Куртамыш
Программа
инновационной деятельности ОУ
по теме
«Педагогические условия успешной адаптации обучающихся
в кадетской школе - интернате»
Подготовили: Тюлюбаева О.М., ЗУМР
Коннова Г.А., психолог
Симонова Е.И., педагог-организатор
Попова Л.Б., воспитатель
Белозеров А.А., воспитатель
Телушкин О.Г., воспитатель
Научный руководитель: Яговкина Л.С.
2010 год
Актуальность
Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравственных и интеллектуальных основ (А.Ф.Бахвалов, 2001). Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских учреждений по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечеству, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.
В последние годы новый вид общеобразовательного учреждения – кадетские школы и кадетские школы-интернаты - активно развивается.
Во многих случаях кадетские образовательные учреждения выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для содержания, воспитания и обучения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат» обучаются и воспитываются дети разного социального статуса. Социальный паспорт ОУ выглядит таким образом:
Полная семья | Неполная семья | Многодетная семья | Малообеспеченная семья | Замещающая; опека; патронат | Семья с признаками СОП |
146 | 78 | 53 | 38 | 17 | 8 |
Некоторые родители, находящиеся в затруднительном материальном положении либо вынужденные работать вахтовым методом, отдают своих детей в школу потому, что здесь обеспечивается качественное питание, проживание в хороших условиях, постоянный уход и контроль, не учитывая при этом желания самих детей, не считаясь с состоянием здоровья ребёнка.
Таким образом, с одной стороны, кадетская школа должна давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой – работать с детьми с социально-педагогической запущенностью, с нарушениями в здоровье, немотивированными на обучение в данном учреждении.
Возникает противоречие между высокими учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к детям, и их реальными возможностями и состоянием здоровья, что негативно сказывается на процессе адаптации.
Отличительной особенностью кадетской школы (интерната) от массовой общеобразовательной является то, что это военизированное учреждение, имеющее специфический уклад жизни (жесткая регламентация распорядка дня; подчинение и субординация; совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования).
Дети, поступая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Особенно это относится к кадетам, проживающим в интернате. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу. Некоторые дети оказываются просто не готовы к кардинальным изменениям такого рода: не приучены к труду по самообслуживанию, имеют низкий уровень развития коммуникативных качеств, не умеют строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, не справляются с физическими нагрузками. Всё это приводит к нервно-психической неустойчивости, преобладанию тревожных эмоций, истощению психических возможностей, иными словами, к дезадаптации детей. Вследствие этого некоторые ребята встают перед необходимостью покинуть данное учебное заведение. С начала деятельности ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат» (сентябрь 2008г.) по настоящее время (март 2010 г.) из школы выбыло 34 кадета, по разным причинам не сумевшие адаптироваться. Из них 23 человека проживали в общежитии (29% от общего числа проживающих в общежитии).
Вышеизложенное позволяет выделить проблему несоответствия имеющейся системы работы в ОУ по успешной адаптации детей (разного социального статуса, имеющих нарушения здоровья, разные интеллектуальные и физические возможности, с различной сформированностью житейских умений и навыков, с разными запросами родителей к образовательным услугам учреждения) к условиям кадетской школы-интерната. Поэтому возникла необходимость выявления причин дезадаптации кадет и усовершенствование системы работы образовательного учреждения по теме:
«Педагогические условия успешной адаптации обучающихся
в кадетской школе - интернате».
Объект: Образовательный процесс в условиях кадетской школы-интерната.
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию.
Цель: выделить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию обучающихся кадет.
Гипотеза:
Адаптация обучающихся кадетской школы-интерната будет успешной, если реализовать педагогические условия:
1). Обеспечение психофизического здоровья (или комфортности).
2). Разработка мониторинга адаптации обучающихся к условиям кадетской школы-интерната.
3). Осуществление межведомственных связей и взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на успешную адаптацию воспитанников.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую, педагогическую, психологическую литературу по проблеме;
- систематизировать нормативно-правовую базу по данной теме;
- осуществлять взаимодействие участников образовательного процесса, направленного на успешную адаптацию воспитанников;
- определить совокупность педагогических условий, показателей, критериев, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся в условиях кадетской школы-интерната;
- обобщить опыт работы на конференции по данной проблеме.
Сроки: 2009-2010 г.г.
Методы исследования:
1. Теоретический: моделирование, изучение литературы
2. Эмпирический:
- Анкетирование;
- Тесты интеллекта (ГИТ; КОТ);
- Методика диагностики ценностных ориентаций (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.)
- Методика изучения мотивации обучения у подростков (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.)
- Методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж.Тейлор)
- Социометрия
- Анкета психофизического комфорта (Г.С.Абрамова)
- Шкала социально-психологической приспособленности (К.Роджерс, Р.Даймонд; адаптация Т.В.Снегирёвой)
- Методика оценки профессиональной компетентности педагога. Опросник КОСКОМ (Куницына)
- количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного исследования являются:
- Теория инновационной деятельности. В.Я. Ляудис, В. И. Загвяздинский, Н.Р. Юсуфбенова, Н.О. Котлярова, К. Ангеловский, Т.Г. Новикова, М.М. Потакшин и др.
- Концепция развития кадетского образования (нормативные документы федерального и регионального уровня, В. Гурковский, Е.И. Казанова, В.В. Кирсанов, Н.Н. Католин, Н.В. Наместникова и др.)
- Теория образовательного мониторинга (Д.Ш. Матрос, К. Ингенками, РП.С. Немов, Е.А. Михалычев, В.С. Авенесов, др.)
- Теория развития личности (Леонтьева А.А.)
- Теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, И С. Якиманская., И.Е. Бондаревская., О.С. Газман и др.
Ожидаемые результаты:
Результат | Критерии, отвечающие условиям успешной адаптации | Продукты деятельности |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Научно-методическое обеспечение |
|
Материально-техническое финансирование |
|
Кадровое обеспечение |
Дальнейшая успешная социализация кадет |
активности кадет
|
Критерии: | Показатели: |
Уровень и качество духовного и физического развития кадет | -Успешность межличностных отношений, бесконфликтность - Мониторинг показателей здоровья |
Уровень воспитанности | -Сформированность нравственно-волевых качеств личности; -Уровень социальной активности (участие во внутришкольных мероприятиях); |
Уровень обученности | - Повышение уровня мотивации - Повышение % качества обученности; -Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах и т. д; -Способность к самостоятельной образовательной деятельности |
Успешность образовательного процесса | -Уровень адаптации к условиям военизированного образовательного процесса (уклад школьной жизни); -Повышение компетентности педагогов в вопросах адаптации; -Благоприятный микроклимат, комфортная обстановка в школе. |
Форма представления результатов исследования:
- отчет на заседаниях педагогических советов школы;
- статьи, методические рекомендации;
- выступление на конференциях, семинарах в других кадетских школах.
№ | Негативные последствия | Способы нивелирования и предупреждения |
1. | Недостаточная профессиональная компетентность воспитателей (офицеров-воспитателей неспециалистов) | Проведение семинаров, консультаций, курсы ИПКиПРО, наставничество (ведущих специалистов). |
2 | Пассивное отношение к проблеме части педагогов, недостаточное понимание актуальности и значимости исследования | Проведение работы по самомотивации (тренинги, индивидуальная работа), стимулирование педагогов. |
Этапы (2009 декабрь – апрель 2010)
I. Подготовительный этап (декабрь 2009-апрель 2010)
- Анализ образовательного процесса в школе-интернате, выявление проблем адаптации, противоречий, постановка задач.
- Принятие решения об организации исследования по проблеме адаптации в условиях образовательного процесса кадетской школы-интерната.
- Анализ и корректировка нормативно-правовой базы с точки зрения обеспечения успешной адаптации кадет: положение о Совете школы, Устав школы, Правила внутреннего распорядка, Положение о Коллегии кадетской чести, Устав Д.О. Программа развития школы.
- Определение уровня информированности педагогического коллектива в вопросе организации деятельности по адаптации в условиях кадетской школы-интерната.
- Изучение диагностических материалов по военной и физической подготовке и их апробация.
- Проведение стартовых диагностик
- Проведение действующего семинара для педагогического коллектива, консультаций для родителей по данной теме.
II. Практический этап (май – ноябрь 2010 года)
- Определение показателей, критериев обеспечивающих успешную адаптацию обучающих, согласно модели выпускника.
- Разработка схемы взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на улучшение адаптации воспитанников кадетской школы-интерната.
- Составление и реализация плана мероприятий по организации деятельности по теме исследования.
- Обобщающий этап (декабрь 2010)
1. Анализ эффективности проведённых мероприятий по созданию условий для успешной адаптации кадет.
2. Обобщение опыта работы педагогического коллектива, подготовка и проведение конференции « Педагогические условия успешной адаптации обучающихся кадетской школы-интерната»
План-сетка мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
I | Подготовительный этап | декабрь 2009-апрель 2010 |
1 | Работа творческой группы, направленная на анализ образовательного процесса с целью выявления проблем адаптаций, имеющихся противоречий | Декабрь 2009 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
2 | Работа творческой группы, направленная на анализ и корректировку нормативно-правовой базы с точки зрения обеспечения успешной адаптации кадет | Январь 2010 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
3 | Заседание ШМО воспитателей-офицеров с целью анализа диагностического материала по физической и военной подготовке и соответствия его возрастным нормам | Январь 2010 | Телушкин О.Г., руководитель ШМО военно-спортивного цикла |
4 | Мониторинг здоровья (диспансеризация) | Январь-февраль 2010 | Ю.М., фельдшер |
5 | Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросе организации деятельности по адаптации кадет (анкетирование) | Март 2010 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
6 | Диагностика мотивации обучения кадет 5-10 классов | Декабрь 2009 | Коннова Г.А., психолог |
7 | Диагностика психофизической комфортности кадет, проживающих в общежитии | Декабрь 2009 | Коннова Г.А., психолог |
8 | Диагностика ценностных ориентаций кадет | Апрель 2010 | Коннова Г.А., психолог |
9 | Диагностика интеллектуального развития кадет | Апрель 2010 | Коннова Г.А., психолог |
10 | Диагностика уровня тревожности кадет | Апрель 2010 | Коннова Г.А., психолог |
11 | Педсовет «Создание благоприятного для развития обучающихся психологического климата» | Февраль 2010 | Коннова Г.А., психолог Попова Л.Б., воспитатель Симонова Е.И., педагог-организатор |
12 | Консультация для воспитателей-офицеров «Как способствовать успешной адаптации кадет к условиям кадетской школы-интерната» | Апрель 2010 | Коннова Г.А., психолог |
13 | Консультация для классных руководителей и воспитателей «Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе. Психологические техники формирования коллектива подростков» | Апрель 2010 | Коннова Г.А., психолог |
Социометрия кадет 5-10 классов | Декабрь 2009 | Рыжова Н.А., социальный педагог |
II | Практический этап | май – ноябрь 2010 года |
14 | Создание зон отдыха для кадет в школе и в интернате | Май 2010 | Амербекова В.А., ЗАХР |
15 | Приближение бытовых условий проживания в общежитии к домашним | В течение года | Голощапова Л.П. , старший -воспитатель |
16 | Контроль за распределением занятости кадет в течение дня с целью избегания заорганизованности | В течение года | Администрация |
17 | Проведение конкурса «Взвод психологического комфорта» | Сентябрь-декабрь 2010 | Симонова Е.И., педагог-организатор |
18 | Консультация для молодых специалистов «Первые недели управления классом» | Сентябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
19 | Создание банка методических материалов для воспитательных часов по теме «Сплочение коллектива, оптимизация межличностных отношений» | В течение года | И.о. ЗВР Симонова Е.И., классные руководители, воспитатели, Рыжова Н.А., социальный педагог, Коннова Г.А., психолог |
20 | Ведение определённого уклада жизни в общежитии: ежедневные ритуалы, традиции. «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «Доска настроений», «Кукла дружбы», «Коробочки добрых дел», «Вечерний круг», «Кадет дня», «Вечер именинников», «День рождения взвода», «Ковер мира» и т.д. | В течение года. В соответствии с распорядком дня кадета. | И.о. ЗВР Симонова Е.И., воспитатели, классные руководители. |
21 | Проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата во взводе | В течение года. | И.о. ЗВР Симонова Е.И., воспитатели, классные руководители. |
22 | Организация работы спортивных секций, кружков, занятий ЛФК. | В течение года. | И.о. ЗВР Симонова Е.И., Ермаков А.В., руководитель физвоспитания |
23 | Обучение методам стрессоустойчивости и саморегуляции (аутотренинг, релаксация, психофизическая тренировка, самомассаж и точечный массаж, дыхательная и звуковая гимнастики) | В течение года. | Коннова Г.А., психолог |
24 | Заметки в школьной газете КадДет, пропагандирующие толерантное отношение к другим людям. | В течение года. | Коннова Г.А., психолог, Симонова Е.И., педагог-организатор. |
25 | Проведение адаптационных встреч с вновь прибывшими кадетами, проживающими в общежитии | 1 четверть | Коннова Г.А., психолог |
