Программа инновационной деятельности ОУ по теме «Педагогические условия успешной адаптации обучающихся в кадетской школе - интернате»
рабочая программа по теме

Попова Лидия Борисовна

 

Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравственных  и интеллектуальных основ (А.Ф.Бахвалов, 2001). Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских учреждений по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечеству, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат»

Г. Куртамыш

Программа  

инновационной деятельности ОУ

 по теме

«Педагогические условия успешной адаптации обучающихся

в кадетской школе - интернате»

Подготовили: Тюлюбаева О.М., ЗУМР

                          Коннова Г.А., психолог

       Симонова  Е.И., педагог-организатор

        Попова Л.Б., воспитатель

                                    Белозеров А.А., воспитатель

                                   Телушкин О.Г., воспитатель

                                Научный руководитель: Яговкина Л.С.

2010 год

Актуальность

Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравственных  и интеллектуальных основ (А.Ф.Бахвалов, 2001). Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских учреждений по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечеству, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.

      В последние годы новый вид общеобразовательного учреждения – кадетские школы и кадетские школы-интернаты -  активно развивается.

    Во многих случаях кадетские образовательные учреждения выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для содержания, воспитания и обучения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     В ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат» обучаются и воспитываются дети разного социального статуса. Социальный паспорт ОУ выглядит таким образом:

Полная

семья

Неполная семья

Многодетная семья

Малообеспеченная семья

Замещающая; опека; патронат

Семья с признаками СОП

146

78

53

38

17

8

     Некоторые родители, находящиеся в затруднительном материальном положении либо вынужденные работать вахтовым методом, отдают своих детей в школу потому, что здесь обеспечивается качественное питание, проживание в хороших условиях, постоянный уход и контроль, не учитывая при этом желания самих детей, не считаясь с состоянием здоровья ребёнка.

Таким образом, с одной стороны, кадетская школа должна давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой – работать с детьми с социально-педагогической запущенностью, с нарушениями в здоровье,  немотивированными на обучение в данном учреждении.

     Возникает противоречие между высокими учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми  к детям, и их реальными возможностями и состоянием здоровья, что негативно сказывается на процессе адаптации.

     Отличительной особенностью кадетской школы (интерната) от  массовой общеобразовательной является то, что это военизированное учреждение, имеющее специфический уклад жизни (жесткая регламентация распорядка дня;  подчинение и субординация; совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования).

     Дети, поступая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Особенно это относится к кадетам, проживающим в интернате. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу. Некоторые дети оказываются просто не готовы к кардинальным изменениям такого рода: не приучены к труду по самообслуживанию, имеют низкий уровень развития коммуникативных качеств,  не умеют строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, не справляются с физическими нагрузками. Всё это приводит к нервно-психической неустойчивости, преобладанию тревожных эмоций, истощению психических возможностей, иными словами,  к дезадаптации детей.   Вследствие этого некоторые ребята встают перед необходимостью покинуть данное учебное заведение.  С начала деятельности ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат» (сентябрь 2008г.) по настоящее время (март 2010 г.) из школы выбыло 34 кадета,  по разным причинам не сумевшие адаптироваться.  Из них 23 человека проживали в общежитии (29% от общего числа проживающих в общежитии).

Вышеизложенное позволяет выделить проблему несоответствия имеющейся системы работы в ОУ по успешной адаптации детей (разного социального статуса, имеющих нарушения здоровья, разные интеллектуальные и физические возможности, с различной сформированностью житейских умений и навыков, с разными запросами родителей к образовательным услугам учреждения)   к условиям кадетской школы-интерната. Поэтому возникла необходимость выявления причин дезадаптации кадет и усовершенствование системы работы образовательного учреждения по теме:

 «Педагогические условия успешной адаптации обучающихся

в кадетской школе - интернате».

Объект:  Образовательный процесс в условиях  кадетской  школы-интерната.

Предмет: педагогические условия, обеспечивающие успешную         адаптацию.

Цель:   выделить и экспериментально проверить  педагогические условия, обеспечивающие  успешную адаптацию обучающихся кадет.

Гипотеза:  

 Адаптация обучающихся кадетской школы-интерната будет успешной, если реализовать педагогические условия:  

1). Обеспечение психофизического здоровья  (или комфортности).

2). Разработка мониторинга адаптации обучающихся к условиям кадетской школы-интерната.

3). Осуществление межведомственных связей и взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на успешную адаптацию воспитанников.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать научно-методическую, педагогическую, психологическую литературу по проблеме;

  1. систематизировать нормативно-правовую базу по данной теме;

  1. осуществлять взаимодействие участников образовательного процесса, направленного на успешную адаптацию воспитанников;

  1. определить совокупность  педагогических условий, показателей, критериев,  обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся в условиях кадетской  школы-интерната;

  1. обобщить опыт работы на конференции по данной проблеме.

 Сроки:  2009-2010 г.г.

Методы исследования:

1. Теоретический: моделирование, изучение литературы

2. Эмпирический:

  1. Анкетирование;
  2. Тесты интеллекта (ГИТ; КОТ);
  3. Методика диагностики ценностных ориентаций (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.)
  4. Методика изучения мотивации  обучения у подростков (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.)
  5. Методика определения уровня беспокойства-тревоги  (Ж.Тейлор)
  6. Социометрия
  7. Анкета психофизического комфорта (Г.С.Абрамова)
  8. Шкала социально-психологической приспособленности (К.Роджерс,  Р.Даймонд; адаптация Т.В.Снегирёвой)
  9. Методика оценки профессиональной компетентности педагога.  Опросник КОСКОМ (Куницына)
  10. количественный и качественный анализ результатов.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Ведущими педагогическими концепциями (теориями),  определяющими методологию данного исследования являются:

  1. Теория инновационной деятельности.  В.Я. Ляудис,                                В. И. Загвяздинский, Н.Р. Юсуфбенова, Н.О. Котлярова, К. Ангеловский, Т.Г. Новикова, М.М. Потакшин и др.

  1. Концепция развития кадетского образования (нормативные документы федерального и регионального уровня, В. Гурковский, Е.И. Казанова, В.В. Кирсанов, Н.Н. Католин, Н.В. Наместникова и др.)

  1. Теория образовательного мониторинга (Д.Ш. Матрос, К. Ингенками, РП.С. Немов, Е.А. Михалычев, В.С. Авенесов, др.)

  1. Теория развития личности (Леонтьева А.А.)

  1. Теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, И С. Якиманская., И.Е. Бондаревская., О.С. Газман  и др.

Ожидаемые результаты:

Результат

                    Критерии, отвечающие условиям успешной адаптации

Продукты деятельности

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Учебный план кадетской  школы-интерната.
  2. Пакет рабочих учебных  программ общего и дополнительного образования (военная подготовка, спец. Курсы по программам МЧС, ПСФСБ, физ.подготовки).
  3. Правила распорядка дня.
  4. Устав школы.
  5. Устав Д.О.

Научно-методическое обеспечение

  1. Программа развития школы;
  2. Учебно-методическое пособие;
  3. Программа патриотического воспитания
  4. Научно-методический банк по проблеме

Материально-техническое финансирование


  1. Кабинет психологической разгрузки
  2. Обеспечение учебным оборудованием кабинетов
  3. Форма, атрибутика субъектов образования кадетской  школы-интерната.

Кадровое обеспечение


Дальнейшая успешная социализация кадет

  1.   Повышение уровня обученности, воспитанности
  2.   Повышение уровня учебной и социальной

активности кадет

  1.   Осознанное принятие и выполнение правил уклада жизни в условиях кадетской школы-интерната

Критерии:

Показатели:

 Уровень и качество духовного и физического развития кадет

-Успешность межличностных отношений, бесконфликтность

- Мониторинг показателей здоровья

Уровень воспитанности

-Сформированность  нравственно-волевых качеств личности;

-Уровень социальной активности (участие во внутришкольных мероприятиях);

Уровень обученности

- Повышение уровня мотивации

- Повышение %  качества обученности;

-Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах  и т. д;

-Способность к  самостоятельной образовательной деятельности

Успешность образовательного процесса

-Уровень адаптации к условиям военизированного образовательного процесса (уклад школьной жизни);

-Повышение компетентности педагогов в вопросах адаптации;

-Благоприятный микроклимат, комфортная обстановка в школе.

Форма представления результатов исследования:

- отчет на заседаниях педагогических советов школы;

- статьи, методические рекомендации;

- выступление на конференциях, семинарах в других кадетских школах.

Негативные последствия

Способы нивелирования и предупреждения

1.

 Недостаточная  профессиональная компетентность  воспитателей

(офицеров-воспитателей неспециалистов)

Проведение семинаров, консультаций, курсы ИПКиПРО, наставничество (ведущих специалистов).

2

Пассивное отношение  к проблеме части педагогов, недостаточное понимание актуальности  и значимости исследования

Проведение работы по самомотивации (тренинги, индивидуальная работа), стимулирование педагогов.

Этапы  (2009 декабрь – апрель 2010)

I. Подготовительный этап (декабрь 2009-апрель 2010)

  1. Анализ образовательного процесса в школе-интернате, выявление проблем адаптации, противоречий, постановка задач.
  2. Принятие решения об организации исследования по проблеме адаптации в условиях образовательного процесса кадетской  школы-интерната.
  3. Анализ и корректировка нормативно-правовой базы с точки зрения обеспечения успешной адаптации кадет: положение о Совете школы, Устав школы, Правила внутреннего распорядка, Положение о Коллегии кадетской чести, Устав Д.О.  Программа развития школы.
  4. Определение уровня информированности педагогического коллектива в вопросе организации деятельности по адаптации в условиях кадетской  школы-интерната.
  5.  Изучение диагностических материалов по военной и физической подготовке и их апробация.
  6. Проведение стартовых диагностик
  7. Проведение действующего семинара для педагогического  коллектива, консультаций для родителей по данной теме.

II. Практический этап  (май – ноябрь 2010 года)

  1. Определение показателей, критериев обеспечивающих успешную адаптацию обучающих, согласно модели выпускника.

  1. Разработка схемы взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на улучшение адаптации воспитанников кадетской  школы-интерната.

  1. Составление и реализация плана мероприятий по организации деятельности по теме исследования.

  1. Обобщающий этап  (декабрь 2010)

1. Анализ эффективности проведённых мероприятий по созданию условий  для успешной адаптации кадет.

2. Обобщение опыта работы педагогического коллектива, подготовка и проведение конференции « Педагогические условия успешной адаптации обучающихся кадетской школы-интерната»

План-сетка мероприятий

Мероприятия          

Сроки

Ответственный

I

Подготовительный этап

декабрь 2009-апрель 2010

1

Работа творческой группы, направленная на  анализ образовательного процесса с целью выявления проблем адаптаций, имеющихся противоречий

Декабрь 2009

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

2

Работа творческой группы, направленная на  анализ и корректировку нормативно-правовой базы с точки зрения обеспечения успешной адаптации кадет

Январь 2010

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

3

Заседание ШМО воспитателей-офицеров с целью анализа диагностического материала по физической и военной подготовке  и соответствия его возрастным нормам

Январь 2010

Телушкин О.Г.,

руководитель ШМО военно-спортивного цикла

4

Мониторинг здоровья (диспансеризация)

Январь-февраль 2010

Ю.М., фельдшер

5

Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросе организации деятельности по адаптации кадет (анкетирование)

Март 2010

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

6

Диагностика мотивации обучения кадет 5-10 классов

Декабрь 2009

Коннова Г.А., психолог

7

Диагностика психофизической комфортности кадет, проживающих в общежитии

Декабрь 2009

Коннова Г.А., психолог

8

Диагностика ценностных ориентаций кадет

Апрель 2010

Коннова Г.А., психолог

9

Диагностика интеллектуального развития кадет

Апрель 2010

Коннова Г.А., психолог

10

Диагностика уровня тревожности кадет

Апрель 2010

Коннова Г.А., психолог

11

Педсовет «Создание благоприятного для развития обучающихся психологического климата»

Февраль 2010

Коннова Г.А., психолог

Попова Л.Б., воспитатель

Симонова Е.И., педагог-организатор

12

Консультация для воспитателей-офицеров «Как способствовать успешной адаптации кадет к условиям кадетской школы-интерната»

Апрель 2010

Коннова Г.А., психолог

13

Консультация для классных руководителей и воспитателей «Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе. Психологические техники формирования коллектива подростков»

Апрель 2010

Коннова Г.А., психолог

Социометрия кадет 5-10 классов

Декабрь 2009

Рыжова Н.А., социальный педагог

II

Практический этап

май – ноябрь 2010 года

14

Создание зон отдыха для кадет в школе и в интернате

Май 2010

Амербекова В.А., ЗАХР

15

Приближение бытовых условий проживания в общежитии  к домашним

В течение года

Голощапова Л.П. , старший -воспитатель

16

Контроль за распределением занятости кадет в течение дня с целью избегания заорганизованности

В течение года

Администрация

17

Проведение конкурса «Взвод психологического комфорта»

Сентябрь-декабрь 2010

Симонова Е.И., педагог-организатор

18

Консультация для молодых специалистов «Первые недели управления классом»

Сентябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

19

Создание банка методических  материалов для воспитательных часов по теме «Сплочение коллектива, оптимизация межличностных отношений»

В течение года

И.о. ЗВР Симонова Е.И.,

классные руководители, воспитатели, Рыжова Н.А., социальный педагог,  Коннова Г.А., психолог

20

Ведение определённого  уклада жизни в общежитии: ежедневные ритуалы, традиции.  «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «Доска настроений», «Кукла дружбы», «Коробочки добрых дел», «Вечерний круг», «Кадет дня», «Вечер именинников», «День рождения взвода», «Ковер мира»  и т.д.

В течение года. В соответствии с распорядком дня кадета.

И.о. ЗВР Симонова Е.И., воспитатели, классные руководители.

21

Проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата во взводе

В течение года.

И.о. ЗВР Симонова Е.И., воспитатели, классные руководители.

22

Организация работы спортивных секций, кружков, занятий ЛФК.

В течение года.

