Проблема агрессивности у детей младшего школьного возраста
статья по теме

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусловно, это привело к детской жестокости и агрессии. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
      Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения педагогических условий, предупреждающих эти опасные явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Султанбекова Татьяна Владимировна

          Кемеровская область, г. Осинники

«Проблема агрессивности у детей

       младшего школьного возраста»

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусловно, это привело к детской жестокости и агрессии. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
     Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения педагогических условий, предупреждающих эти опасные явления.
      Поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказать поведение человека в будущей взрослой жизни. Исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени, и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное  поведение у подростков и юношей. Ребенок в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, став взрослым скорее всего будет оцениваться окружающими так же. Очевидно, что причины детской агрессивности зарождаются в семье, так как именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

   Дети-сироты - это дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, или же дети, которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении. Большая часть детей  сирот - это дети группы риска. Как показывают социологические исследования, вероятность вовлечения детей-сирот в асоциальные и преступные группировки значительно выше, чем у детей, воспитывающихся в семье, ввиду отсутствия у них крепких социальных связей с нравственно положительными партнерами, достаточной правовой и бытовой подготовки, способности противостоять негативному внешнему влиянию и принимать ответственные решения.

Дети-сироты - это та категория детей, которые в первую очередь нуждаются в социальной защите, психолого-педагогической и медицинской помощи, так как их общие возрастные проблемы сочетаются с отсутствием поддержки со стороны родных и близких.

Освоение детьми, лишенными попечения родителей, новых социальных ролей приводит к стрессам, неврозам и агрессивности. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывают утрату ряда жизненных потребностей и часто становятся агрессивными.

Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром. В условиях социально - экономического и политического кризиса несовершеннолетие оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в относительно закрытых учреждениях на полном государственном обеспечении. Этот специфический мир соприкасается с каждодневной реальностью только отдельными сторонами. Детский дом является важнейшим институтом социализации личности. Именно здесь ребенок получает опыт социального взаимодействия и межличностных отношений. На протяжении определенного времени детский дом является для ребенка единственным местом для получения такого опыта.

Воспитанники не усваивают обычных для жизни в семье и открытом обществе необходимых форм поведения, так как вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения личности. Большинство выпускников детских домов не имеют опыта социальных контактов с незнакомыми людьми, у них не сформированы потребность и способность трудиться, нет опыта эмоциональных отношений с близкими людьми. Психика воспитанника неустойчива и легкоранима, и от своевременной реакции и педагогически грамотной позиции воспитателя во многом зависят душевное здоровье и нравственное благополучие молодого человека.

       Для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. Ситуация осложняется тем, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Своевременное выявление детей, которым характерны признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения их неблагоприятного развития. Особенно это актуально для младшего школьного возраста, наиболее сензитивного для предупреждения агрессивного поведения.

 Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы, за выживание, попытке ребёнка изменить положение вещей… Она складывается из неудовлетворённости, протеста, злости или явного насилия. Всё это совершенно нормально. Но ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным ребенком, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании

В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста...

Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психолог...

Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.  Занятия содержат подробное описание: план, вводная часть, основная, заключение, используе...

Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста"

Глава I:Агрессия как предмет исследования.1.1.Понятие и причины агрессии детей младшего школьного возраста.1.2.Современные проблемы взаимоотношение со взрослыми агрессивных детей младшего школьного во...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...