Мастер-класс "Педагогика поддержки"
материал на тему
Пошаговый алгоритм осуществления педагогической поддержки ребёнка в решении значимой для него проблемы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Педагогика поддержки».
Я работаю в классах двухгодичного цикла- 10-11 классах. Это гуманитарные и художественные классы, куда ребята, отрываясь от семьи, от привычной жизни приезжают из разных городов и районов республики. Это 15-ти летние дети с определённым социальным опытом, с формировавшимся опытом учебной деятельности, со своей системой ценностей. И с этими разными, абсолютно чужими друг другу людьми, которые пришли в десятый класс с целью получить повышенные знания по специальным дисциплинам, и предстоит создавать коллектив, в котором есть атмосфера тепла, света доброжелательности, открытости, взаимопонимания, взаимоподдержки, в котором каждый в той или иной степени сумеет раскрыть себя, реализовать свои возможности, научится слышать и слушать других, утверждать свои принципы и принимать компромиссные решения.
Наши воспитанники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. И поэтому особенно важным нам представляется создание таких условий, которые способствовали бы не только успешной учебной деятельности, но и формированию социальной компитентности.
С нашей точки зрения такие условия можно создать, опираясь в своей работе на концептуальные основы педагогики поддержки Олега Семёновича Газмана.
Так что же такое педагогика поддержки?
Педагогика поддержки- так назвал Олег Семёнович Газман деятельность педагога, которая принципиально отличается от обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Эта деятельность помогает становлению личной позиции ребёнка, его взрослению. Педагогическая поддержка – это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение «глаза в глаза» обнаруживает родство душ; это акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный, и значимый для обоих; это товарищеские отношения взрослого и ребёнка ,которые создают для ребёнка ситуацию свободы роста и действий, а не зависимости от помощи взрослого.
В настоящее время сложились четыре тактики педагогической поддержки – это «защита», «помощь», «содействие», и «взаимодействие».
Кредо тактики защиты- ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств, задача педагога – выстроить такое пространство взаимодействия с ребёнком, где нет угрозы его достоинства. Только при этом условии можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.
Кредо тактики помощи – ребёнок может многое с успехом сделать сам. Задача педагога – помочь ему убедиться в этом, разблокировать собственную активность ребёнка, потерявшего веру в себя. Дальнейшее взаимодействие в логике педагогической поддержки состоится лишь в том случае, если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.
Кредо тактики содействия – ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Задача педагога – развитие способности ребёнка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации; содействие в преодолении страха перед неизвестным. Кредо тактики взаимодействия- это испытание свободой и ответственностью. Здесь ребёнок уже подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми. Задача педагога через процедуры, связанные с договором, создать условия в которых ребёнок овладевает логикой поиска и установления границ своей самостоятельности и ответственности.
Сегодня я хочу остановиться на тактике помощи. Одним из важнейших элементов воспитания школьников ориентированной на развитие их индивидуальности является деятельность педагога по оказании помощи ребёнку в решении значимой для него проблемы. От того на сколько педагог обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности ребёнка, становление и проявление его индивидуальности.
Педагог должен чётко понимать, что не всякую трудность стоит считать проблемой, а лишь ту, которую ребёнок не сможет преодолеть с помощью собственных усилий – без педагогической поддержки. Определить наличие внутреннего ресурса ребёнка, достаточного для самостоятельного решения проблемы – одна из центральных задач в области методики О.С.Газмана. На основании педагогического наблюдения, анализа информации полученной от родителе, педагогов, одноклассников, изучения результативности учебной деятельности, результатов тестирования, проводимой психологической службой гимназии, медицинских карт ребёнка, мы имеем возможность выстраивания индивидуальных прогнозов личностного и социального развития каждого ребёнка в условиях гимназии.
О.С.Газман предложил следующие принципы педагогической поддержки:
- ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога- в творческой самореализации ребёнка;
- всегда принимай ребёнка таким , какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
-дети- носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание- диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
- доверяя не проверяй;признавай право на ошибку и не суди за неё;
- умей признавать свою ошибку; защищая ребёнка – учи его защищаться;
Для меня самым значимым принципом из этого ряда является принцип – всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в постоянном его изменении.
Сейчас мы рассмотрим этапы, предложенные О.С. Газманом, по разрешению проблемной ситуации ребёнка.
Сигнальный этап
- Содержание деятельности:
1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребёнка значимой для него проблемы:
- неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
-обращение родителей к педагогу или администрации школы;
-тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;
-попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
2. Учитель обрабатывает получаемую информацию и формирует предложения о содержании и причинах возникновения проблемы.
3. Обеспечивается психологическая готовность педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения.
4.Педагог консультируется у специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника и др.
Приёмы и методы организации деятельности, используемые на данном этапе: 1. Педагогическое наблюдение.
2.Размышления в парах и малых группах.
3.Приёмы и методы аутогенной тренировки.
Контактно-созидательный этап
- Содержание деятельности:
1.Определяются эмоционально-психологическое состояние школьника, его готовность к общению.
2.Обеспечивается эмоционально-положительное настроение ребёнка к беседе, устраняются психологические барьеры.
3.Осуществляется поиск и установление первоначального контакта с учеником. Приёмы и методы организации деятельности, используемые на данном этапе: 1.Ситуативное тестирование.
2.Приёмы ритуального коммуникативного взаимодействия.
3.Приёмы «Ты -высказывание» и «Я - высказывание».
Диагностический этап
- Содержание деятельности:
1.Организуется доверительная беседа с учащимся.
2.Диагностируется («раскодируется») проблема ребёнка.
3.Определяются причины возникновения проблемы.
Приёмы и методы организации деятельности, используемые на данном этапе: 1.Приёмы активного эмпатического слушания:
-невербальная эмоциональная поддержка;
-«Парафраз»;
-«Редакция».
2.Приёмы «проговаривания».
Проектный этап
- Содержание деятельности
1.Учащийся с помощью педагога направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло.
2.Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.
3.Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.
Приёмы и методы организации деятельности , используемые на данном этапе: 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В. Хухлаева)
2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования.
3.Приём «Анализ способов решения чужой проблемы».
4.Метод договора
Деятельностный этап
- Содержание деятельности
1.Ребёнок осуществляет план намеченных действий по . решению проблемы.
2.Осуществляется педагогическая поддержка усилий ребёнка.
Приёмы и методы организации деятельности, используемые на данном этапе: 1.Методы практической деятельности ребёнка.
2.Методы педагогической поддержки действий учащегося.
Результативно-аналитический этап
- Содержание деятельности
1.Совместно с ребёнком обсуждаются успехи и неудачи на предыдущих этапах деятельности.
2.Констатируется факт разрешения проблемы или переформулирование затруднения.
3.Ребёнок осмысливает новый жизненный опыт, накопленный в процессе решения проблемы.
Приёмы и методы организации деятельности, используемые на данном этапе: 1.Приёмы рефлексии и саморефлексии.
2.Метод беседы.
А сейчас я продемонстрирую вам конкретную проблемную ситуацию, разрешённую ребёнком при педагогической поддержке педагога.
Ситуация: В условиях проживания в интернате девочка продемонстрировала неумение конструктивно взаимодействовать с соседями по комнате, вследствие чего она четыре раза в течении месяца перемещалась из комнаты в комнату. Было очевидным, что она переживает внутренний конфликт.
На первом этапе- сигнальном- я зафиксировала сигнал о наличии проблемы. Здесь сработал метод педагогического наблюдения .Следующим шагом в моей деятельности был сбор информации:
-наблюдала как она ведёт себя с другими ребятами ( девочка была раздражительной, грубила одноклассникам, часто плакала, у неё бывало носовое кровотечение)
-изучила медкарту девочки( оказалось, что у неё гипертензионный синдром, она должна получать лечение весной и осенью. Такого лечения этой осенью она не получила).
-состоялось собеседование с классным руководителем и некоторыми педагогами общеобразовательной школы ( о ней говорили, что ленивая, грубая, но способная, захочет- горы свернёт).
-поговорила с ребятами( оказалось ,что берёт без спроса чужие вещи, не тактичная, драчливая.)
-пригласила родителей для беседы( выяснилось, что девочка никогда не была успешной в общеобразовательной школ. За время учёбы с первого по девятый классы она сменила четыре школы, ив каждой из них она была изгоем: Её били и унижали одноклассники, в следствии негативных эмоциональных переживаний у ребёнка возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Девочка нашла самовыражение в творчестве, рисование для неё- это уход от пугающей её действительности.)
-состоялся разговор с психологом ( были даны рекомендации о дальнейшем взаимодействии с девочкой)
- состоялся разговор с медиками (назначено сезонное лечение)
Итак, я познакомила вас с содержательной частью сигнального этапа.
Следующим этапом, согласно методики О.С.Газмана, является контактно-созидательный. На этом этапе я составила план индивидуальной работы с девочкой:
- стала создавать ситуации успеха её в коллективе.
- использовала приемы « аванс доверия»
- при распределении обязанностей она стала помощником воспитателя. Это обязывало её ко многому. Мы обговорили её стиль поведения, манеру держаться. Она выполняла мои просьбы, поручения. Девочка теперь была рядом, я получала информацию о её психологическом состоянии.
На третьем диагностическом этапе главные силы педагога направлены на «раскодирование» проблемы. В один из дней девочка пришла со слезами. Из разговора я поняла, что она хочет жить одна в комнате. Состоялась доверительная беседа. На этапе проведения самодиагностики девочка выразила желание изменить ситуацию к лучшему.
На проектном этапе совместно с девочкой мы составили стратегический план на изменение ситуации .Мы определили пути решение её проблемы: :были организованы консультации и занятия с психологом; медицинская коррекция и поддержка здоровья; дополнительные занятия по сложным для неё предметам (быть успешной и в общеобразовательной школе)
Итак, на проектном этапе мы определили пути и способы решения проблемы, договорились о формах и способах взаимодействия в деятельности по решению проблемы
На деятельном этапе я параллельно осуществляла педагогическую поддержку усилий девочки:
-состоялся разговор с педагогами, где я призвала их к сотрудничеству;
-состоялась консультация психолога и планирование работы с девочкой;
-в малых группах проводила мини-беседы «Хорошо ли я чувствую себя в коллективе?»; «Хочешь иметь друга- научись дружить».
- для всего коллектива класса было проведено занятие « Толерантность- что это такое?», Круглый стол « Правила этикета в коллективе».
Шестой- результативно-аналитический этап был реализован лишь к весне . Мы зафиксировали факт принятия ребёнка в коллектив, готовности к конструктивному взаимодействию с ней.
Сейчас, используя алгоритм О .С .Газмана по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы, разрешите данную ситуацию.
Ситуация:
В классе есть опекаемая девочка .Её старшие сестра и брат живут в городе, снимают четырёхкомнатную квартиру. Полгода десятого класса девочка ходила к ним на выходные и праздничные дни. Они заботятся о ней и любят её. Сейчас она отказывается идти к ним, говорить с ними по телефону. Я заметила, что она стала часто плакать, прогуливать уроки, наносит себе телесные повреждения.
Пожалуйста, используя алгоритм О .С .Газмана по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы, разрешите данную ситуацию.
Время решения- 10 минут.
Время озвучивания-5 минут
Рефлексия: Возможно ли использование алгоритма О .С .Газмана по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы в вашем классе?
Если да, то почему?
Если нет, то почему?
Приложение 1
Памятка «Осуществление педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы»
№ п/п | Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности | Приёмы и методы организации деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Сигнальный | 1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребёнка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); -обращение родителей к педагогу или администрации школы; -тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; -попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Учитель обрабатывает получаемую информацию и формирует предложения о содержании и причинах возникновения проблемы. 3. Обеспечивается психологическая готовность педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения. 4.Педагог консультируется у специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника и др. | 1Педагогическое наблюдение. 2.Размышления в парах и малых группах. 3.Приёмы и методы аутогенной тренировки. |
2 | Контактно-созидательный. | 1.Определяются эмоционально-психологическое состояние школьника, его готовность к общению. 2.Обеспечивается эмоционально-положительное настроение ребёнка к беседе, устраняются психологические барьеры. 3.Осуществляется поиск и установление первоначального контакта с учеником. | 1.Ситуативное тестирование. 2.Приёмы ритуального коммуникативного взаимодействия. 3.Приёмы «Ты -высказывание» и «Я - высказывание». |
3 | Диагностический | 1.Организуется доверительная беседа с учащимся. 2.Диагностируется («раскодируется») проблема ребёнка. 3.Определяются причины возникновения проблемы. | 1.Приёмы активного эмпатического слушания: -невербальная эмоциональная поддержка; -«Парафраз»; -«Редакция». 2.Приёмы «проговаривания». |
4 | Проектный | 1.Учащийся с помощью педагога направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. 2.Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. 3.Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы. | 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В. Хухлаева) 2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования. 3.Приём «Анализ способов решения чужой проблемы». 4.Метод договора |
5 | Деятельностный | 1.Ребёнок осуществляет план намеченных действий по . решению проблемы. 2.Осуществляется педагогическая поддержка усилий ребёнка. | 1.Методы практической деятельности ребёнка. 2.Методы педагогической поддержки действий учащегося. |
6 | Результативно-аналитический | 1.Совместно с ребёнком обсуждаются успехи и неудачи на предыдущих этапах деятельности. 2.Констатируется факт разрешения проблемы или переформулирование затруднения. 3.Ребёнок осмысливает новый жизненный опыт, накопленный в процессе решения проблемы. | 1.Приёмы рефлексии и саморефлексии. 2.Метод беседы. |
Литература:
Анохина Т,.Крылова Н,. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания, // Народное образование.№3.2002.
Газман О.С. Педагогическая поддержка в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3 / Ред. Н. Б. Крылова.М., 1995.
Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы //Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып.2 / / Ред. Н. Б. Крылова.М., 1995.
Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование.№6. 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направ...
Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома
В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома....
педагогика поддержки
презентация для МО воспитателей...
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании...
Мастер-класс, инновацион педагогик проект
Бу бүлеккә чыгыш ясаган мастер-классларны, инновацион педагогик проектларны урнаштырам.Инноваөион пед. проект....
Мастер-класс "Музейная педагогика"
Мастер-класс "Музейная педагогика - элемент системно-деятельностного подхода на уроках биологии" давался на базе лицейской оранжереи. Показан элемент игры-путешествия "Экскурсия п...