И.о. ЗВР Симонова Е.И., Ермаков А.В., руководитель физвоспитания

23

Обучение методам стрессоустойчивости и саморегуляции (аутотренинг, релаксация, психофизическая тренировка, самомассаж и точечный массаж, дыхательная и звуковая гимнастики)

В течение года.

Коннова Г.А., психолог

24

Заметки в школьной газете КадДет, пропагандирующие толерантное отношение к другим людям.

В течение года.

Коннова Г.А., психолог, Симонова Е.И., педагог-организатор.

25

Проведение адаптационных встреч с вновь прибывшими кадетами, проживающими в общежитии

1 четверть

Коннова Г.А., психолог

26

Семинары для педагогов «Организация работы по формированию мотивации обучения у подростков», «Педагогическое общение»

Октябрь 2010.

Декабрь 2010

Коннова Г.А., психолог. Тюлюбаева О.М., ЗУМР

27

Консультация для педагогов «Психологическая специфика школьной тревожности»

Сентябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

28

Консультация для педагогов «Организация взаимодействия на уроках»

Ноябрь 2010

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

Коннова Г.А., психолог

29

Диагностика мотивации обучения кадет 5-10 классов  (контрольный срез)

Октябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

30

Диагностика психофизической комфортности кадет, проживающих в общежитии  (контрольный срез)

Октябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

31

Диагностика ценностных ориентаций кадет (контрольный срез)

Октябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

32

Диагностика интеллектуального развития кадет (контрольный срез)

Октябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

33

Диагностика уровня тревожности кадет (контрольный срез)

Октябрь 2010

Коннова Г.А., психолог

34

Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросе организации деятельности по адаптации кадет (анкетирование, контрольный срез)

Ноябрь 2010

Тюлюбаева О.М., ЗНМР

35

ПМПк «Адаптация кадет 5-10 классов, кадет, проживающих в общежитии, к условиям кадетской школы-интерната»

Ноябрь 2010

Хозова Е.Ю., ЗУВР

36

Отчёты о результатах работы по созданию условий для успешной адаптации на педсовете, совещания при директоре, МС.

В течение года.

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

III

Обобщающий этап

декабрь 2010

37

Анализ результативности деятельности по проекту (Заседание творческой  группы)

3.12.2010-10.12.2010

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

38

Корректировка программы (Заседание творческой  группы)

13.12.2010-15.12.2010

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

39

Конференция «Педагогические условия успешной адаптация обучающихся

в кадетской школе - интерна»

17.12.2010

Тюлюбаева О.М., ЗУМР

Библиография:

  1. Бадьина, Н.П. Развитие адаптивных качеств личности обучающихся/ Н.П.Бадьина.- ИПКиПРО Курганской области.-Курган 2005 г.
  2. Бадьина, Н.П. Показатели психологической комфортности ребёнка в ОУ. Методические рекомендации для педагогов-психологов/ Н.П.Бадьина.- Курган 2006 г.
  3. Бадьина, Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов./ Н.П.Бадьина.- Курган 2008 г.
  4. Бадьина, Н.П., Дементьева, Л.А. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в ОУ: Методические рекомендации для педагогов-психологов, руководителей общеобразовательных школ / Н.П.Бадьина, Л.А.Дементьева.- ИПКиПРО Курганской области.- Курган 2008г.
  5. Бударникова Л.В.. Школа молодого учителя. Волгоград: Учитель, 2007 год.
  6. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков.- М., 1999 г.
  7. Интернет-ресурсы: http: // festival. 1 september. ru. authors/ Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова/      Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог.
  8. Калягин, В.А., Матасов, Ю.Т., Овчинникова, Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях.-СПб., 2005г.
  9. Козлова Г.Н; Дмитриченко Г.Ю. Методические и диагностические материалы в помощь педагогам «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики». Издательство «Панорама» 2-издание, 2007 год.
  10. Кирсанов В.В., Катошин, Н.Н. Из опыта работы Первого Московского кадетского корпуса/  Завуч,  2003 г., №5.
  11. Кирсанова Г.В., Педагогические советы. Волгоград: Учитель, 2008 г.
  12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.-Петрозаводск, 1992 г.
  13. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000 г.
  14.  Ольшанская Н.А., Техника педагогического общения. Издательство «Учитель» Волгоград, 2004 г.
  15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –М., 1996 г.
  16. Степанова, М.И., Сазанюк, З.И. и др.. Современное кадетское и традиционное   образование: сравнительный медицинско-социальный анализ/ Вестник образования России, 2005 г., №20.
  17. Нормативные документы: Устав школы 2010 год, Программа развития школы, локальные акты.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Презентация "Работа с родителями по созданию условий успешной адаптации в старшей школе"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по проблеме адаптации учащися в период перехода из начальной школы в среднюю. Проблемы, с которыми сталкиваются родители, ученики и учителя достаточно с...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...

Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...