26 | Семинары для педагогов «Организация работы по формированию мотивации обучения у подростков», «Педагогическое общение» | Октябрь 2010. Декабрь 2010 | Коннова Г.А., психолог. Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
27 | Консультация для педагогов «Психологическая специфика школьной тревожности» | Сентябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
28 | Консультация для педагогов «Организация взаимодействия на уроках» | Ноябрь 2010 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР Коннова Г.А., психолог |
29 | Диагностика мотивации обучения кадет 5-10 классов (контрольный срез) | Октябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
30 | Диагностика психофизической комфортности кадет, проживающих в общежитии (контрольный срез) | Октябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
31 | Диагностика ценностных ориентаций кадет (контрольный срез) | Октябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
32 | Диагностика интеллектуального развития кадет (контрольный срез) | Октябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
33 | Диагностика уровня тревожности кадет (контрольный срез) | Октябрь 2010 | Коннова Г.А., психолог |
34 | Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросе организации деятельности по адаптации кадет (анкетирование, контрольный срез) | Ноябрь 2010 | Тюлюбаева О.М., ЗНМР |
35 | ПМПк «Адаптация кадет 5-10 классов, кадет, проживающих в общежитии, к условиям кадетской школы-интерната» | Ноябрь 2010 | Хозова Е.Ю., ЗУВР |
36 | Отчёты о результатах работы по созданию условий для успешной адаптации на педсовете, совещания при директоре, МС. | В течение года. | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
III | Обобщающий этап | декабрь 2010 |
37 | Анализ результативности деятельности по проекту (Заседание творческой группы) | 3.12.2010-10.12.2010 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
38 | Корректировка программы (Заседание творческой группы) | 13.12.2010-15.12.2010 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
39 | Конференция «Педагогические условия успешной адаптация обучающихся в кадетской школе - интерна» | 17.12.2010 | Тюлюбаева О.М., ЗУМР |
Библиография:
- Бадьина, Н.П. Развитие адаптивных качеств личности обучающихся/ Н.П.Бадьина.- ИПКиПРО Курганской области.-Курган 2005 г.
- Бадьина, Н.П. Показатели психологической комфортности ребёнка в ОУ. Методические рекомендации для педагогов-психологов/ Н.П.Бадьина.- Курган 2006 г.
- Бадьина, Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов./ Н.П.Бадьина.- Курган 2008 г.
- Бадьина, Н.П., Дементьева, Л.А. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в ОУ: Методические рекомендации для педагогов-психологов, руководителей общеобразовательных школ / Н.П.Бадьина, Л.А.Дементьева.- ИПКиПРО Курганской области.- Курган 2008г.
- Бударникова Л.В.. Школа молодого учителя. Волгоград: Учитель, 2007 год.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков.- М., 1999 г.
- Интернет-ресурсы: http: // festival. 1 september. ru. authors/ Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова/ Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог.
- Калягин, В.А., Матасов, Ю.Т., Овчинникова, Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях.-СПб., 2005г.
- Козлова Г.Н; Дмитриченко Г.Ю. Методические и диагностические материалы в помощь педагогам «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики». Издательство «Панорама» 2-издание, 2007 год.
- Кирсанов В.В., Катошин, Н.Н. Из опыта работы Первого Московского кадетского корпуса/ Завуч, 2003 г., №5.
- Кирсанова Г.В., Педагогические советы. Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.-Петрозаводск, 1992 г.
- Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000 г.
- Ольшанская Н.А., Техника педагогического общения. Издательство «Учитель» Волгоград, 2004 г.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –М., 1996 г.
- Степанова, М.И., Сазанюк, З.И. и др.. Современное кадетское и традиционное образование: сравнительный медицинско-социальный анализ/ Вестник образования России, 2005 г., №20.
- Нормативные документы: Устав школы 2010 год, Программа развития школы, локальные акты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...
Презентация "Работа с родителями по созданию условий успешной адаптации в старшей школе"
Презентация к родительскому собранию в 5 классе по проблеме адаптации учащися в период перехода из начальной школы в среднюю. Проблемы, с которыми сталкиваются родители, ученики и учителя достаточно с...
2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...
Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...