Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по психологии на тему
Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Занятия содержат подробное описание: план, вводная часть, основная, заключение, используемую литературу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Задачи:
- познакомиться с группой, установить личностные, доверительные отношения;
- создать непринужденную рабочую атмосферу;
- провести упражнение на ауторелаксацию
- провести игру на знакомство и сплочение коллектива «поменяйтесь местами те кто...»
- развитие навыков саморегуляции;
Возраст: младшие школьники; 5 класс
Время: 45 минут
Оборудование: бейджики. ручки, повязка на глаза, книга.
Используемые источники:
- Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция;
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми;
- Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие.
Краткий план:
1. Орг. момент (2 мин.)
2. «Поменяйтесь местами те кто...» (8 мин.)
3. Изготовление бейджей (3 мин.)
4. „Дракон кусает свой хвост" (7 мин.)
5. “Как я зол” (5 мин.)
6. Ролевое проигрывание ситуации «Дай мне книгу!» (7 мин.)
7. Игра «Толкалки» (5 мин.)
8. «Воздушный шарик» на ауторелаксацию (5 мин.)
9. Подведение итогов (3 мин.)
В каждый урок будет включено 1 упражнение на ауторелаксацию.
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Дмитриевна. Я буду проводить у вас необычные и интересные занятия, которые научат вас, лучше понимать себя и других людей. Для начала давайте познакомимся в процессе игры «поменяйтесь местами те кто...»
2. «Поменяйтесь местами те кто....
Цель игры: знакомство, сплочение коллектива.
Все участники сидят в кругу на стульях. Сейчас я вам расскажу правила игры. В центре круга должен стоять ведущий. Для начала это буду я. Я буду говорить утверждение, те кто с ним согласен встают. Далее я даю команду «меняемся местами», те, кто стоят должны быстро занять другой свободный стул. Тот кто останется без стула - становится новым ведущим. Давайте потренируемся. Я называю фразу « кто любит мороженое?» Встают те, кто любит мороженое. Даю команду «меняемся местами». Вы быстро занимаете чужой стул. Кому не хватило места – тот ведущий. Ведущий придумывает любой вопрос. Начинаем….
3. Изготавливаем бейджики
Сейчас я раздам вам бейджики. Напишите, то, как вы хотели бы, чтоб к вам обращались на наших занятиях.
Теперь, я знаю вас лучше. Давайте поиграем в другую игру: „Дракон кусает свой хвост".
4. «Дракон кусает свой хвост» .
Цель игры: снятие напряженности, развитие сплоченности.
Строимся в цепочку друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Кто стоит первый – «голова дракона», последний — «хвост дракона». Когда заиграет музыка «Голова дракона» должна попытаться поймать свой «хвост». А задача хвоста – увернуться от него. При этом вся цепочка крепко держится друг за друга. Цепь разрывать нельзя. Игра закончена, когда голова поймает хвост. Затем первый игрок идет в конец цепочки и игра повторяется.
Обсуждение: Понравилась ли вам эта игра?
Кому было тяжелее - тому, кто ловит или кто убегает?
Наше следующее упражнение называется «как я зол».
5. «Как я зол» .
Цель упражнения: осознание вреда агрессивного поведения.
Поднимите руки те, кто часто злится. Выбираю одного из них и завязываю ему глаза. Сейчас ты должен будешь высказать все, что у тебя накопилось тому, кого ты не видишь. Выбираю одного объекта для вымещения злости. Начинай. …Потом я снимаю повязку и показываю, кого он столь нелестно охарактеризовал. Тот, кто вымещал злость, должен извиниться перед невинной жертвой, например, так: «Я вовсе не тебя имел в виду, извини!»
Обсуждение: Бывало ли такое, что кто-то из вас незаслуженно обижал человека? Поделитесь своими впечатлениями.
Вывод: словесная агрессия помимо того, что наносит вред и обиду тому, кому она предназначалась, разрушает и отношения с теми, кто просто наблюдал за ее выражением.
Следующая игра называется «дай мне книгу!»
6. Ролевое проигрывание ситуации «Дай мне книгу!».
Цель игры: формирование способности анализировать свое агрессивное поведение.
Сейчас ваша задача разбиться на пары. Представьте себя в следующей ситуации: «Вы приходит в класс и видит на столе интересную книгу в красивом перетете. Вам очень хочется взять ее и полистать, взглянуть на картинки. Вы приближаетесь к столу, но в этот момент книгу берет ваш товарищ. А посмотреть книгу так хочется! Как быть? Как ее заполучить?» Попытайтесь в парах по очереди разыграть эту ситуацию. Начнем…
Наиболее распространенные варианты получения книги:
а) попытка отобрать ее силой, вплоть до драки;
б) намерение овладеть книгой хитростью, обманом («Давай побежим наперегонки, кто быстрее! Только ты книгу положи...»);
в) покупка или бартер (обмен книги на деньги или другую вещь);
г) просьба («Дай, пожалуйста» или «Давай вместе, почитаем»).
Теперь рассаживайтесь по местам.
Обсуждение: Каким образом вы попытались взять книгу? Что из этого вышло?
Вывод: наиболее конструктивная форма достижения результата (получения книги) — вежливая просьба.
Сейчас я научу вас новой игре «толкалки».
7. Игра «Толкалки» .
Цель игры: развивать умение подавлять агрессию и выработать новые адаптивные способы поведения.
Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руки вытяните вперед на уровень плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моей команде попытайтесь ладонями сдвинуть своего партнера с места. Он будет стараться сдвинуть вас. Ваша цель – остаться на месте. Когда я дам команду «стоп»- все останавливаются. Нельзя причинять боль своему партнеру.
Обсуждение: Когда вы играли, вы больше толкал партнера или больше сопротивлялся?
Вы с партнером оба действовали честно? Что вы придумали, чтобы победить?
Вы толкался со всей силой или сдерживали себя? Что вы сейчас чувствуете по отношению к вашему партнеру?
Вы потратили много энергии и сейчас вам просто необходимо расслабиться, выполнив упражнение «Воздушный шарик».
8. Упражнение «Воздушный шарик» (на ауторелаксацию).
Цель игры: снятие гнева и злости.
Поднимите руки вверх и изобразите ими шарик. Сделайте глубокий вдох, как - бы наполняя шарик воздухом и задержите дыхание. Теперь сделайте медленный выдох, как - бы выпуская воздух из шарика. Опустите руки вниз, голову прижмите к груди – шарик сдулся. Упражнение выполняется 2—3 раза.
Это упражнение можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать вверх руки, то его можно сделать незаметно для окружающих, потихоньку успокаивая себя.
9. Подведение итогов урока
Понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали?
Какая игра запомнилась больше других. Почему?
Занятие № 2
Задачи:
- создать непринужденную рабочую атмосферу;
- рассказать притчу;
- развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения;
- сформировать представление об агрессии;
- обучить способам разрядки гнева и агрессии.
Возраст: младшие школьники; 5 класс
Время: 45 минут
Оборудование: плакат с определением темы, картинки с ситуациями, бумага, карандаши.
Используемые источники:
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей;
- Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие;
- Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция;
Краткий план:
1. Орг. момент (2 мин.)
2. История про змею (12 мин.)
3. Беседа (5 мин.)
4. Почему подрались мальчики (5 мин.)
5. Агрессивное поведение (15 мин.)
6. Стряхни (3 мин.)
7. Подведение итогов (4 мин.)
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Наше сегодняшнее занятие начнется с небольшой истории про змею.
2. История про змею
Цель упражнения: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.
«Сущность одной змеи, как, в прочем и всех остальных, составляла жалить людей, те, разумеется, защищались. Но этой змее отнюдь не нравилось жалить, она была против этого: не хотелось ей причинять людям боль. Тогда она приползла к волшебнику и попросила его избавить от умения жалить. Так и было сделано. Но тогда змея столкнулась с новыми трудностями: если раньше она могла защищаться, то теперь ей приходилось терпеть пинки людей, которые были уверенны, что змея всегда опасна. Но что же делать ей, она ведь никому теперь зла не причиняет? Тогда она снова приползла к волшебнику и попросила его…» (небольшая пауза).
Обсуждение: Как вы думаете, о чем змея попросила волшебника?
Приблизительные ответы: - Попросила снова вернуть ей силу, чтобы отомстить за обиду!
- Попросила истребить обидчика!
- Попросила убить ее!
- Перевоплотиться в человека.
- Жалить теперь только в целях самообороны и т. д.
Как вы думаете, чем могла закончиться эта история? (выслушиваю ответы)
Теперь послушайте, как было на самом деле: «Волшебник вернул змее ее сущность, и она полюбила себя». Ребята, как вы думаете, агрессивна ли эта змея? (выслушиваю ответы)
3. Беседа «Что такое агрессия?»
Цель: сформировать представление об агрессии.
А что такое агрессия, как вы понимаете значение этого слово? Попытайтесь привести примеры агрессии (выслушиваю ответы и записываю их на доске)
Агрессия — это действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, (зачитываю определение, вывешиваю его на доске). Агрессия бывает: Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная агрессия — выражение негативных чувств через ссору, крики, угрозы, проклятья; Прямая агрессия - направленная на человека, а косвенная направлена на другое лицо, например, когда человек сплетничает.
4. Почему подрались мальчики?
Цель упражнения: развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения.
На доске вывешиваются картинки с различными ситуациями, (например, драка двух мальчиков, мама ругается с папой, мальчик бьет девочку портфелем, ребенок со злостью рвет волосы на кукле и другие).
Обсуждение: Что общего между этими картинками, из-за чего могли подраться мальчики, можно ли было избежать ссоры, каким образом? Можно ли было поступить по-другому, как?
На одной картинке ребенок - рвет волосы кукле, это является проявлением агрессии, а на другой картинке дерутся мальчики – это тоже агрессия. По итогам делается вывод, что агрессия бывает разной (по форме проявления, по целенаправленности, по открытости проявлений и так далее).
На наших занятиях мы с вами будем знакомиться с различными «безвредными» способами разрядки собственного гнева и агрессивности. А теперь давайте поиграем. Игра называется «агрессивное поведение».
5. Агрессивное поведение
Цель упражнения: сформировать у детей представление о том, что они считают агрессивным поведением, развивать рефлексию своего агрессивного поведения.
Оборудование: бумага и карандаш — каждому ребенку.
Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Придумайте и напишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного человека. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д.
Кто-нибудь из вас может показать элементы такого поведения, а мы попытаемся угадать, что именно вы показываете. А теперь подумайте о том, с какими примерами агрессивного поведения вы сталкиваетесь школе? Что вам кажется агрессивным? Бываете ли вы агрессивны? В чем это проявляется? Часто ли по отношению к вам люди бывают агрессивны?
Возьмите еще один лист бумаги, разделите его вертикальной линией посередине. Слева запишите, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к вам. Справа запишите, как вы сами - проявляете агрессию по отношению к другим детям в школе. Зачитайте свои записи.
Обсуждение: Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом? Как ведет себя жертва агрессии? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой агрессии? Как бы вы описали ваше собственное поведение?
А сейчас мы научимся еще одному способу разрядки агрессии и гнева с помощью упражнения «Стряхни».
«Стряхни»
Цель упражнения: обучение способам разрядки гнева и агрессии.
Порой мы носим в себе большие или маленькие проблемы, которые отнимают у нас много сил. Выполнение этого упражнения поможет избавиться от негативного, мешающего и неприятного. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самом себе – слетают с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее, будто заново родились.
7. Подведение итогов урока
Понравилось ли вам занятие?
Как вы думаете, возможно, ли все время подавлять в себе агрессию?
Что полезного вы узнали для себя на этом занятии?
Занятие № 3
Задачи:
- создать непринужденную рабочую атмосферу;
- обучить детей способам разрядки гнева, агрессии;
- провести игру на снятие физической агрессии;
- снять мышечное напряжение;
- развивать навык самоконтроля.
Возраст: младшие школьники; 5 класс
Время: 45 минут
Оборудование: карточки с написанными пословицами; большие листы газеты (для мячиков); мел; вырезанные круги; ручки; листочки; обруч.
Используемые источники:
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми;
- Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет.
Краткий план:
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Сила пословицы (6 мин.)
3. Мир глазами агрессивного ребенка (8 мин.)
4. Бумажные мячики (9 мин.)
5. Планеты (10 мин.)
6. Каратист (6 мин.)
7. Очищающее дыхание (2 мин.)
8. Подведение итогов (3 мин.)
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Наше первое задание называется «сила пословицы».
2. Сила пословицы
Цель упражнения: стимуляция поведенческих изменений, прояснение внутренней позиции.
Сейчас я каждому из вас раздам карточки, на которых написаны пословицы. Многие из них наверняка вам знакомы. Ваша задача подумать и объяснить своими словами смысл пословицы.
«Кто сильнее – тот и правее»;
«С кем поведешься, от того и наберешься»;
«Ушел – прав, попался, так виноват»;
«Бей дурака, не жалей кулака»;
«Хорошо, когда враг бит, ещё лучше, - когда убит»;
«Человек человеку - брат».
Обсуждение: В чем смысл данных пословиц?
Наше следующее задание называется «мир глазами агрессивного ребенка».
3. Мир глазами агрессивного ребенка
Цель упражнения: предоставить детям возможность осознать поведение и реакцию на обыденные вещи с позиции агрессивного ребёнка.
Каждый из вас по очереди выходит в центр круга и затем выполняет любое (неагрессивное) действие (улыбается, прыгает, подмигивает и т.д.). Остальные должны комментировать это действие с позиции агрессивного ребенка. Например: “Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул; ты улыбаешься, так как кто-то рассказал тебе про меня гадость…” и т.д.
Обсуждение: Что вы чувствовали? Какая роль вам ближе: роль агрессивного человека или “невинной” жертвы”. Бывали ли вы когда-либо в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять?
Наша следующая игра называется "бумажные мячики".
4. Бумажные мячики
Цель игры: способствовать снятию мышечного напряжения, дать возможность в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.
Перед тем как играть в эту игру нам нужно сделать мячики. Сейчас я раздам каждому из вас большие листы газеты, вам нужно скомкать ее таким образом, чтобы получился плотный мячик. Наши мячики готовы. Теперь, пожалуйста, разделитесь, на две 2 равные команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы должны бросать мячи на сторону противника. Задача игроков каждой команды как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. «Приготовились! Внимание! Начали!»
Обсуждение: Какими качествами нужно обладать, чтобы выиграть в данной игре?
А теперь давайте немного пофантазируем. Игра называется «планеты».
5. Планеты
Цель игры: способствовать развитию навыка самоконтроля, предоставить детям возможность отреагировать агрессивные чувства.
На столе раскладываю заранее вырезанные круги разного размера – планеты.
Представьте, что каждый из вас является хозяином одной планеты. Выберите себе по одной планете (кружок). Каждой планете нужно придумать название, то как будут выглядеть себе люди, которые живут на этой планете, их характеры, внешность, основные конфликты на планете и т. п.
Теперь давайте попутешествуем по планетам друг друга, взаимодействуя с существами, которые их населяют. Когда все «прибывают» на одну планету, ее хозяин играет роль местных жителей, которые либо вступают в контакт с гостями, либо конфликтуют с ними, к примеру, заставляя все время учиться или работать, и т. п.
Обсуждение: Понравилась ли вам эта игра? На чьей планете вы хотели бы жить? Почему?
Какая планета оказалась наиболее жестокой?
Давайте поиграем в следующую игру под названием «каратист».
6. Каратист
Цель игры: способствовать снятию физической агрессии.
Для этой игры нам нужно встать в круг. В центре нашего круга, будет еще один – «волшебный круг» (обруч). По очереди, каждый из вас должен встать в «волшебный круг», в котором будет происходить превращение в каратиста. Игрок, который стоит в «волшебном круге» должен будет изображать каратиста (движения ногами), а все остальные хором произносить: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
Обсуждение: Понравилась ли вам данная игра? Какие чувства вы испытывали стоя в «волшебном круге»?
Нам нужно успокоиться и отдохнуть, поэтому сейчас я научу вас еще одному упражнению для разрядки агрессии и гнева.
7. Очищающее дыхание
Цель упражнения: обучение детей способам разрядки гнева, агрессии.
Сядьте, выпрямившись на стул. Положите ладони на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Посмотрите мысленно в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох. … Когда вы выдыхаете - представьте себе, что ваш выдох долетает до двери класса. А когда вы вдыхаете, не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдёт в тело… Можно придать своему дыханию какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представить себе, что выдыхаете беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать приятный цвет, например голубой. И представить, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость.
8. Подведение итогов урока
Что нового сегодня вы для себя узнали?
Какая игра запомнилась сильнее? Почему?
Как вы думаете, чем полезно наше последнее упражнение «Очищающее дыхание»?
Занятие № 4
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- способствовать разрушению стереотипного восприятия;
- показать детям, что агрессивность может быть конструктивной;
- провести упражнения на снятие невербальной и физической агрессии;
- провести релаксацию для снятия напряжения.
Возраст: младшие школьники; 5 класс
Время: 45 минут
Оборудование: рисунки со сказочными персонажами; ручки; карандаши; фломастеры; обруч; коврик для йоги.
Используемые источники:
- Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков.
Краткий план:
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Датский бокс (5 мин.)
3. Конкурс художников (7 мин.)
4. Три подвига Андрея (8 мин.)
5. Два барана (5 мин.)
6. Добрые - злые кошки (5 мин.)
7. Релаксация (11 мин.)
8. Подведение итогов (3 мин.)
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Наша первая игра называется «Датский бокс».
2. Датский бокс
Цель игры: показать детям, что агрессивность может быть конструктивной.
Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки.
Затем - сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу; ваш безымянный - к его безымянному; ваш средний палец - к его среднему пальцу; ваш указательный - к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре люди всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?
В данной игре все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.
Обсуждение: Понравилась ли вам эта игра? Чем? Легко или трудно было в нее играть?
А теперь мы узнаем, какие из вас художники? Итак «Конкурс художников».
3. Конкурс художников
Цель упражнения: способствовать разрушению стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок и фильмов у детей.
Сейчас я раздам вам рисунки со сказочными персонажами. Обратите внимание, что все они агрессивные. Вам нужно представить себя художниками и сделать персонажи добрыми. Вы можете приделать любые «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и все что подскажет вам ваша фантазия.
Обсуждение: Давайте подведем итоги. Чей персонаж выглядит добрее всего? Давайте выберем победителя путем голосования.
Следующая очень интересная игра называется «Три подвига Андрея».
4. Три подвига Андрея
Цель упражнения: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Послушайте историю, которая произошла с этим мальчиком. Жил - был мальчик по имени Андрей, который очень часто дрался. Как-то раз он побил на улице незнакомого мальчика. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных.
Сейчас мы разделимся на 3 команды. Задача каждой команды придумать по 1 подвигу, который мог бы совершить Андрей, чтобы избавиться от наложенного на него проклятия. На подготовку вам будет дано 5 минут, а затем по очереди каждая команда, должна будет с помощью пантомимы (то есть без слов) продемонстрировать этот подвиг.
Обсуждение: Понравилась ли вам работать в командах и соревноваться между собой? Легко ли вам было догадаться, что показывают другие команды?
А теперь давайте поиграем в игру "Два барана".
5. Два барана
Цель игры: способствовать снятию невербальной агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, предоставить детям возможность выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Разделитесь на пары. Поставьте ноги на ширину плеч, наклоните туловище вперед. Упритесь ладонями и лбами друг в друга. По моей команде, вы будете должны попытаться сдвинуть противника с места, он же напротив - должен будет приложить все силы, чтобы остаться на месте. То же самое делает второй участник. Можно издавать звуки "Бе-е-е. Итак, начнем. "Рано-рано два барана повстречались на мосту"…
Обсуждение: Что тяжелее - сдвинуть противника или устоять на месте? Какими качествами нужно обладать, чтобы победить в данной игре?
Название следующей игры - «Добрые - злые кошки».
6. Добрые - злые кошки
Цель игры: способствовать снятию физической агрессии.
Для этой игры нам нужно встать в круг. В центре нашего круга, будет еще один - «волшебный круг» (обруч). По очереди, каждый из вас должен встать в «волшебный круг», в котором будет происходить превращение в злющую - презлющую кошку, которая шипит и царапается. Игрок, который стоит в «волшебном круге» должен будет изображать злую кошку, а все остальные хором произносить: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - помогая выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями. По - моему сигналу «стоп», «превращения» заканчиваются. После этого в «волшебный круг» входит следующий участник и игра повторяется.
Обсуждение: Понравилась ли вам данная игра? Как вы думаете, на что направлена эта игра?
Какие чувства вы испытывали стоя в «волшебном круге»?
Сейчас я обучу вас техники «релаксации». Релаксация оказывает положительное влияние на организм человека и снижает внутреннее напряжение.
7. Релаксация
Цель: снять напряжение, расслабить максимальное количество мышц тела.
Оборудование: коврик для йоги.
Лягте на коврик. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза должны быть закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором вы находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему телу - от головы до пяток и обратно. Вы дышите носом. Внимательно следите за своим дыханием. Вдыхаемый воздух немного холоднее, чем тот, что вы выдыхаете. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом. Сделайте не глубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на пару секунд и постарайтесь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите упражнение 2 раза. Теперь спокойно полежите 1 минуту, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.
Напрягите сразу все мышцы ног. В течение нескольких секунд останьтесь в этом состоянии, стараясь почувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите упражнение 2 раза.
Немного приподнимите обе руки. Пальцы постарайтесь раздвинуть как можно шире - как будто играете на пианино, стараясь охватить как можно больше количество клавиш. В течение нескольких секунд, останьтесь в этом состоянии, стараясь почувствовать напряжение. Теперь расслабьтесь, а руки свободно и медленно опустите на коврик. Повторите упражнение 2 раза. Поднимите плечи, пытаясь коснуться ими ушей. В течение нескольких секунд останьтесь в этом положении, стараясь прочувствовать напряжение плеч. А теперь расслабьтесь. Повторите 2 раза. Теперь можно спокойно полежать, наслаждаясь приятным чувством расслабления.
Теперь наморщите лоб (нахмурьтесь) примерно на 30 секунд, а затем расслабьте мышцы лба. Повторите упражнение 2 раза.
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на пару секунд напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Постарайтесь спокойно, расслабившись, лежать на спине. Прочувствуйте, как по всему телу проходит согревающее ощущение спокойствия и приятного расслабления. У вас вновь полно сил и энергии. Полежите так еще несколько минут.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь, как после приятного сна. Очень медленно, плавно, без рывков можете сесть. А сейчас так же медленно, без резких движений встаньте, стараясь как можно дольше сохранять приятное ощущение внутреннего расслабления.
Обсуждение: Изменилось ли ваше настроение после релаксации? Поделитесь своими впечатлениями?
8. Подведение итогов урока
Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Чему вы научились?
Какое упражнение понравилось больше других почему? Как вы думаете, нужно ли человеку уметь расслабляться с помощью релаксации? Какие еще способы расслабиться вы знаете?
Занятие № 5
Задачи:
- создать непринужденную рабочую атмосферу;
- создать условия для осознания возможности альтернативных способов поведения;
- провести игру на снятие физической агрессии
- развивать саморегуляцию;
- способствовать развитию творчества;
- дать представление о накоплении и способах разрядки гнева.
Возраст: младшие школьники; 5 класс
Время: 45 минут
Оборудование: ручки; листочки; 3 карточки «портрет агрессивного ребенка; предмет для игры; надувные шары; краски; липкая лента; мяч.
Используемые источники:
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми;
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми;
- Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция;
- Сертакова Н. М.: Методическое пособие для родителей, педагогов ДОУ, специальных педагогов.
Краткий план:
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Разожми кулак (5 мин.)
3. Попроси игрушку (6 мин.)
4. Воробьиные драки (5 мин.)
5. Портрет агрессивного ребёнка (5 мин.)
6. Рассерженные шарики (4 мин.)
7. Маски (7 мин.)
8. Я могу защитить ... (5 мин.)
9. Дерево (5 мин.)
10. Подведение итогов (2 мин.)
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня, наше первое упражнение называется «разожми кулак».
2. Разожми кулак
Цель упражнения: создать условия для осознания возможности альтернативных способов поведения.
Разбейтесь на пары. Один из вас должен сжать руку в кулак, другой должен его разжать за 1-2 минуты. Теперь поменяйтесь местами и повторите упражнение заново.
Обсуждение: Кому из вас удалось выполнить данное упражнение? Каким способом?
Послушайте сказку «Солнце и ветер»: Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал спутник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан сильнейшим». И вот стал ветер дуть, очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.
Обсуждение: Как вы считаете, кто выиграл в этом споре и почему?
Всегда ли можно добиться победы силой? Как еще можно добиться своих целей?
Наша следующая игра называется "Попроси игрушку".
Попроси игрушку
Цель игры: обучить детей эффективным социально - одобряемым способам общения.
Разбейтесь на пары. Первый в паре должен держать в руках предмет (тетрадь, карандаш), который ему необходим, но он также нужен 2 участнику пары. Он будет просить его у тебя. Постарайся оставить предмет у себя и отдать его только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Задача второго игрока попросить предмет так, чтобы получить его. Затем игроки меняются ролями, и мы продолжаем игру.
Обсуждение: В каком случае было легче получить предмет? Когда вам действительно хотелось отдать предмет? Какие слова нужно было произносить, чтобы получить его?
Следующая наша игра называется «воробьиные драки».
4. Воробьиные драки
Цель игры: способствовать снятию физической агрессии у детей.
Разбейтесь на пары. Представьте себе, что вы драчливые воробьи. Для этого необходимо присесть, обхватив колени руками. Воробьи должны боком, подпрыгивая друг к другу толкаться. Тот воробей, который упадет или уберет руки со своих колен, выбывает из игры. Драка начинается и заканчивается по моему сигналу.
Обсуждение: Понравилась ли вам эта игра? Какими качествами нужно обладать, чтобы выиграть?
Следующее наше упражнение называется “портрет агрессивного ребенка”.
5. Портрет агрессивного ребёнка
Цель упражнения: формировать умение распознавать агрессивные качества личности.
Разделитесь на 3 подгруппы. Сейчас каждой подгруппе я выдам карточку «портрет агрессивного ребенка». Задача каждой подгруппы совместно выбрать черты, свойственные только агрессивным детям. Как только вы закончите, каждая подгруппа зачитает нам составленную характеристику.
Обсуждение: Почему вы выбрали именно эти черты? Чтобы вы могли добавить? Встречали ли вы агрессивных людей с вышеперечисленными качествами? Как лучше себя вести, если по отношению к вам проявляют агрессию.
Давайте перейдем к другому упражнению, называется оно «рассерженные шарики».
6. Рассерженные шарики
Цель упражнения: дать представление о накоплении и способах разрядки гнева.
Оборудование: надувные шары.
Надуйте шары и завяжите их. Представьте, что надутый шарик - это тело человека, а воздух в нем - это чувства гнева и раздражения.
Обсуждение: - Что случается, когда чувства… переполняют человека?
- Может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?
- Теперь с силой надавите на шар. Что случится с шариком?
- Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?
- Что вы почувствовали, когда шар взорвался? (страх). Это безопасный способ выражения гнева?
Теперь надуем другой шар, но не завяжем. - Держите шарик крепко в руке и не выпускайте воздух. Помните, шарик – человек, воздух – чувства гнева и раздражения. - А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Что случилось с шариком? (сдулся, стал меньше) Можно такой способ выражения гнева считать более безопасным? (Да) Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?
Следующее упражнение «маски», поможет выплеснуть накопившийся гнев.
7. Маски
Цель упражнения: обучить и предоставить детям возможность выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме.
Оборудование: краски, бумага, липкая лента.
Сейчас я раздам вам бумагу, ножницы, краски. Ваша задача сделать страшные (агрессивные) маски. После того как вы закончите делать маски, оденьте их на себя и изобразите агрессивность. Можно даже побегать и потанцевать «дикие» танцы. По моей команде - маски снимаются, вы беретесь за руки и улыбаетесь друг другу.
Обсуждение: Давайте подведем итоги. Чья маска получилась наиболее агрессивной? Давайте выберем победителя путем голосования.
Следующая игра называется «Я могу защитить...»
8. «Я могу защитить...»
Цель игры: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Сейчас мы все становимся в круг. В процессе и игры я буду бросать кому-либо из вас мяч. Тот, у кого в руках оказывается мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить..., потому что...». И бросает мяч любому из игроков. Итак, начали...
Обсуждение: Понравилась ли вам эта игра? Узнали ли вы что-то новое о своих товарищах? Чему она учит?
Следующее упражнение (на саморегуляцию) называется «дерево». Оно научит вас управлять своими эмоциями.
9. Дерево (на саморегуляцию)
Цель упражнения: научить детей управлять своими эмоциями, а также снять напряжение.
Встаньте в круг на некотором расстоянии друг от друга. Постарайтесь, как можно сильнее надавить пятками на пол. Руки сожмите в кулачки, крепко стисните зубы. Представьте себе: «Вы - могучее, крепкое дерево, у вас мощные корни, и никакие ветра вам не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «скребут кошки», хочется плакать или драться, станьте могучим и крепким деревом, скажите себе, что вы сильный, у вас все получится, все будет хорошо. Это поза уверенного человека». Возьмите друг друга за руки и поднимите их вверх, продолжая давить пятками на пол. Повторяйте за мной: «мы вместе - великая сила. Одинокому дереву тяжело в ненастье. Намного легче устоять целой роще. Вместе нам не страшны никакие невзгоды». Теперь резко встряхните руками и расслабьтесь. Упражнение законченно.
Обсуждение: Чему учит это упражнение? Изменилось ли ваше настроение после него?
10. Подведение итогов урока
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чему вы научились? Какое упражнение понравилось больше остальных? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.
В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения...
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста...
Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста....
СЦЕНАРИЙ открытого занятия игры - путешествия «Страна Здоровья» для детей младшего школьного возраста
Цель мероприятия воспитывать у детей стремление быть здоровым....
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...