Мастер-класс "Музейная педагогика"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Мастер-класс "Музейная педагогика - элемент системно-деятельностного подхода на уроках биологии" давался на базе лицейской оранжереи. Показан элемент игры-путешествия "Экскурсия по "тропикам" эколого-биологического комплекса лицея № 15 г.Ставрополя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейнаяпедагогика | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс « Путешествие по тропическому острову, музейная педагогика на уроках биологии»
План проведения мастер-класса
- Экскурсия в лицейскую оранжерею
- Экскурсия по залу боевой славы и территории 2 этажа
- Проведение мастер-класса в кабинете.
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
А.С. Пушкин
Использование возможностей музейной педагогики на уроках биологии.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи.
Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Это ставит перед образованием новые задачи:
1. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
2. Гармонизация развития творческой личности,
3. Формирование национальной идеологии,
4. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
5. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в научный оборот в начале XXв в Германии. В нашей стране это понятие начало употребляться в начале 70-х годов прошлого столетия.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия .
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих образовательных учреждениях.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Зачем же нужна музейная педагогика?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, поможет стать ребенку стать творческой личностью, включает в сферу культуры, а в этой сфере нет места вандализму -ведь интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты в музейной педагогике -неформальность и добровольность, она дает возможности осуществлять нетрадиционные подходы к образованию, основанной на интересе детей к исследовательской деятельности, к компьютерному обучению, сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на ребенка, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку, можно объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах.
Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию.
Педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.
А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
Поэтому я хочу представить вам такую форму работы как мини – музей. В силу своей природы музеи способны играть большую роль не только в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей, но и в развитии их творческих способностей. Музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством познания социального опыта. Каждый музей с различной степенью эффективности осуществляет просветительную и образовательную функцию. Детям нужен свой музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать экспонаты, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир. Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является развитие творческих способностей детей. Поэтому я хочу представить вам такую форму работы как мини – музей. В силу своей природы музеи способны играть большую роль не только в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей, но и в развитии их творческих способностей. Музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством познания социального опыта. Каждый музей с различной степенью эффективности осуществляет просветительную и образовательную функцию. Детям нужен свой музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать экспонаты, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы:
- Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; (подбор материала, изучение документов, создание экспозиции)
- Комплексность – включение всех типов восприятия; ( ребята сами могут не только пассивно рассматривать экспонаты, но и ухаживать за ними, изучать их строение, составлять рекомендации по их содержанию.
- Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Школьный музей органично вписывается в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины ( викторина в ботаническом саду) , краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки и интерактивные экскурсии по другим музеям города. (виртуальная экскурсия в музей им. Праве и музей занимательных наук Эйнштейна)
Групповыми формами работы являются кружок, общество, составление видеофильмов,
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, персональные выставки учащихся.
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.
Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; («Осенние посиделки» в оранжерее)
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш
Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш...