Формирование толерантного сознания школьников
статья на тему

Рудакова Людмила Петровна

Выступление на  семинаре по проблемам толерантности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование толерантного сознания старшеклассников в образовательном и воспитательном процессе».

Выступление, семинар «Уроки Холокоста – путь к толерантности», МОИПКРО. Тема: «Психологические подходы к формированию  толерантности старшеклассников»

Выступление, международный семинар «Уроки Холокоста – путь к толерантности», Москва, Международные курсы преподавателей темы Холокоста, Фонд и Центр «Холокост»

(Слайд)        Способы формирования толерантного поведения старшеклассников.

Учитель истории и обществознания МОУ «Хибинская гимназия»  города Кировска, Мурманской области  Рудакова Людмила Петровна

Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.

Вольтер

«Мы научились летать, как птицы,

научились плавать под водой, как рыбы,

 осталось только научиться жить на земле как люди».

Участник фестиваля

по проблемам холокоста

 «Радужный мост»

Так исторически сложилось, что мы         живем в полиэтничном, полеконфессиональном пространстве. Государств однородных в этническом или каком-либо ином отношении не существует. Ожидая глобализации, вряд ли стоит надеяться на то, что мир станет единообразным. Давно всем понятно, что на разнообразии построена вся наша жизнь, да и сам человек в своем строении, поэтому важно уделять достачное  внимание формированию толерантности у подрастающего поколения.

Итак, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантности противопоставляется  такое понятие как  нетерпимость, как один из вызовов нашего времени. Неблагополучие в стране, обществе, способствует возвращению к национальной, религиозной нетерпимости. Поиск «крайних» уводит в сторону от поиска  настоящих причин любых трудностей. Вспомним начало ХХ века, крайне реакционные взгляды черносотенцев. Мест, где сегодня можно «излить» ненависть, нетерпимость много: вокзалы, рынки, магазины, жилые кварталы. В истории много примеров проявления нетерпимости: национальная политика, проводимая нашим государством на протяжении почти всего ХХ века, сталинские депортации, авторитарные и тоталитарные режимы, абсолютно чуждые толерантности. Одним из проявлений нетерпимости, принявшего ужасающие формы, стала политика холокоста.

         Решать проблемы, которые ежедневно встают перед Россией, может только консолидированное общество, т.е общество, избавившееся от нетерпимости любого происхождения.

        (Слайд) Не случайно, несколько лет назад появилась Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы.

        В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО,1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций, народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с другими людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, и верованиям.        

Эта программа состоит из пяти разделов: «Личность», «Семья», «Общество», «Государство», Организационное и информационное обеспечение. Мы педагоги можем оказывать влияние на Формирование толерантного поведения на уровне личности и семьи. (Слайд) Приведу слова Федерика Майора, генерального директора ЮНЕСКО: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям:

  • воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития;
  • учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.  (Слайд)

Остановлюсь на некоторых примерах из практики своей работы. На уровне гимназии сложилась определенная система деятельности, направленная на формирование гражданственности и толерантного поведения:

  • Реализация программы «Гражданская ответственность и толерантность»;
  • Тренинг толерантности для подростков;
  • Программа для учащихся 2-4 классов «Путешествие в страну толерантность»
  • Разработка цикла бесед по гражданско-правовому воспитанию и образованию, включая тематику бесед по воспитанию толерантного поведения;
  • Создание банка методических  данных для обмена опытом учителей и классных руководителей ( куда вошли разработки уроков, классных часов, внеурочных мероприятий).

Деятельность, направленная на воспитание терпимого отношения к сверстникам,  к людям иной национальности, расы, пола, культуры, религии и т.д, на уровне учителя-предметника, включает  в себя: использование воспитательного потенциала урока истории, обществознания, права; разработку мероприятий в рамках предметной недели, работу с одаренными детьми, работу над различными проектами, внеурочную деятельность ( с практикой проведения общественно-политических дебатов).

В процессе занятия научно-исследовательской деятельностью нами была выбрана тема исследования «Социально-правовые аспекты существования коренных малочисленных народов Севера», работа была представлена на всех уровнях: от МОУ до Всероссийской научной выставки «Шаг в будущее». Главная идея работы- необходимость воспитания толерантности, так как мир в своем многообразии наиболее привлекателен. У нас был приготовлен буклет (показать), который был представлен широкому кругу зрителей.

