ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
статья по теме
Статья посвящена проблеме толерантности и экстремизма, консолидации гражданского общества, поддержки разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Валентина Григорьевна, ГБОУ СОШ № 489, социальный педагог, стаж работы – более 15 лет ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Между тем понятие "толерантность", имея глубокие исторические корни, в наше время постигается и "приживается" с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе российского образования. Толерантность ассоциируется с антипатриотизмом, с отказом от собственного национального и человеческого "Я", с преклонением перед "чужестранным", чаще всего американским образом жизни и мышления и т.п. Нами получены любопытные и красноречивые результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 10 классов Санкт-Петербурга общеобразовательных школ. С утверждением, что "истинной может быть только одна религия" согласились 19% учащихся; с тем, что "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", согласились 46% детей. Наконец, самое страшное, на наш взгляд, утверждение, что "государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации", безоговорочно поддержали 27% десятиклассников, а еще 23% детей поставили знак вопроса, то есть допустили такую возможность. Разумеется, этот опрос, коснувшийся всего нескольких десятков человек, не претендовал на репрезентативность, тем не менее, его результаты, видимо, все же отражают какие-то тенденции в российском обществе. Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий, как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым. С одной стороны, необходимо формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель, поэтому, прежде всего эта проблема должна решаться как андрагогическая. Думается, что задача андрагога - главным образом просветительская, т.к. многие проблемы коренятся просто в недостаточной осведомленности педагогов, в неверном понимании самого понятия толерантности. Возможно, необходима специальная программа повышения квалификации - в виде обязательного модуля, вводимого в программы разных курсов, - направленная на формирование толерантного сознания учителей, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности в этом направлении. В работе с педагогами, а затем и с учащимися, прежде всего, должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие "другого" есть отказ от самого себя - и осознано отношение к "общечеловеческим" ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Еще одна проблема, связанная с понятием толерантности, - это критерии и "границы" толерантности. В мире существуют явления и группы людей, которые расцениваются как антисоциальные, - преступники, наркоманы и др. Как относиться к такого рода проявлениям интолерантности? Где кончается толерантность, и начинаются равнодушие, попустительство, конформизм? Каждый определяет свою границу допустимого и свою "линию защиты", свою стратегию поведения в разных ситуациях, но не замечать проблему вовсе – преступно. Наконец, можно и нужно говорить не просто о способности "терпеть" рядом "другого", но - об "активной толерантности". То есть - об умении активно сотрудничать с "другим", а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время "активная толерантность" - это и умение "мирно", неконфликтно убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, "активная толерантность" - это подчас и непосредственное действие, способность заступиться за униженного, защитить права другого и т.д. Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена. Конечно, в первую очередь это проблема воспитателей, социальных педагогов и психологов. Особенно трудно формируется толерантность к "другому", когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного. Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода "приближение" к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях. Не должны оставаться в стороне от процесса формирования толерантности и учителя-предметники. Наши наблюдения показывают, что гораздо более высокий уровень национальной толерантности характерен для тех русских по национальности или русскоязычных учителей, которые переехали в Россию из ближнего зарубежья, из республик Средней Азии и Закавказья. Думается, что это не случайно. Для тех, кто годами жил рядом, кто знаком с национальными обычаями, особенностями характера, спецификой инонациональной культуры, рефлекс "чужого" ослаблен, а для многих и вовсе атрофирован, заменен воспоминаниями о живых человеческих отношениях. Именно эти педагоги (они есть почти в каждой школе) могут стать в любом образовательном учреждении тем толерантным центром, от которого пойдут импульсы на весь педагогический коллектив. Один из педагогических путей приближения к "чужому" миру "других", на наш взгляд, - это обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. В развернувшейся сегодня дискуссии о преподавании основ православной культуры в школе я всецело на стороне тех, кто считает неприемлемым преподавание в светской многонациональной (и, значит, многоконфессиональной) школе этого предмета. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей), а в школе доложен быть принят культурологический подход, то есть, созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями. Таким образом, необходимо воспитывать у детей и подростков планетарное сознание, когда человек ощущает себя частью Человечества и одновременно носителем определенной национальной культуры; когда он понимает ценность многообразия и с уважением и интересом относится к различным "картинам Мира" и различным формам "миропонимания". Такой интерес как к своей, так и к чужой истории, уважение к другим культурам при идентификации со своей собственной и чувстве ответственности за ее развитие возможно только при формировании планетарного сознания, с его сопричастностью всему происходящему в Мире. Это осуществимо только при широком образовании, готовящем человека быть гражданином своей страны и всего Человечества. Путь не простой и требующий как ресурсов, так и целенаправленной политики государства и общества в развитии образования и культуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребе...
"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"
Работа посвящена теме толерантности, о которой сегодня не рассуждает только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...
Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся
Описание возможностей исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся средней школы (из опыта работы)...
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...
Из опыта работы по формированию толерантного сознания в общеобразовательных учреждениях Гулькевичского района на примере МБОУСОШ №16 пос. Красносельского
Важнейшим аспектом воспитательного процесса в современной школе является формирование культуры межнационального общения.Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной дейст...
Формирование толерантного сознания школьников
Выступление на семинаре по проблемам толерантности...
презентация " Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся на уроках Всеобщей истории
В условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. На уроках истории, начиная с пятого класса необходимо...