        Традиционный урок в курсе обществознания 11 класса «Цивилизация и малые народы России», учащиеся работали  над своими проектами, выполняли задания, голосовали в режиме он-лайн. Подобное занятие работает на формирование толерантности старшеклассников. Но это лишь отдельные примеры,

        (Слайд) Можно говорить и о системе работы с 5-по 11 класса через урок и внеклассную деятельность. Так, в гимназии не первый год существует исторический клуб «Диалог» (лекторские группы, музейная экспозиция, интеллектуальный марафон, общественно-политические дебаты). Одной из удачных форм, на мо взгляд, являются дебаты, способствующие формированию межличностной толерантности. Данная форма, предусматривает, что освоив, ее учащиеся научатся:

  • разбираться в актуальных проблемах современности
  • критически мыслить
  • смотреть на вещи с разных точек зрения
  • логически выстраивать свои мысли
  • задавать острые вопросы
  • убеждать других
  • общаться со сверстниками из других стран

        (Слайд) Дебаты должны распространять идеал  терпимости  к  точкам  зрения  других людей,  способствуя  поиску  общих  ценностей,  принимая  различия,  которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

        В дальнейшем это поможет выпускникам, работая в разных областях легче уживаться с другими людьми, принимать обоснованные решения.

        (Слайд) Дебаты- форма работы для старших, участники дебатов показывают то, чему научились за многие годы в школе во всех отношениях, это как призма, через которую можно увидеть личность. Такая форма работы внедрена в практику учителя последние четыре  года. Тематика прошедших дебатов:

- «Мир без войн: возможно ли это?»

- «Глобализация: за и против».

- «Спасут ли утопии человечество?»

- «Смертную казнь следует отменить».

Не буду вдаваться в методические особенности проведения дебатов, отмечу лишь то, что, они это спор, который происходит строго по правилам. Эти правила нельзя нарушать. За это снимаются баллы. Следовательно, участникам дебатов важно не только вести себя корректно, что подразумевает лишь одно- вести себя толерантно, так как перед тобой всегда окажется человек, который исповедует другие взгляды, принципы. Итогом дебатов часто становится актуализация проблемы и остается вопрос: «Кто прав?» или «Какой линии  придерживаться мне?» (слайд)

Каковы же особенности толерантного, гуманного поведения?

Можно сделать вывод о близости и родственности понятий «гуманное поведение» и «толерантное поведение». Толерантное поведение непосредственно связано с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Толерантное поведение можно рассматривать как частный случай ценностного отношения к людям, например, проявления сочувствия и сострадания к другому,  что роднит толерантное поведение и гуманное поведение.

(Слайд) Таким образом, школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной. В ходе сложной кропотливой работы в  школьном сообществе, при серьезном содействии семьи, у подростков могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

                                                               

Литература:

1.Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права   человека»/Под ред. Е.Н. .Рахманова.- М.: «Камерон»,2004.

2.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: «Владос», 2003.

3.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие/Л.М. Семенюк.-2-е изд. -   М. :Московский психолого-социальный институт: Флинта,2003.

 4. Цуканова Н. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей  старшего дошкольного возраста. Дис. Канд. Пед.наук. – М, 1992


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рудакова Людмила Петровна, Учитель истории и обществознания МОУ « Хибинская гимназия» города Кировска, Мурманской области Способы формирования толерантности у старших школьников.

Слайд 2

«Мы научились летать, как птицы, научились плавать под водой, как рыбы, осталось только научиться жить на земле как люди». Участник фестиваля по проблемам холокоста «Радужный мост» Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Слайд 3

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО,1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями , политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций, народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с другими людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, и верованиям.

Слайд 4

-Воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития! -Учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов! “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети». Федерик Майор, генерального директора ЮНЕСКО

Слайд 5

Темы дебатов: «Мир без войн: возможно ли это?» «Глобализация: за и против» «Спасут ли утопии человечество?»- «Смертную казнь следует отменить»

Слайд 6

Спикеры.

Слайд 8

А НТ ИУ Т О ПИИ

Слайд 9

Антиутопия является логическим продолжением утопии, выявляя наиболее опасные тенденции общественного развития…

Слайд 10

четкая регламентация жизни, нормативы труда и отдыха тотальная слежка, установление контроля над сознанием Каково положение личности? Утопия Антиутопия

Слайд 11

обеспечение стабильно среднего уровня жизни удержание власти, создание условий для исключения противодействия населения , поддержание стабильно низкого уровня жизни В чем цель власти? Утопия Антиутопия

Слайд 12

семья – общественная мастерская, брак - для улучшения «породы» и продолжения рода семья – относительна, связь дети-родители нарушена, брак – необязателен, любовь – искажена, дружба – опасна, доносы – естественны Что является основой общества? Каковы нравственные ценности? Утопия Антиутопия

Слайд 13

нивелирование личности обесценивание нравственных категорий (любовь, дружба, честь и др.) рушение социальных институтов (семья, брак) отсутствие свободы выбора и мысли утрата смысла жизни остановка прогресса Что можно получить при логическом развитии утопии?

Слайд 14

Тема: «Смертная казнь: «за» и «против» '''Смертная казнь''' — разрешённое законом лишение человека жизни в качестве Уголовного наказания (обычно за особо тяжкое преступление) .

Слайд 15

Позиции: Смертная казнь как вид наказания должна быть сохранена. (Утверждающая сторона) Смертную казнь следует отменить. (Отрицающая сторона)

Слайд 17

КАК БЫТЬ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории

Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории ...